«Проект «Город мастеров» - метод ранней профориентации учащихся начальной школы Ашинского муниципального района. Роль тренера - наставника, технического эксперта и организатора в осуществлении проекта»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Проект по ранней профориентации младших школьников адресован учителям начальных классов с целью подготовки муниципального конкурса "Город мастеров"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проект «Город мастеров» - метод ранней профориентации учащихся начальной школы Ашинского муниципального района. Роль тренера - наставника, технического эксперта и организатора в осуществлении проекта»

Тимофеева Е.В.,

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №9 г. Аши

(с профессиональным обучением)»

Одной из важных задач обучения и воспитания в школе является профессиональная подготовка обучающихся. Уже в начальных классах ведётся работа по формированию у малышей положительного отношения к труду, информированию о мире профессий и созданию условий для исследования ими своих склонностей, способностей. Профориентация школьников осуществляется посредством уроков, внеурочных занятий, экскурсий, внеклассных мероприятий, участием в различных проектах.

Чем обусловлена необходимость организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся в начальной школе?

Возраст от 3 до 10 лет является важным этапом становления профессионального самосознания. В это время у ребёнка происходит развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Наблюдая за взрослыми, он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя, продавца, артиста. На уроках и внеурочных занятиях в начальной школе обучающиеся знакомятся с работой спасателя, астронома, эколога, почтальона. Мастер – классы на уроках технологии с привлечением родителей позволяют младшим школьникам приобщиться к труду портного, стилиста, закройщика, парикмахера, художника. Именно в этом возрасте в ребёнке закладывается мечта о будущем и возникает необходимость поддерживать интерес к выбору жизненного пути. Поэтому важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Важным средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности младшего школьника является профессиональная проба. Понятие «профессиональная проба» определяется как испытание или проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности.

Одним из направлений работы по ранней профессиональной ориентации можно считать подготовку к участию в муниципальном проекте «Город мастеров».

Цель проекта: формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

Задачи в реализации проекта «Город мастеров»:

  • формировать представления о профессиях и элементарных профессиональных умениях и положительного отношения к миру профессий;
  • приобретать опыт успешной социализации в продуктивной, игровой, конструктивной деятельности;
  • проявлять свои способности в разных профессиях, определяя индивидуальную траекторию развития

Ожидаемые результаты проекта:

  • получение детьми младшего школьного возраста начальных навыков профессионального мастерства в разных профессиях
  • повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников
  • совершенствование практико-ориентированного подхода в процессе подготовки выпускников начальной школы
  • внедрение в межрегиональный этап чемпионата «Юный мастер»
  • формирование позитивного имиджа образовательных организаций – участников проекта, расширение форм социально-образовательного партнерства.

Дорожная карта реализации проекта «Город мастеров»

Этап

Цель

Результат

Организационный

Разработка Положения о проведении конкурса «Город мастеров».

  • Разработано Положение.
  • перечень знаний и умений;
  • конкурсные задания;
  • критерии оценки;
  • инфраструктурный лист.
  • план проведения конкурса.

Подготовительный

Ознакомление детей с выбранными в рамках реализации Проекта профессиями.

  • Педагоги проводят работу по ознакомлению детей с выбранными в рамках реализации Проекта профессиями. С этой целью проводятся занятия, классные часы. Дети получают ответ на вопросы:
  • - что я знаю про данную профессию;
  • - какие профессиональные навыки важны для данной профессии;
  • - где работают, могут работать люди, выбравшие для себя данную профессию;
  • - какую пользу приносит обществу данная профессия.

Формирование первоначальных навыков по выбранной профессии.

Организация работы детей по ознакомлению с содержанием профессии, а также с инструментами и оборудованием. Организация игровой, исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности для практического освоения детьми выбранной профессии.

Практический

Подготовка оборудования и инфраструктуры площадки для последующего проведения школьного этапа проекта «Юный мастер»

Дети получают ответ на вопросы: что я знаю про данную профессию (оборудование, профессиональные навыки, где могут работать, основы производственного процесса и т.д.).

Победители проходят на муниципальный этап.

Организация муниципального этапа проекта по одной или нескольким профессиям в зависимости от выявленных в ходе предыдущих этапов предпочтений детей.

Проведение конкурсных мероприятий. Получение сертификата участника проекта.

Участниками данного образовательного проекта являются обучающиеся начальной школы, педагоги в качестве тренеров – наставников, технических экспертов, организаторов, экспертов.

Роль тренера – наставника:

Наставничество в проекте более полно реализуется в следующих практиках: личностно развивающих мероприятиях и мероприятиях с погружением в профессиональную деятельность. Обучающимся важно иметь перед собой пример личности, на который они могли бы опираться и который будет вдохновлять их. Система наставничества в этом контексте имеет большую ценность, помогая ребенку перенимать реальный опыт в той или иной профессиональной сфере.

Роль технического эксперта

Роль организатора

Роль эксперта

Таким образом, проводимая работа по ранней профессиональной ориентации в форме «игры в профессию» значительно расширит представление о различных специальностях, сформирует у младших школьников определенный элементарный опыт профессиональных действий, позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. Результатом участия в образовательном проекте «Город мастеров» будет являться выявление и поддержка талантливых и мотивированных детей на основе демонстрации элементарных профессиональных умений.

Список литературы

  1. Поляков В.А., Чистякова С.Н., Агапова Г.Г. Школа и выбор профессии. - Москва: Педагогика, 1987. - 176 с.
  2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 544 с.
  3. [Электронный ресурс] Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей //Центр профессионального образования URL: (дата обращения: ).
  4. [Электронный ресурс] // Юный мастер: [сайт]. — URL: (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"

Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....

Отчёт по проекту «Учебный комплекс по математике для учащихся начальной школы».

Данная презентация содержит отчёт по проекту "Учебный комплекс по математике для учащи хся начальной школы". Данная работа была проведена с учащимися 4 класса. Результат этой работы может использовать...

"Города России" классный час, для учащихся начальной школы

Материал представлен для учеников 3-4 классов, об истории рождения городов России. Классный час построен на сообщениях (год рождения города, достопримечательности, численность населения), подгот...

Социальные и инновационные проекты по формированию гражданской позиции у учащихся начальной школы с использованием элементов патриотического воспитания.

Предоставленный в статье материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающе...

Технологическая карта урока физической культуры разработана в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения для учащихся начальной школы

Пояснительная записка Уроки физической культуры разработаны в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения.Moderare – в переводе с латинского – приводить в равнов...

Проект по гражданско – патриотическому воспитанию для учащихся начальной школы «Учимся любить Родину»

Проект предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражда...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...