Программа кружка " Акварелька" по ИЗО для 1 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Филиппова Мария Вячеславовна

Рабочая программа для 1 классов по изобразительному искусству

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА»

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 Г. ЙОШКАР – ОЛЫ»

ПРИНЯТО

педагогическим советом

От «____» _______________2023г.

Протокол №___

УТВЕРЖДАЮ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 г. Йошкар – Олы»

____________ Е. В. Галкин

«____»_______________2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АКВАРЕЛЬКА»

IDпрограммы:

Направленность программы:художественная

Уровень программы:базовый

Категория и возраст обучающихся:7-8 лет

Срок освоения программы: 1 год

Объем часов:30 часов

Фамилия И.О.- Филиппова Мария Вячеславовна, учитель начальных классов

Йошкар-Ола

2023


Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.

  1. Пояснительная записка

Направленность программы- художественная, направлена на развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка.

Актуальность программы- В настоящее время возникаетнеобходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,способных решать современные задачи творческого восприятия и развитияличностивцелом.Всистемеэстетического,творческоговоспитанияподрастающегопоколенияособаярольпринадлежитизобразительномуискусству.Умениевидетьипониматькрасотуокружающегомира,способствуетвоспитаниюкультурычувств,развитиюхудожественно-эстетическоговкуса,трудовойитворческойактивности,воспитываетцелеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможностьтворческой самореализации личности. Программанаправленана то, чтобычерезискусствоприобщитьдетейктворчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Отличительные особенности программыотличительные особенностиданной образовательной программы от уже существующих вэтой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкогокомплексаразличногодополнительногоматериалапоизобразительномуискусству.Программойпредусмотрено,чтобыкаждоезанятиебылонаправленонаовладениеосновамиизобразительногоискусства,наприобщениеобучающихсякактивнойпознавательнойитворческойработе.Процессобученияизобразительномуискусствустроится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, прикоторойвпроцессеусвоениязнаний,законовиправилизобразительногоискусстваушкольниковразвиваютсятворческие начала.В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.

Адресат программы: Программапредназначенадлядетей младшего школьного возраста7-8лет безспециальнойпредварительнойподготовки,независимоотспособностейиталантов,любящихижелающихрисовать.

Срок освоения программы: 1 год

Формы обучения: очная

Уровень программы: базовый

Особенности организации образовательного процесса:срок реализации программы – 1 год. Курс обучения рассчитан на 30 часов в параллели 1-х классов. Для реализации программы необходим коллектив детей (не менее 10 человек). Зачисление в группу производится по желанию детей и родителей. Занятия по 40 минут проходят понедельникамс . Место проведения занятий –учебный кабинет. Курс не требует от детей специальной предварительной подготовки.

В программе предусмотрена теоретическая и практическая деятельность детей, но приоритетной является практическая: изучение новых техник рисования, использование привычных инструментов для рисования, изучение дополнительных средств выразительности, активизация творческих способностей. Используемые в программе методики рисования позволяют с уверенностью говорить об активизации творческих способностей учеников.

Курс обучения предполагает следующие формы деятельности: беседы, выполнение творческих индивидуальных работ, выставка работ.

Цели и задачи программы:

Цель программы - Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно - творческой деятельности.

Задачи программы:

#1053;аучить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

#1042;оспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

4. Помочь освоить детям различные виды нетрадиционной художественной деятельности (рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск различными предметами, монотипия предметная, набрызг и множество других).

5. Научить детей создавать выразительные образы;

#1057;формировать у детей устойчивый интерес к художественному труду, усидчивость, настойчивость;

7. Воспитывать художественный вкус, умение понимать цветовые сочетания;

#1056;азвивать умение наблюдать окружающий мир, воспринимать его красоту, видеть гармонию цветовых и пластических сочетаний.

Объем программы -30 часов

Содержание программы.

Тема1. Вводное занятие.

Ознакомление с основными задачами курса, материалами при работе. Организации рабочего места. Ознакомление с расписанием. Знакомство с наглядными пособиями, оборудованием, материалами. Правилами поведения во время занятий. Знакомство с материалами (карандашом, бумагой, ластиком, красками). Как правильно держать карандаш, кисточки, как правильно сидеть.

Раздел 1. «В гостях у осени»

Тема «Листопад»

Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья. Изобразить букет из осенних листьев, передать натуральность букета.

Тема «Осенний натюрморт»

Реалистично изобразить фрукты, грибы, ягоды на маленькой поверхности чашки или блюдца используя приём стилизации.

Тема «Осеннее дерево»

Ладонь, как способ нанесения изображения. Смешение теплых тонов. Передача в рисунках формы,

очертания и цвета изображаемых предметов.

Раздел 2. «Эти милые животные»

Тема «Жираф»

Силуэтное рисование животных. Мягкие тональные переходы. Применение различных художественных материалов: гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши.

Тема «Котик»

Силуэтное рисование животных различными художественными материалами.

Тема «Лисичка»

Рисуем лисичку акварельными красками .

Тема «Фламинго»

Рисуем розового фламинго гуашью.

Раздел 3 «Зимушка-зима»

Тема «Узоры снежинок»

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

Тема «Игрушки на новогоднюю елку»

Нанесение рисунка восковыми мелками, а потом покрытие его акварельными красками разных цветов.

Тема «Портрет Снегурочки»

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.Гуашь.

Тема «К нам едет Дед Мороз».

Рисование портрета Деда Мороза. Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

Тема «Шишки на ветке»

Техника рисования «Тычком». Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками.

Тема «Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

Раздел 4. « Ты украшаешь»

Тема «Красивые рыбы»

Изображаем подводный мир. Отработка приема - волнистые линии. Гуашь.

Тема «Украшения птиц»

Придумайте свою сказочную птицу.

Тема «Узоры на крыльях бабочки»

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

Раздел 5. «С чего начинается Родина?»

Тема «Моя семья – забота и любовь»

Нарисуйте свою семью, используя фломастеры и карандаши.

Тема «Цветущий луг»

Наша Родина начинается и с природы родного края.

Используя краски, нарисуйте пейзаж родного края.

Тема ;Красота окружающего мира. Насекомые»

Нарисовать насекомых, например, на полянке с цветами, это могут быть одни только бабочки, или же нарисуйте каких - ни будь жучков в траве.

Тема «Цветы нашей Родины»

Рисуем одуванчики гуашью и ватными палочками.

Раздел 6. «Пусть всегда будет солнце!»

Тема «Первые проталины»

Расширение представления о пейзажной живописи. Нарисовать весенний пейзаж.

Тема «Весенняя веточка»

Изобразить ветку вербы. Гуашь.

Тема «Загадочный космос»

Рисуем планеты солнечной системы. Гуашь.

Тема ;Рисуем созвездия»

Техника набрызгивания. Гуашь.

Тема «Праздничный салют»

Совершенствование приема рисовать цветными карандашами салют. Для того чтобы нарисовать салют, можно использовать различные графические знаки, (точки, линии, запятые, штрихи, пятна).

Тема «Скоро лето!»

Свободный выбор техники и материалов.

Тема «Красота моря»

Изобразить гуашью закат на море. Техника рисования по сырому.

Тема «Летние травы»

Учить выполнять отпечатки листьев, цветов, травинок. Создать с помощью отпечатков композицию.

Тема 7. «Итоговое занятие»

Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини выставки, обсуждение результатов работы.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

1. Осознание своих творческих возможностей;

2. Проявление познавательных мотивов;

3. Развитие чувства прекрасного и эстетического чувства;

Предметные результаты:

Программа дает возможность освоить различные виды нетрадиционной художественной деятельности (рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск различными предметами, набрызг и множество других), и работу как художественными инструментами (кисти, карандаш, палитра), так и подручными, бросовыми материалами.

Метапредметные результаты:

1. Стремление к наблюдению и исследованию окружающего мира.

2. Проявление ценностного отношения к творчеству.

3. Стремление к занятиям творческого характера.

4. Проявление творческого характера мышления, творческого потенциала личности.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька»

№ п/п

Наименование раздела, модуля, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации//текущего контроля

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

Вводный

2

В гостях у осени.

3

-

3

Текущий

Выставка работ

3

Эти милые животные

4

-

4

Текущий

Выставка работ

4

Зимушка-зима

6

-

6

Текущий

Выставка работ

5

Ты украшаешь

3

-

3

Текущий

Выставка работ

6

С чего начинается Родина?

4

-

4

Текущий

Выставка работ

7

Пусть всегда будет солнце!

8

-

8

Текущий

Выставка работ

8

Итоговое занятие

1

-

1

ПромежуточныйТворческий отчет

Итого объем программы

31

1

29

30

Календарный учебный графикдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька».

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

беседа

1

Вводное занятие

21 каб.

Устный опрос

2

сентябрь

индивидуальная

1

Листопад

21 каб.

Анализ детских работ

3

сентябрь

индивидуальная

1

Осенний натюрморт

21 каб.

Анализ детских работ

4

октябрь

индивидуальная

1

Осеннее дерево

21 каб.

Выставка детских работ

5

октябрь

индивидуальная

1

Жираф

21 каб.

Анализ детских работ

6

октябрь

индивидуальная

1

Котик

21 каб.

Анализ детских работ

7

октябрь

индивидуальная

1

Лисичка

21 каб.

Анализ детских работ

8

ноябрь

индивидуальная

1

Фламинго

21 каб.

Выставка детских работ

9

ноябрь

индивидуальная

1

Узоры снежинок

21 каб.

Анализ детских работ

10

ноябрь

индивидуальная

1

Игрушки на новогоднюю елку

21 каб.

Анализ детских работ

11

декабрь

индивидуальная

1

Портрет Снегурочки

21 каб.

Анализ детских работ

12

декабрь

индивидуальная

1

К нам едет Дед Мороз

21 каб.

Анализ детских работ

13

декабрь

индивидуальная

1

Шишки на ветке

21 каб.

Анализ детских работ

14

декабрь

индивидуальная

1

Снежная птица зимы

21 каб.

Выставка работ

15

январь

индивидуальная

1

Красивые рыбы

21 каб.

Анализ детских работ

16

январь

индивидуальная

1

Украшения птиц

21 каб.

Анализ детских работ

17

январь

индивидуальная

1

Узоры на крыльях бабочки.

21 каб.

Выставка работ

18

февраль

индивидуальная

1

Моя семья – забота и любовь

21 каб.

Анализ детских работ

19

февраль

индивидуальная

1

Цветущий луг

21 каб.

Анализ детских работ

20

февраль

индивидуальная

1

Красота окружающего мира. Насекомые.

21 каб.

Анализ детских работ

21

март

индивидуальная

1

Цветы нашей Родины

21 каб.

Выставка работ

22

март

индивидуальная

1

Первые проталины

21 каб.

Анализ детских работ

23

март

индивидуальная

1

Весенняя веточка

21 каб.

Анализ детских работ

24

апрель

индивидуальная

1

Загадочный космос

21 каб.

Анализ детских работ

25

апрель

индивидуальная

1

Созвездия

21 каб.

Анализ детских работ

26

апрель

индивидуальная

1

Праздничный салют

21 каб.

Анализ детских работ

27

апрель

индивидуальная

1

Скоро лето!

21 каб.

Анализ детских работ

28

май

индивидуальная

1

Красота моря

21 каб.

Анализ детских работ

29

май

индивидуальная

1

Летние травы

21 каб.

Анализ детских работ

30

май

коллективная

1

Итоговое занятие

21 каб.

Выставка детских работ

Всего: 30

Условия реализации программы

Программа соответствует требованиям СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Для реализации программы, предусмотрен отдельный кабинет.Основная цель организации развивающей предметно-пространственной среды:создание условий для самовыражения каждого ребенка и развития его творческогопотенциала.

Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете – хорошо проветриваемом, закрытом помещении соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям и правилам безопасности.

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в учебном кабинете, оснащенном ученической мебелью, доской, стендами для организации выставки работ обучающихся, уголком техники безопасности, а также дополнительными расходными материалами: альбомы для рисования, простые карандаши, акварельные краски, гуашь, ластики, цветные карандаши, кисти, баночки для воды, палитра.

Кадровое обеспечение

ФИО педагога, реализующего программу

Должность, место работы

Образование

Филиппова Мария Вячеславовна

Учитель начальных классов

Высшее профессиональное

Информационное обеспечение.

• Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

• Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предметуИнтернет-ресурсы:

1. Абстракция: живопись и графика

2. Основы рисунка

3. Электронный научный журнал "Педагогика искусства"

4. Газета Искусство

5. Изобразительное искусство в школе.

Информационно – коммуникационные средства.

1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства: электрон.энциклопедия. – М.: 1с: Мультимедиа. 2010. – CD.

2. Познавательная коллекция. Энциклопедия по искусству: электрон.энциклопедия. – М.: 1с: Мультимедиа. 2010. – CD.

3. Овощи. Фрукты.:наглядно – дидактический материал. – Волгоград: Учитель, 2010. – CD. Электронный ресурс.

Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства:

Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.

Грабарь И. Февральская лазурь; Мартовский снег.

Коровин К. Зимой; Натюрморт.

Лебедева С. Девочка с бабочкой.

Левитан И. Золотая осень; Летний вечер.

Пластов А. Первый снег; Летом.

Поленов В. Золотая осень.

Хруцкий И. Цветы и плоды.

Шишкин И. Лесные дали; Осень; Берег моря;Юон К. Мартовское солнце.

Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации.

Для оценки качества освоения общеразвивающей программы «Акварелька», а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяютсяследующие виды диагностики: Вводная – проводится в начале учебного года и предназначена для определения уровня подготовленности обучающихся. Текущая – проводится в ходе учебного процесса, в конце каждого учебного полугодия, определяет уровень знаний и умений по изученному материалу, что позволяет проверить, на сколько обучающиеся усвоили новый материал.

Промежуточная – проводится в конце учебного года по завершению изучения годового учебного материала и определяющая уровень сформированных универсальных учебных действий по дополнительной общеразвивающей программе. По завершению изучения общеразвивающей программы поводится выставка работ.

Оценочные материалы.

Проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития;

Формирования психологических процессов, определения задач индивидуального развития:

• входящая диагностика (при зачислении) в форме беседы проводится для дальнейшего отслеживания динамики результатов.

• текущий контроль в форме педагогического наблюдения (анализа)

• итоговая аттестация в форме организации школьной выставки работ.

Методические материалы.

1. Детские рисунки в различных техниках.

2. Книги, иллюстрации, репродукции картин.

3. Опоры на доску: этапы работы на занятии, план работы над различными техниками.

4. Образцы работ в различных техниках.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях относятся:

• мультимедийный проектор

• компьютер

Список литературы

1. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.#1040;.П.Фомичёва«Методикаобучениярисованиявшколе», 2007г.

2. О.Шматова«Самоучительпорисованиюакварелью»,2007г.

3. О. Шматова «Самоучитель по рисованию цветными карандашами и фломастерами»,2007г.

4. БэттиЭдвардс«Откройвсебехудожника

#1050;омпанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

6. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. –М.,1983г.

#1054;сновы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школ

1999 г.

9. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

10. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 123 с.

11. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. –

М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Эрудит» для 2 класса.

Данное планирование направлено на развитие логического мышления второклассников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического мат...

рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...

Программа кружка "Здоровье" (1-4 класс,внеурочная деятельность)

Программа кружка "Здоровье" со здоровьесберегающими технологиями...

рабочая программа кружка "Живое слово" 1 класс

Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских...

Программа кружка «Занимательная математика», 3 класс

Программа  кружка «Занимательная математика» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравст...

Программа кружка «Занимательная лексика», 3 класс

Программа кружка «Занимательная лексика» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного р...

Программа кружка "Мир профессий" 3 класс

Программа кружка "Мир профессий" 3 класс. Основана на проектной деятельности....