Технологическая карта урока изобразительного искусства «Изобразительное искусство-картина-пейзаж» (УМК «Школа России», 3 класс).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 21.04.2023 Школа: МБОУ «СОШ №54» Класс: 3А Урок: 6 Время: 16:00-16:40 Кабинет: 205 | Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна Группа: 43 Учитель: Давыдова Татьяна Ивановна Методист: Буторина Валентина Владимировна |
Тема урока «Изобразительное искусство-картина-пейзаж» Изделие: Весенний пейзаж
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. дать представление об особенностях русской природы; 2. познакомить с основными приемами выполнения пейзажа. | Предметные: 2. знать строение композиций пейзажа; 3.уметь передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе. |
Развивающие: 1.развивать умение отображать в рисунке природные явления; 2. развивать навык построения композиции пейзажа; 3.развивать образное мышление и индивидуальные творческие способности. | Личностные: 1. сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии; 2. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. |
Воспитательные: 1. воспитывать уважение и любовь к родине; 2. воспитывать доброжелательное отношение к своему труду и труду других. |
УМК: «Школа России», автор – Неменская Л.А., под. ред. Б.М. Неменского, 3 класс
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
1. Самоопределение к деятельности 30 сек | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой на урок | 1. Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Садитесь. | 1. Приветствуют учителя. | УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. | Презентация |
2. Актуализация знаний и мотивация 2 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: беседа Ф М: практический Ф Ф М: практический | 1. Организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний. -Ребята, давайте вспомним, что такое пейзаж? -Ребята, скажите, а какое сейчас время года? -По каким признакам можно определить, что сейчас весна? -Молодцы! Вы назвали много признаков весны. -Как из чудесной сказки пришла к нам сегодня на урок царица Весна! К. Бальмонт (из стихотворения «Россия») На иве распустились почки, Берёза слабые листочки Раскрыла - больше снег не враг. Трава взошла на каждой кочке, Заизумрудился овраг. 2. С помощью беседы подводит учащихся к самостоятельному определению темы. -А сейчас послушайте музыку и подумайте, какое настроение создала у вас эта музыка? (Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Весна»). -Вы правы ребята. -Весенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый - рождает, светлую радость. -Послушайте стихотворение М. Волошина. Звучит в горах, весну встречая, Ручьёв прерывистая речь; По сланцам стебли молочая Встают рядами бледных свеч. А на полянах влажно мшистых Средь сгнивших за зиму листов Глухие заросли безлистых Лилово-дымчатых кустов. И ветви тянутся к просторам, Молясь Введению Весны, Как семисвечник, на котором Огни ещё не зажжены. | 1. Принимают учебную задачу. Пейзаж-это жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения являетсядикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. -Весна. -Тает снег, светит солнце, трава зеленеет, птицы прилетают и тд.
2. Слушают и анализируют стихотворение. Слушают и анализируют музыку. Слушают и анализируют стихотворение. Слушают и анализируют стихотворение. | УУКД: умение вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. УУКД: умение вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. УУПД: формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения. | Презентация Презентация Музыка Стихотворение |
3. Постановка учебной задачи 2-3 мин | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: практический П: определение целей | 1. Создаёт условия для определения учащимися темы и цели урока. -Ребята, предположите, как звучит тема нашего урока? -Какую цель на урок мы можем поставить, опираясь на слайд (Узнать о…, создать). -Абсолютно верно! Тема урока: «Изображение весеннего пейзажа». Цель урока: научиться изображать весенний пейзаж. | 1. Определяют тему и цель урока. - «Изображение весеннего пейзажа». - научиться изображать весенний пейзаж, изобразить весенний пейзаж. | УУРД: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Презентация |
4. "Открытие" детьми нового знания 10-12 мин | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Ф М: беседа Ф Ф М: беседа Ф Ф М: беседа Ф Ф М: беседа Ф Ф М: беседа Ф М: наглядный Ф М: практический Ф М: наглядный П: демонстрация этапов работы Ф М: практический Ф | 1.Учитель организует проблемную (эвристическую) беседу по открытию нового знания. -Посмотрите на слайд, я вам покажу картины известных художников. -Вот торжественная, величественная картина прекрасного русского художника И. Левитана «Озеро. Русь». Посмотри, полоска земли с белеющей церквушкой не внизу картины, а почти посередине, и кажется, что далеко. А весь низ полотна синяя вода, в которой отразились летящие облака. В картине как бы соединились низ и верх - земля и небо, и влекут они тебя, зрителя, в бесконечную даль. Если бы ты мог оказаться перед самой картиной, не перед маленькой репродукцией, то тебе показалось бы, что ты летишь. -Давайте рассмотрим, что изображено на картине? -Совсем другое настроение в картине И. Левитана «Стога. Сумерки». В серебристом тумане как бы тихо бредут стога к сияющей вдали луне. Она притягивает их и наш с тобой взгляд. И замираешь, прислушиваешься… - Давайте рассмотрим, что изображено на картине? -Картина А. Саврасова - о чуде весеннего пробуждения природы от зимнего сна. Это поэтический образ нашей весны с берёзами, ширью полей, и, кажется, всюду слышится гомон грачей. - Давайте рассмотрим, что изображено на картине? -На картине французского художника К. Коро изображено начало грозы. Потемнело, мощный порыв ветра. Одиноко и страшно тому, кто в пути. Но велика сила могучих деревьев-великанов. И свет в небе - точно блеск непокорного взгляда! В природе буря, но художник передал зрителю своё чувство бодрости и весёлой отваги. - Давайте рассмотрим, что изображено на картине? -А на картине В. Бакшеева - нежность ласкового утра. Весенние берёзы похожи на струны. Они тянутся вверх, а их ветви создают узоры на фоне неба. - Давайте рассмотрим, что изображено на картине? 2. Учитель проводит анализ картины-пейзажа. -Как мы называем картину, на которой нарисована природа, окружающий нас мир? -Давайте посмотрим, как правильно писать пейзаж? -Что за линия отделяет небо от земли? -Выше линии горизонта написано небо, ниже – земля. Почему в городе мы не видим линию горизонта? Что ее загораживает? Начинаем писать пейзаж с линии горизонта. -Перед вами картина Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег.» -Река. Лес. Какого цвета деревья? -Какие краски мы здесь видим? -А вдалеке? -На переднем плане рисуем теплыми красками, а на заднем плане рисуем холодными красками. ФИЗМИНУТКА: -Внимательно смотрите на меня и повторяйте: Смотрит влево, Смотрит вправо, Смотрит вверх, Смотрит вниз, Чуть присела на карниз, посмотреть на кончик носа. А с него свалилась вниз. посмотреть на пол. 3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания. -Сегодня на уроке вам предстоит побывать в роли художников- пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге осенний пейзаж. -Итак, первое, с чем нужно определиться - это каким образом мы расположим наш лист? -Действительно, листок можно расположить на ваше усмотрение. -Далее мы должны наметить линию горизонта. -Скажите, с каких элементов вы начнете вашу работу? -Совершенно верно и для этого вы будете использовать прием - замолевок. -Небо - голубое, синее, немного белого, фиолетового. На небо можем добавить легкие облака. -Земля - коричневая, зеленая, цвет охры. Добавим весенней травы. На дальнем плане у нас может быть лес. -На переднем плане мы можем изобразить - деревья, реки, кусты, травинки. -Давайте вспомним, с чего мы начинаем рисовать любое дерево? - Все верно. -Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передана весна и настроение. -Но перед началом работы немного разомнемся, а то я вижу, что вы немного засиделись. -Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревце всё выше, выше. -Молодцы! Продолжаем работу. | 1.Изучают новый материал. -На переднем плане: озеро; на заднем плане: дома, холма и облака. -На переднем плане: стога сена, на заднем плане: небо и луна. -На переднем плане: деревья с грачами, на заднем: дома и постройки. -На переднем плане: человек, буря и деревья, на заднем: лес. -На переднем плане: лес и березы, а на заднем: продолжение леса. -Пейзаж.
-Линия горизонта. -Дома. Ответы детей. -Желтого, оранжевого, коричневого -Теплые -Синие, голубые, фиолетовые. Холодные -Вертикально или горизонтально. -Небо и земля. -Сначала снизу-вверх рисуем ствол толстой кистью, затем тонкой кистью от ствола ветки и на них листья. Повторяют упражнения. | УУРД: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем. УУКД: умение вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. УУПД: использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды. УУПД: использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды. УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. УУПД: Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных художников. УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем. | Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация |
5.Первичное закрепление 0,5 мин | Усвоение нового способа действий | Ф М: беседа П: выявление критериев работы | Предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его. Определяет критерии качества выполнения задания -Какова же ваша задача на уроке? -Итак, ваша задача нарисовать осенний пейзаж. -Ознакомьтесь с критериями оценки качества выполнения задания: 1. композиция; 2. аккуратность; 3. проявление творчества. | 1. Обучающиеся формулируют практическое задание и знакомятся с критериями оценки. -Нарисовать весенний пейзаж. 2. Ознакомление с критериями работы. | УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой 20-25 мин | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И М: практический | 1. Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество. 2. Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания 3. Помогает обучающимся по мере необходимости. 4. Включает музыку. -Вы большие молодцы! У каждого получается прекрасный весенний пейзаж! | 1. Принимают учебную задачу. 2. Выполняют практическое задание. | УУРД: умение внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем. УУРД: умение соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания | Презентация Аудио- сопровождение |
Включение в систему знаний, повторение 2 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: практический | 1. Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов. -Ребята, наше занятие подходит к концу. -Сейчас отложите все на край стола. Какую тему мы сегодня изучали? -Ребята, запишите ваше домашнее задание. Вы должны дома внимательно рассмотреть и проанализировать детские работы на странице 118-119. | 1. Закрепляют знания, полученный на уроке. -«Изображение весеннего пейзажа». | УУРД: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Презентация Дневник |
Рефлексия деятельности 3-4 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: практический П: анализ работ | Организует выставку всех работ учащихся. - А сейчас давайте оценим ваши работы. Первый ряд встаньте со своими работами у доски. Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ. - Сейчас я выберу эксперта, который выберет работу, которая ему понравилось больше всего и оценит её по критериям. - Опираясь на критерии на слайде выберите самую удачную на ваш взгляд работу. Расскажите, почему вы выбрали именно эту работу. Организует самоанализ работ отдельных учащихся. - Хочу сказать, что каждая из ваших работ пропитана любовью к своей Родине. -Вы отлично постарались, у вас получились прекрасные работы. Спасибо за урок! | Оценивают работу одноклассников по заданным критериям. | УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем. УУКД: умение демонстрировать и объяснять результаты своего художественного опыта. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)
Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...
Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имен существительных» УМК "Школа России" 2 класс
Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных» Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений"УМК «Школа России», 2 класс
Урок "открытия новых знаний"....
Технологическая карта урока математики : «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»(УМК "Школа России", 1 класс)
Технологическая карта урока математики «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:...
Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...
Технологическая карта урока изобразобразительного искусства «Что такое ритм пятен?» (УМК "Школа России", 2 кл.)
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о ритме пятен как выразительном средстве изображения, умение рассматривать репродукции картин и решать посред...