Психогимнастика на уроках - традиции и инновации
статья на тему
Психогимнастика помогает детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможности для самовыражения. Прежде такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера и другими нервно-психическими расстройствами. Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihogimnastika_na_urokah_-_traditsii_i_innovatsii.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психогимнастика на уроках – традиции и инновации.
Я работаю в школе 24 года. За это время многое изменилось. Что-то привнесено новое, что-то вернулось из прошлого. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что дети с каждым годом поступают в школу с нарушениями различных сторон психики, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. В условиях современной природной и социально-экологической ситуации комплексная проблема состояния здоровья детей приобретает глобальный характер. Снижение уровня жизни, падение качества бесплатного медицинского обслуживания, социальные потрясения ведут к росту заболеваний психосоматического характера. Основной группой риска являются дети дошкольного и школьного возраста. Под влиянием психогенных факторов возникают нарушения сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, кожи и т.д. К числу значимых психогенных факторов относятся эмоции. Одним из первых, кто провел более систематизированные наблюдения за телесными изменениями по признакам эмоций, был древнегреческий врач Гален, который говорил, что «эмоции придают жизни вкус и служат источником всех жизненных драм». Спектр эмоций становится основой эмоционального интеллекта, от которого зависят все проявления жизни, развивается самосознание, то есть умение правильно оценивать свои чувства. Поняв причину своей эмоциональной реакции, человек проще справляется с ситуацией. Этому следует обучать детей с самого младшего возраста.
Недостаток в школах педагогов-психологов приводит к тому, что необходимую помощь в психокоррекции все дети получить не могут. В связи с этим возникла необходимость введения в учебный процесс воздействующих приемов психофизического развития детей. Такую работу можно организовать прямо на уроках, а не на специальных занятиях, проводимых психологом.
В психологии существует такой прием воздействия. Это психогимнастика. Термин «психогимнастика» появился в начале 60-х годов. Одна из первых методик была разработана в Чехословакии Ганой Юновой в 1929 году. Методика предназначалась для психотерапевтического воздействия на подростков. Среди современных методик известны работы М.И. Чистяковой, Е.А. Алябьевой и др. Но в наше время эта методика снова актуальна.
Психогимнастика – курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Психогимнастика относится к невербальным методам групповой коррекции, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью жестов, мимики, пантомимики. Психогимнастика помогает детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможности для самовыражения. Прежде такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера и другими нервно-психическими расстройствами. Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
При проведении психогимнастических упражнений нужно учитывать следующие условия:
-каждое упражнение включает в деятельность фантазию, чувства, эмоции, движения;
- все упражнения строятся на сюжетно-ролевом содержании;
- все события и предметы должны быть воображаемыми;
-использовать фотографии и рисунки с изображением различных эмоциональных состояний;
- использовать музыкальное сопровождение.
Такие занятия проводит психолог во внеурочное время. Курс состоит из 20 занятий. В условиях массового обучения сложно охватить весь контингент учащихся. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и учителя.
В последние 10-15 лет разработано много методик, отдельных упражнений, направленные на улучшение и коррекцию психофизического развития. Но среди них нет ни одной, которая бы рассматривалась в рамках учебного процесса. В своей практике я попыталась включить приемы психогимнастики в процесс урока. Занятие психогимнастикой состоит из 3-х фаз:
1 фаза – фаза снятия напряжения, страхов, развитие внимания.
2 фаза – фаза мимических и пантомимических этюдов.
3 фаза, заключительная, цель которой – снятие напряжения, возникшее во время занятия, повышение сплоченности группы, рост доверия между участниками, формирование уверенности.
При проведении урока я стала вводить каждую фазу психогимнастики в определенный этап урока по следующей схеме:
1 фазу, в которой происходит снятие напряжения, страхов, развитие внимания я включала в организационный момент урока и при объявлении темы урока.
Например: Во время приветствия провожу игру «Огромный привет».
- Вы пришли сегодня в школу, но, возможно, еще не успели со всеми поздороваться. Сейчас нам предоставляется такая возможность.
(Я протягиваю руку первому ученику, он следующему и так до тех пор, пока руки последних учащихся не соединяться рукопожатием.)
-Почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук нас сейчас объединило.
-Давайте, молча, при помощи рукопожатия, поприветствуем друг друга.
Детям этот прием очень нравится, они с удовольствием выполняют задание, стараются крепко держать друг друга за руку. На лицах появляются улыбки. Учебный день начинается с положительных эмоций.
Можно предложить другую игру «Зеркало». Дети в парах садятся друг против друга, один из пары показывает движение, другой повторяет, затем дети меняются ролями.
2 фаза – проведение мимических и пантомимических этюдов, может быть тесно связана с темой урока, может быть проведена в произвольной форме. Приведу пример проведения фазы на уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Почему идет дождь и дует ветер?» После того, как мы с детьми выяснили происхождение туч и облаков, я провела этюд «Облака»
Задание: - Я буду читать стихотворение, а вы должны движениями озвучивать мои слова.
По небу плыли облака (дети показывают руками движение облаков)
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь (дети изображают заинтересованные лица, выражения внимания).
И даже щурил глаз (дети изображают мимикой прищуренный взгляд)
Вот облачко веселое
Смеется надо мной (дети смеются)
Какой же ты смешной!
И долго, долго облачку
Махал я вслед рукой (дети машут воображаемому облачку)
И вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит (дети хмурят лица и изображают грозное лицо)
Ох, испугался я, друзья, (дети изображают страх на лице, трясут плечиками)
Но ветер мне помог
Так дунул ( дети сильно надувают щеки и дуют изо всех сил), что страшилище
Пустилось наутек.
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что столько много облачков
Давно я не видал.
Заключительную 3 фазу я провожу в конце урока. Дети любят упражнение «Улыбка»
-А теперь каждый ученик своему соседу в знак благодарности за урок подарит свою самую добрую улыбку.
На первый взгляд задания очень простые и незатейливые, но, к сожалению, замечаешь, что детям проще обидеть друг друга, толкнуть, а проявить добрые эмоции сложно. Поэтому первое время мне приходилось выступать в роли участника и самой демонстрировать движения, обучая детей, увлекая их и интригуя. Сейчас дети стали добрее друг к другу, им стало проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства, лучше понимать чувства других. У учащихся вырабатываются положительные черты характера(уверенность, смелость, доброта и др.), изживаются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность и др.), развивается воображение.
Литература:
1.Алябьева Е.А. «Психогимнастика в начальной школе» / Москва: Творческий
Центр, 2005.
2. Алябьева Е.А. «Психогимнастика с дошкольниками»/ Москва: Творческий
Центр, 2003.
3. Изард К.Е. «Эмоции человека»/ Москва, 2003.
4. Романов А.А. «Проективные методы в психогимнастике»/ Москва, 2001.
5. Чистякова М.И. «Психогимнастика»/ Москва: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации процесса обучения: традиции и инновации.
Формы организации процесса обучения: традиции и инновации. В этой статье рассказывается о том, чем отличается традиционный урок в начальной школе от урока по новым стандартам....
Формы организации процесса обучения: традиции и инновации
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Д...
Эссе "Традиции и инновации: что важнее для нашего учреждения?"
Эссе представляет собой рассуждение на тему традиций и инноваций в образовании....
Современный урок: соединение традиций и инноваций.
В статье раскрываются требования, предъявляемые к современному уроку....
Традиции и инновации в современном образовании на примере урока математики в 4 классе по теме «Умножение на 1000,10000,100000»
Аннотация. Традиции и инновации в образовательном процессе сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Традиционные методы обучения являются осново...
Современный урок в начальной школе – интеграция традиций и инноваций
laquo;Все новое - это хорошо забытое старое»....