«Декоративная композиция»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Изобразительное искусство. 1 класс.

Урок №8. «Декоративная композиция»

Вопросы:

  1. Что такое Холуй?
  2. Что такое Мстёра?
  3. Что такое Вырезанка?
  4. Как художники и народные мастера изображали зимних сказочных персонажей?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativnaya_kompozitsiya.docx378.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Изобразительное искусство. 1 класс.

Урок №8. «Декоративная композиция»

Вопросы:

  1. Что такое Холуй?
  2. Что такое Мстёра?
  3. Что такое Вырезанка?
  4. Как художники и народные мастера изображали зимних сказочных персонажей?

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Наша русская зимушка-зима в полном разгаре. Это красивейшее время года описывал в своих стихах Федор Иванович Тютчев:

«Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит»

Русский поэт видел в зимней поре что-то удивительное, что-то сказочное и волшебное.

Как будто дед Мороз или Волшебница Зима приложили свои силы, чтобы создать всю эту окружающую нас красоту.

А вы, выходя на улицу, чувствуете, что оказались в настоящей сказке?

«Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда.

Богат я, казны не считаю,

А все не скудеет добро

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро»

Так описывал зиму Николай Некрасов в своем произведении «Мороз красный нос».

Действительно, красавицей зимой не переставали, вдохновляться художники и поэты.

Давайте посмотрим на произведения народных мастеров лаковой миниатюры.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3726/20220811160056/OEBPS/objects/c_izoi_1_8_1/78161c4d-d77d-4bda-9ad2-9c93547daae1.png

Это произведение называется «Снегурочка и снегири» мастера Холуйской миниатюры. Холуй - это народный промысел, появившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3726/20220811160056/OEBPS/objects/c_izoi_1_8_1/dd610fec-44a2-47b2-a9a3-04bdc2f7f130.png

А сейчас вы видите произведение «Снегурочка» мастера из поселка Мстёра Владимирской области. Данное произведение тоже является лаковой миниатюрой.

Просто изумительно, как народные мастера в своих работах передали красоту и изящество зимней сказки!

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3726/20220811160056/OEBPS/objects/c_izoi_1_8_1/b4c3f3ab-84b2-473a-ae12-bb1bbec26bf4.png

А теперь давайте посмотрим на зимнюю сказку под названием «За каменкой» в исполнении Татьяны Мавриной.

Обратите внимание, на ее полотне вырос целый сказочный город с людьми, катающимися с горы, с башенками церквей, и, конечно же, морозными узорами.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3726/20220811160056/OEBPS/objects/c_izoi_1_8_1/c5537022-1a67-4eba-9e9c-619913ddf431.png

А теперь посмотрите, как Татьяна Маврина изобразила сказочный теремок в графике. Несмотря на то, что в работе отсутствует какой-либо яркий цвет, терем выглядит празднично и нарядно!

Перед вами еще один интересный образ сказочного дома, выполненный народным мастером.

Такой вид декоративно-прикладного искусства называется «Вырезанка»- симметричное изображение, вырезанное из бумаги.

Выглядит как настоящее кружево, только из бумаги.

Подумайте, как выглядит дом, в котором живет ваш любимый сказочный герой.

Тезаурус основных понятий:

Вырезанка – изображение, вырезанное из бумаги.

Холуй, мстера - лаковая миниатюра, исполняется темперой на папье-маше.

Задание №1

Текст задания: Подпишите название видов изобразительного искусства.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3726/20220811160056/OEBPS/objects/c_izoi_1_8_1/39437c05-2beb-4653-92c8-f05b1fee1379.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3726/20220811160056/OEBPS/objects/c_izoi_1_8_1/b18c65ed-71f3-4c98-b392-1bd7042d1ec8.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3726/20220811160056/OEBPS/objects/c_izoi_1_8_1/aef0b7ef-992d-46d6-beb6-219c1f55ad95.png

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Правильные ответы:

Декоративно-прикладное искусство:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3726/20220811160056/OEBPS/objects/c_izoi_1_8_1/b8cb3c72-7ad9-40b4-8633-148c3d6e0603.png

Графика:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3726/20220811160056/OEBPS/objects/c_izoi_1_8_1/d5cf1a70-3969-4168-8b95-b8779e342ccd.png

Живопись:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3726/20220811160056/OEBPS/objects/c_izoi_1_8_1/6e184e97-4939-4d0c-a2cb-e02f7c890b16.png

Задание №2:

Текст задания: Выберите правильный ответ.

_____________ это народный промысел, появившийся в Ивановской области.

Варианты ответов:

Холуй

Палех

Мстёра

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Правильный ответ: Холуй

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 160 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 1 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 48 с.

Интернет-ресурсы:

• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Источник: Источник: Изобразительное искусство. Российская электронная библиотека https://resh.edu.ru/subject/lesson/3726/conspect/326238/

Автор: Багатырева Мадина Виситовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 4 классе Тема: "Декоративные композиции из нитяных колец"

Урок  технологии по изготовлению декоративной композиции из нитяных колец....

Урок изобразительного искусства в 3 классе "Декоративная композиция по мотивам гжельской майолики "

Этот материал мы использовали для урока ИЗО в 3 классе. В этот день уроки были сокращены до 30 минут и времени работать с красками стало катастрофически мало!!! Вместо красок нам пришлось воспользоват...

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА. СЮЖЕТНО-ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ: КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР И СВЕТ

Поурочная разработка по изобразительному искусству для 3 класса...

План-конспект урока по изобразительному искусству, 2 класс, УМК "Школа России", тема: "Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров"

Цели деятельности учителя:  ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки;Планируемые результатыПредметные:способствовать формированию представления о героическом ...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок" (2 класс).

Цели деятельности учителя:формирование эмоционально-ценностного восприятия учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянин, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространс...

Технологическая карта урока изобразительного искусства: «Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски»(УМК "Перспектива,2 класс)"

Тема урока: «Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: Формирование ценностного отношения к традициям разных народов мир...