Тема "Гроздья спелой ягоды. Ознакомление с росписью изделий Хохломы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Познакомить учащихся с историей промысла и технологией выполнения росписи и особенностями рисунка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hohloma.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гроздья спелой ягоды. Ознакомление с росписью изделий Хохломы».
Цель урока:
- Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.
- Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование: гуашь (чёрная, красная, жёлтая и зелёная), кисти, баночка для воды, лист бумаги, презентация «Растительный узор с элементами хохломской росписи».
I. Вводная часть
1. Организационный момент.
2. Проверка рабочего места.
II. Содержание урока
- Сообщение темы.
- Добрый день, юные художники! Цель нашей сегодняшней встречи - познакомиться с особенностями народного художественного промысла России Хохлома, научиться создавать композицию с использованием элементов хохломской росписи.
Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
- Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у бояр, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.
Легенда о хохломе
- Есть такая красивая легенда:
«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».
- Это, конечно, легенда. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотой лак.
2. Ознакомление с росписью хохломских изделий.
Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
Вопрос: Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы – веточки, листки, травка.
Учитель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.
Особенности Хохломской росписи:
Хохломская роспись делится на два вида: "верховое" письмо и "фоновое".
Особенность "верховой" росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность "фоновой" росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
Знакомство с элементами растительного орнамента.
- А теперь давайте с вами познакомимся с элементами растительного орнамента, которые мастера используют в своих работах.
- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
«листочки» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
«ягодки» - ягоды смородины, рябины рисуют тычком или ляпушкой (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки) ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью.
III. Творческая практическая деятельность.
- Давайте и мы сегодня войдём в царство волшебной Хохломы и побудем на месте хохломских художников и выполним «травный» узор на тарелочке. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
- Согласны ли вы с этим?
Ответ: Да!
Учитель: А если согласны, то за работу.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
V. Подведение итогов урока
1)Выставка и обсуждение работ.
- Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда - яркая, красочная, праздничная. С таким товаром нашим купцам не стыдно будет ехать на ярмарку.
Как велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг!
Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме:«Эскиз сюжетной росписи кухонной разделочной доски и роспись готового изделия под Хохлому».
Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Народное искусство является мощным средством эстетического, нравственного...
Научно-методическая статья по ознакомлению учащихся с жостовской росписью.
Работа педагога с детьми при организации занятий по знакомству с жостовской росписью строится исходя из следующих задач обучения: 1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, ув...
Класс:1. Раздел: «В гостях у народных мастеров». Тема: «Хохлома. Выполнение хохломской росписи – ягодка, травка».
Материал включает план - конспект и презентацию. План-конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Хохлома. Выполнение хохломской росписи – ягодка, травка.
Презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе. Раздел: "В гостях у народных мастеров". УМК "Планета Знаний"....
Пасхальный благовест. Изделие «Пиктограмма в росписи пасхального яйца».
Интегрированный урок литературного чтения и технологии в 1 классе.Дети создают пасхальный узор на яйце в технике роспись "по горячему" восковым мелком....
Технологическая карта урока технологии по теме: "Народные промыслы. Изделие «Золотая хохлома»". 2 класс. УМК "Перспектива".
Как изготовить миску, оформленную хохломской росписью, в технике папье-маше....
Технологическая карта урока технологии, УМК "Школа России", 2 класс, тема: "Завершение работы над изделием миска с элементами хохломской росписи"
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о виде декоративного искусства – хохломская роспись.Задачи урока:Дидактические:1) дать общее представление о росписи золотая хохлома;2) учить выполн...