Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Твои Игрушки» (3 класс, УМК «Школа Неменского»)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Тема урока «Твои Игрушки»

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о народных художественных промыслах России.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Сформировать представление о народных художественных промыслах России;
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  2. Расширить представления о красоте народных художественных промыслах России.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  2. Повышать мотивацию обучающихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с народными промыслами России.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 20.09.24

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.

Челябинска»

Класс:

Урок: 3

Время: 15:50-16:30      Кабинет: 203

Студент: Лужинская Елизавета Николаевна

Группа: 41

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Твои Игрушки»

 Тип урока: урок «открытие» нового знания

 Цель урока: формирование представлений о народных художественных промыслах России.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Сформировать представление о народных художественных промыслах России;
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  2. Расширить представления о красоте народных художественных промыслах России.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  2. Повышать мотивацию обучающихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с народными промыслами России.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

УМК: «Школа Неменского», учебник: Изобразительное искусство: 3 класс. Неменская Л. А., презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля

Содержание урока

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15  сек.

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут – Елизавета Николаевна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

- Проверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем.

Дети проверяют готовность к уроку.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация, слайд №1

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2мин.

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний.

- Ребята, сегодня мы с вами начнём изучать новый раздел, название которого вы можете увидеть на экране. Прочитайте, как звучит наш раздел.

- Верно. Ребята, а как вы понимаете это название? О чём сегодня мы будем говорить?

- Отлично. Главные герои нашего урока окружают нас с детства. Но и вырастая, мы не забываем про них. О чем идет речь?

- Верно!

- «Искусство в твоём доме»

Ответы детей.

- Об игрушках.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация, слайд №2

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель в занимательной форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач.

- Вспомните, какие бывают игрушки? Из чего сделаны?

- Как вы думаете, как будет звучать тема урока?

- Вы правы, тема урока звучит так: «Твои игрушки».

- Итак, любая деятельность без цели бессмысленна, поэтому предположите цель сегодняшнего урока. Для этого нам помогут слова подсказки, которые представлены на экране: «Познакомиться…и выполнить…».

- Тема: «Твои игрушки».

- Цель: познакомится с видами игрушек народных промыслов и выполнить творческую работу.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения.

Презентация, слайд №3, №4, №5, №6

IV. Открытие нового знания

10-12мин.

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его

выполнению

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует проблемную беседу по открытию нового знания.

- Сегодня, ребята мы поговорим об игрушках, но необычных, а народных. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов.

- Ребята, посмотрите, на экран, на нём представлены выставка игрушек. Какие игрушки есть у нас на выставке в классе? Они чем отличаются друг от друга?

- Давайте узнаем о них побольше. Первое наше знакомство с Дымковской игрушкой. Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. Почему эти игрушки называют Дымковские? 

- Совершенно верно, я хочу сейчас вам показать интересную историю, которую мне показала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.

(демонстрация видеофрагмента из ОМС модуля «Глиняные игрушки. Дымковская игрушка»)

- Итак, какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

- Кого изображает мастер? Что делает игрушку красивой? Какие краски использует? Во что одевает героев?

- Какие цвета брали для росписи игрушек? 

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

- Ребята, а кто мне напомнит, что такое орнамент и какие бывают виды?

- Отлично, а какой вид орнамента используют в дымковской игрушке?

- Совершенно верно! У нас на уроке есть еще одна игрушка. Чем она отличается от Дымковской?

- Как она называется? У неё тоже есть своя история. Давайте ее послушаем.

(демонстрация видеофрагмента из ОМС модуля «Глиняные игрушки. Филимоновская игрушка»)

- Какая характерная отличительная особенность у Филимоновской игрушки? 

- Кого изображает мастер? Что делает игрушку красивой? Какие краски использует? Во что одевает героев?

- А какой вид орнамента используют в филимоновской игрушке?

- Какие цвета брали для росписи игрушек?

Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полоски.

- Чем отличаются дымковские и филимоновские игрушки?

- Правильно!

Внимательно слушают учителя.

Ответы детей.

- По месту их рождения - они из слободы Дымково.

Смотрят видеофрагмент.

- Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

- Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- Орнамент – это узор с повторяющими элементами. Виды орнамента: геометрический, зооморфный, растительный.

- Геометрический орнамент.

- Формой, узором, цветом.

- Игрушки почти всегда со свистом - свистульки. Силуэт легкий, устремленный ввысь. Любимые ее цвета – интенсивный красный и малиновый

Отвечают на вопрос.

- Геометрический (точки, линии, круги, полоски).

- Желтый, красный (малиновый), зеленый, иногда темно-синий.

- Филимоновские игрушки очень просты и условны по форме, орнамент очень простой, обычно полоска в розово-желто-зеленой гамме, и в отличии от дымковской игрушки.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Презентация, слайд №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13

V.Первичное закрепление во внешней речи

1мин.

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его.

- Итак ребята, сейчас мы с вами сами попробуем изобразить элементы орнамента дымковской и филимоновской игрушки.

- Но сначала скажите, какая главная задача стоит перед вами на сегодняшнем уроке?

- Правильно, а сейчас я предлагаю вам размять свои глазки. На экране появиться видео с упражнениями для глаз, ваша задача выполнить представленные упражнения.

Внимательно слушают задание.

- Изобразить узоры дымковской или филимоновской игрушки.

УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции.

Динамическая пауза

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Индивидуальная

Самостоятельно рисуют

Индивидуальная работа под музыкальное сопровождение.

- Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской и филимоновской игрушки. Но они мне передали не завершённые работы и просили меня, чтобы я их передала вам. Сейчас я раздам вам шаблоны: 1 вариант будет выполнять узоры дымковской игрушки, а 2 вариант - филимоновской игрушки. Вам необходимо их завершить. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе?

- Отлично, я уверена, что ваши узоры будут прекрасны и интересны. На протяжении вашей работы я включу тихую и спокойную музыку.

- А теперь можете приступать к работе.

Приступают к работе.

Показывают «+».

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Презентация, слайд №14

VII. Включение в систему знаний

1мин.

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- Ребята, я считаю до трёх, и мы перестаём работать.

- Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили.

- Какие игрушки мы с вами сегодня разрисовывали?

- Верно, а что интересного вы узнали о дымковских игрушках?

- Отлично, а что можете сказать о филимоновских игрушках?

Заканчивают работать.

Отвечают на вопросы.

- Дымковская и филимоновская.

 Отвечают на вопросы.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация, слайд №15

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует выставку всех работ учащихся.

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.

- Давайте покажем наши работы друг другу. Для этого первый ряд выйдет к доске, а второй и третий ряд оценит работы ребят по критериям.

- На экране появились критерии оценивания: аккуратность, цветовое решение, композиция.

- Итак, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему?

- Теперь выходит второй ряд, после третий.

- Замечательно, давайте вспомним какая тема и цель была сегодня на уроке?

- Превосходно, покажите класс, если вы достигли цели урока, ладошку – вы не до конца поняли тему, палец вниз – вы не справились с заданием и не поняли тему.

- Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место. Ребята, спасибо за работу, мне было приятно сегодня с вами работать! До свидания!

Рассматривают и анализируют работы друг друга.

Убирают рабочее место.

- Тема: «Твои игрушки». Цель: познакомится с видами игрушек народных промыслов и выполнить творческую работу.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Презентация, слайд №16, №17, №18

Шаблоны дымковской игрушки

Шаблоны филимоновской игрушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Твои новогодние поздравления. Проектирование новогодней открытки" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование умения выполнять новогоднюю открытку, используя нетрадиционные средства: разбрызгивание. Задачи урока: Узнать историю открытки;Изуч...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Человек и его украшение" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: открытие нового знания    Цель урока: создание условий для формирования представлений о связи характера человека, украшения и его назначения.    Задачи урока...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Картина-портрет. Портрет друга" (3 класс, Б.М.Неменский)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портретачеловека в цветной графике.Задачи урока:1. Узнать, как рисовать портрет человека;2. Научить...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Мечта. Моя будущая профессия"(4 класс, Б.М.Неменский)

Цели деятельности учителя: обобщение представлений учащихся о профессиях; совершенствование навыков иумений в изображении человека.Задачи урока:1. овладеть целостными представлениями о мире профессий,...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Архитектура старинная и современная" (3 класс, Б.М.Неменский)

Цель урока: ознакомление обучающихся с архитектурой городаДидактические:1. Познакомить обучающихся с архитектурой нашего города;2. Научить видеть различия межу современной и старинной архитектуройРазв...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Обои в нашем доме" (3 класс, Б.М.Неменский)

Цель урока: ознакомление обучающихся с технологией дизайна домаЗадачи урока:Дидактические:1. Формировать навыки работы с бумагой;2. Узнать роль цвета и декора в создании дизайна обоев.Развивающие:1. Р...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: "Разноцветные жуки" -1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений создавать насекомых из цветной бумаги в технике симметричное вырезание;выполнение коллективного панно «Разноцветные...