Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Рисуем русскую деревянную избу (композиция русской избы)» (4 класс, УМК «Школа Неменского»)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Тема урока «Рисуем русскую деревянную избу (композиция русской избы)»
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений о конструкции и украшении русской деревянной избы.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izo_tema_uroka_risuem_russkuyu_derevyannuyu_izbu_kompozitsiya_russkoy_izby.docx | 725.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 04.10.24 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска» Класс: 4Г Урок: 3 Время: 15:50-16:30 Кабинет: 204 | Студент: Лужинская Елизавета Николаевна Группа: 41 Учитель: Копанева Яна Михайловна Методист: Буторина Валентина Владимировна |
Тема урока «Рисуем русскую деревянную избу (композиция русской избы)»
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений о конструкции и украшении русской деревянной избы.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: «Школа Неменского», учебник: Изобразительное искусство: 4 класс. Неменская Л. А., презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля | Содержание урока | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
I. Этап самоопределения к деятельности 15 сек. | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут – Елизавета Николаевна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства. - Проверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем. | Дети проверяют готовность к уроку. | УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. | Презентация, слайд №1 | |||
II. Актуализация знаний и мотивация 1-2мин. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний. - Вспомните, над какой темой мы работаем в этой четверти? - Посмотрите на слайд, что вы на нём видите? - Кто знает, что изображено на этих пейзажах? -Да, вы правы. Чем изображены эти пейзажи? - Вы абсолютно правы. Человек всю жизнь украшал ту среду, в которой он находится, все, что его окружает. Что же мы будем украшать сегодня? Сейчас мы это и узнаем. - Что изображено на слайде? - Все верно. Это все – здания, в которых проживают люди. Если мы соотнесем изображения с темой раздела, то какой дом подойдет лучше всего? | - «Истоки родного искусства». - Различные пейзажи. - Природа России. - Маслом, пастелью, гуашью. - Постройки, дома, жилища. - Изба. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Презентация, слайд №2, №3, №4 | |||
III. Постановка учебной задачи 1 мин. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель в занимательной форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач. - Да, вы правы. Русская изба. Итак, какой будет тема нашего урока? - Вы правы, тема нашего урока – «Рисуем русскую деревянную избу». - Итак, любая деятельность без цели бессмысленна, поэтому предположите цель сегодняшнего урока. Для этого нам помогут слова подсказки, которые представлены на экране: «Познакомиться…и выполнить…». | - Тема: «Рисуем русскую деревянную избу». - Цель: познакомится с русской деревянной избой и выполнить творческую работу. | УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения. | Презентация, слайд №5, №6 | |||
IV. Открытие нового знания 10-12мин. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует проблемную беседу по открытию нового знания. - Наши предки очень кропотливо и ответственно относились к постройке своего жилья, ведь сроили они дома на века, многие избы до сих пор пригодны для жилья. Что же такое изба? - Посмотрите на картины и подумайте, из какого материала строили избы? - Верно, как вы думаете, почему? - Вы правы, наша Родина богата лесами. Да и наши предки умели обрабатывать деревья лучше, чем камень. Дома всегда были одноэтажными, двухэтажные появились гораздо позже. Представляете, раньше избы строили только с помощью топора, без единого гвоздя. «Стоит изба, стоит без единого гвоздя». - Посмотрите на слайд и расскажите в парах, из каких частей состоит конструкция избы?
- Конёк – это деталь крыши на традиционных деревянных русских избах. Кровля – это верхний элемент покрытия здания. Наличник – это элемент декора, обрамляющий оконный или дверной проем. Сруб – это основная часть избы, четырёхугольная «клеть» скреплённых между собой брёвен. Подклета – это нижний нежилой этаж старинного русского дома, избы, служащий для хранения чего-либо. Завалинка – это невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы, которая защищает жилище от промерзания зимой. - Верно. Раньше все избы выглядели одинаково, но люди всегда хотели выделяться и поэтому украшали свои избы. Присутствовал также соревновательный момент, ведь каждый хотел, чтобы его дом был самым красивым. А теперь посмотрите, какие части избы чаще всего украшали. Расскажите в парах, что заинтересовало вас больше всего и что захотелось обязательно украсить. - Ребята, а кто мне напомнит, что такое орнамент и какие бывают виды? - Верно! Посмотрите на экран и предположите, каким орнаментом украшали избы? - Да, вы правы. Избы украшались растительным и геометрическим узорами, то есть смешанным. Узоры либо расписывали, либо вырезали на частях избы, в основном такие части были ставни и наличники. Посмотрите, какие бывают окна с наличниками. - Окна – это глаза дома. Закрытые ставни говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. - А, самое главное, посмотрите, какие разнообразные узоры изображены. Я предлагаю вам более подробнее рассмотреть и их проанализировать, ведь нам предстоит сегодня не только нарисовать русскую избу, а именно показать и отразить красоту с помощью узоров. | Внимательно слушают учителя. - Изба – деревянный (бревенчатый) жилой дом. - Из дерева. - Потому что в России много деревьев. Обучающиеся анализируют конструкцию и украшение избы. - Из конька, кровли, наличника, сруба, подклета и завалинки. - Орнамент – это узор с повторяющими элементами. Виды орнамента: геометрический, зооморфный, растительный. Анализируют рисунок на слайде. | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. | Презентация, слайд №7, №8, №9, №10 | |||
V.Первичное закрепление во внешней речи 1мин. | Усвоение нового способа действий | Фронтальная беседа | Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. - Сейчас мы приступим к творческой части нашего урока, но сначала скажите, какая главная задача стоит перед вами на сегодняшнем уроке? - Да ребята, ваша задача нарисовать русскую деревянную избу, но не просто избу, как и ранее говорилось, вам необходимо будет украсить ставни и наличники окон у избы, т.е. нарисовать узоры, используя геометрический и растительный орнамент. - Сейчас я предлагаю вам размять свои глазки. На экране появиться видео с упражнениями для глаз, ваша задача выполнить представленные упражнения. | Внимательно слушают задание. - Нарисовать русскую деревянную избу.
| УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции. | ||||
Динамическая пауза | |||||||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой 20-25 мин. | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия | Индивидуальная Самостоятельно рисуют | Индивидуальная работа под музыкальное сопровождение. - Ребята, посмотрите на доску. На ней вы можете увидеть образцы различных изб. Можете подойти поближе и рассмотреть более подробно. Не обязательно рисовать именно такие избы, вы можете проявить свою фантазию и своё воображение в рисунке. - Я уверена, что ваши избы с расписными узорами будут прекрасны и интересны. На протяжении вашей работы я включу тихую и спокойную музыку. - А теперь можете приступать к работе. | Приступают к работе. | УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта. | Презентация, слайд №11 | |||
VII. Включение в систему знаний 1мин. | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов. - Ребята, я считаю до трёх, и мы перестаём работать. - Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили. - Что такое конек избы? - Каким орнаментом украшали избы? | Заканчивают работать. Отвечают на вопросы. - Самая высокая часть крыши. - Смешанным (растительным и геометрическим). | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Презентация, слайд №12, №13 | |||
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) 3-5 мин. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Учитель организует выставку всех работ учащихся. Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ. - Давайте покажем наши работы друг другу. Для этого первый ряд выйдет к доске, а второй и третий ряд оценит работы ребят по критериям. - На экране появились критерии оценивания: 1. оригинальность украшения избы; 2. аккуратность; 3. законченность. - Итак, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему? - Теперь выходит второй ряд, после третий. - Замечательно, давайте вспомним какая тема и цель была сегодня на уроке? - Превосходно, покажите класс, если вы достигли цели урока, ладошку – вы не до конца поняли тему, палец вниз – вы не справились с заданием и не поняли тему. - Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место. Ребята, спасибо за работу! До свидания! | Рассматривают и анализируют работы друг друга. Убирают рабочее место. - Тема: «Рисуем русскую деревянную избу». Цель: познакомится с русской деревянной избой и выполнить творческую работу. | УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем. | Презентация, слайд №14, №15, №16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).
Технологическая карта урока изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России», программа Б.М. Неменского). Тема урок...
Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме «Теплые и холодные цвета. Перо Жар-птицы» (2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений различать теплые и холодные цвета; учить смешиванию красок для получения теплых и холодных оттенков; развивать фантазию, во...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Вырезанки зимы (пейзаж в технике художественного вырезания)» - 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования углубленных представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета на чёрном фоне; форм...
Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме "Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания" - 1 класс
Тема урока: «Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Создание условий по формированию углублённых ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Рисуем фломастерами" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Ознакомление с новым способом изображения фломастерами.Планируемые результаты:Предметные:Учиться изображать осенний пейзаж фломастерамиУчиться работать фломастерами, применяя штрихи, пятна...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: "Фантастические звери" ( УМК «Школа России», учебник Изобразительного искусства. 2 класс / Е.И. Коротеева; под ред. Б.М.Неменского – М.: «Просвещение)»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об образе фантастического зверя.Задачи:Дидактические:1. Познакомиться с изображениями фантастических зверей;2. Вып...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»», УМК: «Школа Неменского», 4 класс
Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление обучающихся с религиозными строениями городов в пустыне. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1....