Учебно-методическое пособие по учебном предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для обучающихся 3 «О» класса является приложением к Адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 0-IX классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_3-o_klass.docx | 73.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО на МО учителей Протокол № 1 от 27.08.2021г. | СОГЛАСОВАНО зам. дир. по УР _______/М.Г.Жакун/ «30» августа 2021 г. | ПРИНЯТО на Педагогическом Совете Протокол № 1 От 30.08.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________/В.Н.Гнездилова/ Приказ № 90 от 30.08.2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
АООП образования обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития
(АООП ФГОС ОО с УО)
для обучающихся 3 «О» класса
Срок реализации программы - 1год
Составила: учитель ИЗО Жанна Евгеньевна Орчинская
Высшая квалификационная категория
Санкт - Петербург
2021 - 2022 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для обучающихся 3 «О» класса является приложением к Адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 0-IX классов.
Цель – продолжать воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности (лепке, аппликации, рисованию), эстетические ориентиры в практической жизни, умение их использовать в разных ситуациях; совершенствовать умения использования изобразительных средств в лепке, аппликации и в рисовании; формировать положительное отношение к совместной изобразительной деятельности в кругу сверстников и умение самовыражения.
В соответствии с АООП ФГОС ОО с УО определяются общие задачи курса:
- накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительной деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
- освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
- использование различных изобразительных технологий;
- развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
- накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности;
- формирование умений пользоваться инструментами;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности, как средству самовыражения и способа познания мира
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- способствовать развитию и коррекции моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирование учебного поведения, умения выполнять задания по инструкции педагога, выполнять рекомендации педагога, следовать алгоритму действий.
Содержание программы учебного предмета «Изобразительная деятельность» разработано на основе методических пособий, созданных авторами
- под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» 2011,
- Т.С.Зыкова, Л.И.Руленкова «Дидактический материал по предметно-практическому обучению» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2000
Место курса в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 3 часов в неделю).
Используемые технологии обучения
- технология разноуровневого обучения
- коррекционно-развивающие технологии
- технология использования в обучении игровых методов;
- арт-технология;
- здровьесберегающие технология;
- межпредметная интеграция;
- новые системы оценивания;
Формы организации учебного процесса
- классно-урочная форма;
- индивидуальные и групповые;
Формы обучения
- урок-занятие с элементами игры;
- урок-занятие с элементами практического занятия.
Оптимальное сочетание форм занятий - индивидуальной, групповой, коллективной.
Для успешного проведения занятий изобразительной деятельностью необходимо изучить особенности контингента учащихся. В обучении применять дифференцированный подход, который предполагает ориентацию на конкретного ребёнка, располагающего индивидуальными возможностями, особенностями и потребностями.
Методы и приемы обучения
Объяснительно-иллюстративные:
- словесный: предварительная беседа, словесный инструктаж, составление плана работы;
- наглядный: показ приема деятельности, анализ образца;
Репродуктивные, игровые:
- практической последовательности: деятельность под руководством педагога, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Виды деятельности учащихся на уроке
- наблюдение, сравнение;
- упражнения по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание.
Формы текущего контроля знаний
Для мониторинга динамики развития обучающихся по АООП ФГОС ОО у/о педагоги используют в своей работе формы промежуточной аттестации в виде диагностики. Диагностика создана на основе «Педагогической диагностики детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», составленной под руководством Петровой Е.А. и разработанной по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» (2011, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой).
Диагностика представляет собой перечень социально значимых знаний, умений, навыков (ЗУН) по учебным предметам:
коммуникативные возможности (речь и общение),
игровая деятельность,
базовые учебные действия;
математические представления;
представления об окружающем мире;
самообслуживание,
предметно-практическая деятельность (действия с материалами, предметами, инструментами; бытовая, трудовая деятельность) , которые объединены в блоки по крупным темам.
ЗУН должны/могут сформироваться у ребенка за время обучения в школе.
Педагоги по результатам наблюдения определяют уровень сформированности ЗУН и заполняют электронную таблицу (на каждого ребёнка по основным предметам). Качественной характеристикой уровня освоения ЗУН являются «Особенности осуществления деятельности обучающихся (степень участия педагога)», которые выражаются в баллах и имеет цветовое оформление.
Особенности осуществления деятельности обучаемым (степень участия педагога)
Цветовое решение таблицы позволяет наглядно отслеживать темпы и уровень формирования ЗУН по предметам. Таблица заполняется вначале, середине и в конце учебного года. Далее выводится среднее значение обученности по данному предмету за данный период для каждого обучающегося. Полученные данные заносятся в сводную таблицу.
Итоговые результаты образования каждого ребенка за оцениваемый период оформляются описательно в специальной индивидуальной программе развития (СИПР). В СИПРы так же включаются задачи по формированию базовых учебных действий. В конце учебного года оформляется итоговая характеристика за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Для мониторинга динамики развития обучающихся по АООП для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в соответствии с ФБУП, утвержденным приказом МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п педагоги используют в своей работе формы промежуточной аттестации в виде диагностики в соответствии с «Педагогической диагностикой детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», составленной под руководством Петровой Е.А. и разработанной по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» (2011, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой)
Планируемые результаты освоения предмета
Учебный предмет в 3 классе осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии), которые усвоили программный материал 2 класса и имеют следующие достижения в области изобразительной деятельности:
- проявляют интерес к изобразительным средствам, используя предметно-орудийные действия с простыми предметами,
- выполняют элементарную инструкцию доступным способом, связанным с изобразительной деятельностью, используя приемы ощупывания, рассматривания, прикладывания, обводки, штриховки и т.п.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью (1 группа):
Личностные:
- проявление эмоций, умение презентовать в доступной форме свою продукцию сверстникам и учителю,
- выражение положительного отношения к совместной изобразительной деятельности в кругу сверстников.
Предметные:
- умение работать по образцу; передавать изобразительными средствами (в лепке, в аппликации, в рисовании) форму предмета;
- умение работать по представлению, объединяя изображенные предметы единой тематикой;
-умение создавать простые сюжеты из элементов изобразительной деятельности по замыслу на основе жизненного опыта;
- умение соотносить объемное/плоскостное и графическое изображение формы предмета с реальными предметами в практической деятельности;
- умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги (середина, верх-низ, слева-справа);
- умение передавать в изобразительной деятельности основные свойства и отношения предметов (форма: круглый, овальный; цвет: белый, серый. красный, оранжевый, коричневый, черный; размер: большой, средний, маленький, длинный, короткий; пространственные отношения: вверху, внизу, слева, справа); фигуры (человека, птиц и животных); простые сюжетные композиции (сезонные, праздничные, композиционные, конструктивные);
- давать оценку своей работе и работам сверстников;
- участвовать в создании коллективных работ.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа):
Личностные:
- проявление положительного отношения в процессе выполнения заданий по изобразительной деятельности,
- проявление эмоций и положительно взаимодействовать со сверстниками в процессе продуктивных видов деятельности.
Предметные:
- умение работать совместно и по образцу; передавать изобразительными средствами (в лепке, в аппликации, в рисовании) основные свойства и отношения предметов (форма - круглый, овальный; цвет: белый, красный, коричневый, черный; размер: большой, маленький, длинный, короткий; пространственные отношения: вверху, внизу;
- умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги для создания продукта изобразительной деятельности; использовать специфические предметно-орудийные действия в изобразительных видах деятельности;
- умение передавать в изобразительной деятельности простые геометрические элементы (круг, квадрат); фигуры (человека); простые сюжетные композиции (сезонные, праздничные).
Базовые учебные действия:
- пользуются изобразительными средствами и приспособлениями в процессе выполнения работ,
- выполняют элементарную инструкцию доступным способом, связанным с изобразительной деятельностью, используют приемы ощупывания, рассматривания, прикладывания, обводки, штриховки,
- готовят рабочее место к выполнению задания в соответствии с определенным видом изобразительной деятельности (лепкой, аппликацией, рисованием) (для 1-2 группы),
- участвуют в выполнении коллективных работ.
- дают элементарную эстетическую оценку своих работ и работ сверстников (красиво - некрасиво).
Промежуточная итоговая аттестация
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью) по учебному предмету «Изобразительная деятельность» в 3 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.
Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего урока. В групповом виде работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.
В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять предметно-практическое действие.
Промежуточная аттестация
Задание 1. «Закончи рисунок»
Цель: выявить умение дорисовывать целостные, законченные изображения, на основе заданных геометрических форм на основе представлений о формах знакомых предметов, давать оценку своей работе.
Оборудование: листы бумаги с изображением 3-х кругов и наборы цветных карандашей (по количеству обучающихся).
Инструкция: каждый обучающийся должен дорисовать элементы к кругам, чтобы получились три разных предметных изображения; назвать нарисованные предметы.
Задание дифференцировано для детей каждой группы. Учитель заранее готовит предметы круглой формы, при оказании помощи использует прием припоминания: "Вы были в физкультурном зале. Были ли там предметы круглой формы (часы, обруч, мячи и т.д.). Что есть круглое в классе и т.д.
Критерии:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Задание 2. «Снеговики" (коллективная лепка)
Цель: выявить умение выполнять лепную поделку (из 2-3 частей) - снеговика: раскатывать круглые формы разного размера, лепить тело и части лица (глазки, нос, рот).
Оборудование: цветной пластилин, лист ватмана.
Инструкция для 1 группы: учитель предлагает слепить снеговиков из 3-х разных частей.
Инструкция для 2 группы: учитель предлагает слепить снеговиков из 2-х частей.
Инструкция для 3 группы: учитель предлагает раскатывать шарики, совместно соединяют части поделки.
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Оценка умений и действий обучающегося | |
1 группа | 2 группа |
1. Умение делить брусок пластилина стекой на 3 неравные части (большая, средняя, маленькая). 2. Раскатывать куски пластилина круговыми движениями. 3. Лепить маленькие детали для лица (глазки, нос, рот). 4 Соединять все части и детали в единую поделку. 5. Умение оценить свою поделку (такой - не такой). | 1. Умение делить брусок пластилина стекой на 2 неравные части (большая, средняя, маленькая). 2. Раскатывать куски пластилина круговыми движениями. 3. Соединять все части и детали в единую поделку. 4. Умение оценить свою поделку (красиво-некрасиво). |
Критерии:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Протокол оценки по 2 заданиям:
№ | наименование | оценка |
1 | Задание 1. «Закончи рисунок» | |
2 | Задание 2. "Снеговики" | |
Итого за 2 задания | Сумма баллов |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2-3 балла – программный материал не усвоен.
4-6 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.
7-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
Итоговая аттестация:
Задание 1. «Закладка для книги» (аппликация).
Цель: выявить умения выполнять аппликацию по образцу (чередование разных форм - квадрат, овал, круг).
Оборудование: 2 образца закладки: разное чередование форм на цветной полоске бумаги; пустые полоски цветной бумаги (по количеству детей).
Для группы 1: квадрат, овал, круг, круг, овал, квадрат (6 заготовок).
Для группы 2: квадрат, овал, круг, овал, квадрат (5 заготовок).
Инструкция: выполнить аппликацию в соответствии с образцом.
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Оценка умений и действий обучающихся | |
1 группа | 2 группа |
1. Умение выкладывать заготовки на полоску чистой бумаги в соответствии с образцом. 2. Умение пользоваться клеем-карандашом, приклеивая заготовки. 3. Умение оценить свою аппликацию в соответствии с образцом (такая - не такая). | 1. Умение выкладывать заготовки на полоску чистой бумаги в соответствии с образцом. 2. Умение пользоваться клеем-карандашом, приклеивая заготовки. 3. Умение оценить свою аппликацию в соответствии с образцом (такая-не такая). |
Критерии:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Задание 2. «Неваляшка» (рисование с натуры).
Цель: выявить умение обследовать предмет и передавать его изображение в рисунке, круглые формы и цвет в соответствии с натурой.
Оборудование: игрушка- "Неваляшка", фломастеры или карандаши.
Разрезная картинка из 2-х частей "Неваляшка":
Инструкция для 1-2 группы: учитель рассматривает вместе с детьми Неваляшку, выделяя форму и величину частей тела, цвет игрушки. Дает задание "Нарисовать Неваляшку".
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Оцениваются результат, умения и действия | |
1 группа | 2 группа |
1. Целостность изображения. 2. Пространственное расположение . 3. Соответствие формы и цвета частей Неваляшки. 4. Наличие мелких деталей в рисунке. | 1. Целостность изображения. 2. Пространственное расположение. 3. Соответствие формы и цвета частей Неваляшки. |
Критерии:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Задание 3. «Цветочная поляна» (коллективная аппликация с использованием смешанных техник: из бумаги, из поролона).
Цель: выявить умения взаимодействовать в процессе создания коллективной аппликации, применять смешанные техники; использовать ножницы, клей-карандаш.
Оборудование: большой лист (ватман) желтого цвета (полянка); листы бумаги (зеленой) и поролон (окрашенный в красный цвет).
Инструкция для 1-2 группы: учитель обыгрывает ситуацию, показывает презентацию с лесными полянами; предлагает обучающимся вырезать листочки и стебли из бумаги, а цветочки из поролона; затем приклеивать заготовки на ватман.
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Оценка умений и действий | |
1 группа | 2 группа |
1. Умение пользоваться ножницами и клеем-карандашом. 2. Умение взаимодействовать в коллективе сверстников: помогать, соблюдать очередность в наклеивании заготовок. 3. Оценивать работу (красиво-некрасиво). | Умение пользоваться ножницами и клеем-карандашом. 2. Умение взаимодействовать в коллективе сверстников: помогать, соблюдать очередность в наклеивании заготовок. 3. Оценивать работу (красиво-некрасиво). |
Критерии:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Протокол оценки по 3 заданиям:
№ | наименование | оценка |
1 | Задание 1 «Закладка для книги". | |
2 | Задание 2 «Неваляшка" | |
3 | Задание 3 «Цветная полянка" | |
Итого за 3 задания |
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
4-6 баллов – программный материал не усвоен.
7-9 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.
10-12 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕДМЕТА
Тематическое планирование
Раздел. Темы уроков | Содержание раздела |
1. Лепка (объемная форма простых предметов) 16 часов | |
1. Пластилинография «Осенние листья» 2. Лепка капуста. 3. Лепка банан 4. Лепка слива. 5. Лепка «Посуда». «Блюдце и чашка» 6. Лепка «Кастрюля и сковорода» 7. Лепка «Красивый чайник» 8. Лепка из солёного теста «прянички». 9. Лепка из солёного теста «тортик». 10. Изготовление ёлочной игрушки из соленого теста. «Сапожок». 11.«Снеговик». 12. «Звезда». 13. Мозаичная пластилинография «Рыбка». 14. Мозаичная пластилинография «Уточка» 15. Лепка «Кузнечик». 16. Лепка «Пчела» | -разминание пластилина, раскатывание скалкой; -отрывание кусочка материала от целого куска (большие и маленькие кусочки); -откручивание кусочка материала от целого куска, отщипывание мелкого кусочка материала от целого куска; -размазывание пластилина; -катание колбаски на доске (в руках), катание шарика на доске (в руках); -сгибание колбаски и замыкание в кольцо (бублик, колечко); -расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами); -изготовление ежа (хвоя или веточки, пластилин), бабочек (пластилин и мелкие листья), рыбки (еловая шишка и пластилин) -отщипывание маленьких кусочков и скатывание шариков (ягоды); -лепка по образцу грибов с использованием в качестве основы пластилина, палочек, еловых шишек, создание композиции «Грибная полянка»; -приемы лепки: защипывание края, оттягивание; -лепка по заданию учителя одноименных предметов больших и маленьких, длинных и коротких, лепка одноименных изделий разного цвета: -соединение деталей изделия прижатием; -нанесение декоративных элементов на изделие, дополнение изделия мелкими деталями; -совместное с обучающимися рассматривание и обыгрывание лепных изделий в игровых ситуациях. - наблюдение за действиями учителя. - выполнение упражнений вместе с учителем. - выполнение упражнений по показу, самостоятельно |
2. Аппликация (плоскостная форма простых предметов) 45 часов | |
1. Аппликация из засушенных листьев «Лист большой, лист маленький». 2. Аппликация из засушенных листьев "Бабочка". 3. Аппликация из засушенных листьев «Осеннее дерево». 4. Аппликация из засушенных листьев «Птица». 5. Аппликация из пластилина «Белый гриб». 6. Аппликация из пластилина «Мухомор». 7. Аппликация из столбиков пластилина «Домик». 8. Аппликация из столбиков пластилина «Ёлочка». 9. Аппликация из оборванных цветных кусочков «Осеннее дерево». 10. Бумагопластика «Грибы в лесу» 11. Бумагопластика «Ветка рябины с ягодами» 12. Аппликация из кругов «Черника и вишня» 13. Аппликация из геометрических форм: кошка 14. Аппликация из геометрических форм: собака 15. Аппликация из треугольников «Кораблик» 16. Аппликация из треугольников «Рыбка» 17. Аппликация из резаных ниток «Кошечка» 18. Аппликация из резаных ниток «Собачка» 19. Аппликация из белых салфеток «Зима пришла». 20. Аппликация из ватных дисков «Зима в городе» 21. Изготовление цветка из полос цветной бумаги. 22. Составление узора из геометрических фигур. «Украсим рукавичку». 23. Аппликация «Украсим салфетку». 24. Изготовление бумажных пакетов из заготовок. 25. Скручивание жгутиков из бумажных салфеток: аппликация «Расчёска». 26. Скручивание жгутиков из бумажных салфеток: аппликация «Лучики для солнышка». 27. Скручивание жгутиков из бумажных салфеток: аппликация «Ветка дерева». 28. «Скручивание жгутиков из бумажных салфеток: аппликация «Ножки для осьминожки». 29. Аппликация «Многоэтажный дом». 30. Аппликация орнамента из геометрических фигур: чередование по форме. 31. Аппликация: чередование по цвету. 32. Аппликация: чередование по величине. 33. Обрывная аппликация: «Радуга». 34. Обрывная аппликация: «Флаг России». 35. Обрывная аппликация: «Кошечка». 36. Обрывная аппликация: «Собачка». 37. Аппликация из кругов «Пчёлка». 38. Аппликация из кусочков цветной бумаги «Цветок на поляне». | -сминание бумаги; -отрывание бумаги заданной формы (размера); -аппликация из природного материала (сухие листья); -разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги); -сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям произвольно, сгибание пополам, совмещая углы и стороны. -аппликация с элементами оригами (парус, рыбка) -нанесение клея на всю (часть) поверхности; -сборка изображения из нескольких деталей, конструирование объекта из бумаги: соединение готовых деталей между собой - анализ геометрических фигур. - составление комбинации из простейших геометрических фигур. -аппликация: геометрическая (геометрический конструктор), из ватных дисков, из ниток; -предметная аппликация из готовых деталей с использованием приемов рваной аппликации на основе предварительного анализа образца или обследования натуры (совместно с учителем); -совместное с обучающимися выполнение аппликации по типу разрезной картинки (составления целого из фрагментов); -дополнение предлагаемого рисунка элементами в технике аппликации. -нанесение клея на всю поверхность заготовки и/или детали изделия - наблюдение за действиями учителя. - выполнение упражнений вместе с учителем. - выполнение упражнений по показу, самостоятельно |
3. Рисование (графическое изображение простого предмета) 32 часа | |
1. Рисование по шаблону «Осенний листопад». 2. Рисование по пунктирным линиям «Шары и флажки». 3. Рисование. «Линия. Точка. Пятно». 4. Рисование красками «Лук». 5. Рисование по шаблонам «Домик». 6. Рисование по шаблонам «Кораблик». 7. Рисование округлых форм восковым мелком и красками 8. Рисование по штрихам «Кукла неваляшка». 9. Рисование «Забор» 10. Рисование «Море». 11. Рисование «Дом в деревне». 12. Рисование восковыми мелками «Домик в зимнем лесу» 13. Закрашивание изображения резаными нитками «кабан» 14. Закрашивание изображения способом тычкования «Лось» 15. Раскрашивание готового геометрического орнамента в квадрате. 16. Рисование узора в полосе из треугольников. 17. Рисование узора в полосе из квадратов. 18. Рисование узора в полосе из кругов. 19. Рисование по точкам предметов, похожих на прямоугольник. «Пироги большие и маленькие». 20. Рисование по точкам предметов, похожих на прямоугольник. «Дома большие и маленькие». 21. Рисование по точкам предметов, похожих на прямоугольник. «Поезд» 22. Рисование по точкам предметов, похожих на прямоугольник. «Грузовик» 23. Рисование ватными палочками «Цветок». 24. Срисовывание с графического изображения «Рисование поезда» (несколько вагонов). 25. Срисовывание с графического изображения «Колобок убежал от бабушки». 26. Срисовывание с графического изображения «Нарядная бабочка» 27. Рисование восковыми мелками и акварелью «Ромашки на поляне». 28. Рисование способом тычкования «Одуванчики». 29. Рисование ватной палочкой «Красивый цветок». | -рисование красками (на большом листе бумаги большой и маленькой кистями); -рисование фломастерами, карандашами по внутренним трафаретам предметов простых форм и закрашивание их; -рисование мелом на доске квадратов; -обводка и штриховка фломастерами, простыми и цветными карандашами; -рисование точек, соединение точек, заполнение контура точками; -рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные); -рисование геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник); -рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по заданию совместно с учителем; учитель называет изображение, уточняя так ли он «прочитал» рисунок обучающегося, стимулируя его отвечать «да» или «нет», называть объект, используя вербальные и невербальные средства общения; -составление и рисования узора в полосе; -рисование предметов прямоугольной формы; -дополнение элементами предлагаемого рисунка, совместное дорисовывание изображений; -стимулирование обучающихся максимально самостоятельно использовать приемы раскрашивания карандашами, красками, восковыми мелками контурных изображений. - наблюдение за действиями учителя. - выполнение упражнений вместе с учителем. - выполнение упражнений по показу, самостоятельно - анализ изображаемого объекта по цвету, форме, величине - последовательное выполнение работы по показу педагога. - совместные действия с педагогом. |
Диагностика (9 часов) «Закончи рисунок» Снеговик Закладка для книг Неваляшка Цветочная поляна | Проверка полученных за определённое время знаний, умений и навыков (начало учебного года, окончание первого полугодия и окончание учебного года) |
Реализация содержания учебного предмета в третьем классе позволит обучающимся закрепить опыт положительного взаимодействия в результате продуктивной деятельности, способы ориентировочных действий при выборе орудийных средств и материалов для изобразительной деятельности, расширить опыт использования различных материалов изобразительной деятельности для социальной ориентировки в разных жизненных ситуациях.
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы (основной).
-Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы № 439.
-«Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г.
(дополнительный).
-Т.С. Зыкова, Л. И. Руленкова «Дидактический материал по предметно-практическому обучению» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2000
Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса, включая электронные ресурсы.
- детские книги, раскраски;
- диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей;
- иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей;
- распечатки учителя с заданиями, иллюстрациями;
- пиктограммы;
- конструкторы пластмассовые, деревянные, кубики, пирамидки;
- материал для лепки (пластилин, глина, солёное тесто);
- гуашь, акварель, фломастеры, цветные и простые карандаши кисточки;
- цветной картон;
- цветная бумага;
- клей;
- ватные палочки, одноразовые картонные тарелочки;
- образцы изделий.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
http://zavuch.info/forums.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы по формированию основ учебной деятельности у с интеллектуальными нарушениями.
Для педагогов коррекционных учреждений...
Методические рекомендации по организации уроков изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Данный материал будет полезен педагогам, работающим с обучающимися с интеллектуальными нарушениями...
Особенности изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Известно, что без специального обучения и воспитания дети, имеющие проблемы в развитии, на протяжении всего дошкольного периода не проявляют подлинного интереса к рисованию. Данная статья будет интере...
Конспект урока по АООП обучающихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями по учебному предмету "Человек" - "Друзья Мойдодыра"
Конспект урока по адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, Т...
План-конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс)
План-конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс) на тему: ориентировка в пространстве. Лексическая тема: «Путешествие ...