Урок изобразительного искусства в 3 классе "Декоративная композиция по мотивам гжельской майолики "
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Гирш Галина Юрьевна

Этот материал мы использовали для урока ИЗО в 3 классе. В этот день уроки были сокращены до 30 минут и времени работать с красками стало катастрофически мало!!! Вместо красок нам пришлось воспользоваться сухим материалом: карандаши, мелки, фломастеры. Ребята с удовольствием совместили и карандаши и фломастеры. После чего все работы были сданы. Из работ в классе мы организовали не большую выставку посуды с росписью в стиле «Гжель». Получилась интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока20.37 КБ
Файл Доп.информация16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Этот материал мы использовали для урока ИЗО в 3 классе. В этот  день уроки были сокращены до 30 минут и времени работать с красками стало катастрофически мало!!! Вместо красок нам пришлось воспользоваться сухим материалом: карандаши, мелки, фломастеры. Ребята с удовольствием совместили и карандаши и фломастеры. После чего все работы были сданы. Из работ в классе мы организовали не большую выставку посуды с росписью в стиле «Гжель». Получилась интересно!

Творческая работа: Упражнения на повтор элементов узора за мастером и эксперимент на растяжение цвета. Нарисуй силуэт декоративной настенной тарелки и укрась ее форму природными мотивами гжельской майолики.
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам гжельской майолики (цветные карандаши и /или фломастеры).
     
Основные цели и задачи урока
1. Раскрыть красоту и функциональность гжельской майолики. Ввести в активный словарь школьников термины и понятия: керамика, майолика.
2. Формировать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений мастеров гжельской майолики, умевших в своем искусстве объединить наблюдения и впечатления от городской и деревенской жизни, архитектуры, живописи.
3. Развивать у учеников навыки рисования кистью, получения растяжения цвета в сюжетах по мотивам гжельской майолики.
     

Примерный ход урока

1. Путешествие в «машине времени»: Гжель 230 лет назад. Майолика XVIII в.
2. Освоение детьми на практике палитры и природных мотивов мастеров гжельской майолики .
3. Рисование карандашами по мотивам пейзажа майолики Гжели .

4. Итоги: сравнение работ, выполненных третьеклассниками на данном уроке и предыдущем и посвященных образу родной природы, формулирование вместе с учащимися вывода о том, что истоки различных художественных произведений едины.
      Не забываем напомнить о связи выполненной третьеклассниками композиции с уроками художественного труда.
      Главная цель предлагаемой игры-путешествия — организовать коллективное творчество детей так, чтобы помочь им представить разнообразный мир образов гжельской керамики. К сожалению, у многих взрослых со словами «гжельская керамика» ассоциируется лишь образ сине-белого современного фарфора. Многим современникам не знакомы достижения мастеров Гжели XVIII—XIX вв. Поэтому так важно заронить в детские души интерес к Гжели — родине русской керамики, к творчеству мастеров, обращавшихся почти ко всем керамическим материалам и добивавшихся самого высокого художественного уровня на протяжении многовековой истории развития промысла.

Путешествие в стародавнее время, в XVIII в., начинается с рассказа о том, что в ту далекую пору люди пользовались посудой с многоцветной росписью по белому фону, получившей название «майолика». Предлагаем полюбоваться необычной формой посуды. Быстрее всего учащиеся узнают кувшин. Но их очень удивляет сосуд, у которого есть ручки, носик, крышка, стоит он на ножках-лапках. Тулово сосуда не округлое, как у кувшина, а плоское. Настоящий диск, а в центре — отверстие! Оказывается, что эта посудина — «родня» кувшину. В таком сосуде хранили и подавали квас, поэтому и назывался он квасником. Необычную форму такого сосуда придумали мастера Гжели. А поиск ее начался с русской глиняной фляги. Теперь можно рассмотреть и лепные украшения на сосудах, и их роспись. В ней мы видим всего четыре краски: желтую, зеленую, коричневую и синюю. Цветов немного, но как живописны различные сюжеты: дома-терема с затейливыми башенками, высокими крышами, увенчанными трубами, из которых вьется дымок. А как много птиц среди кустов и деревьев!

Краткий справочный материал

Квасник. Сосуд, в котором подают квас. От кумгана он отличается лишь круглым сквозным отверстием в центре тулова, получившим вид кольца.
      
Керамика. От греческого слова «керамос» — глина — произошло название предместья Афин, где жили гончары, — Керамик, а отсюда уже и само слово «керамика»: изделия из обожженной глины. (Энциклопедический словарь юного художника / сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М., 1983. — С. 179.)
      
Кумган. Кувшин с носиком, ручкой и крышкой.
      
Майолика. Керамический материал. Черепок изделий пористый, грубый, цветной, чаще розово-желтый. Покрывается белой эмалью — стекловидным, непрозрачным, относительно толстым слоем. Роспись производится по еще не просохшей эмали.
      
Полуфаянс. Керамический материал. Черепок изделий пористый, грубый, сероватый, изредка белый. Покрывается глазурью, реже эмалью. Роспись обычно синего цвета, подглазурная или надглазурная.
      
Фарфор. Керамический материал. Черепок плотный, белый. Изделия покрываются красками надглазурными и подглазурными. Фарфор вобрал в себя лучшие качества, свойственные всем другим керамическим материалам. Просвечивающий, белоснежный, легкий, прочный, способный принять тончайшую живопись, фарфор многие столетия пленял воображение гончаров всех стран. Словом «фарфор» обозначают и изделия из этого материала. (Салтыков А. Б. Русская народная керамика / А. Б. Салтыков. — М., 1960. — С. 8.)
      
Из истории керамики Гжели: рождение искусства майолики. Расцвет гжельской майолики приходится на 70—80-е гг. XVIII столетия, а в 90-х гг. уже начался ее упадок.
      Искусство майолики, создававшееся на русской почве деревенскими мастерами с их народным мировосприятием, приобрело совсем иной характер, нежели искусство майолики европейской. Если, например, знаменитая итальянская майолика эпохи Ренессанса заимствовала сюжеты росписи в живописи и графике своего времени и служила декоративным целям (большие вазы, огромные блюда, барельефы), то гжельская имела, как правило, утилитарные формы, свойственную народному искусству плоскостную, с яркими цветовыми пятнами манеру росписи. Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды. Однако в народе всегда жила потребность в нарядных, ярких художественных изделиях. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить ее яркими красками. Так появились в Гжели изделия, принесшие ей всемирную славу, — это квасники (сосуды для кваса, пива), кумганы, декоративные настенные тарелки, кувшины в виде двуглавых орлов.
      Кумганы и квасники не только являются специфически гжельскими изделиями, они наиболее интересны по своеобразию форм и мастерству исполнения.
      Дисковидное тулово с отверстием в середине (квасник) или без него (кумган), широкое ребро, поддерживаемое четырьмя львиными лапами, вытянутая шейка с широким венцом, оканчивающимся выпуклой крышкой, изящно изогнутый носик, затейливая ручка из закрученных стеблей — характерные детали гжельских сосудов. Несколько десятков таких квасников и кумганов, сохранившихся до наших дней, неизменно вызывают чувство удивления оригинальностью формы, декоративностью, несхожестью с сосудами для напитков у других народов. Их форма рождена фантазией гжельских мастеров, которые в десятках вариантов воспроизвели известную форму русской глиняной фляги, придав ей бóльшую объемность и дополнительные элементы в виде носика, ручки, горла и изменив конфигурацию ножек.
      Гжельские гончары не ограничивались поисками новой формы, в иных случаях они дополняли ее скульптурными фигурками. Именно в соединении посудной формы и круглой скульптуры и заключена прелесть гжельской художественной майолики, это одна из ее характерных особенностей.
      Столь же оригинальна и роспись на кумганах и квасниках. Сюжеты ее не заимствованы из литературных или живописных источников. Каждая «картинка» на гжельской посуде — результат творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьем художника, объединяющего в своем искусстве наблюдения и впечатления от городской и деревенской жизни, архитектуры, живописи.
      Гжельские майоликовые росписи — это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль темной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зеленой, желтой, коричневой и синей красками. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий их мир.
      Чаще других изображений на гжельских квасниках и блюдах встречаются архитектурный пейзаж и мотивы природы: растения, животные, птицы. Особенно птицы. Они изображались в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими, взлетающими, порхающими, устроившимися на ветвях, оглядывающимися назад (птицы-оглядыши). Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.



Предварительный просмотр:

Широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст» и расположенных примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас куст входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь ту глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить те же волости крестьянам, как же глина в Аптекарский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

К 1812 году в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства. "Гжельская роспись. Роспись блюдца"

Урок изобразительного искусства "Гжельская роспись. Роспись блюдца" предназ начен для проведения в 4 классе....

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе на тему "Гжельская майолика"

Тема: «Родные края в росписи гжельской майолики» Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами.Плани...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя:  формирование представлений и знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами.Планируе...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Родные края в росписи гжельской майолики» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с керамическими произведениями гжельской майолики.Задачи урокаДидактические:- познакомить с гжельской майоликой;- научить способам выполнения росписи.Разв...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Фантазируй волшебным Гжельским мазком"(УМК "Перспектива", 2 класс)

Тема урока: «Фантазируй волшебным Гжельским мазком (изображение зимнего пейзажа)»Тип урока: закреплениеЦель урока: обобщение знаний учащихся о Гжельском мазке; изображение приемами гжельск...

Технологическая карта урока изобразительное искусство УМК "Перспектива" 2 класс "Фантазируй волшебным гжельским мазком"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока «Фантазируй волшебным гжельским мазком»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий по формир...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Гжельская роспись" (3 класс)

Цель урока: формирование изобразительных способностей учащихся в процессе выполнения гжельской росписи.Планируемые результаты:Предметные:Приобретать знания о значении и назначении народного промысла в...