Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему: "Образ русского человека в произведениях художников"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему: "Образ русского человека в произведениях художников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ
Цели деятельности педагога | Сформировать представления о понимании красоты народного костюма в русской культуре, создать условия для развития |
Задачи: |
|
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «декор», «композиция», познакомятся Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, кокошник, лобная повязка, портрет, образ, цвет, тон, композиция |
Образовательные | Интернет-ресурсы: www.kkorovin.ru, www.nearyou.ru |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: «Народный праздничный костюм», Б. Кустодиев «Сенокос»; И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; К. Коровин «Северная идиллия; Венецианов «На пашне» Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005) |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвое- нию изучаемого материала | Здравствуйте, ребята, тихонечко сядет первый ряд, второй ряд, третий ряд. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио- нально выражают свое отношение к стихотворению | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться | Устные |
II. Изучение нового материала | Словесно-иллю-стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Красота человека». Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм». | – Ребята, я попрошу вас сейчас закрыть ваши глаза и представить себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено, и снова тихо. В этой комнате находится бабушка и ее внучка. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах. | Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы. | Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осо- | Устные |
А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила. А внучка, как бы ни была интересна сказка, краем глаза примечала, как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет. Открой те глазки и обратите внимание на слайд. Прошло время. Вот уже к повзрослевшей внучке пришли женихи свататься. Вышла к ним девица в таком наряде, что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит, не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки. Обратите внимание на наряд царевны. Из чего он состоит? | знанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществля- ют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недос- таточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | |||||
Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм». Работа с иллюстрациями картин. | – По одежде, узорам, платью, по головному убору и обуви можно было узнать, откуда приехал тот или иной человек, – Ребята, а кто может сказать, как выглядит русский костюм? – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюмы – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, порты (штаны), головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самым лучшим.
– Давайте рассмотрим картины художников, изображавших русский люд. Борис Кустодиев «Сенокос». – Картина была написана в 1917 г. На картине показан тяжелый крестьянский труд. Во что одеты крестьяне? Какая цветовая гамма преобладает в одежде? Илья Аргунов «Портрет неизвестной (1784 г.). Обратите внимание с каким достоинством, она на нас смотрит. | Отвечают Просматрива- ют материал презентации и отвечают на вопросы. | ||||
Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм». | – Во что одета крестьянка? Перечислите детали костюма. – Какой цвет преобладает в костюме? – Отличается ли крестьянская одежда | Отвечают | Фронтальная работа | Устные | ||
Константин Коровин «Северная идиллия». – Картина была написана в 1886 г. Художник точно передал костюмы крестьянок Тульской губернии, почувствовав их декоративность. – Во что одеты девушки? А пастушок? – Что украшает головы людей? – Какие цвета преобладают в одежде? – Праздничные костюмы крестьян отличались от повседневных. Они щедро декорировались (украшались), чтобы выразить свое представление о празднике и счастье. | Отвечают | Устные | ||||
Физкультминутка. Пауза общего воздействия | РЯБИНКА На холме стоит рябинка, (Потягивания – руки вверх.) Ей не просто жить на свете – (Вращение туловищем вправо и влево.) Но рябинка только гнется, (Наклоны в стороны.) Вольный ветер грозно дует (Дети машут руками, изображая ветер.) | Выполняют | ||||
III. Творческая практическая деятельность | Выполнение рисунка человека в русском народ- ном костюме (мужской или женский образ – по выбору). Музыкальный фон: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка» | Сегодня мы станем на один урок художниками и изобразим костюм, который носили на Руси. Но прежде чем мы приступим к выполнению работы, давайте вспомним– правила работы с материалами и инструментами: 1.Краски должны лежать сверху, ближе к рабочей руке. 2. баночка с водой должна стоять посередине парты. Кисточке в воде не оставляем, хорошо вымываем их. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать. Приступаем. | Выполняют творческую работу | Индивидуальная работа | Познавательные: умеют применять полученные деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют свою работу. Коммуникативные: зада- ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения фигуры крестьянки или крестьянина; строят индивидуальную деятель- ность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт | Наблюдение. Выполнение творческой работы |
IV. Выставка работ и анализ обучающихся, и эстетическая оценка. | Просмотр рисунков товарищей. | Ребята, кому я сказала, выйдите к доске. Посмотрите, какие интересные работы получились у ваших товарищей. Какого ты нарисовал, выразительный образ, интересная композиция, интересное цветовое решение… | Показ работ. | Фронтальная работа. | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства. | Просмотр работ. |
V. Итог урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | – Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? – О чем может рассказать нам русский народный костюм? – Из каких элементов состоит русский народный костюм? – Какой цвет особенно любили на Руси? – Какими головными уборами украшали голову? | Рассматривают работы, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства. Регулятивные: оценивают свою работу | Устные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Изображение характера человека: мужской образ" 2 класс + мультимедийная презентация)
Конспект урока Тема урока: Изображение характера человека: мужской образ. Кистевой мазок ...
Тема: Красота человека . Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 4 классе. «Школа России».
Цели: Изображение портрета женщины в народном костюме.Образовательная цель: Пробуждение интереса к истории, культуре, искусству РоссииЗадачи урока: &bull...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок" (УМК "Школа России, 2 класс)
Тема урока: «Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создать условия для ознаком...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Русский костюм"(4 класс, Б.М. Неменский)
Цель урока: познакомить обучающихся с украшениями русского костюма и завершить аппликацию Задачи урока:Дидактические: 1. Формировать навыки работы с бисером, лентами2. Расширить знания учащихся о укра...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству УМК "Школа России". Тема: "Образ и характер сказочного героя" (2 класс)
Цель урока: помочь детям раскрыть характер образа сказочного героя, используя художественные средства выразительности.Задачи урока: Дидактические:1)Учить выбирать цвет и мимику для сказочного героя;2)...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме: "Златоустовская гравюра на стали" (4 класс, УМК «Изобразительное искусство» под ред. Б. М. Неменского)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить детей с промыслом «Златоустовская гравюра на стали» и выполнить эскиз тарелки.Задачи урока:Дидактические:1) дать пред...