Эссе "Традиции и инновации: что важнее для нашего учреждения?"
статья на тему

Александрова Светлана Эдуардовна

 Эссе представляет собой рассуждение на тему традиций и инноваций в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse._traditsii_i_innovatsii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе по теме:

«Традиции и инновации: что важнее для нашего учреждения?»

Выполнила: Александрова С.Э.

Учитель начальных классов

МОУ гимназии №3

г. Хабаровска

ХК ИППК ПК

2009 год

Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменение.

Чарльз Дарвин

        Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает педагогических работников на поиск и апробацию новых технологических образований, ориентированных на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, формирование которых напрямую зависит от того, какие образовательные технологии используются в практике работы школы.

        Изучая опыт передовых школ города Хабаровска, коллектив гимназии №3 пришел к выводу, что поступательное развитие становится возможным благодаря глубинному переосмыслению миссии в условиях жесткого режима функционирования. В этом случае развивающим систему фактором становится инновационная деятельность педагогов. Эта деятельность может придать импульс развитию гимназии, особенно, если большая часть педагогического коллектива уже имеет опыт участия в инновационном процессе. Конечно, никто не отрицает, что на этапе подготовки стратегического планирования развития гимназии необходимо опираться на образовательную философию нашего ОУ, социальный состав учащихся, традиции и прошлый опыт, а также способность изменяться. Инновационная деятельность, рассчитанная не на год, а на продолжительный период, как «свежий ветер» способна поддерживать систему в ее движении.

Что же такое «инновация»?

        Понятие «инновация» в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение.

        В научной литературе русское слово «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

        «Новый» (по толковому словарю) – впервые созданный или сделанный, появившийся ли возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, являющийся новым для среды, общества, человека.

         Гимназия – это открытая социально – педагогическая система призванная выполнять социально – значимые функции. Развитие гимназии без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс.

         Установка на личностное развитие, на создание развивающей образовательной среды для формирования ценностно – ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими, способной к разностороннему самоопределению и самореализации в условиях Дальневосточного региона предполагает выделение в качестве основных критериев инновационной образовательной системы  гимназии№3 следующие:

- свободный доступ к информации, приобщение к культуре, к творчеству;

- сохранение физического, психического и нравственного здоровья учащихся;

- способность системы образования включать не только познавательные, но и социальные программы, направленные на решение жизненных проблем учащихся;

- способность адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание;

- демократическое устройство совместной жизни учащихся и педагогов; способность гимназии обеспечить уровень воспитанности, отвечающий требованиям общечеловеческой нравственности.    

           Инновационная деятельность в нашей гимназии направлена на создание усовершенствованного процесса образования, открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий направленных на обретение нового качества результатов деятельности – ценностно – ориентированная личность, способная к самоопределению и самореализации.

        Направления инноваций:

- Воспитательный процесс:

Создание воспитательной системы гимназии, которая базируется на воспитательной программе «Живу на Дальнем Востоке». Цель программы «Живу на Дальнем Востоке»: создание единого воспитательного пространства, которое смогло бы помочь учащимся приобрести социально-психологическую готовность к интеграции в мир общественных отношений в дальневосточном регионе на правах участника социального партнерства.

Программа «Живу на Дальнем Востоке» имеет три раздела:

  1. Интеграционная модель воспитательной системы начальной ступени гимназии.
  2. Интеграционная модель воспитательной системы средней ступени гимназии.
  3. Интеграционная модель воспитательной системы старшей ступени гимназии.

Программа «Живу на Дальнем Востоке» включает систему пяти целевых проектов:

  • «Россиянин – Дальневосточник».
  • «Традиции».
  • «Семьянин».
  • «Здоровье».
  • «Преемственность ступеней обучения».

Воспитание (по воспитательной программе) - специально организованный процесс, помогающий ребенку научиться интегрироваться в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.  

Способность к интеграции рассматривается как базовое условие к самоопределению и самореализации выпускника в Дальневосточном регионе и сопредельных государствах.

В основе воспитательной программы лежит интеграционная модель – это совокупность составляющих обуславливающих целостность обучения и воспитания, которая может быть выражена содержанием общего образования, ценностями и идеалами современной гражданской культуры, способом организации системного мира.

В таком понимании интеграционная модель невозможна без создания правового пространства гимназии и использования социальных проектов как формы работы с детьми в учебной и внеучебной деятельности. В 2007-2008 уч.году апробируется и корректируется воспитательная система, созданная проектной группой в 2006-2007 уч.году.

Ожидаемый результат гражданского воспитания – интеграция учащихся в поликультурное сообщество Дальнего Востока.

Результаты внешней экспертизы воспитательной системы гимназии №3:

2007 год -  2 место на городском конкурсе Воспитательных систем «Растим гражданина».

 

  • Создание школы дополнительного образования для начальной школы «Одаренный ребенок» (1-2 классы). Цель – создать развивающую воспитательную среду, которая поможет ребёнку понять и познать самого себя участником общественных отношений (содействовать развитию качественных новообразований внутреннего мира «Я»).

В рамках школы дополнительного образования организованна группа продленного дня с эстетическим направлением на базе 1 класса, классный руководитель Парыгина Н.Е.;

во 2 классе, классный руководитель Драчко Е.В. – танцевальная студия.

- Образовательный процесс:

  • В начальной школе идет изучение английского языка в 3б, 3в,3г, 2б,2в по программе Богородицкой  В.Н., Хрусталевой Л.В. английский язык, которая позволяет перевести учащихся в 5 классе на углубленное изучение английского языка.
  • Изучение информатики со 2 класса по УМК Горячева.
  • Углубленное изучение  информатики в 5г классе.
  • Изучение курса обществознания с 5 класса по УМК Кравченко.
  • Введен пропедевтический курс химии в 7 классе по программе О.С. Габриелян.
  • Преемственность Образовательной Системы «Школа 2100» начальной ступени и средней ступени.
  • Введение в 2007-2008 уч.году профильного обучения алгебры  в 10б, 10в классе по учебно- методическому комплексу Калягина .
  •   Организовано профильное обучение в филологическом профиле по учебно – методическому комплексу Сафоновой для школ с углубленным изучением английского языка.
  • Подготовка и открытие профильных отрядов в рамках «Лето – 2008».
  • Работа учащихся 9 классов консультантами в «Заочной правовой школе».
  • Систематическое применение педагогами современных педагогических технологий – проблемное обучение, мультимедиа уроки, метод проектов.
  • Создание сети всевозможных мастерских, лабораторий, проектных групп, где в деятельности выращиваются и формируются универсальные умения и обеспечивается деятельностное вхождение в культуру (5в класс проект межпредметных связей истории и информатики; английский язык 10-11 кл. метод проектов  межпредметных связей по английскому языку и информатике; межпредметные связи на уроках физики и информатики в 8-х Кл.)

- Материально – техническое оснащение гимназии:

  • Создание кабинета информатики для начальной школы – кабинет №19.
  • Создание кабинета эстетического образования, оснащенного домашним кинотеатром -  кабинет №63.
  • Создание мультимедиа кабинета для проведения занятий-45 кабинет.
  • Создание нового медицинского кабинета в соответствии с нормами РосПотребНадзора –  кабинет №4.
  • Оснащение кабинета изобразительного искусства для 5-8 классов.

            В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию для 21 века под председательством Жака Делора, были выделены четыре опорных направления будущего образования: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе. В нем подчеркивалось, что все четыре  направления заслуживают равного внимания. Из выше перечисленных направлений  инновационной деятельности гимназии №3 созданы условия, для того чтобы учиться в соответствии с социальным заказом, для самоопределения и развития способностей учащихся.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Наши папы для нас очень важны,наши папы нам очень нужны"

Материал к празднику 23 февраля  для 3 класса.  Сопровождался современными песнями в исполнении детей,презентацией, с личными фотографиями  пап с детьми. В ходе праздника приняли участи...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА – ЭТО ВАЖНЕЙШАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования...

Открытое внеклассное мероприятие "Мамы разные нужны, мамы всякие важны" (Профессии наших мам)

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках областного семинара и в преддерии Дня матери. Подготовка к занятию велась с помощью проектно - исследовательской работы "Особенности профессии моей мамы"...

Наша работа интересна и важна! (Отчет отряда ЮИД)

В данной презентации представлен фотоотчет трехлетней работы отряда ЮИД "МБОУ Гимназия №125" г.Казани...

Статья "Взаимодействие учителя и воспитателя группы продленного дня по выполнению домашнего задания очень важно в наше время."

Взаимодействие учителя и воспитателя группы продленного дня по выполнению домашнего задания очень важно в наше время.Самоподготовка в ГПД – грань взаимодействия в работе учителя и воспитателя...

«Мир труда и профессий. Профессии нашей страны: Важные и очень важные»

1 тема из рабочей программы курса внеурочной деятельности «Проектируем будущее»...

РЕФЕРАТ Воспитание детей – самая важная область нашей жизни

Антон Семенович Макаренко был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Он считал, что ...