Технологическая карта урока изобразительного искусства «Изобразительное искусство-картина-пейзаж» (УМК «Школа России», 3 класс).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна

Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.

Задачи урока
Дидактические:
1. дать представление об особенностях русской природы;
2. познакомить с основными приемами выполнения пейзажа.
Развивающие: 
1.развивать умение отображать в рисунке природные явления;
2. развивать навык построения композиции пейзажа;
3.развивать образное мышление и индивидуальные творческие способности.
Воспитательные:
1. воспитывать уважение и любовь к родине;
2. воспитывать доброжелательное отношение к своему труду  и труду других.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 21.04.2023

Школа: МБОУ «СОШ №54»

Класс:

Урок: 6

Время: 16:00-16:40  Кабинет: 205

Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна

Группа: 43

Учитель: Давыдова Татьяна Ивановна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Изобразительное искусство-картина-пейзаж» Изделие: Весенний пейзаж

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. дать представление об особенностях русской природы;

2. познакомить с основными приемами выполнения пейзажа.

Предметные:
1. создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.

2. знать строение композиций пейзажа;

3.уметь передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе.

Развивающие:

1.развивать умение отображать в рисунке природные явления;

2. развивать навык построения композиции пейзажа;

3.развивать образное мышление и индивидуальные творческие способности.

Личностные:

1. сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

2. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Воспитательные:

1. воспитывать уважение и любовь к родине;

2. воспитывать доброжелательное отношение к своему труду  и труду других.

УМК: «Школа России», автор – Неменская Л.А., под. ред. Б.М. Неменского, 3 класс

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности

30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой на урок

1. Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Садитесь.

1. Приветствуют учителя.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа
П:
 актуализация знаний по теме пейзаж

Ф

М: практический
П:
анализ стихотворения

Ф
М:
беседа
П:
подводящий диалог

Ф

М: практический
П:
анализ стихотворения

1. Организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний.

-Ребята, давайте вспомним, что такое пейзаж?

-Ребята, скажите, а какое сейчас время года?

-По каким признакам можно определить, что сейчас весна?

-Молодцы! Вы назвали много признаков весны.

-Как из чудесной сказки пришла к нам сегодня на урок царица Весна! 

К. Бальмонт

(из стихотворения «Россия»)

На иве распустились почки,

Берёза слабые листочки

Раскрыла - больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

2. С помощью беседы подводит учащихся к самостоятельному определению темы.

-А сейчас послушайте музыку и подумайте, какое настроение создала у вас эта музыка? (Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Весна»).
-Какое настроение создала у вас эта музыка ?

-Вы правы ребята.

-Весенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый - рождает, светлую радость.
-Как вы думаете, удалось ли композитору при помощи музыки передать красоту весенней природы. 
 
-У композитора - звуки, у художника краски, у поэта - слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.

-Послушайте стихотворение М. Волошина.

Звучит в горах, весну встречая,

Ручьёв прерывистая речь;

По сланцам стебли молочая

Встают рядами бледных свеч.

А на полянах влажно мшистых

Средь сгнивших за зиму листов

Глухие заросли безлистых

Лилово-дымчатых кустов.

И ветви тянутся к просторам,

Молясь Введению Весны,

Как семисвечник, на котором

Огни ещё не зажжены.

1. Принимают учебную задачу.

Пейзаж-это жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения являетсядикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

-Весна.

-Тает снег, светит солнце, трава зеленеет, птицы прилетают и тд.

 

2. Слушают и анализируют стихотворение.

Слушают и анализируют музыку.

Слушают и анализируют стихотворение.

Слушают и анализируют стихотворение.

УУКД: умение вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

УУКД: умение вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

УУПД: формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения.

Презентация

Презентация

Музыка

Стихотворение

3. Постановка учебной задачи

2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: практический

П: определение целей

1. Создаёт условия для определения учащимися темы и цели урока.

-Ребята, предположите, как звучит тема нашего урока?

-Какую цель на урок мы можем поставить, опираясь на слайд (Узнать о…, создать).

-Абсолютно верно! Тема урока: «Изображение весеннего пейзажа». Цель урока: научиться изображать весенний пейзаж.

1. Определяют тему и цель урока.

- «Изображение весеннего пейзажа».

- научиться изображать весенний пейзаж, изобразить весенний пейзаж.

УУРД:  соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Презентация

4. "Открытие" детьми нового знания

10-12 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф
М:
беседа
П:
анализ картин

Ф

М: беседа
П:
ответы на вопросы

Ф
М:
беседа
П:
анализ картин

Ф

М: беседа
П:
ответы на вопросы

Ф
М:
беседа
П:
анализ картин

Ф

М: беседа
П:
ответы на вопросы

Ф
М:
беседа
П:
анализ картин

Ф

М: беседа
П:
ответы на вопросы

Ф
М:
беседа
П:
анализ картин

Ф

М: беседа
П:
ответы на вопросы

Ф

М: наглядный
П:
иллюстрация пейзажа

Ф

М: практический
П:
анализ картины-пейзажа

Ф

М: наглядный П: демонстрация этапов работы

Ф

М: практический
П:
педагогический показ

Ф
М:
практический
П:
разминка

1.Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу по открытию нового знания.

-Посмотрите на слайд, я вам покажу картины известных художников.

-Вот торжественная, величественная картина прекрасного русского художника И. Левитана «Озеро. Русь».

Посмотри, полоска земли с белеющей церквушкой не внизу картины, а почти посередине, и кажется, что далеко. А весь низ полотна синяя вода, в которой отразились летящие облака. В картине как бы соединились низ и верх - земля и небо, и влекут они тебя, зрителя, в бесконечную даль. Если бы ты мог оказаться перед самой картиной, не перед маленькой репродукцией, то тебе показалось бы, что ты летишь.

-Давайте рассмотрим, что изображено на картине?

-Совсем другое настроение в картине И. Левитана «Стога. Сумерки». В серебристом тумане как бы тихо бредут стога к сияющей вдали луне. Она притягивает их и наш с тобой взгляд. И замираешь, прислушиваешься…

- Давайте рассмотрим, что изображено на картине?

-Картина А. Саврасова - о чуде весеннего пробуждения природы от зимнего сна. Это поэтический образ нашей весны с берёзами, ширью полей, и, кажется, всюду слышится гомон грачей.

- Давайте рассмотрим, что изображено на картине?

-На картине французского художника К. Коро изображено начало грозы. Потемнело, мощный порыв ветра. Одиноко и страшно тому, кто в пути. Но велика сила могучих деревьев-великанов. И свет в небе - точно блеск непокорного взгляда! В природе буря, но художник передал зрителю своё чувство бодрости и весёлой отваги.

- Давайте рассмотрим, что изображено на картине?

-А на картине В. Бакшеева - нежность ласкового утра. Весенние берёзы похожи на струны. Они тянутся вверх, а их ветви создают узоры на фоне неба.

- Давайте рассмотрим, что изображено на картине?

2. Учитель проводит анализ картины-пейзажа.

-Как мы называем картину, на которой нарисована природа, окружающий нас мир?

-Давайте посмотрим, как правильно писать пейзаж?

-Что за линия отделяет небо от земли?

-Выше линии горизонта написано небо, ниже – земля.

Почему в городе мы не видим линию горизонта?

Что ее загораживает?

Начинаем писать пейзаж с линии горизонта.

-Перед вами картина Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег.»

-Река. Лес. Какого цвета деревья?

-Какие краски мы здесь видим?

-А вдалеке?

-На переднем плане рисуем теплыми красками, а на заднем плане рисуем холодными красками.

ФИЗМИНУТКА:

-Внимательно смотрите на меня и повторяйте:
 Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,        

Чуть присела на карниз,        посмотреть на кончик носа.

А с него свалилась вниз.        посмотреть на пол.

3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания.

-Сегодня на уроке вам предстоит побывать в роли художников- пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге осенний пейзаж.

-Итак, первое, с чем нужно определиться - это каким образом мы расположим наш лист?

-Действительно, листок можно расположить на ваше усмотрение.

-Далее мы должны наметить линию горизонта.

-Скажите, с каких элементов вы начнете вашу работу?

-Совершенно верно и для этого вы будете использовать прием - замолевок.

-Небо - голубое, синее, немного белого, фиолетового. На небо можем добавить легкие облака.

-Земля - коричневая, зеленая, цвет охры. Добавим весенней травы. На дальнем плане у нас может быть лес.

-На переднем плане мы можем изобразить - деревья, реки, кусты, травинки.

-Давайте вспомним, с чего мы начинаем рисовать любое дерево?

- Все верно.

-Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передана весна и настроение.

-Но перед началом работы немного разомнемся, а то я вижу, что вы немного засиделись.

-Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

 Ветерок все тише, тише,

Деревце всё выше, выше.

-Молодцы! Продолжаем работу.

1.Изучают новый материал.

-На переднем плане: озеро; на заднем плане: дома, холма и облака.

-На переднем плане: стога сена, на заднем плане: небо и луна.

-На переднем плане: деревья с грачами, на заднем: дома и постройки.

-На переднем плане: человек, буря и деревья, на заднем: лес.

-На переднем плане: лес и березы, а на заднем: продолжение леса.

-Пейзаж.

 

-Линия горизонта.

-Дома.

Ответы детей.

-Желтого, оранжевого, коричневого

-Теплые

-Синие, голубые, фиолетовые. Холодные

-Вертикально или горизонтально.

-Небо и земля.

-Сначала снизу-вверх рисуем ствол толстой кистью, затем тонкой кистью от ствола ветки и на них листья.

Повторяют упражнения.

УУРД: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем.

УУКД: умение вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

УУПД: использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды.

УУПД: использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды.

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

УУПД: Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных художников.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

5.Первичное закрепление

0,5  мин

Усвоение нового способа действий

Ф

М: беседа

П: выявление критериев работы

Предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. Определяет критерии качества выполнения задания

-Какова же ваша задача на уроке?

-Итак, ваша задача нарисовать осенний пейзаж.

-Ознакомьтесь с критериями оценки качества выполнения задания:

1. композиция;

2. аккуратность;

3. проявление творчества.

1. Обучающиеся формулируют практическое задание и знакомятся с критериями оценки.

-Нарисовать весенний пейзаж.

2. Ознакомление с критериями работы.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25  мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М: практический
П:
самостоятельное выполнение картины-пейзажа

1. Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество.

2. Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания

3. Помогает обучающимся по мере необходимости.

4. Включает музыку.

-Вы большие молодцы! У каждого получается прекрасный весенний пейзаж!

1. Принимают учебную задачу.

2. Выполняют практическое задание.

УУРД: умение внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем.

УУРД: умение соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания

Презентация

Аудио- сопровождение

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: практический
П: запись домашнего задания в дневник

1. Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

-Ребята, наше занятие подходит к концу.

-Сейчас отложите все на край стола. Какую тему мы сегодня изучали?

-Ребята, запишите ваше домашнее задание. Вы должны дома внимательно рассмотреть и проанализировать детские работы на странице 118-119.

1. Закрепляют знания, полученный на уроке.

-«Изображение весеннего пейзажа».

УУРД: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Презентация

Дневник

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: практический

П: анализ работ

Организует выставку всех работ учащихся.

- А сейчас давайте оценим ваши работы. Первый ряд встаньте со своими работами у доски.

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.

- Сейчас я выберу эксперта, который выберет работу, которая ему понравилось больше всего и оценит её по критериям.

- Опираясь на критерии на слайде выберите самую удачную на ваш взгляд работу. Расскажите, почему вы выбрали именно эту работу.

Организует самоанализ работ отдельных учащихся.

- Хочу сказать, что каждая из ваших работ пропитана любовью к своей Родине.

-Вы отлично постарались, у вас получились прекрасные работы. Спасибо за урок!

Оценивают работу одноклассников по заданным критериям.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

УУКД: умение демонстрировать и объяснять результаты своего художественного опыта.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имен существительных» УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных» Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам...

Технологическая карта урока математики : «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»(УМК "Школа России", 1 класс)

Технологическая карта урока математики «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:...

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Технологическая карта урока изобразобразительного искусства «Что такое ритм пятен?» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о ритме пятен как выразительном средстве изображения, умение рассматривать репродукции картин и решать посред...