Рабочая программа для художественного кружка "Королевство красок"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Сенаук Алёна Андреевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Королевство красок», реализуемая с использованием средств обучения и воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 105»

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей

естественно-научного цикла

протокол № 1

 УТВЕРЖДАЮ

 Директор школы

________________/___________/

приказ от «30» августа 2023 г. №

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Королевство красок»,

реализуемая с использованием средств обучения и воспитания

Направленность: духовно-нравственная

Срок обучения: 1 год

Класс: 1-4

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Уровень сложности: ознакомительный

Форма реализации: очная

                                                                                         Автор-составитель:

                                                                                         Сенаук А. А.,

                                                                                         педагог дополнительного образования

Воронеж 2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительному искусству «Королевство красок» имеет духовно-нравственное направление.

Актуальность программы

В системе общественного воспитания детей среднего школьного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, творческая активность, эстетическое восприятие, умение доступными средствами создавать авторские работы.

Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Дети постепенно начинают понимать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а также знакомятся с произведениями выдающихся художников.

         Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1.        Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

2.        Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

3.        Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4.        Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р

5.        Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 105» от 11.12.2018 г.;

6. Положения о порядке приёма и зачисления обучающихся на программы дополнительного образования в МБОУ «СОШ № 105» от 27.08.2021

7.   Приказа по школе от 31 августа 2023 года № 128/21 «Об утверждении программ дополнительного образования на 2023-2024 учебный год»

Цель программы: Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-теоретической деятельности

       Задачи:

  1. Научить элементарной художественной грамоте;
  2. Научить работе с различными художественными материалами;
  3. Развить творческий потенциал, воображение ребёнка, навыки сотрудничества в художественной деятельности;
  4. Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

 

          Уровень программы: ознакомительный

          Программа рассчитана на обучающихся 6-10 лет.

          Срок реализации программы – 1 год. (1 час в неделю, всего 34 часа)

          Количество обучающихся в группе-15.  

Формы и методы работы:

- индивидуальная работа;

- групповая дискуссия;

- беседа;

- рассказ;

- наглядный метод;

-физминутки;

-метод проблемного вопроса;

-практический метод;

-виртуальная экскурсия;

-викторина.

Планируемые результаты:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (в общении с искусством, природой), ценностей, чувств;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Учащиеся получат возможность для формирования:

- чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

- понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

- положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

- интереса к посещению художественных музеев, выставок;

- представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека. 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вводное занятие. Рисуем маяк

Знакомство с учащимися, беседа об изобразительном искусстве. Изображение маяка. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.

  1. Виртуальная экскурсия «Золотая осень». Рисуем зонт в технике пластилинография

Рассказ и беседа об осени. Изображение зонта в нестандартной технике рисования пластилинография. Материалы для рисования: пластилин, лист бумаги А4.

  1. Подводный мир. Рисуем в технике грифонаж

Беседа о жизни в водоёмах. Изображение морских обитателей в нестандартной технике рисования грифонаж. Материалы для рисования: цветные карандаши, фломастеры, лист бумаги А4.

  1. День пожилых. Рисуем открытку

Беседа о празднике «День пожилых», который проходит 1 октября. Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.

  1. Осенние сказки лесной феи. Рисуем осенний лес

Беседа о лесах. Изображение осеннего леса в техниках пуантилизм, лессировка и алла-прима. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Дары осени. Рисуем ветку рябины

Беседа о том, что растёт осенью. Изображение ветки рябины нестандартной техникой – рисование тычком. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4, ватная палочка.

  1. День рождения Винни-Пуха

Рассказ об истории создания известного героя книги и мультфильмов Винни-Пуха. Изображение Винни-Пуха. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Осенний квест. Рисуем ёжика

Организация мини-квеста в честь предстоящих осенних каникул. Изображение ёжика. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Праздник птиц. Рисуем попугая

Беседа о птицах, их видах и местах обитания. Изображение попугая. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Домашние животные. Рисуем кошку или собаку (по выбору)

Беседа о домашних животных и уходе за ними. Изображение кошки или собаки по выбору учащихся. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. День матери. Рисуем открытку

Беседа о дне матери, который пройдёт 24 ноября. Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.

  1. Весёлый пешеход. Рисуем дорожные знаки

Беседа о правилах поведения на дороге. Изображение дорожных знаков. Материалы для рисования: цветные карандаши или фломастеры.

  1. Виртуальная экскурсия «Зимушка-Зима». Рисуем снеговика

Рассказ и беседа о зиме. Изображение снеговика. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Зимующие и перелётные птицы. Рисуем снегиря

Беседа о зимующих и перелётных птицах. Беседа о том, как помочь птицам зимой. Изображение снегиря.

  1. В гостях у Дедушки Мороза. Рисуем новогоднюю ёлку

Беседа о новогодних традициях разных народов России. Изображение новогодней ёлки. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Здравствуй, новый год! Рисуем открытку

Беседа о предстоящем празднике «Новый год». Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.

  1. Русское народное творчество. Дымковская игрушка.

Беседа о дымковской игрушке. Изображение и роспись дымковской игрушки. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Русское народное творчество. Хохлома

Беседа о хохломе. Роспись хохломой. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Русское народное творчество. Гжель Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

Беседа о гжели. Роспись гжелью.

  1. «Цирк! Цирк! Цирк!» Рисуем клоуна геометрическими фигурами

Беседа о цирке. Изображение клоуна с помощью геометрических фигур. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Подводный мир. Рисуем осьминога

Беседа о подводных обитателях. Изображение осьминога. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. День защитника отечества. Рисуем открытку

Беседа о предстоящем празднике «День защитника отечества». Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.

  1. «Как на масляной неделе…» Рисуем блины

Беседа о масленице. Изображение традиционного праздничного блюда – блины. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. 8 марта. Рисуем открытку

Беседа о празднике «Международный женский день». Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.

  1. Виртуальная экскурсия «Весна-Краса». Рисуем подснежники

Рассказ и беседа о весне. Изображение первых весенних цветов – подснежников. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. «Что за прелесть – эти сказки?» Рисуем иллюстрации к сказкам

Мини-викторина по сказкам. Изображение иллюстраций к любимым сказкам. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. На лугу. Рисуем цветы

Беседа о луге, правилах поведения на природе. Изображение цветов.

  1. День космонавтики. Рисуем открытку

Беседа о празднике «День космонавтики», который пройдёт 12 апреля. Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.

  1. Натюрморт

Рассказ о том, что такое натюрморт. Изображение натюрморта. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Кто прячется в лесу? Рисуем зайца.

Беседа о лесных обитателях. Изображение зайца.

  1. День труда. Рисуем плакат

Беседа о празднике «День труда», который пройдёт 1 мая. Создание плаката. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.

  1. День победы. Рисуем открытку

Беседа о празднике «День победы». Создание праздничной открытки. Материалы для рисования: художественные материалы на выбор (гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные фломастеры, восковые мелки и тд.), простой карандаш, кисть, непроливайка, лист бумаги А4.

  1. Волшебные ладошки

Рисование ладошками. Превращение отпечатков ладони в животное или предмет. Материалы для рисования: простой карандаш, акварель или гуашь (по желанию), непроливайка, кисть, лист бумаги А4.

  1. Экскурсия «В гостях у лета». Свободная тема рисунка

Рассказ и беседа о лете. Изображение рисунка на свободную тему.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Рисуем маяк

1

2

Виртуальная экскурсия «Золотая осень». Рисуем зонт в технике пластилинография

1

3

Подводный мир. Рисуем в технике грифонаж

1

4

День пожилых. Рисуем открытку

1

5

Осенние сказки лесной феи. Рисуем осенний лес

1

6

Дары осени. Рисуем ветку рябины

1

7

День рождения Винни-Пуха

1

8

Осенний квест. Рисуем ёжика

1

9

Праздник птиц. Рисуем попугая

1

10

Домашние животные. Рисуем кошку или собаку (по выбору)

1

11

День матери. Рисуем открытку

1

12

Весёлый пешеход. Рисуем дорожные знаки

1

13

Виртуальная экскурсия «Зимушка-Зима». Рисуем снеговика

1

14

Зимующие и перелётные птицы. Рисуем снегиря

1

15

В гостях у Дедушки Мороза. Рисуем новогоднюю ёлку

1

16

Здравствуй, новый год! Рисуем открытку

1

17

Русское народное творчество. Дымковская игрушка.

1

18

Русское народное творчество. Хохлома

1

19

Русское народное творчество. Гжель

1

20

«Цирк! Цирк! Цирк!» Рисуем клоуна геометрическими фигурами

1

21

Подводный мир. Рисуем осьминога

1

22

День защитника отечества. Рисуем открытку

1

23

«Как на масляной неделе…» Рисуем блины

1

24

8 марта. Рисуем открытку

1

25

Виртуальная экскурсия «Весна-Краса». Рисуем подснежники

1

26

«Что за прелесть – эти сказки?» Рисуем иллюстрации к сказкам

1

27

На лугу. Рисуем цветы

1

28

День космонавтики

1

29

Натюрморт

1

30

Кто прячется в лесу? Рисуем зайца.

1

31

День труда. Рисуем плакат

1

32

День победы. Рисуем открытку

1

33

Волшебные ладошки

1

34

Экскурсия «В гостях у лета». Свободная тема рисунка

1

ИТОГО

34 часа

Литература

  1. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: - М.: «Просвещение», 2011;
  2. Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.
  3. Робертсон Б., Основы живописи. Интенсивный курс рисования. Предметы, пер. с английского. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  4. Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006
  5. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990
  6. Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С- Пб.; Питер, 2006
  7. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006
  8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984
  9. Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997
  10. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004
  11. Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000
  12. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008
  13. Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. - М.; 2004
  14. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.; 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка художественно-творческой направленности «Радуга»

Рабочая программа разработана для начальных классов....

Рабочая программа по кружку "Палитра красок"

Кружковая деятельность направленная на развите творческих способностей учеников...

Рабочая программа по художественному направлению внеурочной деятельности 4 класс.

Представлена рабочая программа в соответствии с ФГОС. Содержит все необхдимые компоненты, в том числе и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению

Кружок "Акварелька" для учащихся 2 класса....

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению

Внеурочная деятельность для 3 класса " Бумагопластика"...