Научно-методическая статья по ознакомлению учащихся с жостовской росписью.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_metod_statya_zhostovskoy_rospisi.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-методическая статья по ознакомлению учащихся с жостовской росписью.
Работа педагога с детьми при организации занятий по
знакомству с жостовской росписью строится исходя из следующих
задач обучения:
1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви,
уважения к Родине, народу.
2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью
по предложению взрослых и по собственной инициативе.
3. Формирование
обобщенных
знаний
и
соответствующих изобразительных умений жостовской росписи:
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций,
узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на
бумаге разного формата и на объемных предметах;
- воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы, творчества
и при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов,
колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по
возрастным группам.
Принципыобучения:
1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам жостовской
росписи. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности
представлены
в
этом
искусстве
и
оно
представляет
собой
высокохудожественные образцы, достойные для подражания.
2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на
основе близкого, родного искусства местного края.
3. Занятия жостовской росписью рассматриваются как элемент общей
системы воспитательной работы, направленной на развитие личности
средствами народного прикладного искусства.
4. Обучение декоративно-художественной деятельности необходимо
вести с применением подлинных предметов народного искусства.
5. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности
(рисования, лепки, аппликации).
6.
Процесс
обучения
предполагает
ограниченную
связь
в
формировании знаний, чувств и активного действия (в форме собственной
изобразительной деятельности жостовской росписью).
Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух
направлениях:
1. Общевоспитательная работа по материалам жостовской росписи.
2. Специальное обучение детей рисованию жостовской росписи на
занятиях.
Системообразующим началом работы с детьми (первое направление)
является формирование у учащихся эмоционально-интеллектуального
опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов
собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.
Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов,
диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие
темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и
интересной форме небольшой объем информации об истории жостовской
росписи, его особенностях будет полезен самым старшим детям.
Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по
мотивам жостовской росписи затруднительно. Поэтому необходимо
разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам
создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на
содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и
взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у
детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на
занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе
постепенное усложнение содержания (изобразительно- выразительных
средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени
самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и
приемов обучения также должно быть системным.
Цвет - одно из выразительных средств в жостовской росписи. Его
освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как
для известных традиционных видов народной росписи они определенны и
типичны.
В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и
процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление
детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении
и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.
Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения.
Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает
включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два)
целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является
формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов
жостовской росписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"
Разрабатывая проблему формирования самоконтроля младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:· Самоконтроль поведен...
Научно- методическая статья. Тема: "Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами"
Работа учителя-воспитателя с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами на уроке и внеурочное время...
Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД.
Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качест...
Научно-методическая статья на тему: "Информационные технологии как средство развития личности младших школьников"
"Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад". В статье говорится о том, как использование компьютера на уроке расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает урок...
Научно-методическая статья
Научно - методическая статья по теме: Заложить «фундамент формирования нового человека»....
Научно-методическая статья. Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта
В данной научно-методической статье раскрывается одна из проблем, которая в настоящее время стоит перед образованием - это переход от функционального обучения к деятельностному, которое давало бы возм...
Конспект занятия «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»
Познакомить детей с жостовской росписью. Учить рисовать варианты каймы....