Эссе "Традиции и инновации: что важнее для нашего учреждения?"
статья на тему
Эссе представляет собой рассуждение на тему традиций и инноваций в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse._traditsii_i_innovatsii.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе по теме:
«Традиции и инновации: что важнее для нашего учреждения?»
Выполнила: Александрова С.Э.
Учитель начальных классов
МОУ гимназии №3
г. Хабаровска
ХК ИППК ПК
2009 год
Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменение.
Чарльз Дарвин
Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает педагогических работников на поиск и апробацию новых технологических образований, ориентированных на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, формирование которых напрямую зависит от того, какие образовательные технологии используются в практике работы школы.
Изучая опыт передовых школ города Хабаровска, коллектив гимназии №3 пришел к выводу, что поступательное развитие становится возможным благодаря глубинному переосмыслению миссии в условиях жесткого режима функционирования. В этом случае развивающим систему фактором становится инновационная деятельность педагогов. Эта деятельность может придать импульс развитию гимназии, особенно, если большая часть педагогического коллектива уже имеет опыт участия в инновационном процессе. Конечно, никто не отрицает, что на этапе подготовки стратегического планирования развития гимназии необходимо опираться на образовательную философию нашего ОУ, социальный состав учащихся, традиции и прошлый опыт, а также способность изменяться. Инновационная деятельность, рассчитанная не на год, а на продолжительный период, как «свежий ветер» способна поддерживать систему в ее движении.
Что же такое «инновация»?
Понятие «инновация» в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение.
В научной литературе русское слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
«Новый» (по толковому словарю) – впервые созданный или сделанный, появившийся ли возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, являющийся новым для среды, общества, человека.
Гимназия – это открытая социально – педагогическая система призванная выполнять социально – значимые функции. Развитие гимназии без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс.
Установка на личностное развитие, на создание развивающей образовательной среды для формирования ценностно – ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими, способной к разностороннему самоопределению и самореализации в условиях Дальневосточного региона предполагает выделение в качестве основных критериев инновационной образовательной системы гимназии№3 следующие:
- свободный доступ к информации, приобщение к культуре, к творчеству;
- сохранение физического, психического и нравственного здоровья учащихся;
- способность системы образования включать не только познавательные, но и социальные программы, направленные на решение жизненных проблем учащихся;
- способность адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание;
- демократическое устройство совместной жизни учащихся и педагогов; способность гимназии обеспечить уровень воспитанности, отвечающий требованиям общечеловеческой нравственности.
Инновационная деятельность в нашей гимназии направлена на создание усовершенствованного процесса образования, открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий направленных на обретение нового качества результатов деятельности – ценностно – ориентированная личность, способная к самоопределению и самореализации.
Направления инноваций:
- Воспитательный процесс:
Создание воспитательной системы гимназии, которая базируется на воспитательной программе «Живу на Дальнем Востоке». Цель программы «Живу на Дальнем Востоке»: создание единого воспитательного пространства, которое смогло бы помочь учащимся приобрести социально-психологическую готовность к интеграции в мир общественных отношений в дальневосточном регионе на правах участника социального партнерства.
Программа «Живу на Дальнем Востоке» имеет три раздела:
- Интеграционная модель воспитательной системы начальной ступени гимназии.
- Интеграционная модель воспитательной системы средней ступени гимназии.
- Интеграционная модель воспитательной системы старшей ступени гимназии.
Программа «Живу на Дальнем Востоке» включает систему пяти целевых проектов:
- «Россиянин – Дальневосточник».
- «Традиции».
- «Семьянин».
- «Здоровье».
- «Преемственность ступеней обучения».
Воспитание (по воспитательной программе) - специально организованный процесс, помогающий ребенку научиться интегрироваться в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.
Способность к интеграции рассматривается как базовое условие к самоопределению и самореализации выпускника в Дальневосточном регионе и сопредельных государствах.
В основе воспитательной программы лежит интеграционная модель – это совокупность составляющих обуславливающих целостность обучения и воспитания, которая может быть выражена содержанием общего образования, ценностями и идеалами современной гражданской культуры, способом организации системного мира.
В таком понимании интеграционная модель невозможна без создания правового пространства гимназии и использования социальных проектов как формы работы с детьми в учебной и внеучебной деятельности. В 2007-2008 уч.году апробируется и корректируется воспитательная система, созданная проектной группой в 2006-2007 уч.году.
Ожидаемый результат гражданского воспитания – интеграция учащихся в поликультурное сообщество Дальнего Востока.
Результаты внешней экспертизы воспитательной системы гимназии №3:
2007 год - 2 место на городском конкурсе Воспитательных систем «Растим гражданина».
- Создание школы дополнительного образования для начальной школы «Одаренный ребенок» (1-2 классы). Цель – создать развивающую воспитательную среду, которая поможет ребёнку понять и познать самого себя участником общественных отношений (содействовать развитию качественных новообразований внутреннего мира «Я»).
В рамках школы дополнительного образования организованна группа продленного дня с эстетическим направлением на базе 1 класса, классный руководитель Парыгина Н.Е.;
во 2 классе, классный руководитель Драчко Е.В. – танцевальная студия.
- Образовательный процесс:
- В начальной школе идет изучение английского языка в 3б, 3в,3г, 2б,2в по программе Богородицкой В.Н., Хрусталевой Л.В. английский язык, которая позволяет перевести учащихся в 5 классе на углубленное изучение английского языка.
- Изучение информатики со 2 класса по УМК Горячева.
- Углубленное изучение информатики в 5г классе.
- Изучение курса обществознания с 5 класса по УМК Кравченко.
- Введен пропедевтический курс химии в 7 классе по программе О.С. Габриелян.
- Преемственность Образовательной Системы «Школа 2100» начальной ступени и средней ступени.
- Введение в 2007-2008 уч.году профильного обучения алгебры в 10б, 10в классе по учебно- методическому комплексу Калягина .
- Организовано профильное обучение в филологическом профиле по учебно – методическому комплексу Сафоновой для школ с углубленным изучением английского языка.
- Подготовка и открытие профильных отрядов в рамках «Лето – 2008».
- Работа учащихся 9 классов консультантами в «Заочной правовой школе».
- Систематическое применение педагогами современных педагогических технологий – проблемное обучение, мультимедиа уроки, метод проектов.
- Создание сети всевозможных мастерских, лабораторий, проектных групп, где в деятельности выращиваются и формируются универсальные умения и обеспечивается деятельностное вхождение в культуру (5в класс проект межпредметных связей истории и информатики; английский язык 10-11 кл. метод проектов межпредметных связей по английскому языку и информатике; межпредметные связи на уроках физики и информатики в 8-х Кл.)
- Материально – техническое оснащение гимназии:
- Создание кабинета информатики для начальной школы – кабинет №19.
- Создание кабинета эстетического образования, оснащенного домашним кинотеатром - кабинет №63.
- Создание мультимедиа кабинета для проведения занятий-45 кабинет.
- Создание нового медицинского кабинета в соответствии с нормами РосПотребНадзора – кабинет №4.
- Оснащение кабинета изобразительного искусства для 5-8 классов.
В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для 21 века под председательством Жака Делора, были выделены четыре опорных направления будущего образования: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе. В нем подчеркивалось, что все четыре направления заслуживают равного внимания. Из выше перечисленных направлений инновационной деятельности гимназии №3 созданы условия, для того чтобы учиться в соответствии с социальным заказом, для самоопределения и развития способностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Наши папы для нас очень важны,наши папы нам очень нужны"
Материал к празднику 23 февраля для 3 класса. Сопровождался современными песнями в исполнении детей,презентацией, с личными фотографиями пап с детьми. В ходе праздника приняли участи...
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА – ЭТО ВАЖНЕЙШАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования...
Открытое внеклассное мероприятие "Мамы разные нужны, мамы всякие важны" (Профессии наших мам)
Внеклассное мероприятие проводилось в рамках областного семинара и в преддерии Дня матери. Подготовка к занятию велась с помощью проектно - исследовательской работы "Особенности профессии моей мамы"...
Наша работа интересна и важна! (Отчет отряда ЮИД)
В данной презентации представлен фотоотчет трехлетней работы отряда ЮИД "МБОУ Гимназия №125" г.Казани...
Статья "Взаимодействие учителя и воспитателя группы продленного дня по выполнению домашнего задания очень важно в наше время."
Взаимодействие учителя и воспитателя группы продленного дня по выполнению домашнего задания очень важно в наше время.Самоподготовка в ГПД – грань взаимодействия в работе учителя и воспитателя...
«Мир труда и профессий. Профессии нашей страны: Важные и очень важные»
1 тема из рабочей программы курса внеурочной деятельности «Проектируем будущее»...
РЕФЕРАТ Воспитание детей – самая важная область нашей жизни
Антон Семенович Макаренко был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Он считал, что ...