Программа кружка "Мир профессий" 3 класс
элективный курс (3 класс) по теме
Программа кружка "Мир профессий" 3 класс. Основана на проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_professiy_3_klass_2012-2013.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Мир профессий»
Общеинтеллектуальное направление
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе программы развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. (Издательство «БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г.).
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности начального общего образования.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- организовать последовательную деятельность в рамках отношения «Я и мир профессии взрослых людей»;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии, различных сферах человеческой деятельности;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к современным профессиям;
- формировать активную жизненную позицию.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Программа курса предназначена для обучающихся 3 класса.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Основной метод изучения материала – метод учебного проекта.
Типология проектов в курсе «Мир профессий»
- Исследовательский проект
- Информационный проект
- Творческий проект
- Ролевой проект
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный.
- Организационный:
- Актуализация знаний.
- Плановые работы.
- Исследовательская деятельность.
- Результаты и выводы
- Представление готового продукта.
- Оценка процессов и результатов работы.
Организованные виды совместной деятельности:
- экскурсии;
- чтение литературы;
- просмотр фильмов;
- поисковая деятельность;
- исследовательская деятельность;
- беседы с представителями различных профессий;
- ролевые игры;
- дидактические игры;
- работа с семьей;
- праздники;
- изобразительная деятельность;
- создание книг-самоделок.
Структура занятий
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
- Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Объем программы:
На реализацию курса «Мир профессий» в 3 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю).
Ожидаемые результаты прохождения курса
Личностные результаты изучения курса «Мир профеесий»
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник должен
Знать:
- Основные сферы профессиональной деятельности человека;
- Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- Основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- Оперировать основными понятиями и категориями;
- Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
- Выполнять учебные проекты.
Учебно-тематический план (34 ч)
Раздел | Учебная тема | Количество часов |
«Человек-человек» | Наше питание | 3 |
Формирование здорового образа жизни | 5 | |
«Человек-природа» | Мы – часть природы | 2 |
Знакомство с растительным и животным миром | 2 | |
«Красная книга». Проблемы экологии | 4 | |
«Человек-техника» | Знакомство с профессиями | 2 |
Предприятия нашего края | 2 | |
«Дневник путешествия с Самоделкиным» | 4 | |
«Человек-художественный образ» | Что такое архитектура?» | 2 |
Знакомство с новостройками района | 1 | |
Знакомство с достопримечательностями района и области | 5 | |
Зачет | Презентация результатов работы | 2 |
Всего | 34 |
Содержание и поурочно-тематическое планирование курса в 3 «А классе
Дата | № п\п | Тема занятия | Этап работы над проектом |
«Наше питание» | |||
03.09 | 1 | Развивающее занятие: «повар». | Выбор темы |
10.09 | 2 | Познавательная игра «Русская хозяюшка». | |
17.09 | 3 | Урок-аукцион «Скатерть-самобранка». | |
«Формирование здорового образа жизни» | |||
24.09 | 4 | Экскурсия в кондитерский цех. | Сбор и структурирование информации |
01.10 | 5 | Экскурсия в школьную столовую. | |
08.10 | 6 | Пробуем себя в роли кулинаров. | Подготовка и презентация информационного проекта «Книга кулинарных рецептов» |
15.10 | 7 | Презентация проекта «Осенние посиделки». | |
22.10 | 8 | Презентация проекта «Осенние посиделки». | |
«Мы – часть природы» | |||
29.10 | 9 | Развивающее занятие «Сказочный мир подводного царства». | Выбор темы |
12.11 | 10 | Развивающее занятие «По заповедным местам Кавказа» | |
«Знакомство с растительным и животным миром» | |||
19.11 | 11 | Экскурсия по родному краю. | |
26.11 | 12 | Экскурсия в поселковую библиотеку. | |
«Красная книга». Проблемы экологии» | |||
03.12 | 13 | КТД «Мой четвероногий друг». | Подготовка и презентация информационного проекта «Мой четвероногий друг» |
10.12 | 14 | КТД «Мой четвероногий друг». | |
17.12 | 15 | Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников природы». | |
24.12 | 16 | Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников природы». | |
Знакомство с профессиями типа «человек-техника» | |||
14.01 | 17 | Развивающее занятие «Профессия водителя» | Выбор темы |
21.01 | 18 | Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени» | |
Предприятия нашего края | |||
28.01 | 19 | Экскурсия на птицефабрику. | |
04.02 | 20 | Экскурсия на кирпичный завод. | |
«Дневник путешествия с Самоделкиным» | |||
11.02 | 21 | КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель). | Подготовка и презентация творческого проекта «Дневник путешествия с Самоделкиным» |
18.02 | 22 | КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель). | |
25.02 | 23 | Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века». | |
04.03 | 24 | Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века». | |
Что такое архитектура? | |||
11.03 | 25 | Развивающее занятие «профессия строителя». | Выбор темы |
18.03 | 26 | Викторина «Мой край». | |
Знакомство с новостройками района | |||
01.04 | 27 | Экскурсия на стройку. | Сбор и структурирование информации |
Знакомство с достопримечательностями района и области | |||
08.04 | 28 | Урок-путешествие «Октябрьский район – мой край родной». | Подготовка и презентация творческого проекта «Город будущего» |
15.04 | 29 | Урок-путешествие «Достопримечательности Ростовской области». | |
22.04 | 30 | КТД Макет «Город будущего». | |
29.04 | 31 | КТД Макет «Город будущего». | |
06.05 | 32 | Презентация проекта «Город будущего». | |
Презентация результатов работы | |||
13.05 | 33 | Праздник «Парад профессии». | Презентация творческих проектов |
20.05 | 34 | Зачетный урок «Страна, в которой я живу». |
Содержание и поурочно-тематическое планирование курса в 3 «Б классе
Дата | № п\п | Тема занятия | Этап работы над проектом |
«Наше питание» | |||
06.09 | 1 | Развивающее занятие: «повар». | Выбор темы |
13.09 | 2 | Познавательная игра «Русская хозяюшка». | |
20.09 | 3 | Урок-аукцион «Скатерть-самобранка». | |
«Формирование здорового образа жизни» | |||
27.09 | 4 | Экскурсия в кондитерский цех. | Сбор и структурирование информации |
04.10 | 5 | Экскурсия в школьную столовую. | |
11.10 | 6 | Пробуем себя в роли кулинаров. | Подготовка и презентация информационного проекта «Книга кулинарных рецептов» |
18.10 | 7 | Презентация проекта «Осенние посиделки». | |
25.10 | 8 | Презентация проекта «Осенние посиделки». | |
«Мы – часть природы» | |||
08.11 | 9 | Развивающее занятие «Сказочный мир подводного царства». | Выбор темы |
15.11 | 10 | Развивающее занятие «По заповедным местам Кавказа» | |
«Знакомство с растительным и животным миром» | |||
22.11 | 11 | Экскурсия по родному краю. | |
29.11 | 12 | Экскурсия в поселковую библиотеку. | |
«Красная книга». Проблемы экологии» | |||
06.12 | 13 | КТД «Мой четвероногий друг». | Подготовка и презентация информационного проекта «Мой четвероногий друг» |
13.12 | 14 | КТД «Мой четвероногий друг». | |
20.12 | 15 | Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников природы». | |
27.12 | 16 | Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников природы». | |
Знакомство с профессиями типа «человек-техника» | |||
10.01 | 17 | Развивающее занятие «Профессия водителя» | Выбор темы |
17.01 | 18 | Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени» | |
Предприятия нашего края | |||
24.01 | 19 | Экскурсия на птицефабрику. | |
31.01 | 20 | Экскурсия на кирпичный завод. | |
«Дневник путешествия с Самоделкиным» | |||
07.02 | 21 | КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель). | Подготовка и презентация творческого проекта «Дневник путешествия с Самоделкиным» |
14.02 | 22 | КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель). | |
21.02 | 23 | Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века». | |
28.02 | 24 | Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века». | |
Что такое архитектура? | |||
07.03 | 25 | Развивающее занятие «профессия строителя». | Выбор темы |
14.03 | 26 | Викторина «Мой край». | |
Знакомство с новостройками района | |||
21.03 | 27 | Экскурсия на стройку. | Сбор и структурирование информации |
Знакомство с достопримечательностями района и области | |||
04.04 | 28 | Урок-путешествие «Октябрьский район – мой край родной». | Подготовка и презентация творческого проекта «Город будущего» |
11.04 | 29 | Урок-путешествие «Достопримечательности Ростовской области». | |
18.04 | 30 | КТД Макет «Город будущего». | |
25.04 | 31 | КТД Макет «Город будущего». | |
02.05 | 32 | Презентация проекта «Город будущего». | |
Презентация результатов работы | |||
16.05 | 33 | Праздник «Парад профессии». | Презентация творческих проектов |
23.05 | 34 | Зачетный урок «Страна, в которой я живу». |
Используемая литература:
- Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Кассные часы, игры, конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009 г.
- Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,2008 г
- Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В. /: Москва, «Гардарика» 1998г.
- Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
- Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль, «Академия развития» 1996г.
- Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н.: Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
- Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»: Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...