Изобразительное искусство 3 класс Тема: Декоративное рисование. Мамин платок.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Тема: Декоративное рисование. Мамин платок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx426 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс:

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: изобразительное искусство

Тема: Декоративное рисование. Мамин платок

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: сознание условий для знакомства учащихся с художественной росписью платков и их разнообразием.

Деятельностная: выполнение орнамента в рамках заданной формы на основе принципа симметрии.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить  учащихся с  историей русского платка, приемами   декоративной росписи.
  2. Совершенствовать композиционные и художественно - конструктивные умения при построении симметричной декоративной композиции.
  3. Формировать опыт субъективного поиска решения преобразовательной задачи в соответствии с заданными декоративно – художественными условиями.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
  2. Развивать умение осуществлять текущий контроль; вносить необходимые коррективы в ходе реализации замысла.
  3. Развивать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

Воспитательные:

  1. Воспитывать принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
  2. Воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в художественном конструировании;
  1. Знание основ декоративного искусства;
  2. Умение эстетически оценивать объекты окружающей действительности;
  3. Применение  художественных умений, знаний и представлений в процессе реализации художественного замысла;
  4. Умение видеть проявление визуально – пространственных искусств в окружающей жизни;
  5. Освоение умений  применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты

Метапредметные

Регулятивные:

  1. Умение формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
  2. Умение анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного.
  3. Умение выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные:

  1. Умение открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  2. Умение представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, рисунка, ИКТ.

Коммуникативные:

1.Развивать умение высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.

2. Развивать умение слушать других, принимать другую точку зрения, соподчинять интересы, пытаться договариваться.

Личностные:

1.Формирование умения отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;

2. Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско – технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Оборудование:
Для учителя: презентационные материалы,краски, бумага, разноцветные платки, акварельные рисунки разных художников и жанров.

Для учащихся: краски,  кисточки, карандаш, альбом.

План урока

  1. Этап мотивации –4 мин
  1.  Приветствие.
  2. Проверка готовности
  3. Эмоциональный настрой
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия
  2. Этап выявления места и причины затруднения
  3. Этап построения проекта выхода из затруднения 
  1. Определение темы урока
  2. Определение цели урока
  3. Историческая справка
  4. Разработка плана работы
  1. Этап реализация построенного проекта 
  2. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 

6.1. Поэтапная демонстрация приемов работы

6.2. Самостоятельная практическая работа

  1. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие.Знакомство.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Николаевна  и сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас  я.
- Садитесь.

1.2. Проверка готовности

- Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. На уроке понадобятся: альбом, краски или цветные карандаши, простой карандаш.

1.3. Эмоциональный настрой

- Я рада видеть Вас, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам много новых знаний и радость общения друг с другом.

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями на сегодняшнем уроке.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

– Так приступим, скорей к работе!

Приветствуют учителя, садятся

Проверяют материалы к уроку.

Самоанализ
самоконтроль
взаимоконтроль



К2.


П2.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Какие вы знаете цвета радуги?

- Какую поговорку надо запомнить, чтобы выстроить цвета радуги в том порядке, в каком они возникают в природе? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

- Какому цвету соответствует первая буква каждого слова?

(Ответы школьников. )

-Полный набор цветов радуги называется «Цветовой спектр».

-Повторите это словосочетание и запомните его.

Вспомним, что все цвета и их оттенки подразделяются на две группы - холодные и теплые.

- Какие тона относятся к холодной гамме? (Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый)

 - Какие тона относятся к теплой гамме? (Красный, оранжевый, желтый, розовый, малиновый)

Самоконтроль

П1.

П2.

К1.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Давайте рассмотрим костюмы на слайде.

http://www.prokatkostumov.ru/content/files/catalog1/source/07_1445623725.jpghttps://i.pinimg.com/originals/d2/20/9a/d2209abbc6958346c729f8b82913d1b3.jpg

- Какие тона преобладают на 1 иллюстрации? (Теплые)

- А на 2? ( Холодные тона)

- На 3? ( Зеленый цвет сарафана относится к холодному тону, красный цвет платка - к теплому)

- Вы правы ребята.

- В древней Руси особенное место девушки уделяли платкам.

(Демонстрация различных по цветовой гамме платков)

Посмотрите, какие нарядные платки.

— Выберите, какой платок вам больше нравится, и расскажите о нем. (Ответы школьников.)

-Русские художники любили рисовать разноцветные платки, которые подчеркивали женскую красоту.

-Посмотрите на репродукцию картины художника В. Сурикова «Взятие снежного городка».

- Смысл игры заключается в том, что через стену снежной крепости должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая стена крепости, но и люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Всюду шум, улыбки, веселье. И разноцветными пятнами в разных местах картины мелькают женские платки.

(Демонстрация репродукции. )

- Что за праздничный денек

- Взятый снежный городок. Посмотри-ка сам, дружок

- Тут платок и там платок.

Этот - словно василек,

Этот - розы лепесток.

Нам не зря дарят веселье

Тут платок и там платок.

И. Агапова

- А кому можно дарить платки? (Бабушке, маме, сестре..)



К1

Р2

П1

П2

К1

Р2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Определение темы урока

- Итак, вы определили о чем сегодня на уроке пойдет речь?

(О тонах, о платках, о том кому можно подарить)

- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Сл.4)

(Мамин платок)

4.2.        Определение цели урока

- Какова цель нашей работы?(Сл.5)

(Нарисовать платок для мамы, бабушки, сестры).

- При выполнении работы следует  придерживаться композиционного ритма, в этом вам помогут схемы.  

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/01/s_59d13fb646106/img11.jpg

- Какие качества и умения нам помогут в работе?

(трудолюбие, усидчивость, творчество и конечно чувство любви  и уважения к близким)

4.3.Историческая справка

- Но прежде, чем начать работу давайте познакомимся с историей появления платка.

- Как вы думаете, ребята, а давно ли платок появился  на свет?

История появления платка  в России такова.

Слайд 3 

В древние времена голову покрывали платами (кусок ткани), полотенцами-убрусами. Ткались они крестьянками дома на станках

Слайд 4 

На  смену полотенцам-убрусам приходят платки и шали. Платки были шелковые, парчовые, шерстяные, хлопчатобумажные.

 Без платка нельзя было появляться в обществе, о женщине с непокрытой головой  говорили «простоволосая», за это могли и наказать

Слайд  5 

В нескольких деревнях Московской области стали производить платки  более чем 200 лет назад, потом эти деревни стали одним поселением и получили название Павловский посад, а платки –павловопосадские.

-Кашемировые шали производили из пуха тибетских коз в Рязанской и Воронежской областях .

Знаменит стал наш пуховый платок из Оренбуржья. Для его производства используется шерсть коз

Слайд  6

До сих пор платки не утратили своей популярности. Их носят не только на голове,  но и надевают на плечи, повязывают на шею, пояс, шьют одежду.

-Существуют различные техники украшения платков: вышивка нитями разного цвета, роспись красками, набивными узорами.

4.4. Разработка плана работы

- Сегодня вы будете работать красками - создавать с их помощью орнамент, который можно было бы нанести на настоящий платок.

-Роспись головных платков также имеет свой образный язык. Ему свойственна некоторая нереальность - например, цветы, которые изображают на платках, существуют только как вымысел художника, плод его фантазии. В этом языке используются такие художественные средства, как цвет, линия, ритм.

-Есть платки праздничные, будничные.

Показ платков

- Какой платок можно назвать праздничным?

(красивый, яркий, броский и др.)

- Какой платок можно носить в будни?

(простой, с незатейливым узором, более приглушенный, сдержанный).
+ слайды

Объяснение на настоящем платке.

- У каждого платка есть ритм.

- Если разделить его на равные части, то, что мы заметим? (Складывание платка)

-Правильно, все части платка одинаковые.

Этот принцип называется – симметрией

-При создании узора платка следует соблюдать симметричность.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/01/s_59d13fb646106/img11.jpg

Ответы детей

Определяют цель

Определяют задачи урока

Самопроверка, взаимопроверка

Р2

П1

К1

Р2

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

-Как же нам построить симметричный узор? Посмотрите на образцы (разделить форму для создания узора на 4 части: либо соединив противоположные углы,  либо проведя вертикальную и горизонтальную линии )

На доске надо повесить квадратную заготовку и провести линии.

-Платок это замкнутая композиция в квадрате, по краям платка находится кайма.

-Кайма (кант) это - край, кромка; полоса по краю чего-либо.

- Удобнее сначала создать эскиз узора карандашом, а затем выполнить работу в цвете.

- Что следует сделать дальше? (нанести фон)

.

Самоконтроль

К1

Р2

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача:интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

6.1. Поэтапная демонстрация приемов работы

- Определите на альбомном листе форму платка (квадрат). помните, что нужно оставить место и для каймы.

-Проведите диагонали, чтобы впоследствии получить симметричный рисунок.

-Для создания узора платка можно использовать две кисточки - большую и маленькую.

-Подумайте, какой фон будет у платка?

-Не выбирайте для фона густой темный тон. Сделайте его светлым, легким. На таком фоне потом удобнее будет рисовать узор.

Крупной кистью накладываем основной цветовой фон (показываешь). 

- Не набирайте на кисточку много воды, так рисунок будет дольше сохнуть. Закрашивайте фон не спеша, легкими движениями, выполняя движения кисточкой по рядам. Начните с верхнего ряда и постепенно спускайтесь все ниже, до самого края.

- Теперь фон должен немного подсохнуть, чтобы второй слой красок не растекался по нему. Поэтому давайте проведем физкультминутку.

Попрошу всех ровно встать,

Что скажу - всем выполнять. (Поднимаются из-за парт и выпрямляются. )

 Руки кверху поднимите, (Поднимают вверх руки. )

 Все вдохните - выдохните, (Делают вдох и выдох, руки на поясе. )

Наклонитесь - разогнитесь,

(Наклоняются вперед и откидываются назад.)

Выпрямитесь - улыбнитесь, (Выпрямляются и улыбаются. )

На «раз-два» - быстро присядьте, (Делают полуприседание,)

 «Три-четыре» - снова встаньте. (Выпрямляются. )

Влево-вправо наклонитесь (Делают наклоны вправо-влево. )

И еще раз потянитесь. (Поджимают руки вверх и потягиваются.)

А теперь за парты сядьте (Усаживаются на стулья)

И узор к платку приладьте. (Завершают работу)

-Фон подсох, используйте маленькую кисточку для проработки деталей узора.

6.2. Самостоятельная практическая работа

-Теперь можно приступать к детальной прорисовке узора.

-Для рисования мелких фрагментов, например, дета цветочных узоров, удобнее будет работать маленькой кисточкой.

 -Имейте в виду ещё одну особенность акварельных красок.высыхании они становятся светлее, бледнеют.

Чтобы краски не растекались, набирайте на самый кон кисти небольшое их количество. Используйте в узоре не боль 3 - 4 цветов.

(Школьники продолжают самостоятельную работу. ) Не нужно торопиться выполнить всю работу полностью,

можете доделать ее дома.

Целевые обходы учителя:

-Контроль организации рабочего места.

-Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы.

-Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

-Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Клей и ножницы

Самоконтроль, взаимоконтроль


К1

П2

Пр1

Пр2

Л2

К2

Л1

Л2

Пр2

Пр3

Л2

Пр2

Пр3

7. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Каково значение платка на Руси?

-Почему художники-живописцы часто изображали на своих полотнах женщин в платках?

-Получилось ли вам создать узор для платка?

-Какие работы самые яркие?

- Какие платки вы бы предложили для мамы, бабушки? Почему?

-Обменяйтесь рисунками платков.

-Определите, для кого выполнен этот платок.

-Обоснуйте свой ответ.

-Вы сегодня очень хорошо поработали и можно сказать, - Спасибо за урок! До новых встреч.

Критерии оценки:

- выразительность образов: подбор цветовых сочетаний, декоративность;

- завершенность работы;

- соблюдение правил  культуры труда.

Ответы учащихся

Самоанализ, взаимооценка.

К1

К2







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Пейзаж. Рисование по памяти. «Прекрасное лето». Акварель."

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Пейзаж. Рисование по памяти.  «Прекрасное лето». Акварель."...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс...

Конспект урока изобразительное искусство по теме "Мамин платок"

Конспект по программе Неменского для 3 класса...

Конспект урока изобразительного искусства по теме: " Мамин платок"

Конспект урока изобразительного искусства по теме: " Мамин платок"...

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Графика" (рисование гелевыми ручками).

Презентация знакомит учащихся с направлением в современном искусстве рисования - зентагл....

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....