ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ С ПАСТЕЛЬЮ
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Анна Сергеевна Нысвятыпасхо

Чувство прекрасного, потребность в красоте живут в человеке. В наш век научно-технического прогресса роль искусства не уменьшается, а напротив возрастает. Мир и жизнь интереснее и ярче, когда в ней есть место красоте, искусству в самых разных его проявлениях. Поэтому приобщение к художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nysvyatypasho_as_statya_pastel_ispravlena.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ С ПАСТЕЛЬЮ

Нысвятыпасхо А. С.

Педагог дополнительного образования  

Чувство прекрасного, потребность в красоте живут в человеке. В наш век научно-технического прогресса роль искусства не уменьшается, а напротив возрастает. Мир и жизнь интереснее и ярче, когда в ней есть место красоте, искусству в самых разных его проявлениях. Поэтому приобщение к художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом.

К сожалению, сегодня  роль искусства в общеобразовательной системе ставится на второй план. Такой подход не продуктивен, в результате чего  детям не дают полноценную картину мира. Ведь искусство – это, прежде всего, воспитание души, воспитание чувств, уважения к духовным ценностям. «Искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству».[3] Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном. 

На занятии в студии «Мастерок» одним из ключевых направлений своей деятельности ставит приобщение детей к искусству, развитие системы художественного образования в целом. На занятиях детям предоставляется возможность познакомиться с разнообразными художественными материалами и техниками, раскрывая тонкости и нюансы работы с каждым из них.

Одним из видов художественной живописи, с которым дети знакомятся на наших занятиях, является пастельная живопись. 

Недаром пастель называют «материалом будущего». Появился этот удивительный художественный продукт не так давно, но прошел долгий путь от рисунка тремя цветами до полноценной живописной техники, популярной в эпоху барокко и столь любимой импрессионистами. В нашей стране эпоха пастели еще только наступает, именно этим она и интересна. [2]

На занятиях педагоги используют как традиционные, так и инновационные методы работы с пастелью. Первое, с чем дети знакомятся на занятиях – это рисование пастельными карандашами. Здесь редко прибегают к растушевке, которая заменяется просто пальцем руки. Определенная простота выполнения позволяет даже самым маленьким художникам создавать свои первые шедевры. Более сложные методы работы – это соединение пастели с акварелью или гуашью, благодаря которым дети создают очень яркие, красивые и неповторимые произведения.  В зависимости от приемов работы с пастелью, дети создают или графические, или живописные произведения. Для создания своих творческих работ дети используют сухую, жирную и восковую пастель, от чего их работы обретают большое разнообразие, красоту и неповторимость.

Дети третьего года обучения осваивают самую сложную методику: работа пастелью при помощи кисти подобно мокрому соусу. Эта техника дает возможность юным живописцам создавать настоящие произведения искусства.

Очень нравятся детям инновационные методы работы с пастелью, которые  связаны с появлением новых материалов и художественных приемов. Среди их большого многообразия на занятиях юные художники знакомятся с наиболее интересными и доступными методами. Например: пастель широко используется в декупаже для тонирования поверхностей, а также для выделения трещинок кракелюра. Дети берут сухую пастель, которую предварительно «стачивают» канцелярским или любым другим ножом. Полученным порошком тонируют поверхность (можно использовать для этого обычные ватные палочки) или втирают его в трещинки кракелюра, чтобы визуально подчеркнуть их. При помощи этого метода дети декорируют самые разнообразные предметы: от разделочных досок до шкатулочек, вееров, фоторамок и др., учитывая личный вкус и выбор каждого ребенка.[4]  

Так же на наших занятиях дети учатся лепить из полимерной глины  с использованием пастели. При этом либо тщательно размешивают глину, добиваясь абсолютно равномерного окраса глины, либо, наоборот – при помощи глины создают видимость разводов, трещинок, вплоть до имитации натуральных камней или создания нежных тональных переходов. Готовые изделия запекаются и затем покрываются лаком.  Детям очень нравятся эти занятия, так как это дает им возможность воплотить свой творческий замысел в интересные и неповторимые изделия. [5]

В наше время для того, чтобы заинтересовать ребенка и дать возможность раскрыться, в полной мере, его возможностям и талантам необходимы инновационные методы работы с традиционными материалами, такими  как краски, карандаши, пластилин.  В этом ряду наиболее широкие возможности дает использование на занятиях пастели. Работа с этим материалом помогает  развивать в детях терпение, аккуратность и усидчивость, а так же     формировать различные художественные  навыки, эстетический вкус и чувство прекрасного.

Список использованной литературы:

  1. Пастель как основное средство художественного выражения: nlicei.ucoz.ru›kafedraIzo/pastel.doc.  (дата обращения 18.12.13)
  2. Методы работы с пастелью:  http://www.ukoha.ru. (дата обращения 10.01.13)
  3. Томас Ман цитаты и афоризмы: http://citatnik.eu/citaty-tomas-mann.shtml. (дата обращения 05.01.14)
  4. Алиса Лучинская Декупаж: http://alice.luchinsky.ru. (дата обращения 08.02.13)
  5. Милые штучки: http://hobby4youodua.blogspot.ru. (дата обращения 12.01.13)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации.

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации. В этой статье рассказывается о том, чем отличается традиционный урок  в начальной школе от урока по новым стандартам....

Формы организации процесса обучения: традиции и инновации

Методологической    основой     ФГОС НОО является  системно-деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Д...

Эссе "Традиции и инновации: что важнее для нашего учреждения?"

Эссе представляет собой рассуждение на тему традиций и инноваций в образовании....

Военно-патриотическое воспитание обучающихся: традиции и инновации

Речь идет о военно-патриотическом воспитании обучающихся, о традициях  и инновациях....

Психогимнастика на уроках - традиции и инновации

Психогимнастика помогает детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможности для самовыражения. Прежде  такие занятия показаны детям с...

Презентация к выступлению "Формы организации процесса обучения: традиции и инновации".

Презентация к выступлению. Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования    является системно-деятельностный подход. Ос...

Воспитательная работа: традиции, поиск, инновации.

Выступление на педагогическом совете....