РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 1 – 4 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 1–4 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями
- Примерная авторская программа по учебному предмету «Изобразительному искусству» УМК «Школа России» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева и др., 1-4 классы — М.: Просвещение.2015г.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования
- Положение ЧОУ Добрая школа на Сольбе «О рабочих программах».
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.
2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс
3. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс
4. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс
Программой отводится на изучение литературного чтения в начальной школе 135 часов, которые распределены по классам следующим образом:
1 класс — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), 2—4 классах – 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._rp_izobrazitelnoe_iskusstvo_1-4.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от 30.08.2019 | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» _____________________ Е.М. Гажу Приказ № 1 от 30.08.2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1 – 4 классы
Составитель: учитель начальных классов
Дьякова О.Н. 1 квалификационная категория,
м. Сольба 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 1–4 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями
- Примерная авторская программа по учебному предмету «Изобразительному искусству» УМК «Школа России» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева и др., 1-4 классы — М.: Просвещение.2015г.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования
- Положение ЧОУ Добрая школа на Сольбе «О рабочих программах».
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.
2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс
3. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс
4. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс
Программой отводится на изучение литературного чтения в начальной школе 135 часов, которые распределены по классам следующим образом:
1 класс — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), 2—4 классах – 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Предметные планируемые результаты обучения
учебного предмета «Изобразительное искусство», авторы Б.М. Неменский
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
- Обучающиеся:
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
- научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТсредств;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
- Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
- Азбука искусства. Как говорит искусство?
- Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
- использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
- Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
- Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
- Выпускник научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
- Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса ты изображаешь, украшаешь и строишь (1 класс)
Ты учишься изображать
- Изображения всюду вокруг нас.
- Мастер Изображения учит видеть.
- Изображать можно пятном.
- Изображать можно в объеме.
- Изображать можно линией.
- Разноцветные краски.
- Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
- Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь
- Мир полон украшений.
- Цветы.
- Красоту нужно уметь замечать.
- Узоры на крыльях.
- Ритм пятен.
- Красивые рыбы.
- Монотипия.
- Украшения птиц.
- Объемная аппликация.
- Узоры, которые создали люди.
- Как украшает себя человек.
- Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь
- Постройки в нашей жизни.
- Дома бывают разными.
- Домики, которые построила природа.
- Дом снаружи и внутри.
- Строим город.
- Все имеет свое строение.
- Строим вещи.
- Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
- Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
- Праздник весны.
- Сказочная страна.
- Времена года.
- Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
Искусство и ты (2 класс)
Как и чем работает художник?
- Три основных цвета — желтый, красный, синий.
- Белая и черная краски.
- Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
- Выразительные возможности аппликации.
- Выразительные возможности графических материалов.
- Выразительность материалов для работы в объеме.
- Выразительные возможности бумаги.
- Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия
- Изображение и реальность.
- Изображение и фантазия.
- Украшение и реальность.
- Украшение и фантазия.
- Постройка и реальность.
- Постройка и фантазия.
- Братья-Мастера Изображения,
- Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство
- Изображение природы в различных состояниях.
- Изображение характера животных.
- Изображение характера человека: женский образ.
- Изображение характера человека: мужской образ.
- Образ человека в скульптуре.
- Человек и его украшения.
- О чем говорят украшения.
- Образ здания.
- В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
- Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
- Тихие и звонкие цвета.
- Что такое ритм линий?
- Характер линий.
- Ритм пятен.
- Пропорции выражают характер.
- Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
- Обобщающий урок года.
Искусство вокруг нас (3 класс)
Искусство в твоем доме
- Твои игрушки.
- Посуда у тебя дома.
- Обои и шторы у тебя дома.
- Мамин платок.
- Твои книжки.
- Открытки.
- Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
- Памятники архитектуры.
- Парки, скверы, бульвары.
- Ажурные ограды.
- Волшебные фонари.
- Витрины.
- Удивительный транспорт.
- Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
- Художник в цирке.
- Художник в театре.
- Театр кукол.
- Маски.
- Афиша и плакат.
- Праздник в городе.
- Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
- Музей в жизни города.
- Картина — особый мир.
- Картина-пейзаж.
- Картина-портрет.
- Картина-натюрморт.
- Картины исторические и бытовые.
- Скульптура в музее и на улице.
- Художественная выставка (обобщение темы).
Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (4 класс)
Истоки родного искусства
- Пейзаж родной земли.
- Деревня — деревянный мир.
- Красота человека.
- Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли
- Родной угол.
- Древние соборы.
- Города Русской земли.
- Древнерусские воины-защитники.
- Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
- Узорочье теремов.
- Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
- Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
- Народы гор и степей.
- Города в пустыне.
- Древняя Эллада.
- Европейские города Средневековья.
- Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
- Материнство.
- Мудрость старости.
- Сопереживание.
- Герои-защитники.
- Юность и надежды.
- Искусство народов мира (обобщение темы).
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п\п | Раздел / тема урока | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ |
1 КЛАСС | |||
1. | Ты учишься изображать | 9 ч. | |
2. | Ты украшаешь | 8ч. | |
3. | Ты строишь. | 11ч. | 1 |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5ч. | 1 |
Итого: | 33ч. | 2 | |
2 КЛАСС | |||
2. | Как и чем работает художник? | 11ч. | 1 |
3. | Реальность и фантазия | 7 ч. | 1 |
4. | О чём говорит искусство? | 10 ч. | 1 |
5. | Как говорить искусство? | 6 ч. | 1 |
Итого: | 34ч. | 4 | |
3 КЛАСС | |||
2. | Искусство в твоем доме | 10 ч | 1 |
3. | Искусство на улицах твоего города | 7 ч | 1 |
4. | Художник и зрелище | 9ч | 1 |
5. | Художник и музей | 8 ч | 1 |
Итого: | 34ч. | 4 | |
4 КЛАСС | |||
1. | Истоки родного искусства | 8 ч. | 1 |
2. | Древние города нашей земли | 7 ч. | 1 |
3. | Каждый народ - художник | 11 ч. | 1 |
4. | Искусство объединяет народы | 8ч. | 1 |
Итого: | 34ч. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Урок изобразительное искусство класс 4. Тема:"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Технологическая карта урока ИЗО,4 класс,УМК Школа России...
Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.
Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....
Предмет: Изобразительное искусство Класс: 1 Тема: Узоры, которые создавали люди
Паспорт урока1. Класс: 12. Место проведения: учебный кабинет3. Продолжительность: 45 минут4. Предмет: Изобразительное искусство5. Тема: Узоры, которые создавали люди7. Тип урока: открытие новых знаний...