Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Попкова Ирина Александровна

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» I (дополнительный) – IV классы.

Цель обучения: развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izo_2_klass.docx57.79 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

2 класса

(вариант 1)

                                             Составитель:

учитель начальных классов

  Попкова И.А.

г. Петропавловск-Камчатский

2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» I (дополнительный) – IV классы.

Цель обучения: развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» во 2 классе определяет следующие задачи:

  • развитие у обучающихся эстетического восприятия и формирование образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познания;
  • формирование интереса обучающихся к изобразительному искусству, потребности к изображению воспринимаемой действительности, желания овладеть приемами изображения в разных видах изобразительной деятельности;
  • формирование приемов рассматривания объектов, явлений окружающей действительности, произведений изобразительного искусства и народного творчества;
  • обучение приемам наблюдения с целью последующего изображения;
  • формирование способов изображения в рисовании, лепке, в работе над аппликацией, а также развитие технических навыков работы с разными художественными материалами.

Организация работы по программе

Изобразительное искусство во 2 классе рассчитано на 34 ч. Количество часов, указанных в программе, постоянное. Основной формой организации процесса изобразительного искусства является урок. Уроки проводятся в первую половину дня, 1 раз в неделю. На урок отводится 40 минут

Специальные методы и приемы работы

Особенностью предмета является целенаправленное внимание к развитию зрительного восприятия, расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников.

Преимущественно структура каждого урока включает 2 этапа:

1. Формирование предметных представлений.

2. Формирование навыков самостоятельной изобразительной деятельности.

На уроках широко используются следующие приемы работ: выполнение заданий по образцу, по трафарету, шаблону, упражнения на развитие мелкой моторики, развитие графического навыка.

Во 2 классе учащимся предлагается такой вид деятельности как тематическое рисование, включающее раскрытие заданной темы.

Особое внимание уделяется наглядности, имеющей познавательный характер, направленной на уточнение, конкретизацию и систематизацию представлений. На уроках используются преимущественно натуральные пособия, графическое их изображение, а также учитываются требования, предъявляемые к иллюстративному материалу.

На втором году обучения осуществляется закрепление полученных знаний о художественных материалах и технических способах работы с ними.

В лепке закрепляется прием размазывания пластилина внутри силуэта (низкий рельеф). В работе над аппликацией у обучающихся закрепляются умения вырезать силуэт изображения по линии сложенного контура.

Изучаются приемы работы с акварельными красками – в сравнении с приемами работы гуашью.

Особое место отведено способам выделения изображения из фона, поскольку обучающимися эта задача самостоятельно не решается.

Структурное содержание предмета

п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

1

«Обучение композиционной деятельности»

11

2

«Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»

10

3

«Обучение восприятию произведений искусства»

4

4

«Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»

9

Итого:

34

Содержание программы во 2 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты.

Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).

Рисование простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и наоборот.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.  

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.

Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке.

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.  

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник.

Программой предусматриваются следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
  • выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Формы организации деятельности учащихся:

— групповая; парная; индивидуальная;

— проектная, игровая деятельность;

— самостоятельная, совместная деятельность;

— экскурсия.

Все формы деятельности должны осуществляться с использованием комментирования.

Формы контроля:

- фронтальный

- индивидуальный

Основное содержание программы

«Обучение композиционной деятельности»        11 ч

Темы раздела:

Здравствуй, золотая осень! Рисование.

Рисование разных линий.

Ветка с вишнями. Лепка.

Грибы. Рисование.

Форма и цвет разных деревьев. Аппликация.

Деревья. Береза, елка осенью.

Овощи и фрукты. Рисование.

Смешивание красок. Гуашь.

Белые уточки на реке. Рисование.

Акварельные краски.

Рисование фона. Небо.

«Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»        10 ч

Темы раздела:

Главные цвета. Составные цвета.

Рисование картины. Акварель.

Лепка игрушек. Кубики.

Снеговик. Лепка.

Рисунок. «Снеговики во дворе».

Гуашь. Рисование веточки ели с новогодними шарами.

Панорама. «В лесу зимой». 2

Аппликация «Медведь».

Рисование птиц. Гуашь.

«Обучение восприятию произведений искусства»        3 ч

Темы раздела:

Знакомство с Дымковской игрушкой. Элементы узора. Рисование Дымковской игрушки. 4 ч

 «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»        9 ч

Темы раздела:

Аппликация «Домик для птиц».

Рисунок «Ваза».

Цветы в работах известных художников.

Открытка к 1 и 9 Мая. 2 ч

Рисование весенней веточки.

Аппликация «Весенние цветы».

Нарисуй свою картину. 2 ч

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 2 класса

Личностные:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
  • формирование мотивации к творческому труду;
  • формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Регулятивные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,      

вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание).

Коммуникативные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • использовать материалы для рисования, аппликации, лепки;
  • рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону);
  • рисовать простым карандашом различные виды линий;
  • знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил обращения;
  • организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы под контролем учителя;
  • владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  • уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта.

Достаточный уровень:

  • знать о работе художника, ее особенностях;
  • выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги;
  • рисовать предметы самостоятельно от руки;
  • передавать основные смысловые связи в несложном рисунке;
  • выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы и цвета;
  • знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково);
  • знать выразительные средства изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет и др.;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
  • применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками;
  • рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
  • оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материалы:

  1. Краски акварельные, гуашевые.
  2. Фломастеры разного цвета
  3. Цветные карандаши
  4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)
  5. Бумага цветная разной плотности.
  6. Картон цветной, серый, белый
  7. Бумага в крупную клетку
  8. Набор разноцветного пластилина.
  9. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Типовое оборудование для уроков ИЗО в каждом классе рассчитывается на одного обучающегося ежегодно, в соответствии с видами работ, предусмотренными образовательной  программой.

Инструменты:

  1. Кисти беличьи № 5, 10, 20
  2. Кисти из щетины № 3, 10, 20
  3. Стеки.
  4. Ножницы.
  5. Карандашная точилка.
  6. Гладилка для бумаги.

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Вспомогательные приспособления:

  1. Подкладные доски
  2. Подкладной лист или клеенка.
  3. Подставка для кисточки
  4. Баночка для клея
  5. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)
  6. Коробочка для мусора
  7. Тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук.

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Для учителя:

  1. Классная доска.
  2. Учительский стол.
  3. Шкафы для хранения материалов, инструментов.
  4. Демонстрационный столик.
  5. Стеллажи для выставок детских работ.

 Минимальное необходимое оборудование уроков ИЗО во 2 классе:

индивидуальное рабочее место;

простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы школьные со скруглёнными концами, цветные карандаши; пластиковая подкладная доска, кисти для работы с клеем, красками, подставка для кистей (карандашей, ножниц), коробочки для мусора;

материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), пластические материалы (глина, пластилин);

специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам ИЗО: коробки, подставки, папки и пр.

Календарно-тематическое планирование

Тема предмета

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный
уровень

1.

Здравствуй, золотая осень! Рисование

1

Повторение названий художественных материалов и инструментов – карандаши, бумага, ластик, точилка для карандашей, ножницы, краска гуашь, кисть, палитра.

Организация рабочего места.

Повторение навыка правильного захвата карандаша.

Повторение цветов.

Рисование осенних листьев

Называют художественные материалы и инструменты по вопросам учителя.

С помощью учителя правильно располагают материалы для рисования на столе.

Обводят листья по шаблону.

Стараются раскрашивать, не выходя за контуры

Пользуются художественными материалами.

Располагают материалы для рисования на столе.

Следят за правильным захватом карандаша в руке.

Самостоятельно рисуют, раскрашивают осенние листья по образцу

2.

Рисование разных линий

1

Повторение линий (прямые, волнистые, ломаные).

Тренировка в изображении различных линий.

Использование линий в рисунке

Проводят прямые, волнистые, ломаные линии под контролем учителя.

Сравнивают форму линий и точек с другими формами.

Используют линии в рисунке, по образцу, под контролем учителя

Самостоятельно проводят прямые, волнистые, ломаныелинии.

Анализируют, по вопросам учителя, различные предметы с точки зрения строения их формы.

Самостоятельно используют линии при выполнении рисунка

3.

Ветка с вишнями.

Лепка

1

Повторение свойств пластичных материалов и приемов работы с пластилином.

Подготовка рабочего места для занятий лепкой.

Повторение техники безопасности при работе с пластилином

С помощью учителя повторяют свойства пластилина.

Организовывают рабочее место под контролем учителя.

Отщипывают, разминают и скатывают пластилин под контролем учителя.

Выполняют задание с помощью учителя

Называют свойства пластилина.

Правильно организовывают рабочее место.

Рассказывают правила работы с пластилином.

Выполняют задание самостоятельно, по инструкции

4.

Грибы.

Рисование

1

Беседа «Съедобные и несъедобные грибы». Рассматривание иллюстраций.

Части гриба.

Разметка изображения на бумаге, рисование по разметке.

Раскрашивание грибов

Показывают части грибов.

Проводят от руки линии в нужных направлениях под контролем учителя.

Работают по шаблону.

Ориентируются на листе под контролем учителя

Различают грибы по геометрическим формам.

Проводят от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги.

Используют данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещают изображение на листе бумаги

5.

Форма и цвет разных деревьев.

Аппликация

1

Рассматривание картин художников И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Березовая роща».

Повторение свойств бумаги.

Повторение техники аппликации «рваной» бумаги

Рассматривают картины.

Называют свойства бумаги по наводящим вопросам.

Накладывают и приклеивают готовые части аппликации на ствол дерева по образцу.

Работают под контролем учителя

Отвечают на вопросы по картинам.

Называют свойства бумаги.

Отрывают небольшие кусочки бумаги.

Правильно располагают детали аппликации.

Самостоятельно выполняют аппликацию

6.

Деревья.

Береза, елка осенью

1

Рассматривание и сравнение деревьев летом и осенью.

Изучение породы деревьев.

Изучение строения деревьев – ствол, ветки (толстые, тонкие), крона, иголки.

Использование линий  при рисовании деревьев

Определяют деревья в различное время года по наводящим вопросам.

Показывают и называют, с помощью учителя части дерева.

Работают по опорным точкам.

Рисуют с помощью учителя

Различают деревья в разное время года.

Называют части дерева.

Называют и различают породы деревьев.

Рисуют дерево самостоятельно по образцу

7.

Овощи и фрукты. Рисование

1

Подготовка рабочего места для рисования гуашью.

Повторение свойств гуаши.

Повторение ТБ при работе с красками.

Повторение названий, форм овощей и фруктов.

Знакомство с картиной З. Серебряковой «Овощи»

П. Кончаловский «Кладовая»

Рассматривают картины.

С помощью учителя организовывают свое рабочее место.

Рисуют овощи и фрукты с помощью шаблонов, под контролем учителя

Отвечают на вопросы по картине.

Самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Называют свойства гуаши.

Задание выполняют самостоятельно

8.

Смешивание красок.

Гуашь

1

Рассматривание картин К. Коровин «Гурзуф, Картина с фруктами», «Розы. Гурзуф», В Ван-Гог «Море в Сент-Мари».

Изучение способов смешивания красок.

Разбавление красок белым цветом, для получения светлых оттенков.

Смешивание красок для получения новых цветов

Рассматривают картину.

Пользуются кистью под контролем учителя.

Смешивают краски под контролем учителя.

Называют полученные цвета

Отвечают на вопросы по картине.

Правильно пользуются кистью при рисовании красками.

Самостоятельно смешивают краски по инструкции.

Называют полученные цвета

9.

Белые уточки на реке.

Рисование

1

Беседа по картине А. Сислей «Пасущая гусей»

Знакомство с понятием «фон».

«Фон на картине. Светлый и тёмный фон».

Рассматривание иллюстраций, определение фона: тёмный или светлый

Рассматривают картину.

С помощью учителя различают светлый и темный фон.

Работают художественными материалами под контролем учителя.

Работают по шаблону, под контролем учителя

Отвечают на вопросы по картине.

Различают темный и светлый фон.

Работают художественными материалами.

Рисуют самостоятельно, по образцу

10

Акварельные краски

1

Знакомство с акварельными красками.

Правила рисования акварельными красками.

Подготовка рабочего места для рисования красками «акварель»

Изучают свойства акварельных красок.

Изучают правила рисования акварельными красками.

Называют цвета.

С помощью учителя организовывают свое рабочее место

Называют свойства акварельных красок.

Называют правила рисования акварельным красками.

Называют цвета.

Самостоятельно организовывают свое рабочее место

11

Рисование фона. Небо

1

Умение разводить акварель для рисования фона.

Использование яркости тона акварели и количества воды.

Умение рисовать  слева направо

Правильно располагают лист при работе с акварелью.

Ориентируются на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя.

Изучают навыки работы с акварелью.

Выполняют задание под контролем учителя

Владеют живописными навыками работы в технике акварели.

Ориентируются на плоскости листа.

Называют понятия - пробник, палитра, валик, просохший рисунок, яркость тона, блеклость, яркость.

Рисуют самостоятельно, по образцу

12

Главные цвета.

Составные цвета

1

Усвоение понятий основные, главные цвета (красный, желтый, синий).

Усвоение понятий составные цвета

(оранжевый зеленый, фиолетовый).

Радостные и грустные цвета.

Развитие навыков работы с акварельными красками

По вопросам учителя показывают на картинке главные и составные цвета.

По наводящим вопросам определяют радостные и грустные цвета.

Изучают навыки работы с акварелью.

Смешивают краски под контролем учителя

Называют основные и составные цвета.

Различают радостные и грустные цвета.

Отрабатывают навыки работы в технике акварель.

Самостоятельно смешивают краски для получения составных цветов

13

Рисование картины.

Акварель

1

Рассматривание картин В. Поленова «Московский дворик», И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу».

Выражение настроения в изображении.

Развитие навыков работы с красками, цветом. Практика работы с красками

Рассматривают картины.

Повторяют и называют цвета.

С помощью учителя организовывают свое рабочее место.

Рисунок выполняют по образцу, под контролем учителя

Отвечают на вопросы по картинам.

Называют свойства акварели.

Правильно организовывают рабочее место.

Рисунок выполняют самостоятельно по предложенным  образцам

14

Лепка игрушек.

Кубики

1

Беседа об игрушках.

Повторение свойств пластичных материалов и приемов работы с пластилином.

Подготовка рабочего места для занятий лепкой.

Техника безопасности при работе с пластилином.

Понятие формы куб

Рассматривают образцы игрушек.

Готовят рабочее место под контролем учителя.

С помощью учителя изучают свойства пластилина.

Учатся отщипывать и разминать пластилин

Отвечают на вопросы учителя.

Называют свойства пластилина.

Правильно организовывают рабочее место.

Рассказывают правила работы с пластилином.

Выполняют элементарные приемы – отщипывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание

15

Снеговик.

Лепка

1

Рассматривание картины Ф. Сычкова «Зимние игры»

Формирование интереса к лепке.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Различение частей снеговика, метлы

Рассматривают картину.

Различают части картины.

Создают предметы, состоящие из 2-3 частей.

Соединяют части путем прижимания друг к другу под контролем учителя

Анализируют картину.

Различают и называют части картины.

Самостоятельно подбирают цвета по образцу.

Выполняют изделие самостоятельно по образцу

16

Рисунок

 «Снеговики во дворе».

Гуашь

1

Беседа «Зимние развлечения детей».

Разбавление красок белым цветом, для получения светлых оттенков

Рисунок по описанию

Рассматривают картины.

С помощью учителя различают светлый и темный фон.

Разбавляют краски под контролем учителя.

Работают по шаблону, под контролем учителя

Отвечают на вопросы учителя.

Различают темный и светлый фон.

Самостоятельно разбавляют краски.

Рисуют самостоятельно, по образцу

17

Рисование веточки ели с новогодними шарами

1

Беседа украшение новогодней елки.

Повторение геометрической формы шар

Рассматривают картины.

Повторяют и называют геометрические фигуры.

С помощью учителя организовывают свое рабочее место.

Рисунок выполняют по образцу, под контролем учителя

Отвечают на вопросы учителя.

Называют и различают геометрические фигуры.

Правильно организовывают рабочее место.

Рисунок выполняют самостоятельно по предложенным  образцам

18

Панорама

«В лесу зимой»

1

Беседа по картине И. Шишкин «Зима»

Знакомство с понятиями – сугробы, бурелом, заснеженные ели.

Работа с бумагой и ножницами.

Повторение ТБ

Рассматривают картину.

Организовывают рабочее место под контролем учителя.

Отрезают прямые линии.

Работают по готовым заготовкам, под контролем учителя

Отвечают на вопросы по картине.

Рассказывают правила работы с ножницами и бумагой.

Различают понятия – сугробы, бурелом, заснеженные ели.

Работают с шаблонами и ножницами самостоятельно, по инструкции

19

Панорама

«В лесу зимой»

   1

20

Аппликация «Медведь»

1

Знакомство с понятием -  композиция рисунка. Изображение мишки в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм

Работают техникой и способами аппликации.

Создают и изображают на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (мишка)

Владеют навыками работы карандашами, кистью, ножницами.

Называют особенности изображения на плоскости с помощью цветового пятна (цветная бумага). Продолжают осваивать приемы работы графическими материалами

21

Знакомство с Дымковской игрушкой.

4

Знакомство с Дымковской игрушкой.

Развитие навыков лепки игрушки из частей, соблюдая принцип — от простого к сложному. Соединение в одно целое.

Соблюдение пропорций.

Украшение игрушки.

Украшение Дымковской игрушки (части узора)

Рассматривают Дымковские игрушки.

Различают элементы росписи по наводящим вопросам учителя.

Лепят игрушку под контролем учителя.

Украшают дымковские игрушки с помощью цветного пластилина

Рассматривают Дымковские игрушки, отвечают на вопросы.

Владеют техникой создания узора дымковской росписи с помощью печаток, тычков ватными палочками.

Развивают чувство ритма, цвета.

Выражают в художественно- творческой деятельности свое эмоционально-ценностное отношение к народному промыслу, интерес к народной игрушке

22

Знакомство с Дымковской игрушкой.

Элементы узора

Рисование Дымковской игрушки

23

Знакомство с Дымковской игрушкой.

Элементы узора

Рисование Дымковской игрушки

24

Знакомство с Дымковской игрушкой.

Элементы узора

Рисование Дымковской игрушки

25

Рисование птиц.

Гуашь

1

Изображение птиц в рисунке.

Наблюдение птиц в природе.

Разнообразие птиц.

Большие и маленькие.

Изучение средств художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика птицы (подчеркивание забавности, беззащитности, осторожности, стремительности движения)

Рассматривают изображение птиц.

Повторяют свойства гуаши по наводящим вопросам учителя.

Подбирают цвета под контролем учителя.

Работают по шаблону, под контролем учителя

Рассматривают изображение птиц, отвечают на вопросы.

Изображают живописными средствами птицу с присущей ей расцветкой.

Владеют навыками работы акварелью

26

Аппликация «Домик для птиц»

1

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности - рассматривание «птичьих домиков» — скворечников на деревьях.

Изучение приемов работы в технике аппликации.

Формирование умений видеть конструкцию (геометрию) предмета, т. е. то, как он построен

Характеризуют красоту природы, весеннее состояние природы, по наводящим вопросам учителя.

Различают формы скворечников.

Владеют навыками конструирования из бумаги.

Работают под контролем учителя

Анализируют различные предметы (здания) с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составляют и конструируют из простых геометрических форм (прямоугольников, треугольников) изображения березы и скворечника в технике аппликации

27

Рисунок «Ваза»

1

Знакомство с понятиями «форма», «простая форма».

Развитие способности целостного обобщенного видения формы

Используют образец для создания целой формы изображаемого предмета — вазы.

Ориентируются на листе под контролем учителя.

Создают изображения на основе простых и сложных форм.

Подбирают цвета под контролем учителя

Соотносят простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Видят в сложной форме составляющие — простые формы.

Воспринимают и анализируют

форму предмета.

Самостоятельно подбирают цвета по образцу

28

Цветы в работах известных художников

1

Рассматривание картин художников П. Кончаловский «Сирень в корзине» А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной» И. Левитан «Ночные фиалки и незабудки».

Рисование весенних цветов

Рассматривают картины художников, изображающих цветы.

Учатся различать техники, манеры и приемы выполнения работ различными художниками.

Работают по шаблонам

Рассказывают о цветах, изображаемых на картинах, знать названия цветов.

Высказывают суждение о разнообразии приемов и манер, техник при выполнении работ.

Объясняют смысл понятия «графика».

Определяют, какие цвета использовал художник для выполнения работы

29

Открытка к 1 и 9 Мая

1

Создание поздравительных открыток к 1 Мая по образцу.

Изучение многообразия открыток.

Закрепление умения выделять главное в рисунке цветом и размером.

Развитие эстетических чувств

Закрепляют умение выделять главное в рисунке цветом и размером.

 Прорисовывают детали рисунка кистью акварельными красками.

Работают под контролем учителя

Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. Определяют, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи темы весны в открытке

30

Открытка к 1 и 9 Мая

1

31

Рисование весенней веточки

1

Рисование весенней веточки с цветами и листьями.

Изучение части ветки: стебель, лист, цветок.

Правильное расположение ветки в центре листа.

Создание фона.

Уточнение цветов: стебель и  ветки – коричневые, цвет листьев – зеленый, цвет цветочков – белый и розовый

Понимают и выполняют словесную инструкцию учителя.

Передают основные внешние характерные признаки изображаемого предмета (форма величина, цвет) с опорой на образец

Сравнивают свой рисунок с натурой

Понимают и выполняют словесную инструкцию учителя.

Передают основные внешние характерные признаки изображаемого предмета (форма, величина, цвет).

Сравнивают свой рисунок с натурой.

Самостоятельно называют основные части нарисованной ветки и используемые цвета

32

Аппликация «Весенние цветы»

1

Создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее.

Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм

Воспринимают и эстетически оценивать красоту природы.

Называют первые весенние цветы.

Изображают средствами аппликации первый нежный весенний цветок

Характеризуют значимость влияния погоды на настроение человека.

Владеют живописными навыками  работы в технике аппликации

33

Нарисуй свою картину

1

Выполнение композиции «В парке весной».

Выражение в творческой работе весеннего настроения.

Закрепление умений выделять главное в рисунке цветом и размером

Под контролем учителя располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги.

Выполняют работу по выбору, из предложенных образцов.

Работают с использованием шаблонов

Правильно располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги.

Называют понятия (над, под, посередине, в центре).

Учитывать размер и форму предметов.

Работают самостоятельно

34

Нарисуй свою картину

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающегося 4 класса надомного обучения

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Подготовительный, 1 – 4 классы  под редакцией  В.В. Воронковой...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ОВЗ / УО 2 класс

  Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на ин...

01. Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской  программы  «Изобразительное искусство» : Б.М. Неменского, В.Г. Горяева...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1. , 1 класс, УМК "Школа России"

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обу...