Технологическая карта урока во 2 классе по изобразительному искусству на тему "Пятно как средство выражения. Ритм пятен"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Технологическая карта + презентация по изобразительному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyatno_kak_sredstvo_vyrazheniya._ritm_pyaten.docx | 81.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. студентки: Кокина Александра Николаевна
Урок: изобразительное искусство
Тема урока: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»
Класс: 2 «А»
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о ритмическом изображении пятен на плоскости посредством рисования дерева.
Задачи урока:
Дидактические: научить использовать пятна для решения художественно – творческих задач;
Развивающие: развивать фантазию, мышление при рисовании дерева; творческое воображение и внимание;
Воспитательные: воспитывать аккуратность, взаимовыручку, коллективизм.
Ресурсы урока: презентация, проектор, компьютер, экран. Учебно-методическое сопровождение
поурочные разработки по курсу «Изобразительное искусство» к УМК Школа России 2 класс.
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интегративное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Организационный этап 1-2 минуты | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку | Методы: Словесный Прием: беседа | Приветствие детей. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих. Приложение №1. | Приветствуют учителя, друг друга. | Ф | ____ | С | Р-1; П-1 | Л-1 | |
Актуализация знаний. 5-7 минут | Актуализировать опорные знания и изученные способы действий | Методы: Словесный Прием: беседа | Проводится беседа по пройденным темам. Приложение №1. | Ответы учащихся. | Ф | Презентация, компьютер, проектор. | С | П-2, К-1, Р-2 | Л-2 | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 2-5 минут | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | Методы: Словесный Прием: эвристическая беседа | Учитель читает стихотворение. Проводится беседа по прочитанному стихотворению. Приложение №1 | Дети внимательно слушают стихотворение. Отвечают на вопросы по прослушанному стихотворению. | Ф | Презентация, компьютер, экран, проектор. | С | Получат возможность научиться находить решения поставленных учебных задач | П-3, К-2, Р-3 | Л-3 |
Первичное усвоение новых знаний. 2-3 минуты Теоретическая часть | Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности | Методы: Словесный Прием: беседа, объяснение | Просмотр презентации «Пятно как средство выражения. Ритм пятен». Рассказ учителя о пятнах. Учитель задает вопросы. Проводится физкультминутка (видео) Приложение №2. | Получают новую информацию, смотрят презентацию. Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют. | Ф | Презентация, компьютер проектор, экран. | С | Научатся приемам составления композиции из разрозненных элементов. | П-4, К-3,Р-4, Р-5 | Л-4 |
Первичная проверка понимания. 5-7 минут Теоретическая часть | Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать | Методы: Словесный, исследовательский Прием: беседа, дискуссия. | Проводит беседу. Задает вопросы. Просит детей вспомнить правила поведения на уроке изобразительного искусства, правила работы с кистью. Приложение №3 | Отвечают на вопросы Вспоминают правила поведения на уроке изобразительного искусства, правила работы с кистью. | Ф, И | Компьютер, проектор, экран, презентация | С | участвуют в художественно-творческой деятельности; | П-5, К-4, Р-6 | Л-5 |
Первичное закрепление. 10 минут Практическая часть | Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг | Методы: практический, наблюдение Прием: образец, выставка, рисование. | Организует практическую работу. Показывает примеры работ. Осуществляет помощь при работе с кистью и красками. Контролирует выполнение рисунка. Организует выставку работ. Приложение №3 | Выполняют практическую работу. Готовые работы выставляют на доску. | Ф, И | Кисть, вода, непроливайка, гуашь, альбом. | В | различают и передают в художественно-творческой деятельности характер; используют выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, цвет; | П-6, К-5, Р-7. | Л-6 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1-2 м | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения д/з. | Методы: Словесный Прием: беседа, объяснение | Задает домашнее задание, объясняет его и отвечает на вопросы учеников. | Слушают, записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Ф | Дневник. | С | Получат возможность научиться находить решения поставленных учебных задач | Р-8 | Л-7 |
Рефлексия (подведение итогов). 2 минуты | Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Фиксируется новое содержание, изученное на уроке | Методы: Словесный, Прием: беседа, | Подведение итогов. Учитель проводит рефлексию. Контролирует уборку рабочих мест. | Отвечают на вопросы учителя. Самооценивают. | Ф | ____ | С | Получат возможность научиться находить решения поставленных учебных задач | К-6 Р-9 | Л-8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
- Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Повернитесь друг к другу, передайте хорошее настроение своему товарищу улыбкой. Повернитесь ко мне и подарите мне хорошее настроение. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Тогда, начинаем наш урок.
- Актуализация знаний.
- Мы на предыдущих уроках говорили о том, что искусство имеет свой язык, о чем оно может говорить? (о добре, зле, грусти и т.д.)
-Вспомните и скажите при помощи, каких выразительных средств говорит искусство? (цветом, линиями, украшениями, силуэтом)
- Да. благодаря этому искусство может нам рассказать о добре и зле, о грусти и веселье. Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором мы еще не говорили
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Послушайте внимательно и подумайте «Что художнику помешало нарисовать натюрморт»?
Задумал как - то один художник нарисовать на бумаге натюрморт - изобразить фрукты на тарелке.
Приготовил всё необходимое для работы: бумагу, краски, кисточку, палитру.
Окунул кисточку в зелёную краску, хотел нарисовать грушу и вот незадача: большая капля краски слетела с кисточки и шлёпнулась на белый лист.
Образовалась большая бесформенная клякса.
Художник поначалу расстроился, но приглядевшись к пятну, увидел, что клякса похожа на лягушку.
Подправил немного пятно, и вот уже на листе появилась весёлая озорная лягушка.
Дорисовал кочки, болото и вышла настоящая картина.
Бывает и такое в творчестве художника.
-Что художнику помешало нарисовать натюрморт? (клякса)
-Почему художник нарисовал вместо груши лягушку? (Художник нарисовал вместо груши лягушку потому, что у него слетела капля краски с кисточки) А всегда ли нужно расстраиваться, если у вас что-то не получилось? (нет).
Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (учитель показывает на листе бумаги пятна разных форм (о пятнах, кляксах, лягушках)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
- Первичное усвоение новых знаний.
Слайд №1: на сегодняшнем уроке речь пойдёт о пятнах.
Как вы думаете, что такое пятно? (Пятно – основное средство изображения на плоскости)
-Да, вы правы.
Слайд №2: Пятна могут иметь различный цвет, размер и форму.
Слайд №3: пятна нам могут кого – то и что – то напомнить. Одно пятно может передавать художественный образ и быть интересным
Слайд №4: каждый пятно имеет очертание или силуэт. Так что же такое силуэт? – это внешнее очертание предмета, его тень (пятно). Выразительность изображения может быть заложена не только в узнаваемости силуэта (что изображено), но и в самой форме пятна (как изображено) .
Слайд №5: Пятна могут вызывать различные ассоциации.
Дети, покажите, какие пятна на картинках кажутся вам: агрессивными; дружелюбными; динамичными; неподвижными; тяжеловесными, легкими.
Слайд №7: с помощью пятна можно передать настроение. Какое настроение? (Радость, веселье, грусть, печаль, тоску и т.п.)
Слайд №8: если пятен много, то они могут группироваться, создавая определённый ритм.
А что такое ритм?
В изобразительном искусстве – ритм - это повторение в определённой последовательности линий, пятен, предметов, объектов.
Слайд №9: пятна могут быть одиночными, а могут группироваться определённым образом. А как это – группироваться?
Когда предметы, фигуры или пятна одинаковые и расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, они образуют мерный ряд. (Равномерный ряд). Мерный ряд создаёт ощущение спокойствия и надёжности как забор. (Мерный ряд можно озвучить хлопая в ладоши). Давайте попробуем озвучить. Хлопаем в ладоши.
Слайд №9-10: ритм пятен может быть хаотичным.
Слайд №11: художники используют ритмы пятен в своих картинах, чтобы картина была более выразительной. Посмотрите на слайд.
К примеру, на картине русского живописца Аркадия Александровича Рылова мы видим зеленый лес, поле. Посмотрите на силуэты деревьев. Видим ли мы тут прорисованные ветви, листья, мелкие детали? (нет). А что напоминают силуэты деревьев?
(пятна). А можно ли определить какая погода изображена? А ощущается движение ветра? Как мы это видим? Ветки деревьев наклонены в одном направлении, они создают ритм.
Слайд №12: где ещё может встречаться ритм? (ритм может встречаться в танце, в музыке, в стихах, в природе)
Слайд №13: К примеру: в оперении совы наблюдается ритм пятен, создавая красивый узор на крыльях, спине и хвосте.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
- Первичная проверка понимания.
Посмотрите за окно. Скажите, пожалуйста, какое время года? (весна). А что у нас происходит весной? (распускаются цветы, деревья итд)
Сегодня мы с вами изобразим деревья в новой технике. Я вам предлагаю с помощью волшебной трубочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок.
- Первичное закрепление.
- Сначала разведем на палитре коричневую гуашь с водой.
- Возьмем кисточкой краску и сделаем кляксу в том месте, где будет начинаться ствол дерева.
- Берем в руки трубочку и начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу.
- Лист можете поворачивать, создавая ствол и веточки.
- При необходимости капаем еще гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляксу, рисуя дерево нужной высоты.
У меня получилось вот такое дерево. Но, мне кажется, что чего-то не хватает. Что еще мы забыли? (ответы детей). Кто скажет, какую краску мы должны использовать? Как вы думаете, какой инструмент нам в этом поможет? Листья мы нарисуем с помощью кисточки, это наш следующий волшебный предмет. Макаем ее в гуашь и «тычком» изображаем листья.
Ребята, вы настоящие волшебники, у вас получились настоящие деревья. Наш урок подходит к концу, давайте посмотрим, что у вас получилось. Крепите свои работы на доску с помощью магнитика.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Дома я предлагаю вам изобразить «Весенние цветы» с помощью новой техники.
- Рефлексия (подведение итогов).
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Почему наш урок называется «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»?
- Что же такое ритм?
- Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, всё ли у вас получилось.
- Удалось ли вам передать в композиции ритм пятен?
Проведение рефлексии. У вас на столах лежат цветы. Пододвиньте их к себе. Если вам понравился урок – оставьте его белым, если не понравился урок – красным. Спасибо за работу. Урок окончен, до свидания.
Уборка рабочих мест.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
- Организационный момент:
Л-1: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, доброжелательное отношение к сверстникам.
Р-1: волевая саморегуляция, самоконтроль.
П-1: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- Актуализация знаний:
П-2: осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий, анализ объектов с выделением признаков, синтез как составление целого из частей.
К-1: владеют монологической и диалогической формами коммуникации; принимают различные точки зрения, учитывают разные мнения; формулируют собственное мнение и позицию; строят высказывания в устной форме.
Р-2: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; волевая саморегуляция, осуществляют самоконтроль.
Л-2: проявляют положительное отношение к уроку изобразительного искусства
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности:
П-3: участвуют в обсуждении проблемных вопросов , предлагают творческие варианты решения поставленной задачи, используют полученные знания в самостоятельной работе.
Р-3: определяют цель, проблему в учебной деятельности.
К-2: демонстрируют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеют монологической и диалогической формами коммуникации; принимают различные точки зрения, учитывают разные мнения; формулируют собственное мнение и позицию; строят высказывания в устной форме.
Л-3: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; осознают свои интересы.
- Первичное усвоение новых знаний. Теоретическая часть:
П-4: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах; устанавливать аналогии.
К-3: принимают различные точки зрения, учитывают разные мнения; формулируют собственное мнение и позицию; строят высказывания в устной форме.
Р-4: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Р-5: волевая саморегуляция, осуществляют самоконтроль.
Л-4: понимают особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого человека.
- Первичная проверка понимания.
П-5: проводят сравнение; строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии.
К-4: проявляют готовность к сотрудничеству, понимают намерения и интересы взаимодействующих людей, понимают свою роль в общей работе.
Р-6: планируют деятельность в учебной ситуации; работают по плану, сверяясь с целью.
Л-5: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу
- Первичное закрепление.
П-6: используют знаково-символические средства представления информации, осуществляют анализ, сравнение, наблюдение.
К-5: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Р-7: целеполагание, волевая саморегуляция, самоконтроль.
Л-6: осознают многообразие взглядов на процесс выполняемой работы
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Р-8: волевая саморегуляция, осуществляют самоконтроль.
Л-7: осознают многообразие взглядов на процесс выполняемой работы
- Рефлексия (подведение итогов).
К-6: демонстрируют речевые средства, владеют монологической и диалогической формами коммуникации;
Р-9: целеполагание, волевая саморегуляция, самоконтроль.
Л-8: понимают особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-ом классе на тему «Форма и цвет предметов»
Цели урока: Формировать навыки организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обо...
Конспект урока по изобразительному искусству Тема: « Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».
Знакомство с цветом как средством выражения, научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы....
технологическая карта урока изобразительное искусство Тема: "Цвета как средство выражения. Тихие цвета." 2 класс УМК "Школа России"
Тема: цвета как средство выражения. Тихие цвета.Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятием «тихие» цвета.Планируемые результа...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета» (3 класс)
Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».Цели деятельности учителя: знакомство с цветом как средством выражения, формирование у учащихся представления о теплы...
Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».(2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета», 3 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА изобразительного искусства Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета»...