Конспект урока "Театральные маски"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Тема: Театральные маски
Цели урока: Познакомить с историей происхождения театральных масок.
Совершенствовать навыки обучающихся работы с бумагой.
Развивать чувство вкуса.
Учить применять знания, полученные на уроке в жизни.
Воспитывать аккуратность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_teatralnye_maski.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Театральные маски
Цели урока: Познакомить с историей происхождения театральных масок.
Совершенствовать навыки обучающихся работы с бумагой.
Развивать чувство вкуса.
Учить применять знания, полученные на уроке в жизни.
Воспитывать аккуратность.
Ход урока
1 Оргмомент: перед уроком обучающиеся застилают столы клеенками, готовят принадлежности к уроку: шаблоны, клей, цветную бумагу, ножницы.
2. Тема и задачи на урок.
Тема нашего урока «Театральные маски» .
Мы узнаем путь, по которому маска с древних времен дошла до наших дней, выполним по одному эскизу маски в технике аппликация.
3. повторение.
А. Что мы называем аппликацией?
Б. что такое театр?
4. Новая тема.
Театр – искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление, зрелище. Помещение ,где проходит представлние.
Театральные действия похожи на правду, но они (действия) не настоящие, отсюда слово «Театральные» значит неестественные, показные, рассчитанные на внешний эффект.
Маска – специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезом для глаз (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды)
Отсюда слова: МАСКАРАД – бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы. МАСКИРОВАТЬСЯ – прятаться под маску.
Происхождение масок скрыто в такой глубокой древности, что трудно установить точное время их появления. Участники обрядов, стремясь представить себя божествами или злыми духами, надевали на себя маски.
(Демонстрируется фото маски папуасов)
В глубине острова Новая Гвинея есть место, которое живущие там папуасы почитают как священное.
Легенда рассказывает, что в древние времена на племя, жившее на реке Азаро, напали могущественные соседи. Перебив мужчин – воинов, захватчики увезли с собой женщин и детей, унесли награбленное добро. Но нескольким воинам разгромленного племени удалось спастись: они зарылись в речной ил и остались не замечены врагами. Там они просидели до наступления темноты, а затем отправились по следам захватчиков и, застигнув их спящими, перебили всех. С тех пор это племя называют «людьми из ила»; а спасший воинов ил почитается священным.
В честь этой победы и исполняется эта церемония, изображенная на фотографии. Из разноцветного речного ила изготавливают причудливые маски. В отверстии рта одних масок вставлены собольи и кошачьи зубы, другие маски местных колдунов украшены перьями птиц. Но самая удивительная деталь этой истории открылась, когда австралийские антропологи на берегу реки Азаро нашли остатки древнего селения, точь в точь похожего на сегодняшнюю деревню «людей из ила». Ученые определили возраст остатков костров 26 тысяч лет!
(Демонстрируется фото японского театра)
В традиционном театре Японии до сих пор играют в масках.
В театре Индонезии исполнитель держит маску в руках.
В Европейскую культуру маски пришли из античного (древнегреческого) театра. Мужчины исполняли и женские роли. На лица они надевали маски. Соответствующие ролям: мужские и женские, выражавшие гнев и мольбу, веселье и отчаяние. Ярко раскрашенные маски были хорошо видны с задних рядовогромного театра. По ходу пьесы актеры меняли маски.
(Демонстрируется репродукция картины « Скоморохи в деревне»
В России в древности устраивались праздничные игрища с масками и чучелами.
5. Игра «Маскарад».
Маска обобщает, типизирует образ( т.е. изображает самое существенное и типичноево внешности и поведении персонажа.
1 Костюм персонажа: белая рубаха с красными горохами. Это может быть костюм скомороха, Емели ит.д. Но вот персонаж надевает маску поросенка и перед нами конкретный образ . «Здравствуйте! Я поросенок, я свинья уже с пеленок»
2 Маска Пьеро. «Не найду себе я места - от меня ушла невеста»
3 Маска клоуна. «Вы подумаете «Кто он?» - Это я, весёлый клоун»
#1054;бъяснение.
Мимика.
(Демонстрируются схемы мимики ) Обучающиеся выполняют схемы из сменного раздаточного материала.
Важное значение в характере масок имеет расположение глаз, бровей, линии губ.
Если изображается удивление, то брови высоко поднимаются, глаза округляются, а рот изображается в виде буквы «О».
Если грусть, - то уголки губ опускаются, глаза и брови тоже повторяют эту линию.
Если радость, веселье ,то губы как бы растягиваются в улыбке, глаза становятся уже, как бы прищуриваются.
7. показ:
Выразительности маски можно добиться с помощью простых средств: формы маски, расположения частей лица, материалов для работы.
Сделать маску можно используя белую или цветную бумагу, при помощи аппликации, бумагопластики, подрезов и подкрутов из бумаги разных цветов.
Выкройка маски будет симмитричной. Если бумагу сложить вдвое, так же можно одновременно вырезать две одинаковые детали .
Возьмем эскиз масок персонажей сказки «Бременские музыканты» и на примере их выполнения познакомимся с некоторыми приемами работы: вырезание, подрезы, подкручивание, выдавливание.
Готовы маски короля и принцессы. С помощью только белой бумаги мы выразили характеры персонажей (По сказке это глупый король и капризная дочь). Сыграем в этих персонажей .
Ученик и ученица исполняют отрывок из сказки.
__ настроенье у тебя истерическое, скушай, доченька яйцо Диетическое, или может обратимся к врачу?
___ Ничего я не хочу!
8. практическая работа
Маски можно купить, но нужную маску не всегда можно найти в магазине, и поэтому нам нужно уметь изготовить маску самим
9. итог урока6 Демонстрация обучающимися изготовленных масок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Макет маски на основе цилиндра" 3 кл. с презентацией.
Дети очень любят играть в театр. Этому отведен целый раздел в программе Б.М.Неменского. Вариации этих уроков безграничны. Хочу предложить вниманию коллег еще один вариант. В процессе загру...
Конспект урока по предмету "Изо и художественный труд" "Театральная маска".
Конспект урока по предмету "Изо и художественный труд" "Театральная маска" для 3 класса....
Конспект урока изобразительного искусства Тема урока: «Маски»
конспект урока...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Театральные маски»
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Театральные маски»...
Конспект урока для 3 класса. Тема: «Театральные маски»
Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Театральные маски»Цель: дать представление об истоках возникновения масок, формировать навыки работы в конструировании масок, в их декоративном офор...