«Бумажная живопись» Цикл арт-практик для учащихся 10-12 лет школы №3 Петроградского района
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
На сегодняшний день учреждения общего образования стремятся, в соответствии с распоряжением президента РФ от 31 марта 2022г № 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации, организовать деятельность учащихся по усвоению знаний, формированию умений, создать педагогические условия для формирования и развития творческих способностей и удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании учащихся, а также способствовать укреплению их здоровья и профессиональной ориентации.
В работе с детьми, обучающимися по дополнительной общеразвивающей программе «Юный художник», приоритетным направлением становится развитие их творческого потенциала. Для достижения этой цели важно внедрять в образовательный процесс педагогические инструменты, способствующие целостному и гармоничному развитию личности.
Арт-практики, транслирующие смыслы и ценности через художественный образ, являются эффективным инструментом в этом процессе. Раздел «Аппликация и коллаж» представляется особенно ценным, поскольку он является профессиональным, творчески активным методом, способствующим поиску композиции и развитию образно-пластического языка в декоративно-прикладном искусстве.
Использование аппликации и коллажа стимулирует творческое развитие детей и может стать важной составляющей художественного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-praktiki_sigida_dlya_shkoly_bez_prilozheniy.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Бумажная живопись»
Цикл арт-практик для учащихся 10-12 лет школы №3 Петроградского района
Выполнила:
Педагог дополнительного образования
Сигида Е.А.
г. Санкт-Петербург
2024
Цикл арт-практик «Бумажная живопись»
Цикл арт-практик проводился согласно темам учебного плана рабочей программы дополнительного образования в области изобразительной деятельности «Юный художник» разделе «Аппликация и коллаж». В него вошли арт-практики: «Автопортрет в коллаже», абстрактная композиция «Время» и «Город», бумажная живопись «Фрукты».
Актуальность
На сегодняшний день учреждения общего образования стремятся, в соответствии с распоряжением президента РФ от 31 марта 2022г № 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации, организовать деятельность учащихся по усвоению знаний, формированию умений, создать педагогические условия для формирования и развития творческих способностей и удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании учащихся, а также способствовать укреплению их здоровья и профессиональной ориентации.
В работе с детьми, обучающимися по дополнительной общеразвивающей программе «Юный художник», приоритетным направлением становится развитие их творческого потенциала. Для достижения этой цели важно внедрять в образовательный процесс педагогические инструменты, способствующие целостному и гармоничному развитию личности.
Арт-практики, транслирующие смыслы и ценности через художественный образ, являются эффективным инструментом в этом процессе. Раздел «Аппликация и коллаж» представляется особенно ценным, поскольку он является профессиональным, творчески активным методом, способствующим поиску композиции и развитию образно-пластического языка в декоративно-прикладном искусстве.
Использование аппликации и коллажа стимулирует творческое развитие детей и может стать важной составляющей художественного образования.
Целевая аудитория: учащиеся 10-12 лет школы №3 Петроградского района г. Санкт - Петербург
Цель: развитие творческого мышления в ходе создания коллажа.
Задачи:
- совершенствование навыков создания коллажей
- расширить опыт самостоятельной творческой работы;
- расширять культурный кругозор в процессе знакомства с картинами Поля Сезана и Пабло Пикассо.
АРТ-ПРАКТИКА № 1 бумажная живопись «Фрукты»
Цель работы: изучение, анализ и применение методов решения колористических и свето-тоновых задач в натюрморте.
Задачи – соблюдая разграничения градаций светотени объемной формы с учетом освещения и взаимовлияния цветов: света, полутонов, собственных и падающих теней и рефлексов и передача – выполнить в технике коллаж работу «Фрукты»
Раздаточные и дополнительные материалы
Учебно-наглядные пособия, используемые при изучении темы: наглядное пособие «Законы светотени» (Приложение 1), фонд работ учащихся (Приложение 2), натурная постановка: муляжи фруктов на контрастной драпировке, презентация с фотоматериалами, разнообразные журналы с цветными иллюстрациями для вырезания.
Предварительная работа:
Исследовательская работа Фасилитированное обсуждение картины Поля Сезанна (Приложение 3,4)
Основная работа:
Время выполнения: 2 часа.
При создании коллажа с одним или двумя предметами на простом фоне из драпировок, ключевым моментом становится точное воспроизведение градаций светотени. Основная цель практических заданий – передать объемную форму предмета цветом, используя гармоничное сочетание освещенных участков, полутонов, теней, бликов и рефлексов. Важно понимать, что тень не может быть светлее, чем свет, и следовать физическим законам распределения света.
Работа с цветом основана на сравнении: мы визуально анализируем цвет объекта в реальности и создаем аналогичную цветовую гармонию в живописи. Но как именно сравнивать цветовые характеристики?
* Свет: сравнивайте участки света по светлоте и оттенку цвета.
* Полутон: сравнивайте полутона по светлоте и насыщенности цвета.
* Тень: сравнивайте тени по тону и падению насыщенности цвета.
* Рефлексы: сравнивайте цвет рефлексов по тону и цветовому оттенку.
Практическое задание
Инструкция к выполнению практической работы
1. Выберите формат бумаги А4 (горизонтальный или вертикальный).
2. Начните с карандашного рисунка, уделяя внимание композиции и пропорциям предметов.
3. Определите градации светотени (свет, тень, полутень, блик, падающая тень) и подберите цвета, максимально приближенные к оригиналу по тону, насыщенности и светлоте.
4. Выберите цветовую гамму для предметов (темный фон – светлые предметы или наоборот).
5. Заполните фон листа аппликацией из газетной или журнальной бумаги, используя техники обрывания или вырезания. Создайте эффект мозаики с помощью полосок или маленьких обрывков.
6. Оформите готовую работу в паспарту.
Важно:
* Следуйте принципам сравнения цветов, описанным выше.
* Помните, что тень не может быть светлее, чем свет.
* Экспериментируйте с цветовыми сочетаниями и техниками аппликации.
Дополнительные советы:
* Используйте фотографии в качестве образцов для более точного сравнения цветов.
* Попробуйте использовать различные фактуры бумаги для создания интересного эффекта.
Подведение итогов, рефлексия
Представьте свою творческую работу, выступив перед одноклассниками.
Кратко расскажите о своей работе. Перечень объектов контроля и оценки (Приложение 8)
АРТ-ПРАКТИКА №2 «Метафорический автопортрет в коллаже»
Раздаточные и дополнительные материалы: Учебно-наглядные пособия, используемые при изучении темы: фонд работ учащихся (Приложение 5), репродукция Пабло Пикассо (Приложение 6), разнообразные журналы с цветными иллюстрациями для вырезания.
Цель работы:
- исследовать новый способ передачи идей на бумаге, используя технику коллаж;
Задачи:
- создать эмоционально выразительную работу в технике коллаж;
- освободиться от груза предубеждений об использовании образов, чтобы работа выглядела оригинальной и спонтанной;
- развивать умение высказывать безоценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища;
Время выполнения: 2 часа.
Художник – это рассказчик, который делится с миром своим видением. Через рисунок он передает глубокие мысли и желания, эмоции и идеи, раскрывает свой характер, настроение, чувства, то, что его волнует в данный момент.
Картины не только отражают личность художника, но и становятся своеобразным зеркалом общества, его стремлений и философских течений. Глобальные идеи, страхи, любовь, ненависть, красота и ужас – все это находит свое отражение в живописи, величайшем из искусств.
Художник видит и осмысливает мир иначе, чем обычный человек. Способность к метафорическому мышлению, важная для любого художника, была отмечена еще в древности.
Метафора, основанная на сравнении и сопоставлении предметов и явлений, тесно связана с понятием «сравнения». Это сходство позволяет наглядно показать уникальность метафоры. Она становится особым путем мышления, как для художника, так и для зрителя, помогая искусству стать синтетическим и целостным знанием о жизни.
Сегодня мы попробуем создать метафорический автопортрет в технике «коллаж». Исследуем новый способ передачи идей на бумаге, используя вырезки из журналов, изображающие животных, людей, предметы или растения.
Прежде чем начать работу, рассмотрим примеры автопортретов (Приложения 3,5,6) и обсудим картину художника, выполненную в технике коллажа.
Практическая работа.
Задание: Выполните портрет в технике коллаж.
Материалы: Клей, ножницы, цветная бумага, вырезки из журналов и газет, систематизированные по темам: «животные», «люди», «растения», «техника», «пейзажи», «интерьеры». Листок плотной бумаги А5, лист для записей, ручка или карандаш.
Этапы работы:
1. Вдохновение: Сфокусируйтесь на теме коллажа, подумайте о себе, успокойтесь и немного погрузитесь в себя. Настройтесь на работу.
2. Выбор образов: Изучите иллюстрации в подборках: «животные», «люди», «растения», «техника». Выберите картинки, которые вам нравятся и вызывают эмоциональный отклик.
3. Подбор фона: Подберите к выбранным образам фон из подборки «пейзажи», «интерьеры». Экспериментируйте с разными вариантами, чтобы усилить и подчеркнуть выбранный образ.
4. Создание композиции: Соединяйте неожиданные цвета и текстуры. Компонуйте бумажные элементы так, как вам кажется правильным.
5. Сборка коллажа: Приклейте выбранные картинки на лист-основу в следующем порядке:
* Нижний слой – фон.
* Верхний слой – образ.
6. Анализ и рефлексия: Детально рассмотрите свой коллаж. Быстро запишите все ассоциации, которые возникают при его просмотре.
7. Текстовое описание: Напишите все, что приходит в голову, не останавливаясь, в течение отведенного времени.
8. Обсуждение: По окончании работы, положите рядом страницу с текстом и коллаж. Прочитайте написанное.
Подведение итогов:
За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом без указания автора. Учащиеся по очереди пытаются определить автора работы, аргументируя свои предположения, соотнося образ в коллаже с реальным человеком.
Позже, когда будут установлены все авторы, каждый учащийся представляет свою творческую работу, зачитывая текст со своих листов.
Дополнительные советы:
* Используйте разные техники: обрывание, вырезание, наложение, наклеивание.
* Не бойтесь экспериментировать с материалами и цветами.
* Добавьте к коллажу личные детали: фотографии, записи, предметы.
АРТ-ПРАКТИКА №3 абстрактная композиция «Время» и «Город»
Раздаточные и дополнительные материалы: Учебно-наглядные пособия, используемые при изучении темы: фонд работ учащихся (Приложение 7), разнообразные журналы с цветными иллюстрациями для вырезания.
Цель: Создание композиций различных видов.
Задачи:
- объяснить понятия «ритм» и «ритмические композиции»;
- создать ритмическую композицию на тему «город» или «время»;
- развивать фантазию, творческое воображение и художественные навыки.
Время выполнения: 2 часа.
Предварительная работа: Дать определение словам «город» и «время»
Основная работа:
Важным инструментом для создания гармоничного единства в произведениях искусства является ритм (Приложение 7). Ритм (от греч. "течение") – это закономерное чередование соизмеримых элементов в целом, которое происходит с определенной последовательностью и частотой. Ритмичность присуща многим явлениям и формам природы: смена времен года, дня и ночи, расположение листьев на ветке, полосы и пятна в окраске животных. Она присутствует во всех видах искусства: музыке (чередование звуков), поэзии (чередование рифм), архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (повторение и чередование форм на плоскости или в пространстве). Каждый художник стремится сделать объект своего творчества гармоничным, и закономерности ритма помогают ему в этом.
Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого, повторяемость элементов может быть статической (метрической) или динамической (подвижной, развивающейся).
Практическая работа.
Задание:. Этапы работы:
1. Замысел и вдохновение: Подумайте, что вы будете изображать. Как будет располагаться ваш лист – горизонтально или вертикально? Можете вдохновляться аналогами и фотографиями, но не срисовывайте, а проявите свою фантазию. Создайте собственную уникальную композицию.
2. Графический эскиз: Воплотите свой замысел на бумаге с помощью лёгкого карандашного наброска. Применяйте полученные знания о составлении ритмической композиции. Разместите элементы по правилам композиции.
3. Тональный эскиз: Продумайте детали и цветовое решение. Наметьте самые тёмные места легкой штриховкой, учитывая тональное решение.
4. Итоговая работа: Заполните фон листа аппликацией из газетной или журнальной бумаги, используя прием обрывания или вырезания. Можно использовать полоски или маленькие обрывки, создавая эффект мозаики. Оформите готовую работу в паспарту. Доработайте свою работу до конца, уточните детали.
Подведение итогов:
Представьте свою творческую работу, выступив перед одноклассниками. Кратко расскажите о своей работе. Оцените свою работу: что вызвало трудности? Что не вызвало трудностей? Подумайте, где вам могут пригодиться знания и умения, полученные на занятии.
(Приложение 8 – Перечень объектов контроля и оценки)
Заключение:
Проведение арт-практик, направленных на развитие творческого мышления учащихся, позволило им научиться видеть и передавать градации светотени объемной формы, гармонизировать композицию через ритмические повторы, создавать эмоционально выразительные работы и повысить навыки работы в технике коллажа.
Важно было, чтобы учащиеся создали композиционно завершенные, продуманные и цельные по своему образному строю работы. Это удалось благодаря новым знаниям, подходу, инструментам и анализу картин знаменитых художников.
При обсуждении картин учащиеся активно высказывали собственные наблюдения и версии, демонстрируя уважение к разным точкам зрения. При создании художественных работ стало ясно, что учащиеся ранее не сталкивались с задачей создания оригинальных работ, в которых они могли выразить себя, реализовать свою задумку. Новый формат уроков и задачи, поставленные перед детьми, вызвали у них восторг. Преисполненные энтузиазмом, учащиеся выдали множество оригинальных идей на стадии эскизов и создали удивительные работы по итогу занятий.
Список литературы
- Бринёва Ю.В. Коллаж. – изд. «АСТ», 2006 г.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
- Нехорошева Г., Крысько Н. Стильный коллаж: Энциклопедия: Техника. Приёмы. Изделия. - изд. «АСТ- Пресс», 2007 г.
- Соколова О. «Коллаж и ассамбляж». – «Феникс», 2014 г.
- Школа Изо и декоративно-прикладного искусства в 10 выпусках. – М.: ИЗО Искусство, 2003.
Электронные ресурсы:
- www.college4.ru – ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга», официальный сайт Интернет – ресурсы
- Айрис фолдинг https://ru.pinterest.com/pin/429530883195356010/
- Мастер – класс по объёмной аппликации в технике «Бумагапластика». http://doshkolnik.ru/podelki-iz-bumagi/18307.html
- Объёмная аппликация «Сердечки». http://www.ochagidom.com/obyomnaya-applikatsiya-serdechki-avtor-mk-irina-zavorotchenko/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в современной начальной школе
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать с...
Опыт деятельности социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга
Работа социально-педагогической направленности в ГБОУ школе №10 Калининского района Санкт-Петербурга осуществляется в рамках реализации проекта «Служба здоровья»....
Встреча с ветеранами учащихся начальных классов ГБОУ СОШ №75 Петроградского района. 27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.Этой важнейшей дате посвящены концерты,митинги,встречи с ветеранами,защитниками Отечества от фаш...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида
Введение в программу "Русский язык" раздела "Речевая практика" (1 - 4 классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, ч...
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Подготовка учащихся к проектной деятельности
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике...
«Проект «Город мастеров» - метод ранней профориентации учащихся начальной школы Ашинского муниципального района. Роль тренера - наставника, технического эксперта и организатора в осуществлении проекта»
Проект по ранней профориентации младших школьников адресован учителям начальных классов с целью подготовки муниципального конкурса "Город мастеров"...