Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Рисуем русскую деревянную избу (композиция русской избы)» (4 класс, УМК «Школа Неменского»)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Тема урока «Рисуем русскую деревянную избу (композиция русской избы)»

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о конструкции и украшении русской деревянной избы.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Сформировать представление о конструкции русской деревянной избы;
  2.  Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  2. Уметь украшать русскую деревянную избу.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  2. Повышать мотивацию обучающихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с народными конструкциями России.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 04.10.24

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.

Челябинска»

Класс:

Урок: 3

Время: 15:50-16:30      Кабинет: 204

Студент: Лужинская Елизавета Николаевна

Группа: 41

Учитель: Копанева Яна Михайловна 

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Рисуем русскую деревянную избу (композиция русской избы)»

      Тип урока: урок «открытие» нового знания

      Цель урока: формирование представлений о конструкции и украшении русской деревянной избы.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Сформировать представление о конструкции русской деревянной избы;
  2.  Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  2. Уметь украшать русскую деревянную избу.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие;
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  2. Повышать мотивацию обучающихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с народными конструкциями России.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку;
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

    УМК: «Школа Неменского», учебник: Изобразительное искусство: 4 класс. Неменская Л. А., презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля

Содержание урока

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15  сек.

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут – Елизавета Николаевна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

- Проверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем.

Дети проверяют готовность к уроку.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация, слайд №1

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2мин.

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний.

- Вспомните, над какой темой мы работаем в этой четверти?

- Посмотрите на слайд, что вы на нём видите?

- Кто знает, что изображено на этих пейзажах?

-Да, вы правы. Чем изображены эти пейзажи?

 - Вы абсолютно правы. Человек всю жизнь украшал ту среду, в которой он находится, все, что его окружает. Что же мы будем украшать сегодня? Сейчас мы это и узнаем.

- Что изображено на слайде?

- Все верно. Это все – здания, в которых проживают люди. Если мы соотнесем изображения с темой раздела, то какой дом подойдет лучше всего?

- «Истоки родного искусства».

- Различные пейзажи.

- Природа России.

- Маслом, пастелью, гуашью.

- Постройки, дома, жилища.

- Изба.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация, слайд №2, №3, №4

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель в занимательной форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач.

- Да, вы правы. Русская изба. Итак, какой будет тема нашего урока?

- Вы правы, тема нашего урока – «Рисуем русскую деревянную избу».

- Итак, любая деятельность без цели бессмысленна, поэтому предположите цель сегодняшнего урока. Для этого нам помогут слова подсказки, которые представлены на экране: «Познакомиться…и выполнить…».

- Тема: «Рисуем русскую деревянную избу».

- Цель: познакомится с русской деревянной избой и выполнить творческую работу.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения.

Презентация, слайд №5, №6

IV. Открытие нового знания

10-12мин.

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его

выполнению

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует проблемную беседу по открытию нового знания.

- Наши предки очень кропотливо и ответственно относились к постройке своего жилья, ведь сроили они дома на века, многие избы до сих пор пригодны для жилья. Что же такое изба?

- Посмотрите на картины и подумайте, из какого материала строили избы?

- Верно, как вы думаете, почему?

- Вы правы, наша Родина богата лесами. Да и наши предки умели обрабатывать деревья лучше, чем камень. Дома всегда были одноэтажными, двухэтажные появились гораздо позже. Представляете, раньше избы строили только с помощью топора, без единого гвоздя. «Стоит изба, стоит без единого гвоздя».

- Посмотрите на слайд и расскажите в парах, из каких частей состоит конструкция избы?

 

- Конёк – это деталь крыши на традиционных деревянных русских избах. Кровля – это верхний элемент покрытия здания. Наличник – это элемент декора, обрамляющий оконный или дверной проем. Сруб – это основная часть избы, четырёхугольная «клеть» скреплённых между собой брёвен. Подклета – это нижний нежилой этаж старинного русского дома, избы, служащий для хранения чего-либо. Завалинка – это невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы, которая защищает жилище от промерзания зимой.

- Верно. Раньше все избы выглядели одинаково, но люди всегда хотели выделяться и поэтому украшали свои избы. Присутствовал также соревновательный момент, ведь каждый хотел, чтобы его дом был самым красивым. А теперь посмотрите, какие части избы чаще всего украшали. Расскажите в парах, что заинтересовало вас больше всего и что захотелось обязательно украсить.

- Ребята, а кто мне напомнит, что такое орнамент и какие бывают виды?

- Верно! Посмотрите на экран и предположите, каким орнаментом украшали избы?

- Да, вы правы. Избы украшались растительным и геометрическим узорами, то есть смешанным. Узоры либо расписывали, либо вырезали на частях избы, в основном такие части были ставни и наличники. Посмотрите, какие бывают окна с наличниками. 

- Окна – это глаза дома. Закрытые ставни говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

- А, самое главное, посмотрите, какие разнообразные узоры изображены. Я предлагаю вам более подробнее рассмотреть и их проанализировать, ведь нам предстоит сегодня не только нарисовать русскую избу, а именно показать и отразить красоту с помощью узоров.

Внимательно слушают учителя.

- Изба – деревянный (бревенчатый) жилой дом.

- Из дерева.

- Потому что в России много деревьев.

Обучающиеся анализируют конструкцию и украшение избы.

- Из конька, кровли, наличника, сруба, подклета и завалинки.

- Орнамент – это узор с повторяющими элементами.

Виды орнамента: геометрический, зооморфный, растительный.

Анализируют рисунок на слайде.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Презентация, слайд №7, №8, №9, №10

V.Первичное закрепление во внешней речи

1мин.

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его.

- Сейчас мы приступим к творческой части нашего урока, но сначала скажите, какая главная задача стоит перед вами на сегодняшнем уроке?

 - Да ребята, ваша задача нарисовать русскую деревянную избу, но не просто избу, как и ранее говорилось, вам необходимо будет украсить ставни и наличники окон у избы, т.е. нарисовать узоры, используя геометрический и растительный орнамент.

- Сейчас я предлагаю вам размять свои глазки. На экране появиться видео с упражнениями для глаз, ваша задача выполнить представленные упражнения.

Внимательно слушают задание.

- Нарисовать русскую деревянную избу.

 

УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции.

Динамическая пауза

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Индивидуальная

Самостоятельно рисуют

Индивидуальная работа под музыкальное сопровождение.

- Ребята, посмотрите на доску. На ней вы можете увидеть образцы различных изб. Можете подойти поближе и рассмотреть более подробно. Не обязательно рисовать именно такие избы, вы можете проявить свою фантазию и своё воображение в рисунке.

- Я уверена, что ваши избы с расписными узорами будут прекрасны и интересны. На протяжении вашей работы я включу тихую и спокойную музыку.

- А теперь можете приступать к работе.

Приступают к работе.

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Презентация, слайд №11

VII. Включение в систему знаний

1мин.

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- Ребята, я считаю до трёх, и мы перестаём работать.

- Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили.

- Что такое конек избы?

- Каким орнаментом украшали избы?

Заканчивают работать.

Отвечают на вопросы.

- Самая высокая часть крыши.

- Смешанным (растительным и геометрическим).

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация, слайд №12, №13

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует выставку всех работ учащихся.

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.

- Давайте покажем наши работы друг другу. Для этого первый ряд выйдет к доске, а второй и третий ряд оценит работы ребят по критериям.

- На экране появились критерии оценивания: 1. оригинальность украшения избы;

2. аккуратность;

3. законченность.

- Итак, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему?

- Теперь выходит второй ряд, после третий.

- Замечательно, давайте вспомним какая тема и цель была сегодня на уроке?

- Превосходно, покажите класс, если вы достигли цели урока, ладошку – вы не до конца поняли тему, палец вниз – вы не справились с заданием и не поняли тему.

- Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место. Ребята, спасибо за работу! До свидания!

Рассматривают и анализируют работы друг друга.

Убирают рабочее место.

- Тема: «Рисуем русскую деревянную избу».

Цель: познакомится с русской деревянной избой и выполнить творческую работу.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Презентация, слайд №14, №15, №16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).

Технологическая карта урока  изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок  составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России»,  программа Б.М. Неменского). Тема урок...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме «Теплые и холодные цвета. Перо Жар-птицы» (2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений различать теплые и холодные цвета; учить смешиванию красок для получения теплых и холодных оттенков; развивать фантазию, во...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Вырезанки зимы (пейзаж в технике художественного вырезания)» - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования углубленных представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета на чёрном фоне; форм...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме "Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания" - 1 класс

Тема урока: «Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Создание условий по формированию углублённых ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Рисуем фломастерами" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Ознакомление с новым способом изображения фломастерами.Планируемые результаты:Предметные:Учиться изображать осенний пейзаж фломастерамиУчиться работать фломастерами, применяя штрихи, пятна...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: "Фантастические звери" ( УМК «Школа России», учебник Изобразительного искусства. 2 класс / Е.И. Коротеева; под ред. Б.М.Неменского – М.: «Просвещение)»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об образе фантастического зверя.Задачи:Дидактические:1. Познакомиться с изображениями фантастических зверей;2. Вып...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»», УМК: «Школа Неменского», 4 класс

Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление обучающихся с религиозными строениями городов в пустыне. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1....