Пейзаж –настроение. Урок изобразительного искусства.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства ФГОС
Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» автора Б.М.Неменского.
3 класс (1-4)
4 четверть
Тема четверти: «Художник и музей»
Учитель: Харламова Татьяна Николаевна
Тема урока «Пейзаж настроение»
Целью данного учебного занятия являлось создание индивидуальной работы, в которой воплотились представления обучающихся о пейзаже.
- На уроке я ставила следующие задачи:
- Передавать настроение природы в творческих работах.
- Развивать творческую фантазию.
- Передавать свои наблюдения и переживания в рисунках.
- познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;
- передавать красками яркие цветовые состояния природы;
- показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
А главная задача- научить детей работать над общей темой в группах.
Здравствуй, день!
Здравствуй, дети!
Здравствуйте и улыбнитесь,
Я прошу вас веселей!
Ведь на волю просится
Фантазия скорей!
- Протяните мне левую руку, положу я вам на ладонь жёлтую краску. Что вы чувствуете? Что можно раскрасить этим цветом? Дайте характеристику этому цвету.
- Протяните правую руку и ловите синюю краску. Что чувствуете? Что раскрасим? А он какой?
- А теперь потрите ладони. Что мы сделали с красками? Какой цвет получили? Дайте ему характеристику.
- Какое самое большое количество красок можно смешивать? (3)
- Почему нельзя больше?
- На каком уроке вам нужны эти знания? Для чего?
Пусть и в нашем классе сегодня вспыхнет фейерверк фантазии и творчества.
Послушайте загадку….
Но будьте внимательны отгадав загадку вы сможете приблизиться к теме нашего урока
Если видишь, на картине
нарисована река,
или ель и белый иней,
или сад и облака,
или снежная равнина,
или поле и шалаш,
обязательно картина называется… (пейзаж)
Вы можете предположить о чем пойдёт речь на нашем уроке………..Ответы детей
А точнее тему вы сможете определить после того как выполните предложенные мною задания.
Давайте попробуем сформулировать определение что мы называем пейзажем?
Молодцы!!! Конечно же
Пейзаж – это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
А познакомиться с точной формулировкой определения пейзаж, было домашнее задание , нам поможет точнее раскрыть понятие (ученик)
Пейза́ж (в переводе с французского — страна, местность) — жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции.
Во все времена не только художники воспевали красоту неброской русской природы, простоту пейзажей, необъятные просторы России но и русская поэзия всегда сочитала в себе ранимость и тонкость с безграничной любовью поэтов к родной природе. Стихи о природе в творчестве русских поэтов тонко передают крестьянский быт и натуру русского человека.
Самые яркие и впечатляющие образы могут передать небольшие стихи о природе разного времени года.
(ученик) приготовил для вас стихотворение
Сергея Есенина «Берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Спасибо, Лиза .
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра
- А только ли леса, поля, реки, озёра, горы можно изображать в пейзажах?
Мы с вами знакомы с видами пейзажей.
У каждой группы на столе лежат картинки с изображением природы, домов, парков. Ваша задача рассмотреть картинки
1 группу из представленных репродукций выбирает городской пейзаж и даёт определение этому пейзажу.
2 группа морской
3 группа сельский или деревенский пейзаж.
Перед вами лежат оценочные листы, после каждый этапа работы вы должны оценить себя.
Представление каждой группы.
Проверяем себя.
Поясняю!!!
Городской пейзаж, включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные;
Морской пейзаж (марина) рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, реки;
Сельский (деревенский) в сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей средой.
Сравнили картинки на экране и у ребят. Молодцы. Оцените себя.
Сверяем свой выбор.
Оцените себя.
Молодцы справились с заданием, а сейчас все вместе повторим виды пейзажей.
На слайде представлены картинки под номерами, внимательно рассмотрите, определите жанр и запишите числа которые обозначают картину написанную в жанре пейзажа.
Проверяем правильность выполнения работы, у нас получился код 2.3.4.6
Оцените себя в оценочном листе.
Рассмотрите картины где изображён пейзаж.
- Как вы думаете почему пейзажи написаны в разных цветовых гаммах?
- Что хотел художник показать цветом?
- Почему один художник использовал глухие цвета, а другой звонкие?
Сформулируем тему урока конкретнее. Какие предложения?
Пейзаж настроение.
Чему мы сегодня должны научиться на уроке?
Что мы должны показать цветом?
(Передавать настроение природы в творческих работах.)
- Это самое важное научиться передавать настроение.
- Развивать творческую фантазию.
- Передавать свои наблюдения и переживания в рисунках.
Чтоб достичь цели нужно узнать:
- Что такое пейзаж настроение?
- Какие краски используют для передачи настроение природы?
Видеоролик
Какое впечатление вызвал у вас этот видео фильм?
Что же такое пейзаж нвстроение?
У природы, как и у любого человека, настроение может быть разным. Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным.
Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
С помощью чего мы можем передать настроение природы?
(цвета)
Вспомните о холодных и тёплых цветах, о тихих(глухих) и звонких. Они помогут вам создать пейзажи с разными состояниями.
И не бойся смешивать краски прямо на поверхности листа. Пусть будут видны смелые мазки кистью.
Большинство картин знаменитых художников находятся в третьяковской галереи.
И вы наверно обратили внимание что в нашем классе мы тоже создали свою галерею персональную выставку картин 3а класса. Только вот беда, ребята, чего не хватает в нашей галереи,
Конечно рисунков.
Чем мы сегодня будем заниматься на нашем уроке.
Мы будем писать картины,
В практической работе будет использовано три вида техники.
Первой группе предлагаю выполнить работу в технике МОНОТИПИЯ (отпечаток).
Второй группе предлагаю выполнить работу в технике КЛЯКСОГРАФИЯ
Третьей группе предлагаю выполнить работу методом РИСУНКА ПО МОКРОМУ,
Техники вам знакомы, технологические карты с описанием работы над техникой лежат у вас на столе.
Но прежде чем начать работу передайте своё настроение в движении.
Физминутка
Порядок работы над пейзажем
Выберите настроение, состояние в природе.
Выберите расположение листа.
Если есть необходимость можно выполнить набросок карандашом.
Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение.
Не забывайте использовать закон перспективы:
Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.
Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.
На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.
Все ближние предметы видятся нам объемными, а все дальние – плоскими.
Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья.
Приступаем к работе изображаем пейзаж-настроение
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Пока работы подсыхают оцените практическую деятельность.
После урока я посмотрю написанные вами картины, оценочные листы и выражу своё впечатление на следующем уроке.
Выразите своё настроение цветом, перед вами таблица обозначение цветов, выберите цвет соответствующий вашему настроению, наберите краску на кисть и проведите линию.
счастье | |
- | радость |
спокойствие и уверенность | |
грусть, тоска | |
печаль | |
гнев, злость, горе |
Мне очень приятно, что после урока вы испытываете радость, счастье, уверенность.
Оформляем выставку картин.
– Какие картины вы сегодня создали?
-За что похвалите себя и своих одноклассников?
Кому и какой совет дадите?
-Я очень рада, что у всех у вас получились рисунки. Молодцы. Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В каком-то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.
Домашнее задание: Найти картины в интернет сетях и составить презентации на тему Пейзаж-настроение (подпишите слайды какое настроение по вашему показал художник в данной картине.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Но наше путешествие в мир природы на этом не заканчивается.. Рисуйте и любите живопись.
Лист самооценки.
Фамилия Имя | |||||||
Работа в группах определение вида пейзажа. | Определение жанра «Пейзаж» цифровой код. | Выбор цветовой гаммы | Правильно выполнена композиция. | Владение техникой. | Аккурат- ность | Количество балов | Оценка |
1 2 | 1 2 3 4 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | 1 2 | ||
14-12 балов-5; 11-9 балов-4; 8-6 балов-3; 5 балов-2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искусства во 2 классе по теме "Пейзаж.Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж"
1. Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе «Школа 21 века»;2. «Пейзаж. Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж»;3. Проблемный урок изучения нового материала;• 4 Оборудование: мультимеди...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Зимний пейзаж: день и ночь. Творческая работа: ночной пейзаж» (УМК «Перспектива», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Зимний пейзаж». Формирование умений использовать средства выразительности граф...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)», 3 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:1....
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание усл...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Изобразительное искусство-картина-пейзаж» (УМК «Школа России», 3 класс).
Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.Задачи урокаДидактические:1. дать представление об особенностях русской природы;2. познакомит...