РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 1 – 4 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 1–4 классов и разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями
  2. Примерная авторская программа по учебному предмету «Изобразительному искусству» УМК «Школа России» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева и др., 1-4 классы — М.: Просвещение.2015г.
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
  4. Положение ЧОУ Добрая школа на Сольбе «О рабочих программах».

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.

2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс

3. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс

4. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс

Программой отводится на изучение литературного чтения в начальной школе 135 часов, которые распределены по классам следующим образом:

1 класс — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), 2—4 классах – 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._rp_izobrazitelnoe_iskusstvo_1-4.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол № 1 от 30.08.2019

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ

 «Добрая школа на Сольбе»

_____________________ Е.М. Гажу

Приказ № 1 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1 – 4 классы

Составитель: учитель начальных классов

Дьякова О.Н. 1 квалификационная категория,

м. Сольба 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 1–4 классов и разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями
  2. Примерная авторская программа по учебному предмету «Изобразительному искусству» УМК «Школа России» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева и др., 1-4 классы — М.: Просвещение.2015г.
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
  4. Положение ЧОУ Добрая школа на Сольбе «О рабочих программах».

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.

2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс

3. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс

4. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс

Программой отводится на изучение литературного чтения в начальной школе 135 часов, которые распределены по классам следующим образом:

1 класс — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), 2—4 классах – 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Предметные планируемые результаты обучения

 учебного предмета «Изобразительное искусство», авторы Б.М. Неменский

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
  • появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
  • Обучающиеся:
  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
  • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТсредств;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
  • смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности 

Выпускник научится: 

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
  • Выпускник получит возможность научиться: 
  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
  • Азбука искусства. Как говорит искусство? 
  • Выпускник научится: 
  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
  • использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
  • Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? 
  • Выпускник научится: 
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
  • Выпускник получит возможность научиться: 
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса ты изображаешь, украшаешь и строишь (1 класс)

Ты учишься изображать 

  1. Изображения всюду вокруг нас.
  2. Мастер Изображения учит видеть.
  3. Изображать можно пятном.
  4. Изображать можно в объеме.
  5. Изображать можно линией.
  6. Разноцветные краски.
  7. Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
  8. Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь 

  1. Мир полон украшений.
  2. Цветы.
  3. Красоту нужно уметь замечать.
  4. Узоры на крыльях.
  5. Ритм пятен.
  6. Красивые рыбы.
  7. Монотипия.
  8. Украшения птиц.
  9. Объемная аппликация.
  10. Узоры, которые создали люди.
  11. Как украшает себя человек.
  12. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь 

  1. Постройки в нашей жизни.
  2. Дома бывают разными.
  3. Домики, которые построила природа.
  4. Дом снаружи и внутри.
  5. Строим город.
  6. Все имеет свое строение.
  7. Строим вещи.
  8. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 

  1. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
  2. Праздник весны.
  3. Сказочная страна.
  4. Времена года.
  5. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

Искусство и ты (2 класс)

Как и чем работает художник? 

  1. Три основных цвета — желтый, красный, синий.
  2. Белая и черная краски.
  3. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
  4. Выразительные возможности аппликации.
  5. Выразительные возможности графических материалов.
  6. Выразительность материалов для работы в объеме.
  7. Выразительные возможности бумаги.
  8. Неожиданные материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия 

  1. Изображение и реальность.
  2. Изображение и фантазия.
  3. Украшение и реальность.
  4. Украшение и фантазия.
  5. Постройка и реальность.
  6. Постройка и фантазия.
  7. Братья-Мастера Изображения,
  8. Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чем говорит искусство 

  1. Изображение природы в различных состояниях.
  2. Изображение характера животных.
  3. Изображение характера человека: женский образ.
  4. Изображение характера человека: мужской образ.
  5. Образ человека в скульптуре.
  6. Человек и его украшения.
  7. О чем говорят украшения.
  8. Образ здания.
  9. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство 

  1. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
  2. Тихие и звонкие цвета.
  3. Что такое ритм линий?
  4. Характер линий.
  5. Ритм пятен.
  6. Пропорции выражают характер.
  7. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
  8. Обобщающий урок года.

Искусство вокруг нас (3 класс)

Искусство в твоем доме 

  1. Твои игрушки.
  2. Посуда у тебя дома.
  3. Обои и шторы у тебя дома.
  4. Мамин платок.
  5. Твои книжки.
  6. Открытки.
  7. Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города 

  1. Памятники архитектуры.
  2. Парки, скверы, бульвары.
  3. Ажурные ограды.
  4. Волшебные фонари.
  5. Витрины.
  6. Удивительный транспорт.
  7. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище 

  1. Художник в цирке.
  2. Художник в театре.
  3. Театр кукол.
  4. Маски.
  5. Афиша и плакат.
  6. Праздник в городе.
  7. Школьный карнавал (обобщение темы).

Художник и музей 

  1. Музей в жизни города.
  2. Картина — особый мир.
  3. Картина-пейзаж.
  4. Картина-портрет.
  5. Картина-натюрморт.
  6. Картины исторические и бытовые.
  7. Скульптура в музее и на улице.
  8. Художественная выставка (обобщение темы).

Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (4 класс)

Истоки родного искусства 

  1. Пейзаж родной земли.
  2. Деревня — деревянный мир.
  3. Красота человека.
  4. Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли 

  1. Родной угол.
  2. Древние соборы.
  3. Города Русской земли.
  4. Древнерусские воины-защитники.
  5. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
  6. Узорочье теремов.
  7. Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник 

  1. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
  2. Народы гор и степей.
  3. Города в пустыне.
  4. Древняя Эллада.
  5. Европейские города Средневековья.
  6. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы 

  1. Материнство.
  2. Мудрость старости.
  3. Сопереживание.
  4. Герои-защитники.
  5. Юность и надежды.
  6. Искусство народов мира (обобщение темы).

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п\п

Раздел / тема урока

Кол-во часов

Кол-во проверочных работ

1 КЛАСС

1.

Ты учишься изображать

9 ч.

2.

Ты украшаешь

8ч.

3.

Ты строишь.

11ч.

1

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5ч.

1

Итого:

33ч.

2

2 КЛАСС

2.

Как и чем работает художник?

11ч.

1

3.

Реальность и фантазия

7 ч.

1

4.

О чём говорит искусство?

10 ч.

1

5.

Как говорить искусство?

6 ч.

1

Итого:

34ч.

4

3 КЛАСС

2.

Искусство в твоем доме

10 ч

1

3.

Искусство на улицах твоего города

7 ч

1

4.

Художник и зрелище

1

5.

Художник и музей

8 ч

1

Итого:

34ч.

4

4 КЛАСС

1.

Истоки родного искусства

8 ч.

1

2.

Древние города нашей земли

7 ч.

1

3.

Каждый народ - художник

11 ч.

1

4.

Искусство объединяет народы

8ч.

1

Итого:

34ч.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....

Предмет: Изобразительное искусство Класс: 1 Тема: Узоры, которые создавали люди

Паспорт урока1. Класс: 12. Место проведения: учебный кабинет3. Продолжительность: 45 минут4. Предмет: Изобразительное искусство5. Тема: Узоры, которые создавали люди7. Тип урока: открытие новых знаний...