Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему: "Образ русского человека в произведениях художников"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Саванчук Мария Николаевна

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему: "Образ русского человека в произведениях художников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о понимании красоты народного костюма в русской культуре, создать условия для развития
интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа

Задачи:

  • Закрепить умение изображать портрет человека, закрепить навыки работы с цветом.
  •  Развивать потребность детей в творчестве.
  • Формировать у учащихся художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и имровизацию.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «декор», «композиция», познакомятся
с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, понимают красоту женского народного костюма

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, кокошник, лобная повязка, портрет, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: www.kkorovin.ru, www.nearyou.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: «Народный праздничный костюм», Б. Кустодиев «Сенокос»; И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; К. Коровин «Северная идиллия; Венецианов «На пашне»

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвое-

нию изучаемого материала

Здравствуйте, ребята, тихонечко сядет первый ряд, второй ряд, третий ряд.

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Красота человека».

Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».

– Ребята, я попрошу вас сейчас закрыть ваши глаза и представить себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено, и снова тихо. В этой комнате находится бабушка и ее внучка. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осо-

Устные
ответы.

А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила. А внучка, как бы ни была интересна сказка, краем глаза примечала, как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет. Открой те глазки и обратите внимание на слайд.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей внучке пришли женихи свататься. Вышла к ним девица в таком наряде, что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит, не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки. Обратите внимание на наряд царевны. Из чего он состоит?

знанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществля-

ют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недос-

таточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».

Работа с иллюстрациями картин.

– По одежде, узорам, платью, по головному убору и обуви можно было узнать, откуда приехал тот или иной человек,
как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.

– Ребята, а кто может сказать, как выглядит русский костюм?

– С первого взгляда наряды – женский

и мужской костюмы – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, порты (штаны), головной убор.

Но если внимательно присмотреться,

то можно увидеть, какие они  разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самым лучшим.

  • Архангельская губерния
  • Рязанская губерния
  • Уральская губерния

– Давайте рассмотрим картины художников, изображавших русский люд.

Борис Кустодиев «Сенокос».

– Картина была написана в 1917 г.

На картине показан тяжелый крестьянский труд. Во что одеты крестьяне?

Какая цветовая гамма преобладает

в одежде?

Илья Аргунов «Портрет неизвестной
крестьянки в русском костюме»

(1784 г.).

Обратите внимание с каким достоинством, она на нас смотрит.

Отвечают
на вопросы.

Просматрива-

ют материал презентации

и отвечают

на вопросы.

Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».

– Во что одета крестьянка? Перечислите детали костюма.

– Какой цвет преобладает в костюме?

– Отличается ли крестьянская одежда
на первой картине от представленной здесь? Почему?

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная работа

Устные
ответы.

Константин Коровин «Северная идиллия».

– Картина была написана в 1886 г.

Художник точно передал костюмы крестьянок Тульской губернии, почувствовав их декоративность.

– Во что одеты девушки? А пастушок?

– Что украшает головы людей?

– Какие цвета преобладают в одежде?

– Праздничные костюмы крестьян отличались от повседневных. Они щедро декорировались (украшались), чтобы выразить свое представление о празднике и счастье.

Отвечают
на вопросы.

Устные
ответы

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

РЯБИНКА

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивания – руки вверх.) 

Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо

и влево.)

Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.

(Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер.)

Выполняют
упражнения

III. Творческая практическая

деятельность

Выполнение рисунка человека

в русском народ-

ном костюме

(мужской или женский образ –

по выбору).

Музыкальный фон: Академический русский народный оркестр

имени

Н. П. Осипова «Любимая балалайка»

Сегодня мы станем на один урок художниками и изобразим костюм, который носили на Руси.

Но прежде чем мы приступим к выполнению работы, давайте вспомним– правила работы с материалами и инструментами:

1.Краски должны лежать сверху, ближе к рабочей руке.

2. баночка с водой должна стоять посередине парты.

Кисточке в воде не оставляем, хорошо вымываем их.

Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать. Приступаем.

Выполняют творческую

работу

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой

деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют свою работу.

Коммуникативные: зада-

ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения фигуры крестьянки

или крестьянина; строят индивидуальную деятель-

ность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

IV. Выставка работ и анализ обучающихся, и эстетическая оценка.  

Просмотр рисунков товарищей.

Ребята, кому я сказала, выйдите к доске. Посмотрите, какие интересные работы получились у ваших товарищей. Какого ты нарисовал, выразительный образ, интересная композиция, интересное цветовое решение…

Показ работ.

Фронтальная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства.

Просмотр работ.

V. Итог урока.

Рефлексия

Обобщающая беседа

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– О чем может рассказать нам русский народный костюм?

– Из каких элементов состоит русский народный костюм?

– Какой цвет особенно любили на Руси?

– Какими головными уборами украшали голову?

Рассматривают работы, оценивают работу свою

и одноклассников, сравнивая их

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Красота человека . Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 4 классе. «Школа России».

Цели: Изображение портрета женщины в народном костюме.Образовательная цель: Пробуждение интереса к истории, культуре, искусству РоссииЗадачи урока: &bull...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок" (УМК "Школа России, 2 класс)

Тема урока: «Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создать условия для ознаком...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Русский костюм"(4 класс, Б.М. Неменский)

Цель урока: познакомить обучающихся с украшениями русского костюма и завершить аппликацию Задачи урока:Дидактические: 1. Формировать навыки работы с бисером, лентами2. Расширить знания учащихся о укра...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству УМК "Школа России". Тема: "Образ и характер сказочного героя" (2 класс)

Цель урока: помочь детям раскрыть характер образа сказочного героя, используя художественные средства выразительности.Задачи урока: Дидактические:1)Учить выбирать цвет и мимику для сказочного героя;2)...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме: "Златоустовская гравюра на стали" (4 класс, УМК «Изобразительное искусство» под ред. Б. М. Неменского)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить детей с промыслом «Златоустовская гравюра на стали» и выполнить эскиз тарелки.Задачи урока:Дидактические:1) дать пред...