Изобразительное искусство 2 класс "Изображение и фантазия. Чудесные превращения листочка"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Закирова Флюра Тимербулатовна

Изобразительное искусство 2 класс " Изображение и фантазия. Чудесные превращения листочка" УМК "Школа России" Неменская Л.А., Коротеева Е.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Технологическая карта урока по изобразительному искусству

Тема урока: «Изображение и фантазия. Чудесные превращения листочка»  (2 класс)        

УМК «Школа России» Неменская Л.А., Коротеева Е.И           

В основе лежит личностно-ориентированный урок, системно-деятельностный подход 

Планируемые результаты:

Предметные – коммуникативные: способность высказывать суждения по пройденному материалу, уметь оформлять свои мысли в устной форме

Метапредметные – регулятивные УУД: определять тему урока под руководством учителя, умение организовать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла, умение делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока;

познавательные УУД: умение отвечать на вопросы

коммуникативные УУД: осознанно строить речевые высказывания, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, умение работать в паре

Личностные – ценностно-эстетическая сфера: эмоционально-ценностное отношение к природе;

познавательные: умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Метапредметные связи – литературное чтение, музыка

Оборудование – интерактивная доска, проектор, презентация, листья разной формы, музыка  П.И. Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года»).

Организация пространства - фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Этапы урока,

время

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивационно-целевой

(1 мин)

Метапредметные

регулятивные: определять тему урока под руководством учителя

Учитель создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Познавательные:

ученики прогнозируют  и формулируют  тему урока

- Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. (Слайд 1) Вдохните в себя тепло солнечных лучей, свежесть осеннего утра,  чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

(Слайд 2) Сегодня к нам в гости пришла осень со своими помощниками.

(Слайд 3) Отгадайте загадку и вы узнаете, кто её помощники.

- Сидит зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. Что это? (Листья)

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

 

Ученики отгадывают загадку

2. Ориентировоч-ный (5 мин)

Предметные

Коммуникативные:

способность высказывать суждения по пройденному материалу

(Слайд 4) На экране и на столах вы видите вопросы, которые изображены в форме листочков. Попытайтесь на них ответить.

     1. Легко ли быть фантазёром, волшебником? Докажите.

2. Могут ли листочки быть волшебными?

3. Определите тему урока.

После групповой работы идёт коллективное обсуждение вопросов. (Предложенные учащимися варианты темы урока записываются на доске).

Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Класс разделён на 5 групп.

В течение 3 минут ученики обсуждают вопросы в группах

Ученики прогнозируют  и формулируют  тему, ставят цели урока

Предположения учащихся на начальном этапе урока

3. Поисково-исследовательский

(15 мин)

Метапредметные

Предметные

Личностные

Познавательные: отвечать на вопросы

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание

Ценностно-эстетическая сфера: эмоционально-ценностное отношение к природе

- Разложите свои находки на партах так, чтобы сразу стало понятно, какой из принесённых листочков вам понравился больше всего.

- Выберите и поднимите тот листочек, который вам больше всего понравился.

- Чем вам понравился этот листок?

- Среди сотен других листочков вы заметили именно его форму, цвет, выбрали его, вероятно, потому, что сумели понять его характер, в чём–то похожий на ваш. Поэтому можно думать, что этот листочек умеет говорить на понятном вам одному языке.

- Приложите его к своему носику, закройте глаза и понюхайте. Чем пахнет ваш листочек?

- Приложите его к уху и прислушайтесь, может, сумеете услышать его рассказ о жизни. Первое, что он мог бы рассказать вам, это как он появился на свет. Придумайте историю о рождении вашего листочка.

- Приложите листочек к своему уху. Спросите его, в какие игры он любит играть?

- Представим, что наши ладошки – это листья. Вот ветер срывает их (подуем на ладошки) и несёт.

Как они летят по воздуху?

(Слайд 5) Попытайся изобразить это в танце.

- Плавно, кружась, то поднимаясь вверх, то опускаясь. Кажется, что листья танцуют в воздухе загадочный танец. Разные листья летают по-разному.

- От чего это зависит?

- Найдите среди своих листочков самый лёгкий и самый тяжёлый. Положите на ладошку, немного поднимите над партой и отпустите.

- Опишите словами различный характер движения листьев. Положите очень нежно свой листочек на ладошку.

- Не стала ли ваша ладошка теплее, не пытается ли листочек согреть вас?

- Вот так же всю зиму лист будет греть землю, чтобы весной она опять расцвела, ожила. Какая трудная работа маленького листочка!

- Как мы могли бы помочь ему?

- Попробуйте сказать ему добрые слова, как лучшему другу.

Учащиеся раскладывают по-разному листья, которые принесли на урок

Отвечают на вопрос (Формой, размером, окраской).

Отвечают на вопрос (Травой, сеном, осенью…).

Учащиеся в парах рассказывают

друг другу свои истории.

Отвечают на вопрос

(Прятки, догонялки)

Включается музыка  П. И.Чайковского

Ученики начинают

танцевать медленно и

плавно, изображая, что они листочки и кружатся в    воздухе

Отвечают на вопрос

(Это зависит от формы, величины и толщины листа)

Ученики шепчут добрые слова листочкам

4. Практический этап (20 мин)

Личностные

Метапредметный

Познавательные:

умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности

Регулятивные:

умение организовать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла

- Пофантазируйте, на кого похож

 ваш листочек.

- Представьте себе, что ваш

листочек ожил и превратился…

В кого или во что он может

превратиться? Закройте глаза,

возьмите листочек в руки, он вам

поможет справиться с задачей.

Нарисуйте его в своём

воображении.

Создайте новый образ вашего листочка на альбомном листе. Вы можете использовать любой материал для своей работы.

Отвечают на вопрос

( Он напоминает

бабочку, летающий

корабль, цветок…)

Учащиеся выполняют практическую работу

5. Рефлексивно-оценочный этап

(4 мин.)

Домашнее задание

Метапредметный

Регулятивные:

умение делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока

Для чего листочки нужны в

природе?

Как вы поступите с

листочками, которые лежат у вас на партах?

(Слайд 6) Выберите любое

высказывание и продолжите его:

- На уроке я узнал, что …

- На уроке мне было интересно,

 когда …

- На уроке меня удивило …

- На уроке мне больше всего

 запомнилось …

- Кто желает показать свой

 рисунок и придумать ему

 название.

Учитель предлагает ученикам записать домашнее задание:

- Придумай и запиши историю о путешествии твоего любимого листочка

Ученики отвечают на обобщающие вопросы.

Выражают свои эмоции, настроение от пройденного урока.

Выходят по желанию несколько учеников

Школьники записывают домашнее задание

Методические комментарии к уроку «Изображение и фантазия. Чудесные превращения листочка»

Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Как утверждает В Оклендер, «рисование – это мощное средство самовыражения, которое обеспечивает путь для проявления чувств».

Цель урока - помочь ученикам осознавать себя и своё существование в окружающем мире. Содействие эмоциональному развитию, индивидуальности и личностному росту школьника является составной частью данного урока.  

        Руководствуясь  данными  положениями, было  намечено несколько основных этапа урока для того, чтобы «расковать» учеников, высвободить их творческую энергию.

        1 этап - мотивационно-целевой

 Этот этап предполагает соблюдение важнейшего условия – создания на уроке атмосферы любви  и  доверия. Без этого ученик не может быть творцом.  Важно отметить, что педагог не играет здесь роль учителя, а является равноправным участником этих минут, делится с учениками своими собственными впечатлениями, переживаниями.  (Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу).

2 этап – ориентировочный

На данном этапе ученики определяют тему, ставят цели урока.

3 этап – поисково-исследовательский  

        Этот этап урока является одним из главных. На этом этапе включаются сенсорные системы ребёнка – зрение, осязание, обоняние через которые ученик осознаём самих себя и окружающий нас мир. На уроке предлагаются необычные задания для младших школьников. Например, приложите листочек к уху и прислушайтесь, может, сумеете услышать его рассказ о жизни. Первое, что он мог бы рассказать вам, это как он появился на свет. Придумайте историю о рождении вашего листочка. В такие моменты у школьников получаются истории, которые содержат  собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией. Только в такие минуты процесс восприятия искусства приобретает единство мысли и чувства.

        Все этапы урока готовят школьника к самому сложному и в тоже время самому интересному этапу урока –практический.  

На этом этапе ученик погружается в свой внутренний мир и пытается показать на рисунке свои мысли и чувства, раскрыть своё внутреннее «Я», свою неповторимость.

5 этап – рефлексивно-оценочный

 Завершающий этап способствует удовлетворению потребности школьника на данный момент. В конце урока ученик может поделиться своими впечатлениями, выразить своё отношение к данному уроку через предложенные учителем высказывания, описать свой рисунок, придумывая ему название и сюжет.

        В конце урока в качестве домашнего задания ученикам предлагается творческое задание. Придумай и запиши историю о путешествии твоего любимого листочка. Школьникам очень нравится данный вид работы.

        Представляю сочинения некоторых учеников.

 ( Вика Я., 2 кл.)

Как Знайка подружился с берёзовыми листьями.

Жил-был листочек на кленовом дереве. Он был очень необычный, потому что все на свете знал. Его за это прозвали Знайка.

Наступила осень. Все листики стали опадать. Подул сильный ветер, и Знайку понесло по воздуху. Пока он так летел, за всем наблюдал и изучал. Много ли, мало ли времени прошло наконец кленовый листочек опустился в кучку березовых листьев. Сначала ему было страшно, потому что он оказался один среди чужих листьев. Березовые листочки не обращали никакого внимания на Знайку, только искоса на него поглядывали. Тогда Знайка решил рассказать им о своем удивительном путешествии. Березовым листочкам очень понравился его рассказ. Они просили его вновь и вновь рассказывать о теплом море, певчих птицах и далеких землях. «Ты нам очень понравился!» - в один голос закричали березовые листочки. Давай с нами дружить.

С тех пор рядом с березовыми листочками можно увидеть кленовый лист.      

                                                                     

(Даша Е., 2 кл.)

Путешествие листочка Васи.

Наступила весна. На белой березе набухли почки, и через некоторое время распустились зеленые листочки. Одного из листочков звали Вася-весельчак. Он всегда веселил и смешил своих братьев и сестер. Весельчак придумывал различные игры и развлечения. С ветром играл в догонялки, а солнышку подставлял свое личико и спинку.

Наступила осень. Подул порывистый ветер, и Вася сорвался с ветки и полетел. Он упал на тротуар и пригорюнился. Весельчак не привык оставаться один. Шла девочка Даша и подобрала этот листочек. Теперь Вася в альбоме у девочки. Он вновь стал счастливым и довольным.

        

Список литературы:

Ульянова, Н.С. Уроки эмоциональной культуры: Методическое пособие // Н.С. Ульянова; Глазов. гос. пед. ин–т. - Глазов, 2005. – С.35.

Ульянова, Н.С. Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.С. Ульянова. - Ижевск, 2006. – 171 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство Изображение и фантазия. Сказочная птица.

Изображение и фантазия. Сказочная птицаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием «фантазия», с изображениями сказочных птиц на изделиях художественных промыслов; способствоват...

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения и фантазия. Практическая работа. Украшаем кокошник." 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о связи характера человека, украшения и его назначения.   Планируемые результатыПредметные:- находить природные узоры (сережки...

Изобразительное искусство. «Украшение и фантазия. Рисование снежинки»

Умение фантазировать при помощи природных мотивов с использованием красок....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Украшения и фантазия (Узор на воротнике)» (2 класс)

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: создать условия для развития познавательного интереса и практических умений через собственное творчество в создании узора на воротнике.Задачи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Карнавальные новогодние фантазии" 3 класс

Тема урока: «Карнавальные новогодние фантазии (участники карнавала)» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умения передавать настроение п...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Изображение и фантазия" (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения преображать реальные формы в фантазийные.Задачи урока:Дидактические:1) повторить термин «реальность», «...