Тема: «Образ красоты человека. Женский портрет»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
ИЗО 4 класс, Тема: «Образ красоты человека. Женский портрет»
Конспект урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx | 288.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ковернинская средняя школа №1»
Конспект урока
изобразительного искусства
проведенного в 4 классе
учитель
Витюгова Елена Витальевна
Дата проведения: 16.10.2023
Тема: «Образ красоты человека. Женский портрет»
2023 г.
Тема: «Образ красоты человека. Женский портрет».
Тип: урок открытия нового знания.
Класс: 4
Цель: создание условий для развития умений в созданиеженского образа «русской красавицы».
Задачи:
Дидактические:
- Познакомить учащихся с жанром «портрет» для приобщения к культурной жизни общества.
- Познакомить учащихся с творчеством художников – портретистов.
- Углублять знания об основных видах и жанрах изобразительных искусств на примере портретного жанра.
- Познакомить с пропорциями и особенностями мимики лица.
Развивающие:
- Развивать воображение у учащихся для создания образабез прямых ассоциаций.
- Развивать эмоциональный отклик и эстетический вкус при анализе портретного рисунка.
- Развить фантазию, умение рассуждать, обсуждать, анализировать.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Развивать интерес к предмету изобразительное искусство.
Воспитательные:
- Формирование понимания значения искусства в жизни человека и общества.
- Вызвать интерес и пробудить любознательность для формирования личностного отношения учащихся к произведениям портретного жанра.
Предметные результаты:
знают: состав русской женской одежды, пропорции человеческого лица, правила зарисовки портрета, имена выдающихся художников и названия произведений в жанре портрета в мировом и отечественном искусстве.
умеют: создавать рисунок – портрет, различать жанры картин, пользоваться художественно-выразительными средствами живописи и графики для создания портрета.
Ключевые понятия: портрет.
Образовательные технологии: ТСО, здоровье – сберегающая технология, игровая технология, технология сотрудничества.
Образовательные ресурсы: ИКТ, презентация, проектор, раздаточный материал, поэтапная зарисовка портрета.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
(2 минуты) | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать простой карандаш, ластик, альбом, краски, непроливайка и кисточки. Я бы хотела начать наш урок с ребусов: акварель, гуашь, кисточка, искусство, палитра. Какие вы все молодцы, всё угадали. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку, организуют рабочее место. Отгадывают ребусы | Эмоциональный настрой Игровая технология |
(1 - 2 минуты) | - Вспомним с прошлого урока, из чего же состоит женский наряд? - Ребята, какой, по вашему мнению, должна быть «русская красавица»? - Каким способом могли украсить крестьянки свой костюм? - Как вы думаете, для чего необходим такой яркий, нарядный костюм русским женщинам? - В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье. Люди верили, что красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма всегда уделялось много внимания. | - кокошник, женская рубашка, сарафан (юбка), сапожки. - Красивой, доброй, умной - вышивкой - примерные ответы детей | Фронтальная работа |
(2 минуты) | Ребята, к нам на урок сегодня пришла гостья. (заходит девушка из подгруппы, в красивом наряде русской женщины) - Кто же это? - Как вы это поняли? (пока дети рассматривают девушку, я рассказываю) - Признаком красоты на Руси была коса. Считалось очень красивым, если у девицы длинная и толстая коса. Густые красивые волосы красноречиво говорили о хорошем здоровье девицы, ее женственности и привлекательности. Во многих русских сказках говорится о том, что красавица должна быть бела и румяна. Действительно, помимо крепкого телосложения и приятной полноты, русскую красавицу отличало круглое румяное лицо. Красавице полагалось обладать алыми губами и большими ясными очами. Щеки должны были быть круглыми и румяными. На скулы и вовсе не должно было быть даже намека. Лишний вес только приветствовался. Тонкая талия обязательным достоянием красавицы не считалась. Ее могло вовсе не быть. Поскольку женщины ходили в сарафане, на подобные мелочи никто внимания не обращал. Главным же достоинством русской красавицы должен был быть ее покладистый характер, скромность и покорность. О такой жене мечтал каждый! (Девушка садится) Давайте подумаем, какая будет тема нашего урока? Да, тема нашего урока образ красоты человека. Женский портрет. А какая цель нашего урока? | Смотрят, слушают учителя - русская красавица - широкая коса, красивое платье, милое лицо - образ русской красавицы - изучить образ красоты человека, рассмотреть женский портрет (Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение) | Сюжетная основа урока, фронтальная работа, обращение к прошлой теме. Краткий рассказ про образ девушек на Руси. Формулировка темы и цели урока |
(1 минута) | Построим план урока:
| Слушают учителя | Выделение плана урока |
(18минут) | - Поговорим про художников портретистов. - Я бы хотела начать с Леонардо да Винчи Все созданные им портреты выполнены с потрясающей анатомической точностью. Да Винчи всю жизнь интересовался устройством человеческого тела и потратил много лет на изучение этой области науки. Использовал в работах живописный прием сфумато: с помощью нанесения тончайших слоев краски достигается эффект «дымчатости» изображения, смягчения очертаний фигур и предметов. - Владимир Боровикóвский. (на слайде его фото и портреты) Он начинал свою живопись с иконописи, однако после переезда в Санкт-Петербург быстро прославился своими портретами. Его заметила сама Екатерина II, поэтому художнику позировала не только она, но многие знатные особы и целые семейства. - Илья Репин (его фото и портрет «На солнце. Портрет дочери Надежды Репиной») Он создал столь огромную серию великолепных портретов своих современников, превзошел в этом остальных портретистов. Если одни художники сосредотачивались на чувствах своих моделей, другие на их характере, то Репин пытался изобразить каждого известного человека как творчески мыслящую личность. - Карл Брюллов. (на слайде его фото и портрет «Всадница») Он стал основателем романтического портрета, так как он уделял большое внимание не статусу героя или передаче его портретного сходства, а его психологическому образу. Благодаря особому колориту, передаче эмоций и подбору подходящего интерьера художнику удавалось знакомить зрителя с характером и интересами героя. - Давайте немного разомнёмся. Встаём из-за своих парт и повторяем. Быстро встали, улыбнулись. Выше – выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Потянитесь, улыбнитесь, На места свои садитесь. - Рассмотрим несколько видов портретов: *Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого или создаваемого по воспоминаниям мастера, на основе литературно-художественного материала. *Портрет-картина, жанровый портрет – человек на портрете представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой и другими людьми. *Костюмированный портрет – человек представлен в виде мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. *Автопортрет - живописное изображение самого себя. *Конный портрет - разновидность парадного портрета, где модель изображена верхом на лошади. - Мы рассмотрели с вами разновидности портретов, а сейчас мы с вами попробуем нарисовать портрет русской красавицы. - Как вы думаете, как лучше расположить лист бумаги для такого рисунка? Правильно, вертикально. - Сначала надо наметить овал головы, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца. - Вторым шагом пересечем овал вертикальной линией – ось симметрии. - Отметим горизонтальную линию по середине лица. Эта линия – глаз. - Чуть выше линии глаз – линия бровей. - Поделим верхнюю часть лица пополам – линия волос. - Нижнюю часть лица делим тоже пополам, это линия носа. - Чуть ниже уровня носа прорисовываем линию губ. - Линию глаз в каждой половине делим пополам вертикальными линиями – линия зрачка, затем каждую половину делим еще пополам. Левый глаз должен располагаться от второй до четвёртой линии, а правый зеркально отражает его с другой стороны. Глаз прорисовываем в виде овала, к носу он немного сужается. - Рот по ширине приблизительно равен расстоянию между зрачками. - Нарисуем небольшую дугу (U- образную линию) для носа. - Доработаем форму головы. У женщин форма головы более сглаженная, чем у мужчин. Поэтому контуры рисуем более плавными изгибами. - Начнем с верхней части головы, делаем небольшое углубление в области глаз, прорисовываем щеки, спускаем плавную линию к подбородку. Чем уже подбородок, тем женственнее выглядит лицо девушки. Далее симметрично прорисовываем вторую часть лица. - Теперь нам нужно определиться, какое душевное состояние передает это женское лицо. Его выражение зависит в первую очередь от того, куда направлены уголки бровей и рта – вверх или вниз. Если это довольное лицо, выражающее хорошее настроение, то уголки рта слегка приподняты, если грустное лицо, уголки губ – опущены к низу. - Чтобы нарисовать бровь, сделайте набросок участка, который потом нужно будет заполнить волосками. Этот участок заострен к концу. - Уголки рта следует обозначить чуть большим нажимом или небольшими угловыми складками.Прорисовываем небольшой изгиб посредине ротовой складки. - Начинаем рисовать верхнюю губу. Прорисовываем сверху небольшую ямочку (U) и ведём плавную линию к уголкам губ. - Нижняя губа может быть чуть толще верхней, но это не обязательно. Ближе к середине линия может стать более плоской. - Ноздри начинаются очень близко к внешним сторонам кончика носа. Прорисовываем полуовалы с каждой стороны, с правой части лица поднимаем небольшую линию вверх. - Уши начинаем прорисовывать от линии бровей до кончика носа. Их можно не рисовать, так как обычно они прикрыты волосами. - Волосы: Линия пробора проходит от линии роста волос – вверх по кривой. От макушки волосы с обеих сторон спадают к ушам. - Прорисовываем шею и плечи. - Далее прорисовываем второстепенные детали: косу, бусы, кокошник, платье или сарафан. - начинаем раскрашивать рисунок. (демонстрация учениками своей работы) | Слушают учителя Повторяют движения за учителем Вертикально | Фронтальная работа Краткий рассказ об особенностях написания каждого писателя Здоровье сберегающая технология |
(1 минуты) | - Ребята, закрепим, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица? - Правильно – это портрет. - Какая деталь русского костюма изображена на голове женщины? - Во что одевались женщины? - Что еще подтверждает нам особый случай наряда? Правильно, молодцы! | -Портрет -Праздничный кокошник - В сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую кофточку - у женщины есть бусы, нарядные серьги | Закрепление раннее пройденного материала |
(12 минут) | - Попробуйте самостоятельно нарисовать портрет русской девушки - продемонстрируйте свои работы | -Демонстрируют свои работы у доски | Самостоятельная практическая работа Демонстрация работ учащихся |
(1минута) | Ребята, наш урок подходит к концу, скажите, что нового вы сегодня узнали? Чему бы вы ещё хотели научиться? - Ребята, а почему портрет называют зеркалом души? | Отвечают на вопросы учителя - В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир, его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир. | Подведение итогов работы |
(1 минуты) | Перед вами круг, вам нужно закрасить зелёным карандашом часть, если вам было легко работать и трудностей не возникало. Желтым карандашом – если были где то трудности, но работой вы довольны. И красным карандашом, если урок для вас прошёл плохо, вы недовольны своей работой. - Молодцы! Спасибо вам за работу. Урок окончен, не забудьте убрать свои рабочие места. | Закрашивают круг | Самооценка своей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО "Образ русского человека. Женские образы в искусстве"
В ходе урока ребята узнают об особенностях русского народного костюма. Слушают сообщения и рассматривают репродукции картин известных художников. В практической части выполняется работа по изобр...
План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)»
План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)"Характеристика этапов урокаТехнологическая карта урокаСхемы кок...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему: "Образ русского человека в произведениях художников"
Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему: "Образ русского человека в произведениях художников"...
Разработка урока ИЗО на тему «Понимание красоты человека в русском искусстве. Человек и его профессия» в 6 классе
Конспект урока с презентацией на тему "Понимание красоты человека в русском искусстве"...
Конспект урока по ИЗО "Образ красоты человека (женский образ). Портрет."
В конспекте прописаны планируемые результаты...
Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: "Выражение характера человека. Женский образ".
Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: "Выражение характера человека. Женский образ"....
Презентация к уроку ИЗО в 4 классе по теме "Образ русского человека"(Мужской образ)
Материал позволяющий познакомиться с представлением о красоте русского человека на примере образов богатырей. Задача: сформировать глубокое эмоциональное отношение к тому, что составляет гордость русс...