Конспект урока по ИЗО "Образ красоты человека (женский образ). Портрет."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Елецкая Кристина Анатольевна

В конспекте прописаны планируемые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izo_1.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Елецкая Кристина 4Н

Класс: 4

Вид занятия: беседа, рисование портрета

Тип урока: урок усвоения нового материала

Тема: Образ красоты человека (женский образ). Портрет.

Цель: Познакомить с женским народным костюмом, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.

Планируемые результаты:

предметные:

- познакомиться с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

- научиться создать рисунок – портрет в кокошнике.

метапредметные:

- осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

- развивать воображение, творческую фантазию, графические навык.

личностные:

- осознавать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

- научиться определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве.

Оборудование:

- для учителя (рисунки – образцы русской красавицы, лист А4)

- для учащихся (альбом, гуашь, кисти)

Ход урока:

1 этап: Организационный

Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку? Сегодня у нас необычный урок - путешествие в прошлое. Мы поговорим с вами о русской красавице. Ребята, какой по вашему мнению должна быть «русская красавица»?

Дети: Красивой, доброй, умной.

Учитель: Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

2 этап: Актуализация знаний и умений, составляющих способ усвоения нового материала.

Вид задания: Беседа

Учебная задача для учителя: Организовать работу по анализу представленных образцов.

Учебная задача для учащихся: Сегодня мы с вами посмотрим, как раньше выглядели русские красавицы.

Практическая задача: Посмотрите на рисунки, которые лежат у вас на столах.

Содержание:

Учитель: Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?

Дети: Сарафан, рубаху.

Учитель: Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

Дети: В будни - простой, неяркий.

В праздники, красивый, яркий. Украшали  вышивкой.

Учитель: Ребята, у нас сегодня непростая гостья - Машенька. Она пришла к нам в стилизованном русском костюме.

Учитель организует работа с раздаточным материалом, рисунок Маши в  женском русском народном костюме.

Взгляните на Машин костюм. Будто кто-то собрал солнечный свет, цветы с полей и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник.

Кокошник - высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу: «коса – девичья краса». По конструкции выделялись четыре вида кокошников.

Однорогие кокошники могут быть трех видов: в форме равнобедренного треугольника, в виде конуса с удлиненной передней частью, в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом.

Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.

Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.

Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани

Организация деятельности: учащиеся отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают; знакомятся с новым понятием «кокошник»;  внимательно анализируют раздаточный материал.

Контроль-оценка:

Учитель: Какие четыре вида кокошников вы узнали сегодня?

Дети: Однорогие, в виде цилиндрической шапки с плоским дном, с плоским овальным верхом, седлообразный.

Учитель: Совершенно правильно, молодцы. Нам это сегодня пригодится в работе.

3 этап: Организация деятельности учащихся по усвоению учебного материала.

Вид задания: Изготовление портрета русской красавицы.

Учебная задача для учителя: Научить применять теоретические знания на практике.

Учебная задача для учащихся: Мы постараемся изобразить образ настоящей русской красавицы.

Содержание:

Учитель: Мы с вами уже говорили,  что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?

Дети: Портрет.

Учитель: Правильно. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Ребята, как мы при работе будем располагать лист?

Дети: Вертикально.

Учитель: Совершенно верно. Лучше подходит вертикальное изображение, которое может быть сделано по грудь. Необходимо красиво украсить элементы головного убора. При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение изображать человека. Голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты.

Дети: (выполняет, учитель контролирует)

Учитель: (объясняет как рисуются глаза, нос, губы). Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленький череп, огромные уши.

Дети: Нет.

Учитель: Работаем. У кого возникнут сложности, поднимите руку, я подойду.

Организация деятельности: учитель организует беседу с учащимися, затем поясняет как нужно правильно рисовать портрет, как нужно располагать лист, учащиеся начинают работать над портретом.

Контроль-оценка: (учитель ходит по классу, следит, чтобы все правильно выполняли работу, в случае затруднений помогает)

Учитель: Мы все стараемся, аккуратно выполняем рисунок, стараемся соблюдать размеры всех деталей, чтобы было красиво, эстетично.

4 этап: Закрепление

Вид задания: Анализ полученных изображений

Учебная задача для учителя: Организовать работу по самолюбованию изображенных портретов.

Учебная задача для учащихся: Посмотрим, что вы сегодня выполнили.

Практическая задача: Я попрошу каждого из вас показать свою работу остальным.

Содержание:

Учитель: Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами. Все смотрим внимательно, обращаем внимание на аккуратность выполнения работы, точность размеров деталей лица, и, конечно же, на красоту и выразительность портрета.

Организация деятельности: (дети по одному показывают свою работу, просматривают, в конце демонстрации работ обсуждают, какие общие ошибки были в работах, выделяют лучшие работы)

Контроль-оценка:

Учитель: Как вам представленные портреты настоящих русских красавиц?

Дети: (отвечают)

Учитель: Какие общие ошибки ребята допускали в своих работах?

Дети: (отвечают)

Учитель: Какие работы, на ваш взгляд были выполнены лучше других?

Дети: (предполагают)

Учитель: Хорошо. Вы все молодцы. Все старались.

5 этап: Организация контрольно – оценочной деятельности (Итог урока)

Вид задания: Беседа

Учебная задача для учителя: Организовать работу по подведению итогов урока.

Учебная задача для учащихся: Подведем итог нашего урока.

Содержание:

Учитель: Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Учитель: Каких целей мы достигли  к окончанию нашего занятия?

Учитель: Что  осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

Дети: (отвечают на вопросы учителя)

Учитель: Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.

Организация деятельности: (дети отвечают на итоговые вопросы учителя, анализируют занятие в целом, при ответе поднимают руку, друг друга не перебивают)

Контроль-оценка:

Учитель: Особо хотелось бы выделить работы ребят, у которых портрет получился наиболее четко изображен, подобраны все размеры лица, размещены в правильном положении. Данные работы очень эстетично выглядят. Мне они довольно таки понравились. А вам, ребята?

Дети: Да.

Учитель: Я думаю, эти работы следует поместить в рамочки и повесить у нас в классе на свободной стенке. Как вам такое предложение?

Дети: Мы согласны.

Учитель: Вот и хорошо. А сейчас я попрошу вас привести своё рабочее место в порядок.

6 этап: Домашнее задание

Учитель: Записываем домашнее задание. Вам нужно найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО "Образ русского человека. Женские образы в искусстве"

В ходе урока ребята узнают об особенностях русского народного костюма. Слушают сообщения и рассматривают репродукции картин известных художников. В практической части выполняется работа по изобр...

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)»

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)"Характеристика этапов урокаТехнологическая карта урокаСхемы кок...

Конспект урока изобразительного искусства: "Изображение характера человека. Женские образы." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Изображение характера человека. Женские образы.Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с понятием портрет; формирование умений создавать противоположные по характеру сказочные женские обр...

Презентация к уроку изобразительного искусства "Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах".

Пояснительная записка     Изобразительное искусство - предмет, который учит не только воспринимать и анализировать особенности великих художественных произведений, но и видеть красоту о...

Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: "Выражение характера человека. Женский образ".

Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: "Выражение характера человека. Женский образ"....

Тема: «Образ красоты человека. Женский портрет»

ИЗО 4 класс, Тема: «Образ красоты человека. Женский портрет»Конспект урока с презентацией....

Конспект открытого урока изобразительного искусства "Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах» 4 класс

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе, можно использовать для открытого урока по данной теме....