костюм эпохи средневековья
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Махнычева Инна Николаевна

Технологическая карта урока ИЗО 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_uroka.docx27.95 КБ
Файл epoha_srednevekovya.docx23.92 КБ
Файл samoanaliz.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапредметные результаты

1. Орг. момент

Приветствие учителя.

приветствуют учителя

Умение сконцентрироваться на работу

2. Повторение ранее изученного

Вспомните ребята над какой темой мы работали в этой четверти?

-С культурами каких стран мы уже познакомились в этой четверти? (Древняя Греция, Япония)

активно слушают,

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3. Знакомство с новым материалом

Музыкальный эпиграф. Звучит музыка Средневековья.(И.С.Бах орган)

-Где могла звучать эта музыка?

(слайд 1) - Посмотрите, ребята, на слайд, где изображения замков.  В каждом из них могла звучать эта прекрасная музыка. Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем говорить сегодня? (На доске иллюстрации соборов эпохи Средневековья).

(слайд 2) - О Средневековье, эпохе средних веков. – Правильно.

-А вы знаете, что же это за Средние века и почему они так называются?

 (слайд 3) Средние века- название, для эпохи, заключенной между историей Древнего мира и началом нового времени.

- Правильно. Об этих периодах Древнего мира мы с вами говорили на предыдущих уроках. Назовите эти культуры.

-Культура Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Китая

А что вы представляете, когда идет разговор о средневековой культуре?

(слайд 4)

  • О рыцарских турнирах.
  • О культе Прекрасной Дамы:
  • О замках
  • О крестовых походах

-А почему именно рыцари и дамы?

 В средние века все большее значение приобретала любовная рыцарская поэзия. В ней воспевалась Прекрасная Дама, которой поклонялся рыцарь. Ради возлюбленной он совершал подвиги, с ее именем на устах сражался на военных турнирах. Ей же посвящал свои песни и стихи.

Давайте ещё раз посмотрим на соборы и на костюмы. (слайд 5, 6,7)

- Да, ребята, в готическом стиле мы наблюдаем тесное взаимодействие одежды и  архитектуры. Стиль пламенеющей готики в архитектуре - уходящие высоко вверх крыши и шпили башен и замков, стрельчатые окна, розы на фасаде, строгие стены и разрезы окон с изысканными витражами.

- Модная же линия тоже стала удлиненной. Конструкция платья усложнялась. Прямой величественный силуэт дополнялся головными уборами, напоминающими шпили башен и остроносой обувью.(слайд 8)

Бывают приметы  у каждого века,
Взгляни на одежду  и дом человека,
В то время, как строили башни и шпили,
Такого же стиля костюмы носили.

-Сформулируйте тему урока.

И так, мы с вами  отправляемся дальше,  в путешествие, в мир моды средних веков.

Ребята, а когда возникла мода?

 (слайд 9) В XIV и XV вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой. Разные поколения ранее одевались одинаково. (слайд 10) Короли и знать носили роскошную одежду из тонких тканей. (слайд 11) Крестьяне носили грубую и износостойкую одежду.  (слайд 12)Однако теперь возник новый класс-класс преуспевающих горожан, стремившихся в щегольстве превзойти своих правителей. Стиль одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков ( считалось, что самой красивой отделкой костюма являлся мех, а не золото и драгоценные камни).(слайд 13)

-   Так, хорошо, ребята, а всем ли это было по нраву? Нет поэтому,  

власти принимают закон, строго регламентирующий стили одежды для каждого сословия. Отныне наряжаться в шелка и ценные меха ( а не в золото и драгоценные камни) стало привилегией аристократии.

 Небольшое сообщение учащимися о мужской и женской одежде.

 (слайд 14) - Давайте поговорим о том, какую  одежду носили мужчины?

Мужчины носили две одежды – одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая – котта, была без рукавов, с прорезями для рук, из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды – камизо. (слайд 15)Модным стал пурпуан - короткая куртка с узкими рукавами, иногда свисающими до пола. в 14 в. изменилась: появились узкие, плотно обтягивающие ноги шоссы – панталоны (штаны – чулки).

(слайд 16) Завершал мужской костюм плащ. Дополняли наряд высокие фетровые шляпы различных фасонов. Украшенные мехом и павлиньими перьями и перчатки.
(слайд 17) Костюм украшали аксессуары (т.е. дополнение к одежде): к поясу подвешивали кошелек, на цепочке у пояса крепили кинжал, а через плечо на поясе – охотничий рог.

(слайд 18) Картину средневекового мужского костюма дополняет боевое снаряжение воина и рыцаря.
Женская одежда.  А как же одевались женщины?
(слайд 19) Для готической женской моды характерно плотно прилегающее платье, обрисовывающее фигуру. Женщины накрывали голову тонкими покрывалами.

(слайд 20) На голову обычно надевали барбет – это широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок, или горж – это сшитая из ткани труба, расширенная по концам с разрезом спереди. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали.

(слайд 21)И замужние женщины и мужчины носили завитые волосы, ниспадающие на плечи пышными локонами. Девушки заплетали волосы в длинные косы и укладывали их над ушами в виде баранки «бараний рог».

Очень большое значение уделяли цвету одежды. (слайд 22)

Повседневные  платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов.

В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет.

Синий и зеленый цвета были символами любви; синий – влюбленности; зеленый – верности, поэтому костюмы синего и зелёного цвета шили редко.

(слайд 23) Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пёстрые и, как поле герба, состояли из двух либо даже четырёх цветов.

-Молодцы, замечательно

самостоятельно или с помощью опоры  формулируют тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг  учебных задач

 

Наблюдают, анализируют, аргументируют свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

4.  Педагогический показ

Ребята, посмотрите внимательно на доску. Сначала послушайте в какой последовательности вы будем выполнять работу.

  1. На каждой парте лежит шаблон. Его нужно обвести на листе бумаги и дорисовать одежду и  выполнить эскиз костюма в цвете.
  2. Раскрашивать мы начнем с крупных элементов. Если вы выбрали мужской костюм Средневековья, то вы начинаете со свободной куртки, после чего переходите к чулкам. В конце мы раскрашиваем кожаные башмаки. Остается шляпа с перьями.

 Если же Вам  предстоит выполнить костюм женщины, то вы начнете с  выбора цвета и выполните фон  платья. Следующим шагом будет головной убор, напоминающий башню собора.

наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы

умение следить и усваивать практические приёмы работы

5.  Постановка творческой задачи

Перед вами дворцовый зал. Пока он пуст, но  появятся приглашённые гости, и зазвучит музыка,  начнётся бал.  (видео) Но, для того, чтобы появились гости - Вам нужно выполнить коллективную работу «Средневековый бал».  Возьмите  шаблон с изображением  мужской  или женской  фигуры, обведите, дорисовав одежду.  После того как вы выполните фигуру, мы ее вырежем и поместим  в бальный зал. Приступаем к работе……..

- Итак, бал во дворце начинается!!! (Включаю соответствующую музыку)

- Какие чувства Вас сопровождают? (Радость, величие, красота…)

Анализ работ (выделение лучших).  Ребята у вас получились шикарные герои и наш зал просто сразу ожил. На нашем балу будет всем весело. Здорово. Молодцы ребята! Вы подошли к выполнению  задания творчески. Подобрали интересный материал. Спасибо за работу.

 

принимают задачу общую и личную в групповой работе

умение воспринимать задание, мобильно выполнять  работу,  формирование ответственного творческого  отношения к работе

 6. Практическая работа

Во время практической работы осуществляются целевые обходы:

1. Контроль и организация рабочего места;

2. Контроль правильности выполнения приемов работы;

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4. Контроль объема и качества выполненной работы.

Во время практической работы тихо звучит музыка.

самостоятельно или с группой выполняют задание

умение общаться в группе.

7.

Рефлексия

  1. Где мы побывали на уроке?
  2. Как вы объясните, что такое Средневековье?
  3. Вам понравились костюмы Средневековья?
  4. Что нового вы узнали на уроке?
  5. Какая часть урока вам понравилось больше всего?
  6. Что на уроке  вызвало затруднение?
  7. Какими знаниями, полученными на этом уроке, вы бы хотели поделиться с друзьями?

отвечают на вопросы учителя

умение правильно формулировать свои мысли

8.  Подведение итогов урока

 Сегодня на уроке мы совершали путешествие в эпоху Средневековья.

Закрепление материала

Итак, давайте еще раз повторим, из чего состоит мужской и женский костюмы.

(На доске таблички- название элементов женского и мужского костюмов).

- Мужской костюм состоит из котты, камизо, пурпуэна, широких штанов и плаща.

- женский костюм состоял из плотно облегающего платья. На голову надевали барбет, горж или вуаль.

Оцените свои достижения на уроке (смайлики)

 (Выставление оценок)

осматривают выставку, оценивают достижения свои и других.

умение анализировать результаты труда своего и одноклассников

Тема урока:     «Костюм  эпохи Средневековья» .                                                                                                                                          

Цель: сформировать у детей представление об образе и костюме Средневековья.

Планируемые результаты:

личностные:

      - понимание красоты в жизни человека;

      -стремление к использованию художественных умений для создания красивых  вещей;

 

  метапредметные:

       -умение работать в группе,согласовывать свою позицию с мнением группы

       - умение работать в различных видах художественно-творческой деятельности, пользоваться разными художественными материалами; совершенствовать эстетический вкуса. 

предметные:

         - понимание связи одежды с архитектурой. 

         - использование приёмов различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства).

        -  применение  художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; 

Оборудование урока:  

               для   учителя: коллективное панно, презентация, шаблоны, технологическая карта, готовая работа, иллюстрации, слова, видео.

               для учащихся: гуашь, чистые листы, простой карандаш, кисти, вода, тряпочка(салфетка), ножницы, клей.

Словарная работа: готика, собор, костюм, котта, камиза, пурпуэн, плащ, фетровая шляпа, барбет, горж, вуаль.



Предварительный просмотр:

Ход урока.

I. Орг. момент.

1.Приветствие учащихся;

2.Проверка готовности.

II. Объяснение новой темы « Костюм эпохи средневековья».

      Музыкальный эпиграф. Звучит музыка Средневековья.(И.С.Бах орган)

-Где могла звучать эта музыка?

(слайд 1) - Посмотрите, ребята, на слайд, где изображения замков.  В каждом из них могла звучать эта прекрасная музыка. Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем говорить сегодня? (На доске иллюстрации соборов эпохи Средневековья).

(слайд 2) - О Средневековье, эпохе средних веков. – Правильно.

-А вы знаете, что же это за Средние века и почему они так называются?

 (слайд 3) Средние века- название, для эпохи, заключенной между историей Древнего мира и началом нового времени.

- Правильно. Об этих периодах Древнего мира мы с вами говорили на предыдущих уроках. Назовите эти культуры.

-Культура Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Китая

А что вы представляете, когда идет разговор о средневековой культуре?

(слайд 4)

  • О рыцарских турнирах.
  • О культе Прекрасной Дамы:
  • О замках
  • О крестовых походах

-А почему именно рыцари и дамы?

 В средние века все большее значение приобретала любовная рыцарская поэзия. В ней воспевалась Прекрасная Дама, которой поклонялся рыцарь. Ради возлюбленной он совершал подвиги, с ее именем на устах сражался на военных турнирах. Ей же посвящал свои песни и стихи.

-Давайте ещё раз посмотрим на соборы и на костюмы. (слайд 5, 6,7)

- Да, ребята, в готическом стиле мы наблюдаем тесное взаимодействие одежды и  архитектуры. Стиль пламенеющей готики в архитектуре - уходящие высоко вверх крыши и шпили башен и замков, стрельчатые окна, розы на фасаде, строгие стены и разрезы окон с изысканными витражами.

- Модная же линия тоже стала удлиненной. Конструкция платья усложнялась. Прямой величественный силуэт дополнялся головными уборами, напоминающими шпили башен и остроносой обувью.(слайд 8)

Бывают приметы  у каждого века,
Взгляни на одежду  и дом человека,
В то время, как строили башни и шпили,
Такого же стиля костюмы носили.

И так, мы с вами  отправляемся дальше,  в путешествие, в мир моды средних веков.

Ребята, а когда возникла мода?

 (слайд 9) В XIV и XV вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой. Разные поколения ранее одевались одинаково.

 (слайд 10) Короли и знать носили роскошную одежду из тонких тканей. (слайд 11) Крестьяне носили грубую и износостойкую одежду.  

(слайд 12)Однако теперь возник новый класс-класс преуспевающих горожан, стремившихся в щегольстве превзойти своих правителей. Стиль одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков ( считалось, что самой красивой отделкой костюма являлся мех, а не золото и драгоценные камни).(слайд 13)

-  Ребята, а всем ли это было по нраву? Нет поэтому,  власти принимают закон, строго регламентирующий стили одежды для каждого сословия. Отныне наряжаться в шелка и ценные меха ( а не в золото и драгоценные камни) стало привилегией аристократии.

 Небольшое сообщение учащимися о мужской и женской одежде.

 (слайд 14) - Давайте поговорим о том, какую  одежду носили мужчины?

Мужчины носили две одежды – одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая – котта, была без рукавов, с прорезями для рук, из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды – камизо. (слайд 15)Модным стал пурпуан - короткая куртка с узкими рукавами, иногда свисающими до пола. в 14 в. изменилась: появились узкие, плотно обтягивающие ноги шоссы – панталоны (штаны – чулки).

(слайд 16) Завершал мужской костюм плащ. Дополняли наряд высокие фетровые шляпы различных фасонов. Украшенные мехом и павлиньими перьями и перчатки.
(слайд 17) Костюм украшали аксессуары (т.е. дополнение к одежде): к поясу подвешивали кошелек, на цепочке у пояса крепили кинжал, а через плечо на поясе – охотничий рог.

(слайд 18) Картину средневекового мужского костюма дополняет боевое снаряжение воина и рыцаря.


Женская одежда.  А как же одевались женщины?
(слайд 19) Для готической женской моды характерно плотно прилегающее платье, обрисовывающее фигуру. Женщины накрывали голову тонкими покрывалами.

(слайд 20) На голову обычно надевали барбет – это широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок, или горж – это сшитая из ткани труба, расширенная по концам с разрезом спереди. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали.

(слайд 21)И замужние женщины и мужчины носили завитые волосы, ниспадающие на плечи пышными локонами. Девушки заплетали волосы в длинные косы и укладывали их над ушами в виде баранки «бараний рог».

Очень большое значение уделяли цвету одежды. (слайд 22)

Повседневные  платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов.

В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет.

Синий и зеленый цвета были символами любви; синий – влюбленности; зеленый – верности, поэтому костюмы синего и зелёного цвета шили редко.

(слайд 23) Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пёстрые и, как поле герба, состояли из двух либо даже четырёх цветов.

-Молодцы, замечательно

Физкультминутка.

Когда красками рисую,    Водить кистью по воображаемо-

Кажется, что побывал      му полотну.

И в море,     Волнообразные движения руками.

И в небе,    Руки поднять высоко.

И в лесу я.   Поднятыми руками показать колыхание верхушек деревьев.

Где я только не бывал!    Широко развести руки. «Рисо-

Все, что видел, рисовал!   вать» по воображаемому полотну.

III. Практическая работа. 

Постановка художественной задачи.

(слайд 11) Перед вами дворцовый зал. Пока он пуст, но  появятся приглашённые гости, и зазвучит музыка,  начнётся бал. Но, для того, чтобы появились гости - Вам нужно выполнить коллективную работу «Средневековый бал».  Возьмите  шаблон с изображением  мужской  или женской  фигуры, обведите, дорисовав одежду.  После того как вы выполните фигуру, мы ее вырежем и поместим в бальный зал. Приступаем к работе……..

- И так, бал во дворце начинается!!! (Включаю соответствующую музыку)

- Какие чувства Вас сопровождают? (Радость, величие, красота…)

Во время практической работы осуществляются целевые обходы: 

1. Контроль и организация рабочего места;

2. Контроль правильности выполнения приемов работы;

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4. Контроль объема и качества выполненной работы.

Во время практической работы тихо звучит музыка.

Анализ работ (выделение лучших).  Ребята у вас получились шикарные герои и наш зал просто сразу ожил. На нашем балу будет всем весело. Здорово. Молодцы ребята! Вы подошли к выполнению  задания творчески. Подобрали интересный материал. Спасибо за работу.

IV.Рефлексия

  1. Где мы побывали на уроке?
  2. Как вы объясните, что такое Средневековье?
  3. Вам понравились костюмы Средневековья?
  4. Что нового вы узнали на уроке?
  5. Какая часть урока вам понравилось больше всего?
  6. Что на уроке  вызвало затруднение?
  7. Какими знаниями, полученными на этом уроке, вы бы хотели поделиться с друзьями?

V. Итог урока. 

Сегодня на уроке мы совершали путешествие в эпоху Средневековья.

Закрепление материала

Итак, давайте еще раз повторим, из чего состоит мужской и женский костюмы.

(На доске таблички- название элементов женского и мужского костюмов).

- Мужской костюм состоит из котты, камизо, пурпуана, широких штанов и плаща.

- женский костюм состоял из плотно прилегающего платья, обрисовывающего фигуру. На голову надевали барбет, горж или вуаль.

Оцените свои достижения на уроке (смайлики)

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

                                 САМОАНАЛИЗ

урока по изобразительному искусству в 5 классе

Учитель: Махнычева И.Н.

Данный урок является шестым в разделе «Декор – человек, общество, время.», в курсе – 22 урок.

На уроке использовалось следующее оборудование:

1. Мультимедийный проектор, экран (презентация)

2. Смайлики (обратная связь)

3. Иллюстрации одежды, замков.

4. Словарная работа (устаревшие слова, обозначающие элементы одежды)

5. Рисунок бального зала

6. Шаблоны мужчины и женщины

7. Органная музыка И.С. Баха.

На уроке были использованы

Методы, используемые на уроке:

- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский.

- практическая работа.

- проблемно-поисковый метод.

С целью формирования интереса к учению использовала метод словесного стимулирования.

При построении урока использовались принципы:

научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.

Форма обучения: классно - урочная, работа в группах.

Задействованы на уроке наглядные (рисунки) и технические средства обучения (презентация).

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей среднего школьного возраста, в основной этап урока включены здоровьесберегающая технология: физминутка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект к уроку "Средневековые готические костюмы.Ремесленные цеха." ИЗО, 4 класс.

На уроке мы будем изображать средневековых людей для нашего большого панно, чтобы убедительно изобразить людей средневековья. Мы должны узнать, как одевались люди в те далекие времена.Мужчины но...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Образ и костюм человека эпохи Средневековья» и мультимедийная презентация) 4 класс

дисциплина:  изобразительное искусство Тема урока:     «Образ и костюм человека  эпохи Средневековья» ....

"Образ и костюм человека эпохи Средневековья"

Тема урока:     «Образ и костюм человека  эпохи Средневековья» .Тип урока: открытие новых знаний Цель: Сформировать у детей представление об образе и костюме Средневековь...

"Готические костюмы Средневековья

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе (Школа России)...

конспект урока по изо 4 класс. «Готические костюмы Средневековья»

Конспект урока    дисциплина:  изобразительное искусство Тема урока:   «Готические костюмы Средневековья»...

Технологическая карта урока ИЗО"Традиции эпохи средневековья" (УМК "Перспектива" ,4 класс)

Тип урока:"открытие" нового знанияЦель урока: формирования представлений о традициях эпохи средневековья; создание условий для проявления познавательной активности в процессе изучения культу...