Разработка урока ИЗО на тему «Понимание красоты человека в русском искусстве. Человек и его профессия» в 6 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Иноземцева Елена Зыгмундовна

Конспект урока с презентацией на тему "Понимание красоты человека в русском искусстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_dlya_6_klassa.rar783.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Берновская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина»

Методическая разработка урока изобразительного искусства на тему:

 «Понимание красоты человека в русском искусстве. Человек и его профессия»,  6 класс

Номинация по направлению: «Спортивно-художественная»

Технология: технология деятельностного метода

Автор работы: Иноземцева Е.З.,

учитель ИЗО

Берново,  2018 г.

Раздел: «Изображение фигуры человека и образ человека».

Тема урока: «Понимание красоты человека в русском искусстве. Человек и его профессия».

Класс: 7

Цель: Показать красоту профессии спортсмена.  Вывести учащихся на более высокий уровень познания через повторение и обобщение,

формировать практические навыки в изображении фигуры человека.

Задачи:

1) ознакомить с многообразием профессий;

1) проанализировать отношение человека к труду, роль профессионального спортсмена в жизни нашей страны;

2) эмоционально воспринимать произведения искусства и выражать свое отношение к ним на примере произведений мастеров живописи;

3) развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность и осмысленность в практическом применении знаний;

4) воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Планируемые результаты

Регулятивные: выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла при

изображении профессии спортсмена; учатся оценивать успешность своего задания, признавать ошибки свои и одноклассников.

Познавательные: развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий

мир; понимать и объяснять, что при передаче художником образа спортсмена присутствует выражение идеалов эпохи и

авторская позиция художника.

Коммуникативные: высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу; слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

Личностные:  рассказывать о своих художественных впечатлениях; вглядываться в  фигуры людей, в особенности фигуры каждого человека, воспитывать  уважительное  отношение к творчеству – как своему, так и других людей; воспитывать уважительное отношение к труду.

Предметные: понять красоту и значимость профессии спортсмен; уметь использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов.

Обязательный минимум содержания:    уметь изображать фигуру человека (Б); уметь изображать фигуру человека в движении (П). (Б – базовый уровень, П – повышенный уровень).

Оборудование: компьютер, проектор, таблица «Пропорции человека».

Литературный ряд: В.Маяковский «Кем быть?», С.Михалков.

Для обучающихся: листы формата А 4, художественные материалы, карточки - помощницы, стихи о профессии.

Информационная поддержка: презентация занятия.

Тип урока: комбинированный.

Технология: технология деятельностного метода, ИКТ.

Межпредметные связи: математика,  ОБЖ, обществознание.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Действия учителя

Действия учеников

(возможные варианты)

I. Организационный

момент.

- Громко прозвенел звонок –

Начинаем наш урок.

К уроку все готово?

И хочется начать

Карандашом будем снова

Что-то рисовать…

Посмотрите на экран,

Вам вопрос такой задам…

Приветствуют учителя, визуально

контролируют свою готовность к уроку,

 рассаживаются на свои рабочие места.

II. Создание

проблемной

ситуации.

Приложение 5, Слайд 1

- Кто это? (продавец, строитель, врач).

- Расскажите, где вы встречали этих людей, чем они  занимаются?

- Продавец, строитель, врач – как можно назвать одним словом?

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают (профессии).

III.

Формулирование

проблемы.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Вспомните, что мы еще с вами рисовали в течение четверти?

Сформулируйте тему урока.  Слайд 2

- Исходя из темы урока, скажите, что вы должны будете изобразить?

Отвечают (о профессиях).

Отвечают (человека).

«Человек и его профессия»

Отвечают. (Показать человека и его

профессию)

IV. Актуализация

знаний.

Выдвижение

гипотез.

В течение ряда уроков мы говорили о красоте фигуры человека

в  искусстве  разных эпох, о пропорциях фигуры человека.

(На доске вывешивается таблица «Пропорции человека»)

Давайте ещё раз вспомним о пропорциях:

~   Сколько раз голова укладывается в рост человека?

~   Сколько раз голова укладывается в ширину плеч?

~   Как соотносятся друг с другом плечо и предплечье, бедро и голень?

~   Чему равна длина стопы?

~   А длина ладони?

~   Какой длины руки человека?

Сегодня мы побываем  в мире профессий.

 

Игра-соревнование «Кто больше назовет профессий?»- работа в группах.

Какие профессии вы знаете?

Какая профессия самая важная?

 В ходе нашего урока мы  попробуем ответить на этот вопрос.

- Как вы понимаете значение слова профессия?

- Чтобы узнать наиболее точное значение этого слова обратимся к словарю

Ожегова и прочитаем в сети Интернет.

Слайд 3.     Профессия – это: ...

Вспоминают.

(У взрослого человека - 7-8, у подростка – 6, у маленького ребенка – 4-5 раз).

(2 раза).

(Они приблизительно одинаковы).

(Высоте головы).

(Лицу).

(Они заканчиваются на уровне бедер).

Соревнуются

Отвечают.

высказывают свое мнение

учащиеся работают со словарем и в сети

интернет

(ученики  зачитывают определение)

Давайте с вами посмотрим работы художников, которые тоже работали

над темой «Человек и его профессия».

Рассматриваем работы художников и анализируем.

Слайд 4

«Портрет балерины О. В. Лепешинской» - Александр Михайлович

Герасимов. 1939.

Художник застает балерину в момент репетиции. Героиня на миг замерла

перед зрителем в типичном танцевальном па - она стоит на пуантах, руки

опущены на балетную пачку, голова чуть повернута в сторону, словно

приготовилась к следующему выходу на середину репетиционного зала.

Еще мгновение - и балерина продолжит танец. Ее глаза горят, она полна

вдохновения и любви к своей профессии.

Танец в жизни балерины является высшим смыслом ее существования.

Высказывают свое мнение о картине

.

Слайд 5

«Отдых на репетиции»

Борис Александрович Успенский. 1995

На этой картине мы видим с вами тоже балерину. При взгляде на нее

 возникает совсем другое настроение. Художник изображает балерину на

холодном фоне, сидячая поза, опущенный взгляд  показывают нам, что

действительно она устала.

Слайд 6

Тракторист.

Александр Александрович Дейнека. 1956

Художник считает, что эта одна из самых лучших его работ.

«Тракторист» - картина, которую он назвал «Весна». Не композицией

сильна эта картина, а душевностью молодого открытого лица

тракториста, его спокойной поступью, простым весенним пейзажем,

живой речкой, весенним гомоном птиц, чувством будущего, которое

заложено во всей картине».

Высказывают свое мнение о картине

Высказывают свое мнение о картине

V. Поиск решения

проблемы

(открытие  нового

знания).

Слайд 7

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Приложение 2.1

-Какие стихи о профессиях вы знаете?

Слайд 8.

- Есть такая профессия,  которая вам нравится?

А кто из вас знает, кем будет в будущем?

 Почему?

Слайд 9   Игра «Отгадай профессию по описанию»

- Как вы думаете, а какие профессии здесь «спрятались»?

- Отгадайте загадку и узнаете, кто за синей шторкой.

«Она относятся к первой большой категории профессий, в которых

Важны физические данные: важна физическая выносливость и

стремление превзойти себя и свои возможности.

Желание поставить рекорд или победить. К ним предъявляются

Ребята читают стихи о профессиях

Отвечают на вопросы.

Отвечают.

 

Дети выдвигают свои предположения.

 Дети выдвигают свои версии (спортсмен)

высокие требования по здоровью и в частности к сердечно-легочной

деятельности, а так же  обязательно иногда наличие соперника, желание

вступить с ним в непосредственный контакт, в борьбу за победу. Важно

умение работать в команде. А также задатки руководителя, если Вы

желаете быть капитаном команды. Важны красивые движения, растяжка,

 координация и даже музыкальный слух».

Физкультминутка «Спортсмен»

А теперь представьте, что вы спортсмен.

Как двигается бегун, поднимаем штангу, чтобы пловец  нырнул на дно,

он делает вдох, «ныряем на глубину» - садимся. Выдох.

Но я сегодня хотела особо остановиться на профессии

   профессиональный «спортсмен».

-Как вы думаете почему?

- А что вы знаете об этой профессии из уроков обществознания?

Слайд 10

Гонять по полю мячик, плавать в бассейне или с удовольствием

выписывать пируэты на льду — это же счастье!

 А тебе за это еще и деньги платят, и медалями награждают, и имя твое

известно почти каждому человеку в стране. Путь профессионального

спортсмена мог бы, с виду, показаться соблазнительным тысячам

мальчишек и девчонок, которые дружат со спортом.

Однако нужно понимать разницу между такими понятиями, как

«физическая культура» и «большой спорт».

-В чем же разница?

Первое необходимо каждому человеку. Прогулки и игры на свежем

воздухе, умеренные нагрузки в спортзале, туристические походы по

выходным дням — все это способствует поддержанию тонуса мышц,

здоровью сердечнососудистой системы, хорошему настроению.

Другое дело — большой спорт. Целью занятий большим спортом

является выявление абсолютно всех возможностей организма человека.

Занятия спортом на профессиональном уровне предполагают

воспитание таких качеств, как упорство, трудолюбие, выносливость.

Выполняют упражнения физкультминутки

 

Дети выдвигают свои версии.

Тема по обществознанию «Выдающаяся

Личность»

Отвечают.

Причем, как правило, развитие этих качеств делается в ущерб всему

остальному.

- Кто такие профессиональные спортсмены?

(Это люди, которые по максимуму развили  физические качества)

Слайд 11

- Как друг от друга отличаются спортсмены различных специализаций?

Тренироваться на износ по нескольку часов каждый день — это совсем

не то, что ходить в спортзал 2-3 раза в неделю.

При больших нагрузках организм человека просто не успевает до конца

восстановиться. Именно поэтому многие спортсмены заканчивают

карьеру с травмами той или иной степени тяжести.

Отвечают.

Отвечают.

VI. Первичная

проверка

понимания

Слайд 12

- Так что же такое профессия? Как вы поняли?

- Важна ли профессия спортсмен? Почему?

Отвечают.

Отвечают.(Защищают спортивную честь

нашей страны).

VII. Применение

знаний

(продуктивные

задания).

- Сегодня вы должны изобразить человека «спортсмена»

- Как вы думаете,  смыслообразующим центром будущей композиции

кто или что будет?

 Лучше изобразить в полный рост с передачей движения;

Приложение 2.2   (Памятки на партах.)

- А теперь самостоятельно изобразите человека, занятого тем видом

спорта, который вам интересен.

Приложение 2.3   (Карточки - помощницы).

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность по

 «Карточкам  достижений» в ходе выполнения задания

. Приложение №4

Отвечают. (Человек, спортсмен)

Выполняют.

Перед началом практической работы дети

знакомятся с критериями оценки, оценивают

степень усвоения знаний, умений, навыков,

контролируют процесс выполнения работы.

VIII. Итог урока.

Рефлексивно-

оценочный этап

- Ответьте на вопрос: Какая профессия самая важная?

Слайд 13,14

Отвечают

  Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.

  Молодцы! Все справились с заданием. Давайте оценим ваши

работы по «Карточкам  достижений»

 А теперь поделитесь мнениями об уроке:

-было интересно?     -было трудно?     -мы научились?

Давайте скажем спасибо друг другу за работу на уроке.

Слайд 15

Рефлексия: оценивание своей деятельности

на уроке.

IX. Домашнее

задание.

1. Составить кроссворд на тему: «Человек и его профессия»;

2.Используя интернет-ресурсы, найти и записать пословицы и поговорки

о профессиях;

3. Подготовить рассказ о профессии своих близких.

(задание выполняется по выбору ученика)

Запись домашнего задания в дневник

 

Используемая методическая литература: 

1. Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 7 класс; ВАКО - Москва, 2013. - 176 c.

2. Кашекова И. Э., Олесина Е. П. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Планируемые результаты. Система заданий; Просвещение - Москва, 2013. - 128 c.

Интернет – ресурсы:

http://www.uchportal.ru/load/150 - Учительский портал;  

http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00 [Изобразительное искусство в школе]

Дидактические материалы, методические рекомендации, памятки, инструкции по организации деятельности учащихся и воспитанников.

Приложение 2.1

Литературный  ряд:  

  1. Нужные работники –                                                                                                              

    столяры и плотники!                                                                                                                                    

 2) Столяру хорошо,                                                                                                                              

  а инженеру – лучше,                                                                                                                            

я бы строить дом пошёл -                                                                                                                

   пусть меня научат.                                                                                                                                                                    

3)...Я б детей лечить пошёл,                                                                                                                  

     пусть меня научат.                                                                                                                      

    Детям я лечу болезни, -                                                                                                                

  Где занятие полезней?                                                                                                                                              

  4) ...Я б в шофёры пошёл –                                                                                                            

5) Я бы в лётчики пошёл,                                                                                                                        

    пусть меня научат...                                                                                                                            

     Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.                                                                                    

    « В небеса, мотор, вези, чтобы птицы пели».                                                                                                                                                  

   6) Это – рабочий.                                                                                                                      

  Рабочий – тот, кто работать охочий.                                                                                              

 Все на свете сделано им.                                                                                                          

 Подрасту – буду таким.                                                                                                                    

   7) – Разве плохо быть портнихой?                                                                                                      

  Кто трусы ребятам шьёт?                                                                                                                            

 Ну, конечно, не пилот.                                                                                                                               

  С. Михалков                                                                                                                             

Приложение 2.2

 «Карточки – помощницы»

          

           

                               

                                                                                                        Приложение №3

Результаты учебной деятельности учащихся.

- Качество усвоения знаний по теме: «Человек и его профессия» составило 89%

- Качество выполнения практической работы на уроке составило 92%

- Рефлексия оценки своей деятельности на уроке составила 87,3 %

        Приложение №4

Методики (КИМы) для оценки эффективности деятельности учащихся или воспитанников.

Приложение 4.    Карточка достижений по теме «Человек и его профессия»

Лист самоконтроля. Оценка качества работы по теме «Человек и его профессия». Ученика (цы)  VII класса ___________________

Критерии 

+ - 

I. Выразительность пропорций

Голова откладывается 7-8 раз в высоту фигуры

 

Ноги – половина фигуры человека

 

Ширина плеч – 1.5-2 высоты головы

 

Линия талии – 1.5 головы

 

Руки доходят до середины бедра

 

Ступня равняется высоте головы

 

Кисть руки – высоте лица

 

II. Выразительность движения

 

III. Соответствие теме (спорт)

 

Оценка:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))

Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...

Методическая разработка урока математики по теме: «Длиннее, короче - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ» (1 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока математики по теме: «Длиннее, короче - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ» ( 1 класс, УМК "Школа России")....

Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Мечта. Моя будущая профессия"(4 класс, Б.М.Неменский)

Цели деятельности учителя: обобщение представлений учащихся о профессиях; совершенствование навыков иумений в изображении человека.Задачи урока:1. овладеть целостными представлениями о мире профессий,...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Красота человека (изображение русской народной красавицы)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: дать представление о красоте человека через изображение русской женщины в русском народном костюме.Задачи урокаДидактические:дать представление об особенностях национального образа женской...

Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...