Изобразительное искусство 3 класс Тема: Декоративное рисование. Мамин платок.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Тема: Декоративное рисование. Мамин платок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 426 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 3А
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: изобразительное искусство
Тема: Декоративное рисование. Мамин платок
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Содержательная: сознание условий для знакомства учащихся с художественной росписью платков и их разнообразием.
Деятельностная: выполнение орнамента в рамках заданной формы на основе принципа симметрии.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с историей русского платка, приемами декоративной росписи.
- Совершенствовать композиционные и художественно - конструктивные умения при построении симметричной декоративной композиции.
- Формировать опыт субъективного поиска решения преобразовательной задачи в соответствии с заданными декоративно – художественными условиями.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
- Развивать умение осуществлять текущий контроль; вносить необходимые коррективы в ходе реализации замысла.
- Развивать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
Воспитательные:
- Воспитывать принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
- Воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Овладение элементарными практическими умениями и навыками в художественном конструировании;
- Знание основ декоративного искусства;
- Умение эстетически оценивать объекты окружающей действительности;
- Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе реализации художественного замысла;
- Умение видеть проявление визуально – пространственных искусств в окружающей жизни;
- Освоение умений применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты
Метапредметные
Регулятивные:
- Умение формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
- Умение анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного.
- Умение выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные:
- Умение открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- Умение представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, рисунка, ИКТ.
Коммуникативные:
1.Развивать умение высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.
2. Развивать умение слушать других, принимать другую точку зрения, соподчинять интересы, пытаться договариваться.
Личностные:
1.Формирование умения отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
2. Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско – технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Оборудование:
Для учителя: презентационные материалы,краски, бумага, разноцветные платки, акварельные рисунки разных художников и жанров.
Для учащихся: краски, кисточки, карандаш, альбом.
План урока
- Этап мотивации –4 мин
- Приветствие.
- Проверка готовности
- Эмоциональный настрой
- Этап актуализации и пробного учебного действия
- Этап выявления места и причины затруднения
- Этап построения проекта выхода из затруднения
- Определение темы урока
- Определение цели урока
- Историческая справка
- Разработка плана работы
- Этап реализация построенного проекта
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
6.1. Поэтапная демонстрация приемов работы
6.2. Самостоятельная практическая работа
- Этап рефлексии учебной деятельности
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Николаевна и сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности - Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. На уроке понадобятся: альбом, краски или цветные карандаши, простой карандаш. 1.3. Эмоциональный настрой - Я рада видеть Вас, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам много новых знаний и радость общения друг с другом. – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями на сегодняшнем уроке. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. – Так приступим, скорей к работе! | Приветствуют учителя, садятся Проверяют материалы к уроку. | Самоанализ |
|
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Какие вы знаете цвета радуги? - Какую поговорку надо запомнить, чтобы выстроить цвета радуги в том порядке, в каком они возникают в природе? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) - Какому цвету соответствует первая буква каждого слова? (Ответы школьников. ) -Полный набор цветов радуги называется «Цветовой спектр». -Повторите это словосочетание и запомните его. Вспомним, что все цвета и их оттенки подразделяются на две группы - холодные и теплые. - Какие тона относятся к холодной гамме? (Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый) - Какие тона относятся к теплой гамме? (Красный, оранжевый, желтый, розовый, малиновый) | Самоконтроль | П1. П2. К1. | |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Давайте рассмотрим костюмы на слайде. - Какие тона преобладают на 1 иллюстрации? (Теплые) - А на 2? ( Холодные тона) - На 3? ( Зеленый цвет сарафана относится к холодному тону, красный цвет платка - к теплому) - Вы правы ребята. - В древней Руси особенное место девушки уделяли платкам. (Демонстрация различных по цветовой гамме платков) Посмотрите, какие нарядные платки. — Выберите, какой платок вам больше нравится, и расскажите о нем. (Ответы школьников.) -Русские художники любили рисовать разноцветные платки, которые подчеркивали женскую красоту. -Посмотрите на репродукцию картины художника В. Сурикова «Взятие снежного городка». - Смысл игры заключается в том, что через стену снежной крепости должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая стена крепости, но и люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Всюду шум, улыбки, веселье. И разноцветными пятнами в разных местах картины мелькают женские платки. (Демонстрация репродукции. ) - Что за праздничный денек - Взятый снежный городок. Посмотри-ка сам, дружок - Тут платок и там платок. Этот - словно василек, Этот - розы лепесток. Нам не зря дарят веселье Тут платок и там платок. И. Агапова - А кому можно дарить платки? (Бабушке, маме, сестре..) | К1 Р2 П1 П2 К1 Р2 | ||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Определение темы урока - Итак, вы определили о чем сегодня на уроке пойдет речь? (О тонах, о платках, о том кому можно подарить) - Как вы думаете, какая будет тема урока? (Сл.4) (Мамин платок) 4.2. Определение цели урока - Какова цель нашей работы?(Сл.5) (Нарисовать платок для мамы, бабушки, сестры). - При выполнении работы следует придерживаться композиционного ритма, в этом вам помогут схемы. - Какие качества и умения нам помогут в работе? (трудолюбие, усидчивость, творчество и конечно чувство любви и уважения к близким) 4.3.Историческая справка - Но прежде, чем начать работу давайте познакомимся с историей появления платка. - Как вы думаете, ребята, а давно ли платок появился на свет? История появления платка в России такова. Слайд 3 В древние времена голову покрывали платами (кусок ткани), полотенцами-убрусами. Ткались они крестьянками дома на станках Слайд 4 На смену полотенцам-убрусам приходят платки и шали. Платки были шелковые, парчовые, шерстяные, хлопчатобумажные. Без платка нельзя было появляться в обществе, о женщине с непокрытой головой говорили «простоволосая», за это могли и наказать Слайд 5 В нескольких деревнях Московской области стали производить платки более чем 200 лет назад, потом эти деревни стали одним поселением и получили название Павловский посад, а платки –павловопосадские. -Кашемировые шали производили из пуха тибетских коз в Рязанской и Воронежской областях . Знаменит стал наш пуховый платок из Оренбуржья. Для его производства используется шерсть коз Слайд 6 До сих пор платки не утратили своей популярности. Их носят не только на голове, но и надевают на плечи, повязывают на шею, пояс, шьют одежду. -Существуют различные техники украшения платков: вышивка нитями разного цвета, роспись красками, набивными узорами. 4.4. Разработка плана работы - Сегодня вы будете работать красками - создавать с их помощью орнамент, который можно было бы нанести на настоящий платок. -Роспись головных платков также имеет свой образный язык. Ему свойственна некоторая нереальность - например, цветы, которые изображают на платках, существуют только как вымысел художника, плод его фантазии. В этом языке используются такие художественные средства, как цвет, линия, ритм. -Есть платки праздничные, будничные. Показ платков - Какой платок можно назвать праздничным? (красивый, яркий, броский и др.) - Какой платок можно носить в будни? (простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный). Объяснение на настоящем платке. - У каждого платка есть ритм. - Если разделить его на равные части, то, что мы заметим? (Складывание платка) -Правильно, все части платка одинаковые. Этот принцип называется – симметрией -При создании узора платка следует соблюдать симметричность. | Ответы детей Определяют цель Определяют задачи урока | Самопроверка, взаимопроверка | Р2 П1 К1 Р2 Р1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | -Как же нам построить симметричный узор? Посмотрите на образцы (разделить форму для создания узора на 4 части: либо соединив противоположные углы, либо проведя вертикальную и горизонтальную линии ) На доске надо повесить квадратную заготовку и провести линии. -Платок это замкнутая композиция в квадрате, по краям платка находится кайма. -Кайма (кант) это - край, кромка; полоса по краю чего-либо. - Удобнее сначала создать эскиз узора карандашом, а затем выполнить работу в цвете. - Что следует сделать дальше? (нанести фон) | . | Самоконтроль | К1 Р2 |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача:интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 6.1. Поэтапная демонстрация приемов работы - Определите на альбомном листе форму платка (квадрат). помните, что нужно оставить место и для каймы. -Проведите диагонали, чтобы впоследствии получить симметричный рисунок. -Для создания узора платка можно использовать две кисточки - большую и маленькую. -Подумайте, какой фон будет у платка? -Не выбирайте для фона густой темный тон. Сделайте его светлым, легким. На таком фоне потом удобнее будет рисовать узор. Крупной кистью накладываем основной цветовой фон (показываешь). - Не набирайте на кисточку много воды, так рисунок будет дольше сохнуть. Закрашивайте фон не спеша, легкими движениями, выполняя движения кисточкой по рядам. Начните с верхнего ряда и постепенно спускайтесь все ниже, до самого края. - Теперь фон должен немного подсохнуть, чтобы второй слой красок не растекался по нему. Поэтому давайте проведем физкультминутку. Попрошу всех ровно встать, Что скажу - всем выполнять. (Поднимаются из-за парт и выпрямляются. ) Руки кверху поднимите, (Поднимают вверх руки. ) Все вдохните - выдохните, (Делают вдох и выдох, руки на поясе. ) Наклонитесь - разогнитесь, (Наклоняются вперед и откидываются назад.) Выпрямитесь - улыбнитесь, (Выпрямляются и улыбаются. ) На «раз-два» - быстро присядьте, (Делают полуприседание,) «Три-четыре» - снова встаньте. (Выпрямляются. ) Влево-вправо наклонитесь (Делают наклоны вправо-влево. ) И еще раз потянитесь. (Поджимают руки вверх и потягиваются.) А теперь за парты сядьте (Усаживаются на стулья) И узор к платку приладьте. (Завершают работу) -Фон подсох, используйте маленькую кисточку для проработки деталей узора. 6.2. Самостоятельная практическая работа -Теперь можно приступать к детальной прорисовке узора. -Для рисования мелких фрагментов, например, дета цветочных узоров, удобнее будет работать маленькой кисточкой. -Имейте в виду ещё одну особенность акварельных красок.высыхании они становятся светлее, бледнеют. Чтобы краски не растекались, набирайте на самый кон кисти небольшое их количество. Используйте в узоре не боль 3 - 4 цветов. (Школьники продолжают самостоятельную работу. ) Не нужно торопиться выполнить всю работу полностью, можете доделать ее дома. Целевые обходы учителя: -Контроль организации рабочего места. -Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы. -Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда. -Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. | Клей и ножницы | Самоконтроль, взаимоконтроль |
П2 Пр1 Пр2 Л2 К2 Л1 Л2 Пр2 Пр3 Л2 Пр2 Пр3 |
7. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Каково значение платка на Руси? -Почему художники-живописцы часто изображали на своих полотнах женщин в платках? -Получилось ли вам создать узор для платка? -Какие работы самые яркие? - Какие платки вы бы предложили для мамы, бабушки? Почему? -Обменяйтесь рисунками платков. -Определите, для кого выполнен этот платок. -Обоснуйте свой ответ. -Вы сегодня очень хорошо поработали и можно сказать, - Спасибо за урок! До новых встреч. Критерии оценки: - выразительность образов: подбор цветовых сочетаний, декоративность; - завершенность работы; - соблюдение правил культуры труда. | Ответы учащихся | Самоанализ, взаимооценка. | К1 К2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Пейзаж. Рисование по памяти. «Прекрасное лето». Акварель."
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Пейзаж. Рисование по памяти. «Прекрасное лето». Акварель."...
Учебно-методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Декоративный натюрморт"( УМК "Школа России")
Представляю Вашему вниманию разработки по изобразительному искусству....
Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс
Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс...
Конспект урока изобразительное искусство по теме "Мамин платок"
Конспект по программе Неменского для 3 класса...
Конспект урока изобразительного искусства по теме: " Мамин платок"
Конспект урока изобразительного искусства по теме: " Мамин платок"...
Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Графика" (рисование гелевыми ручками).
Презентация знакомит учащихся с направлением в современном искусстве рисования - зентагл....
Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.
Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....