Рабочая программа для художественного кружка "Королевство красок"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Королевство красок», реализуемая с использованием средств обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 105»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________/___________/ приказ от «30» августа 2023 г. № |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Королевство красок»,
реализуемая с использованием средств обучения и воспитания
Направленность: духовно-нравственная
Срок обучения: 1 год
Класс: 1-4
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Уровень сложности: ознакомительный
Форма реализации: очная
Автор-составитель:
Сенаук А. А.,
педагог дополнительного образования
Воронеж 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительному искусству «Королевство красок» имеет духовно-нравственное направление.
Актуальность программы
В системе общественного воспитания детей среднего школьного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, творческая активность, эстетическое восприятие, умение доступными средствами создавать авторские работы.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Дети постепенно начинают понимать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а также знакомятся с произведениями выдающихся художников.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
2. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3. Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
5. Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 105» от 11.12.2018 г.;
6. Положения о порядке приёма и зачисления обучающихся на программы дополнительного образования в МБОУ «СОШ № 105» от 27.08.2021
7. Приказа по школе от 31 августа 2023 года № 128/21 «Об утверждении программ дополнительного образования на 2023-2024 учебный год»
Цель программы: Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-теоретической деятельности
Задачи:
- Научить элементарной художественной грамоте;
- Научить работе с различными художественными материалами;
- Развить творческий потенциал, воображение ребёнка, навыки сотрудничества в художественной деятельности;
- Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.
Уровень программы: ознакомительный
Программа рассчитана на обучающихся 6-10 лет.
Срок реализации программы – 1 год. (1 час в неделю, всего 34 часа)
Количество обучающихся в группе-15.
Формы и методы работы:
- индивидуальная работа;
- групповая дискуссия;
- беседа;
- рассказ;
- наглядный метод;
-физминутки;
-метод проблемного вопроса;
-практический метод;
-виртуальная экскурсия;
-викторина.
Планируемые результаты:
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (в общении с искусством, природой), ценностей, чувств;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
- понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
- положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
- интереса к посещению художественных музеев, выставок;
- представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
СОДЕРЖАНИЕ
- Вводное занятие. Рисуем маяк
Знакомство с учащимися, беседа об изобразительном искусстве. Изображение маяка. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.
- Виртуальная экскурсия «Золотая осень». Рисуем зонт в технике пластилинография
Рассказ и беседа об осени. Изображение зонта в нестандартной технике рисования пластилинография. Материалы для рисования: пластилин, лист бумаги А4.
- Подводный мир. Рисуем в технике грифонаж
Беседа о жизни в водоёмах. Изображение морских обитателей в нестандартной технике рисования грифонаж. Материалы для рисования: цветные карандаши, фломастеры, лист бумаги А4.
- День пожилых. Рисуем открытку
Беседа о празднике «День пожилых», который проходит 1 октября. Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.
- Осенние сказки лесной феи. Рисуем осенний лес
Беседа о лесах. Изображение осеннего леса в техниках пуантилизм, лессировка и алла-прима. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Дары осени. Рисуем ветку рябины
Беседа о том, что растёт осенью. Изображение ветки рябины нестандартной техникой – рисование тычком. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4, ватная палочка.
- День рождения Винни-Пуха
Рассказ об истории создания известного героя книги и мультфильмов Винни-Пуха. Изображение Винни-Пуха. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Осенний квест. Рисуем ёжика
Организация мини-квеста в честь предстоящих осенних каникул. Изображение ёжика. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Праздник птиц. Рисуем попугая
Беседа о птицах, их видах и местах обитания. Изображение попугая. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Домашние животные. Рисуем кошку или собаку (по выбору)
Беседа о домашних животных и уходе за ними. Изображение кошки или собаки по выбору учащихся. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- День матери. Рисуем открытку
Беседа о дне матери, который пройдёт 24 ноября. Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.
- Весёлый пешеход. Рисуем дорожные знаки
Беседа о правилах поведения на дороге. Изображение дорожных знаков. Материалы для рисования: цветные карандаши или фломастеры.
- Виртуальная экскурсия «Зимушка-Зима». Рисуем снеговика
Рассказ и беседа о зиме. Изображение снеговика. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Зимующие и перелётные птицы. Рисуем снегиря
Беседа о зимующих и перелётных птицах. Беседа о том, как помочь птицам зимой. Изображение снегиря.
- В гостях у Дедушки Мороза. Рисуем новогоднюю ёлку
Беседа о новогодних традициях разных народов России. Изображение новогодней ёлки. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Здравствуй, новый год! Рисуем открытку
Беседа о предстоящем празднике «Новый год». Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.
- Русское народное творчество. Дымковская игрушка.
Беседа о дымковской игрушке. Изображение и роспись дымковской игрушки. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Русское народное творчество. Хохлома
Беседа о хохломе. Роспись хохломой. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Русское народное творчество. Гжель Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
Беседа о гжели. Роспись гжелью.
- «Цирк! Цирк! Цирк!» Рисуем клоуна геометрическими фигурами
Беседа о цирке. Изображение клоуна с помощью геометрических фигур. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Подводный мир. Рисуем осьминога
Беседа о подводных обитателях. Изображение осьминога. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- День защитника отечества. Рисуем открытку
Беседа о предстоящем празднике «День защитника отечества». Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.
- «Как на масляной неделе…» Рисуем блины
Беседа о масленице. Изображение традиционного праздничного блюда – блины. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- 8 марта. Рисуем открытку
Беседа о празднике «Международный женский день». Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.
- Виртуальная экскурсия «Весна-Краса». Рисуем подснежники
Рассказ и беседа о весне. Изображение первых весенних цветов – подснежников. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- «Что за прелесть – эти сказки?» Рисуем иллюстрации к сказкам
Мини-викторина по сказкам. Изображение иллюстраций к любимым сказкам. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- На лугу. Рисуем цветы
Беседа о луге, правилах поведения на природе. Изображение цветов.
- День космонавтики. Рисуем открытку
Беседа о празднике «День космонавтики», который пройдёт 12 апреля. Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.
- Натюрморт
Рассказ о том, что такое натюрморт. Изображение натюрморта. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Кто прячется в лесу? Рисуем зайца.
Беседа о лесных обитателях. Изображение зайца.
- День труда. Рисуем плакат
Беседа о празднике «День труда», который пройдёт 1 мая. Создание плаката. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.
- День победы. Рисуем открытку
Беседа о празднике «День победы». Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.
- Волшебные ладошки
Рисование ладошками. Превращение отпечатков ладони в животное или предмет. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.
- Экскурсия «В гостях у лета». Свободная тема рисунка
Рассказ и беседа о лете. Изображение рисунка на свободную тему.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Рисуем маяк | 1 |
2 | Виртуальная экскурсия «Золотая осень». Рисуем зонт в технике пластилинография | 1 |
3 | Подводный мир. Рисуем в технике грифонаж | 1 |
4 | День пожилых. Рисуем открытку | 1 |
5 | Осенние сказки лесной феи. Рисуем осенний лес | 1 |
6 | Дары осени. Рисуем ветку рябины | 1 |
7 | День рождения Винни-Пуха | 1 |
8 | Осенний квест. Рисуем ёжика | 1 |
9 | Праздник птиц. Рисуем попугая | 1 |
10 | Домашние животные. Рисуем кошку или собаку (по выбору) | 1 |
11 | День матери. Рисуем открытку | 1 |
12 | Весёлый пешеход. Рисуем дорожные знаки | 1 |
13 | Виртуальная экскурсия «Зимушка-Зима». Рисуем снеговика | 1 |
14 | Зимующие и перелётные птицы. Рисуем снегиря | 1 |
15 | В гостях у Дедушки Мороза. Рисуем новогоднюю ёлку | 1 |
16 | Здравствуй, новый год! Рисуем открытку | 1 |
17 | Русское народное творчество. Дымковская игрушка. | 1 |
18 | Русское народное творчество. Хохлома | 1 |
19 | Русское народное творчество. Гжель | 1 |
20 | «Цирк! Цирк! Цирк!» Рисуем клоуна геометрическими фигурами | 1 |
21 | Подводный мир. Рисуем осьминога | 1 |
22 | День защитника отечества. Рисуем открытку | 1 |
23 | «Как на масляной неделе…» Рисуем блины | 1 |
24 | 8 марта. Рисуем открытку | 1 |
25 | Виртуальная экскурсия «Весна-Краса». Рисуем подснежники | 1 |
26 | «Что за прелесть – эти сказки?» Рисуем иллюстрации к сказкам | 1 |
27 | На лугу. Рисуем цветы | 1 |
28 | День космонавтики | 1 |
29 | Натюрморт | 1 |
30 | Кто прячется в лесу? Рисуем зайца. | 1 |
31 | День труда. Рисуем плакат | 1 |
32 | День победы. Рисуем открытку | 1 |
33 | Волшебные ладошки | 1 |
34 | Экскурсия «В гостях у лета». Свободная тема рисунка | 1 |
ИТОГО | 34 часа |
Литература
- Неменский Б.М. «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: - М.: «Просвещение», 2011;
- Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.
- Робертсон Б., Основы живописи. Интенсивный курс рисования. Предметы, пер. с английского. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
- Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006
- Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990
- Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С- Пб.; Питер, 2006
- Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984
- Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004
- Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008
- Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. - М.; 2004
- Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.; 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка художественно-творческой направленности «Радуга»
Рабочая программа разработана для начальных классов....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению "Школа мастеров"
В помощь учителям начальных классов...
Рабочая программа по кружку "Палитра красок"
Кружковая деятельность направленная на развите творческих способностей учеников...
Рабочая программа по художественному направлению внеурочной деятельности 4 класс.
Представлена рабочая программа в соответствии с ФГОС. Содержит все необхдимые компоненты, в том числе и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению
Кружок "Акварелька" для учащихся 2 класса....
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению
Внеурочная деятельность для 3 класса " Бумагопластика"...
- Мне нравится (1)