Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Технологическая карта урока изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России», программа Б.М. Неменского). Тема урока «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии». Тип урока - урок открытия нового знания (ОНЗ). Цель урока: формирование художественного образа пейзажа на основе зрительного восприятия изображений японской природы. На уроке обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как сакура, хоккее, монохромность, иероглиф, суми-ё. При помощи планшетных компьютеров осваивают технику монохромного рисования –суми-ё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ИЗО по ФГОС, технология СДП | 45.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Изобразительное искусство | ||||||||||
Класс | 4 класс | ||||||||||
Учитель | Свечникова Светлана Борисовна | ||||||||||
УМК | Школа России | ||||||||||
Учебник | Б.М. Неменский. Изобразительное искусство. 4 класс | ||||||||||
Тема урока | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | ||||||||||
Тип урока | Урок открытия нового знания (ОНЗ) | ||||||||||
Цели урока | Образовательная: Формирование художественного образа пейзажа на основе зрительного восприятия изображений японской природы, формирование знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Воспитательная: Формирование эстетического вкуса, интереса к иной и необычной художественной культуре. Развивающая: Развитие живописных и графических навыков. | ||||||||||
Планируемые результаты | Предметный результат | Личностный результат | Метапредметный результат | ||||||||
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Понимать особенности изображения и украшения в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор). Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. | —толерантно принимать разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций Японии; — обрести художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства. | — принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; —освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; — овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | |||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | |||||||||||
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и виды работы | Оборудование | УУД, формируемые у учащихся | ||||||
у учителя | у учащихся | ||||||||||
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Входит в класс и произносит фразу на японском языке: КОНИШУА. Как вы думаете, на каком языке я с вами поздоровалась? | Определяют язык, на котором поздоровался учитель - японский | Проблемный диалог. | Личностные: эмоционально-ценностное отношение к теме Регулятивные: целенаправленно слушать учителя. Коммуникативные: слушать учителя; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём он говорит. | |||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | |||||||||||
Актуализация знаний учащихся о Японии, выявление уровня владения информацией о стране. | Что вы знаете о Японии? | Рассказывают о Японии: -страна высоких технологий; -Токио – столица Японии; -Сакура – символ Японии -Иероглифы – это японские буквы | Воспроизведение и фиксация имеющихся знаний. | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительнойформе Личностные: формировать потребность к творческой деятельности Регулятивные: адекватно оценивать свои знания Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи информации; | |||||||
Учитель показывает Японию на политической карте мира. - Япония находится в восточной части света. Это страна восходящего солнца, зеленых гор и морских заливов. | Рассматривают политическую карту мира, слайды презентации, слушают японскую музыку | Подготовка мышления учащихся к построению нового способа действий. | Политическая карта мира, слайды компьютерной презентации с видами Японии, сопровождаемые японской народной музыкой | ||||||||
3. Выявление места и причины затруднения. | |||||||||||
Организовать деятельность по выявлению особенностей японской живописи | Учитель на японском языке читает стихотворение. -Вы поняли, о чем это стихотворение?
-Послушайте его перевод: «Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету.»
Как вы понимаете смысл этого стихотворенья? В чем необычность этого стихотворенья? Такие короткие нерифмованные стихи из трех строчек в японской поэзии называются хокку (вывешивает табличку со словом «хокку»). | Слушают японское стихотворение. Определяют главную мысль стихотворения: бережное отношение друг к другу, к природе, к каждому живому существу на земле. Выявляют необычность этого стихотворения: маленький размер (всего три строчки), отсутствие рифмы. Усваивают новое понятие: хокку - в японской поэзии короткие нерифмованные стихи из трех строчек. Делают вывод: размер хокку очень мал, но смысл, заключенный в них, велик. | Эвристическая беседа. | Фонограмма японской народной музыки, слайд презентации с переводом стихотворения, табличка со словом «хокку» | Познавательные: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации Личностные: положительное отношение к к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, положительное отношение, интерес и уважение к другим народам Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: -вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания | ||||||
Читает следующее хокку: «Цветы дикой вишни, Разве не пышен их убор? Из всех людей на свете нет ближе, чем братья родные.» Какое дерево воспевается в этих двух хокку? Цветущая вишня сакура – символ Японии. Вывешивает на доску карточку со словом «сакура». | Сравнивают два хокку, выделяют общее. Усваивают новое понятие: сакура, цветущая вишня – символ Японии. | Эвристическая беседа. | Карточка со словом «сакура», слайд презентации с изображением сакуры | ||||||||
Не только поэты, но и художники вдохновлялись красотой японской природы. Рассмотрите картины японских художников и определите их жанр. Что изображают японские художники в своих пейзажах? Какие цвета преобладают в картинах? Прием использования минимального числа красок называется монохромность. Вывешивает слово. Японцы считали, что монохромное изображение требует большего напряжения сил, вдохновения, чем цветное и приучает к дисциплине. | Рассматривают картины японских художников. Определяют их жанр: пейзаж. Анализируют содержание картин: художники изображают деревья, горы, реки, человек изображен маленьким. Рассуждают о цветовой гамме картин: мало цветов, преобладают белый, серый, голубой, зеленый. Усваивают новое понятие «монохромность» - прием использования минимального числа красок. | Анализ художественных произведений. | Слайды презентации с картинами японских художников, карточка со словом «монохромность» | ||||||||
Чем еще украшали художники свои пейзажи? Вывешивает карточку со словом «иероглиф». Иероглифы – это японские буквы-картинки с особым значением.. Показывает иероглифы и раскрывает их значение. | Рассматривают картины и находят еще одно средство украшения – иероглиф. Усваивают понятие «иероглиф»: японские буквы-картинки с особым значением. Рассматривают иероглифы и делают вывод: Иероглиф мал, но несет в себе много смысла. | Поиск информации, заключенной в картинах японских художников. | Карточка со словом «иероглиф». Слайда презентации с изображением иероглифов с их значением | ||||||||
В чем, по-вашему, тайна японского искусства? | Раскрывают тайну японского искусства: тайна искусства Японии состоит в том, чтобы всмотреться в привычное - и увидеть неожиданное, всмотреться в простое –и увидеть сложное, всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое. | Анализ полученной информации, формулировка вывода. | Слайд презентации с выводом: «Тайна искусства Японии состоит в том, чтобы всмотреться в привычное - и увидеть неожиданное, всмотреться в простое –и увидеть сложное, всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое» | ||||||||
Догадайтесь, что мы будем изображать сегодня? | Определяют тему урока: японский пейзаж. | Формулировка темы и цели урока. | |||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. | |||||||||||
Наметить план работы над японским пейзажем | Предположите, с чего начнем работу.
| Высказывают предложения о ходе работы: подготовить фон для рисунка, продумать сюжет рисунка, перенести рисунок на фон, украсить рисунок иероглифом. | Выбор способа построения нового знания | Познавательные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи. Личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | |||||||
5. Реализация построенного проекта. | |||||||||||
Усвоение учащимися нового способа действия. Изучение особенностей японской техники изображения – суми-е. | Подготовим фон для рисунка: затонируем лист бумаги. Инструкция по затонированию: 1. Расположим лист горизонтально. Для работы используем широкую кисть. 2. Затонируем лист бумаги градиентной заливкой от центра. Цвета: желтый, оранжевый, красный, бордовый, фиолетовый. | Организуют рабочее место. Тонируют лист бумаги по инструкции | Действия по инструкции | На слайде презентации пошаговая инструкция по тонированию листа бумаги | Альбом для рисования, акварельные краски, кисти, баночка с водой | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Личностные: получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Регулятивные: выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. Коммуникативные: преобразовывать информацию, полученную в словесной форме в форму рисунка | |||||
Сейчас мы изучим японскую технику рисования суми-ё – монохромное рисование. (вывешивает табличку со слвом «суми-е») Япония – страна высоких технологий, поэтому сделаем это на планшетах. Инструкция по работе с планшетом: Включим планшет. Разблокируем экран. Кликнем приложения. Найдем приложение суми-ё, откроем его. Сколько цветов в данной технике? (3) Возьмем кисть с черной краской. Начинаем кончиком кисти рисовать ветку сауры: нажим-потянуть-оторвать. | Усваивают понятие «суми-е». Рисуют ветку сакуры в приложении планшета. | Действия по инструкции | Карточка со словом «суми-е», демонстрационный планшет. | Индивидуальные планшеты | |||||||
Рисуем маленькие ветки: нажим-потянуть-оторвать. Рисуем центр цветов, возбмем кисть с серой краской: нажим-вращение. Рисуем лепестки, возьмем кисть с красной краской: нажим-поворот. Прорисуем тычинки цветков: нажим-оторвать. Молодцы. Покажите друг другу, что у вас получилось. | |||||||||||
Вспомните, что изображали японские художники в своих пейзажах. Визуализирует образы на педагогическом рисунке: 1. Проводим линию горизонта. От нее изображаем дальний берег. 2. Прерывистыми волнистыми линиями изобразим тени на воде. 3. На дальнем берегу можно изобразить горы. 4. На ближнем берегу изобразим одинокое дерево с причудливыми ветвями. 5. Изобразим крону дерева. 6. Выберем иероглиф и перенесем его на пейзаж. | Вспоминают сюжеты пейзажей японских художников: горы, реки, леса, цветущая сакура. В диалоге с учителем визуализируют сюжет пейзажа. Выбирают иероглиф для украшения картины. | Выдвижение и обоснование гипотез по сюжету картин. Фиксация действий в обобщенном виде. | Педагогический рисунок, акварельные краски, кисти. | ||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |||||||||||
Усвоение учащимися нового способа действия | Повторим этапы работы над японским пейзажем. Расскажите друг другу, как вы будете работать, что хотите изобразить? | Повторяют этапы работы над японским пейзажем и проговаривают их своему соседу по парте. | Работа в парах: проговаривание алгоритма действий. | Познавательные: осознавать познавательную задачу; - делать обобщения, выводы Личностные: получать первоначальные навыки сотрудничества со сверстниками Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с) необходимые действия, операции Коммуникативные: слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. | |||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |||||||||||
Организация самостоятельного применения нового знания в изображении японского пейзажа | А сейчас создадим образ японского пейзажа с использованием элементов техники суми-ё красками на листе бумаги. Учитель индивидуально консультирует учащихся в ходе выполнения работы. | Самостоятельно изображают японский пейзаж в соответствии с намеченным планом. | Индивидуальное применение нового знания. | Фонограмма японской народной музыки. | Акварельные краски, кисти | Познавательные: -осознавать познавательную задачу; - использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в изобразительной форме. Личностные: - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе Регулятивные: - действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем | |||||
8. Включение в систему знаний и повторение. | |||||||||||
Повторение и закрепление ранее изученного | Украсьте свои работы иероглифом, который вы выбрали. | Копируют иероглиф со слайда презентации на свой рисунок. | Индивидуальная работа по эталону. | Слайд презентации с изображением иероглифов с подписью их значений | Познавательные: понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; Личностные: интерес и уважение к другим народам Коммуникативные: умение слушать друг друга. | ||||||
Подпишем свои работы по-японски. Напишите свое имя так, как оно будет звучать по-японски, воспользуйтесь карточкой-помощницей (Приложение 2). | Кодируют свое имя, как бы оно звучало по-японски. | Индивидуальная работа со звуковыми моделями. | Карточки-помощницы | ||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||||||||||
Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности. | Итак, ребята, вы славно потрудились. Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой? Достигли мы цели? | Называют тему и цель урока. Определяют степень достижения цели. | Соотнесение цели и результатов своей учебной деятельности и фиксация степени их соответствия. | Познавательные: умение обобщать полученные знания Личностные: формирование собственного отношения к изучаемому Регулятивные: умение формировать самооценку, самоконтроль. Коммуникативные: признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. | |||||||
Давайте начнем наш маленький фестиваль любования японскими пейзажами. | Обсуждают работы, значение иероглифов, произносят свои имена по-японски. | Выставка рисунков. | Подставка для организации выставки рисунков | ||||||||
А сейчас небольшой тест (Приложение 1). Тест на карточках: Соедините стрелками определения с их значениями. Проверка: Что такое сакура? Что такое хокку? Что такое монохромность? Что такое суми-ё? Что такое иероглиф? | Выполняют тест. Осуществляют самопроверку. | Тестирование. Самопроверка. Самооценка. | Карточка-тест | ||||||||
Наш урок окончен. Мне было приятно с вами работать. Выразите свое настроение кратко, по-японски, одним словом. | Выражают свое настроение после урока одним словом: интересно, необычно, красиво и т.д. | Индивидуальное эмоциональное выражение своего впечатления. |
Приложение 1. Тест
Сакура | короткие нерифмованные стихи из 3-х строчек | |
Хокку | цветущая вишня | |
Монохромность | буквы-картинки | |
Суми-ё | прием использования минимального количества красок | |
Иероглифы | техника рисования черной краской |
Приложение 2. Карточка –помощница.
Напиши своё имя на японском: | |||
А - ка | З - з | П –но | Ц –ми |
Б - зу | И - ки | Р –ши | Ч - кэ |
В - ру | К - мэ | С – арии | Ш,Щ -хи |
Г -жи | Л - та | Т - чи | Ь,Ъ, Ы -зук |
естД - тэ | М - рин | У -до | Э - мэй |
Е -ку | Н -то | Ф - лу | Ю - фу |
Ж -су | О - мо | Х -ри | Я - на |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"
Цели:Образовательные:-познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;-учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;формировать умение вы...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
Урок изобразительное искусство класс 4. Тема:"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Технологическая карта урока ИЗО,4 класс,УМК Школа России...
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Дети с помощью техник пуатилизм и выдувание рисовали ветку сакуры...
Урок изобразительного искусства в 4 классе " Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии."
План урока изобразительного искусства. Это первый урок знакомства с культурой Японии, её особенностями....
«Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»
Эта конспект поможет при проведении урока по изо в 4 классе по теме "Япония"...
Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»
Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры» на уроке обучающиеся знакомятся с традициями и обычаями Япо...