Разработка урока ИЗО на тему «Понимание красоты человека в русском искусстве. Человек и его профессия» в 6 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Конспект урока с презентацией на тему "Понимание красоты человека в русском искусстве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_dlya_6_klassa.rar | 783.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Берновская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина»
Методическая разработка урока изобразительного искусства на тему:
«Понимание красоты человека в русском искусстве. Человек и его профессия», 6 класс
Номинация по направлению: «Спортивно-художественная»
Технология: технология деятельностного метода
Автор работы: Иноземцева Е.З.,
учитель ИЗО
Берново, 2018 г.
Раздел: «Изображение фигуры человека и образ человека».
Тема урока: «Понимание красоты человека в русском искусстве. Человек и его профессия».
Класс: 7
Цель: Показать красоту профессии спортсмена. Вывести учащихся на более высокий уровень познания через повторение и обобщение,
формировать практические навыки в изображении фигуры человека.
Задачи:
1) ознакомить с многообразием профессий;
1) проанализировать отношение человека к труду, роль профессионального спортсмена в жизни нашей страны;
2) эмоционально воспринимать произведения искусства и выражать свое отношение к ним на примере произведений мастеров живописи;
3) развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность и осмысленность в практическом применении знаний;
4) воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Планируемые результаты
Регулятивные: выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла при
изображении профессии спортсмена; учатся оценивать успешность своего задания, признавать ошибки свои и одноклассников.
Познавательные: развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий
мир; понимать и объяснять, что при передаче художником образа спортсмена присутствует выражение идеалов эпохи и
авторская позиция художника.
Коммуникативные: высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу; слушать и понимать других, участвовать в диалоге.
Личностные: рассказывать о своих художественных впечатлениях; вглядываться в фигуры людей, в особенности фигуры каждого человека, воспитывать уважительное отношение к творчеству – как своему, так и других людей; воспитывать уважительное отношение к труду.
Предметные: понять красоту и значимость профессии спортсмен; уметь использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию) для достижения своих творческих замыслов.
Обязательный минимум содержания: уметь изображать фигуру человека (Б); уметь изображать фигуру человека в движении (П). (Б – базовый уровень, П – повышенный уровень).
Оборудование: компьютер, проектор, таблица «Пропорции человека».
Литературный ряд: В.Маяковский «Кем быть?», С.Михалков.
Для обучающихся: листы формата А 4, художественные материалы, карточки - помощницы, стихи о профессии.
Информационная поддержка: презентация занятия.
Тип урока: комбинированный.
Технология: технология деятельностного метода, ИКТ.
Межпредметные связи: математика, ОБЖ, обществознание.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ход урока
Этапы урока | Содержание | |
Действия учителя | Действия учеников (возможные варианты) | |
I. Организационный момент. | - Громко прозвенел звонок – Начинаем наш урок. К уроку все готово? И хочется начать Карандашом будем снова Что-то рисовать… Посмотрите на экран, Вам вопрос такой задам… | Приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются на свои рабочие места. |
II. Создание проблемной ситуации. | Приложение 5, Слайд 1 - Кто это? (продавец, строитель, врач). - Расскажите, где вы встречали этих людей, чем они занимаются? - Продавец, строитель, врач – как можно назвать одним словом? | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают (профессии). |
III. Формулирование проблемы. | - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? - Вспомните, что мы еще с вами рисовали в течение четверти? Сформулируйте тему урока. Слайд 2 - Исходя из темы урока, скажите, что вы должны будете изобразить? | Отвечают (о профессиях). Отвечают (человека). «Человек и его профессия» Отвечают. (Показать человека и его профессию) |
IV. Актуализация знаний. Выдвижение гипотез. | В течение ряда уроков мы говорили о красоте фигуры человека в искусстве разных эпох, о пропорциях фигуры человека. (На доске вывешивается таблица «Пропорции человека») Давайте ещё раз вспомним о пропорциях: ~ Сколько раз голова укладывается в рост человека? ~ Сколько раз голова укладывается в ширину плеч? ~ Как соотносятся друг с другом плечо и предплечье, бедро и голень? ~ Чему равна длина стопы? ~ А длина ладони? ~ Какой длины руки человека? Сегодня мы побываем в мире профессий.
Игра-соревнование «Кто больше назовет профессий?»- работа в группах. Какие профессии вы знаете? Какая профессия самая важная? В ходе нашего урока мы попробуем ответить на этот вопрос. - Как вы понимаете значение слова профессия? - Чтобы узнать наиболее точное значение этого слова обратимся к словарю Ожегова и прочитаем в сети Интернет. Слайд 3. Профессия – это: ... | Вспоминают. (У взрослого человека - 7-8, у подростка – 6, у маленького ребенка – 4-5 раз). (2 раза). (Они приблизительно одинаковы). (Высоте головы). (Лицу). (Они заканчиваются на уровне бедер). Соревнуются Отвечают. высказывают свое мнение учащиеся работают со словарем и в сети интернет (ученики зачитывают определение) |
Давайте с вами посмотрим работы художников, которые тоже работали над темой «Человек и его профессия». Рассматриваем работы художников и анализируем. Слайд 4 «Портрет балерины О. В. Лепешинской» - Александр Михайлович Герасимов. 1939. Художник застает балерину в момент репетиции. Героиня на миг замерла перед зрителем в типичном танцевальном па - она стоит на пуантах, руки опущены на балетную пачку, голова чуть повернута в сторону, словно приготовилась к следующему выходу на середину репетиционного зала. Еще мгновение - и балерина продолжит танец. Ее глаза горят, она полна вдохновения и любви к своей профессии. Танец в жизни балерины является высшим смыслом ее существования. | Высказывают свое мнение о картине |
. Слайд 5 «Отдых на репетиции» Борис Александрович Успенский. 1995 На этой картине мы видим с вами тоже балерину. При взгляде на нее возникает совсем другое настроение. Художник изображает балерину на холодном фоне, сидячая поза, опущенный взгляд показывают нам, что действительно она устала. Слайд 6 Тракторист. Александр Александрович Дейнека. 1956 Художник считает, что эта одна из самых лучших его работ. «Тракторист» - картина, которую он назвал «Весна». Не композицией сильна эта картина, а душевностью молодого открытого лица тракториста, его спокойной поступью, простым весенним пейзажем, живой речкой, весенним гомоном птиц, чувством будущего, которое заложено во всей картине». | Высказывают свое мнение о картине Высказывают свое мнение о картине | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Слайд 7 У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Приложение 2.1 -Какие стихи о профессиях вы знаете? Слайд 8. - Есть такая профессия, которая вам нравится? А кто из вас знает, кем будет в будущем? Почему? Слайд 9 Игра «Отгадай профессию по описанию» - Как вы думаете, а какие профессии здесь «спрятались»? - Отгадайте загадку и узнаете, кто за синей шторкой. «Она относятся к первой большой категории профессий, в которых Важны физические данные: важна физическая выносливость и стремление превзойти себя и свои возможности. Желание поставить рекорд или победить. К ним предъявляются | Ребята читают стихи о профессиях Отвечают на вопросы. Отвечают.
Дети выдвигают свои предположения. Дети выдвигают свои версии (спортсмен) |
высокие требования по здоровью и в частности к сердечно-легочной деятельности, а так же обязательно иногда наличие соперника, желание вступить с ним в непосредственный контакт, в борьбу за победу. Важно умение работать в команде. А также задатки руководителя, если Вы желаете быть капитаном команды. Важны красивые движения, растяжка, координация и даже музыкальный слух». Физкультминутка «Спортсмен» А теперь представьте, что вы спортсмен. Как двигается бегун, поднимаем штангу, чтобы пловец нырнул на дно, он делает вдох, «ныряем на глубину» - садимся. Выдох. Но я сегодня хотела особо остановиться на профессии профессиональный «спортсмен». -Как вы думаете почему? - А что вы знаете об этой профессии из уроков обществознания? Слайд 10 Гонять по полю мячик, плавать в бассейне или с удовольствием выписывать пируэты на льду — это же счастье! А тебе за это еще и деньги платят, и медалями награждают, и имя твое известно почти каждому человеку в стране. Путь профессионального спортсмена мог бы, с виду, показаться соблазнительным тысячам мальчишек и девчонок, которые дружат со спортом. Однако нужно понимать разницу между такими понятиями, как «физическая культура» и «большой спорт». -В чем же разница? Первое необходимо каждому человеку. Прогулки и игры на свежем воздухе, умеренные нагрузки в спортзале, туристические походы по выходным дням — все это способствует поддержанию тонуса мышц, здоровью сердечнососудистой системы, хорошему настроению. Другое дело — большой спорт. Целью занятий большим спортом является выявление абсолютно всех возможностей организма человека. Занятия спортом на профессиональном уровне предполагают воспитание таких качеств, как упорство, трудолюбие, выносливость. | Выполняют упражнения физкультминутки
Дети выдвигают свои версии. Тема по обществознанию «Выдающаяся Личность» Отвечают. |
Причем, как правило, развитие этих качеств делается в ущерб всему остальному. - Кто такие профессиональные спортсмены? (Это люди, которые по максимуму развили физические качества) Слайд 11 - Как друг от друга отличаются спортсмены различных специализаций? Тренироваться на износ по нескольку часов каждый день — это совсем не то, что ходить в спортзал 2-3 раза в неделю. При больших нагрузках организм человека просто не успевает до конца восстановиться. Именно поэтому многие спортсмены заканчивают карьеру с травмами той или иной степени тяжести. | Отвечают. Отвечают. | |
VI. Первичная проверка понимания | Слайд 12 - Так что же такое профессия? Как вы поняли? - Важна ли профессия спортсмен? Почему? | Отвечают. Отвечают.(Защищают спортивную честь нашей страны). |
VII. Применение знаний (продуктивные задания). | - Сегодня вы должны изобразить человека «спортсмена» - Как вы думаете, смыслообразующим центром будущей композиции кто или что будет? Лучше изобразить в полный рост с передачей движения; Приложение 2.2 (Памятки на партах.) - А теперь самостоятельно изобразите человека, занятого тем видом спорта, который вам интересен. Приложение 2.3 (Карточки - помощницы). Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность по «Карточкам достижений» в ходе выполнения задания . Приложение №4 | Отвечают. (Человек, спортсмен) Выполняют. Перед началом практической работы дети знакомятся с критериями оценки, оценивают степень усвоения знаний, умений, навыков, контролируют процесс выполнения работы. |
VIII. Итог урока. Рефлексивно- оценочный этап | - Ответьте на вопрос: Какая профессия самая важная? Слайд 13,14 | Отвечают |
Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы. Молодцы! Все справились с заданием. Давайте оценим ваши работы по «Карточкам достижений» А теперь поделитесь мнениями об уроке: -было интересно? -было трудно? -мы научились? Давайте скажем спасибо друг другу за работу на уроке. Слайд 15 | Рефлексия: оценивание своей деятельности на уроке. | |
IX. Домашнее задание. | 1. Составить кроссворд на тему: «Человек и его профессия»; 2.Используя интернет-ресурсы, найти и записать пословицы и поговорки о профессиях; 3. Подготовить рассказ о профессии своих близких. (задание выполняется по выбору ученика) | Запись домашнего задания в дневник |
Используемая методическая литература:
1. Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 7 класс; ВАКО - Москва, 2013. - 176 c.
2. Кашекова И. Э., Олесина Е. П. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Планируемые результаты. Система заданий; Просвещение - Москва, 2013. - 128 c.
Интернет – ресурсы:
http://www.uchportal.ru/load/150 - Учительский портал;
http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00 [Изобразительное искусство в школе]
Дидактические материалы, методические рекомендации, памятки, инструкции по организации деятельности учащихся и воспитанников.
Приложение 2.1
Литературный ряд:
- Нужные работники –
столяры и плотники!
2) Столяру хорошо,
а инженеру – лучше,
я бы строить дом пошёл -
пусть меня научат.
3)...Я б детей лечить пошёл,
пусть меня научат.
Детям я лечу болезни, -
Где занятие полезней?
4) ...Я б в шофёры пошёл –
5) Я бы в лётчики пошёл,
пусть меня научат...
Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.
« В небеса, мотор, вези, чтобы птицы пели».
6) Это – рабочий.
Рабочий – тот, кто работать охочий.
Все на свете сделано им.
Подрасту – буду таким.
7) – Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну, конечно, не пилот.
С. Михалков
Приложение 2.2
«Карточки – помощницы»
Приложение №3
Результаты учебной деятельности учащихся.
- Качество усвоения знаний по теме: «Человек и его профессия» составило 89%
- Качество выполнения практической работы на уроке составило 92%
- Рефлексия оценки своей деятельности на уроке составила 87,3 %
Приложение №4
Методики (КИМы) для оценки эффективности деятельности учащихся или воспитанников.
Приложение 4. Карточка достижений по теме «Человек и его профессия»
Лист самоконтроля. Оценка качества работы по теме «Человек и его профессия». Ученика (цы) VII класса ___________________
Критерии | + - | |
I. Выразительность пропорций | Голова откладывается 7-8 раз в высоту фигуры |
|
Ноги – половина фигуры человека |
| |
Ширина плеч – 1.5-2 высоты головы |
| |
Линия талии – 1.5 головы |
| |
Руки доходят до середины бедра |
| |
Ступня равняется высоте головы |
| |
Кисть руки – высоте лица |
| |
II. Выразительность движения |
| |
III. Соответствие теме (спорт) |
| |
Оценка: |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))
Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...
Разработка урока развития речи. Сочинение-описание "Красота русской зимы"
Сочинение "Красота русской зимы"...
Методическая разработка урока математики по теме: «Длиннее, короче - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ» (1 класс, УМК "Школа России").
Конспект урока математики по теме: «Длиннее, короче - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ» ( 1 класс, УМК "Школа России")....
Разработка урока по математике. Тема "Умножение числа 5 и деление на 5. Пятая часть числа" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
На изучение темы по программе отводится 2 часа. Это первый урок....
Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Мечта. Моя будущая профессия"(4 класс, Б.М.Неменский)
Цели деятельности учителя: обобщение представлений учащихся о профессиях; совершенствование навыков иумений в изображении человека.Задачи урока:1. овладеть целостными представлениями о мире профессий,...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Красота человека (изображение русской народной красавицы)» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цель урока: дать представление о красоте человека через изображение русской женщины в русском народном костюме.Задачи урокаДидактические:дать представление об особенностях национального образа женской...
Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...