технологическая карта урока ИЗО 1 класс "Изображать можно пятном"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Дронова Елена Ивановна

Технологическая карта урока в 1 классе по ИЗО  1 четверть. "Изображать можно пятном". Публикация будет полезна учителям ИЗО , учителям начальной школы, которые работают по УМК под редакцией Б.М.Неменского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы,

УМК по предмету Изобразительное искусство.

УМК «Изобразительное Искусство» Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., 1 класс

Тема урокаИзображать можно пятном

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока: Создание условий для развития художественно-образного мышления путём освоения начальных основ художественных знаний о пятне как основе изображения на плоскости.

Задачи урока: 

Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и пропорциях.

Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа.

Учиться работать на уроке с жидкой краской.

Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением.

 Сотрудничать в коллективном обсуждении и коллективном итоге работы.

Планируемые результаты:

Предметные:

 - приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка (пятно как основа изобразительного образа);

- приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения наблюдаемой формы как основы обучения рисунку;

- уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной

учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения

- Умение анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах.

Метапредметные:

Познавательные УУД – 

- определять и формулировать познавательную цель на уроке с помощью учителя;

 -характеризовать форму предмета;

- выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;

- использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов;

- проявлять творческие действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

- анализировать, обобщать информацию, представленную в иллюстрациях детских книг.

Коммуникативные УУД:

- вести диалог и участвовать в дискуссии, удерживая тему и смысл поставленных вопросов (высказывать своё предположение ,                   участвовать в диалогической беседе);

- взаимодействовать, сотрудничать в процессе совместной деятельности;

- демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного опыта;

Регулятивные УУД -

- проговаривать и соблюдать последовательность действий при выполнении учебного задания;

 -уметь организовывать свое рабочее место для практической работы;

- соотносить свои действия с планируемым результатом;

- осуществлять контроль своей деятельности.

Личностные:

- умение использовать образный язык изобразительного искусства: графическое пятно как основу изобразительного образа для достижения своих творческих замыслов.

- развитие навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.

- формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная и групповая (работа в парах).

Учебное оборудование:

Для учащихся: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, чёрный фломастер, альбом, листы с изображением пятна и загадками о животных для работы в парах.

Для учителя: проектор, ноутбук, экран; учебная презентация; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина.,

Музыкальный ряд: Э. Григ «Бабочка»

 ЭОР: https://uchebnik.mos.ru 

Формы контроля: Устный опрос, наблюдение, практическая работа, игра «Художники и зрители».

Дидактическая структура урока.

(Этапы урока)

Деятельность учителя

Содержание учебной

 деятельности учащихся

формы организации учебной деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Проблематизация, актуализация, мотивация

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

Рассмотреть облака (слайд) Создает ситуацию, направляет.

- Кто догадался, о чем пойдет речь?

Постановка интриги.

- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока: 
    Замарашка, озорница

Вдруг уселась на страницу

Из-за этой баловницы

Получил я единицу (клякса)

- О чём идет речь? Это конечно - же клякса, но сегодня клякса станет не замарашкой, а главной героиней вашей композиции.

Давайте предположим, чем мы будем заниматься на уроке?

– Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер… 

Как помогает нам Мастер изображения?

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

 Дети отвечают

О пятнах

Ученики отгадывают загадку, используют ассоциации.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.

Дети отвечают: «Мастер изображения». 

Повторение пройденного материала.

Фронтальная

Игра-опрос

Приобретение опыта аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения наблюдаемой формы как основы обучения рисунку;

Умение высказывать предположение

Понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету;

Развитие навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности

Определять и формулировать познавательную цель на уроке с помощью учителя.

Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

умение организовывать свое рабочее место для практической работы

  Первичное ознакомление

Вступительная беседа.

– Вы любите сказки?

– Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника.

Учитель читает текст на стр.20 учебника

– О чем эта сказка?

– Почему клякса считала себя несчастной? 

– Кто согласился помочь кляксе? 

– Как вы думаете, в кого превратилась клякса-пятно.

Работа с учебником

. Ответы детей.

- Ее огорчила бумага.

- Мастер Изображения.

Дети высказывают свои предположения

Фронтальная

Умение анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в

текстах.

Развитие внутреннего  мира обучающегося и воспитание его

эмоционально-образной, чувственной сферы

Вести диалог и участвовать в дискуссии, удерживая тему и смысл поставленных вопросов (высказывать своё предположение,                        участвовать в диалогической беседе)

Отработка и закрепление

 Учитель предлагает творческие задания:

1.Угадай и дорисуй, в кого превратилась клякса

2. Проверь себя, отгадав загадку.

3.Покажите результат.

Учитель предлагает посмотреть изображения детских работ и ответить на вопрос: «Как цветовые пятна н рисунках превратились в животных? Рассмотри и объясни».

 Советует, консультирует, помогает.

Ученики выполняют творческое задание.

Ученики угадывают, что это за животное

Дети анализируют,  предполагают, объясняют.

Работа в группах

Фронтальная

Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка (пятно как основа изобразительного образа.

Умение  использовать образный язык изобразительного искусства: графическое пятно как основу изобразительного образа для достижения своих творческих замыслов..

Соотносить свои действия с планируемым результатом

Динамическая пауза

Учитель предлагает изобразить характерные движения животных.

Зайчики прыгают, птички машут крыльями, слоны – топают и т. д.

Практическая игровая деятельность

 

Обобщение, систематизация

Учитель предлагает просмотреть фрагмент видеофильма. «Рисуем пятно»

Задание учащимся:

1. Разбейтесь на пары.

2. Просмотрите видеофильм

3. Подумайте, чем отличаются пятна, сделанные разными инструментами?

4.Какие характеры могут отражать эти пятна?

5 Каждый ученик подготовит пятнышки-загадки своей паре кистью или палочкой.

Пока пятнышки подсыхают, учитель показывает иллюстрации Т. Мавриной и Е.Чарушина.

Задает вопрос:

-Могут ли настоящие художники рисовать пятном?

Предлагает посмотреть работы Какие животные вам понравились и почему? Как художник пятна превратил в зверушек? Какие выразительные средства использовал?

путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением

Интерактивная деятельность.

В ходе диалогической беседы дети делают вывод:

- Изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.

Фронтальная  

Работа в группах

Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человека;

Умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения.

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов.

Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями

Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

Умение находить нужную информацию в учебнике.

Умение анализировать, обобщать информацию, представленную в иллюстрациях детских книг

Учитель предлагает творческое задание.

Рассмотри пятнышки кляксы, сделанные твоим товарищем, пофантазируй и дорисуй изображение, добавив недостающие детали красками или фломастером. (Можно нарисовать целый сюжет. Где находится животное? Что делает.?, и т.д.)

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Учитель делает целевые обходы, индивидуальная работа с учениками.

Ученики выполняют творческое задание.

Индивидуальная практическая работа

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

 Осознание качества и уровня освоения. Умение доводить работу до конца;

Взаимодействовать, сотрудничать в процессе совместной деятельности

Рефлексия.
Подведение итогов.

 Учитель проводит игру «Художники и зрители»

Учитель организует рефлексию.

А теперь закончите фразу:
«Мне понравилось…»

«У меня получилось…»

«Я знаю…»

«Я понимаю…»

С каким настроением завершаем урок?

Покажите смайлики.

Несколько детей выходят и показывают свои работы, осуществляют самооценку собственной деятельности и деятельности товарищей. Дети делятся впечатлениями, что получилось, что вызвало затруднение, осуществляют самооценку собственной деятельности.

Дети показывают смайлики

Фронтальная, групповая

Осознанное построение высказываний

Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;

Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного.

Обогащение словарного запаса.

проговаривать и соблюдать последовательность действий при выполнении учебного задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО "Изображать можно пятном" (презентация к уроку)

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  В 1 КЛАССЕ Учителя начальных классовГБОУ СОШ  п.г.т. ВолжскийПоветкиной Татьяны ФёдоровныКОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 1 КЛАССЕ...

Технологическая карта урока 1 класс "Можно рисовать пятном"

Ознакомить с техникой выразительных возможностей – пятно. Показать возможность фантазии. Попробовать «выдувать» рисунок, научить направлять свою мысль в действие. Вселить уверенность-все всегда исправ...

Урок ИЗО "Изображать можно пятном" (презентация к уроку)

Презентация " ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ПЯТНОМ" предназначена для уроков "Изобразительное искусство" в 1 классе.  Детям предлагается стать добрыми художниками и дорисовать пятно так, ч...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Изображать можно пятном" (УМК Неменского, 1 класс, Л.А. Неменская)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с выразительным средством – пятном, обучение нетрадиционной технике рисования от пятна.Задачи урока:Дидактические:Познакоми...

Технологическая карта урока русского языка «Как можно объяснить значение слова» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Как можно объяснить значение слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для знакомства обучающихся с понятием «лексическое знач...

Технологическая карта урока ИЗО: «Изображать можно в объеме (Лепка. Образ животного)», УМК: "Школа России", 1 класс,

Цель урока: формирование навыка работы с пластилином, знакомство с пластичным способом лепки.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Научить особенностям вида искусства скульптора2. Ф...