костюм эпохи средневековья
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Технологическая карта урока ИЗО 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_uroka.docx | 27.95 КБ |
epoha_srednevekovya.docx | 23.92 КБ |
samoanaliz.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | Метапредметные результаты |
1. Орг. момент | Приветствие учителя. | приветствуют учителя | Умение сконцентрироваться на работу |
2. Повторение ранее изученного | Вспомните ребята над какой темой мы работали в этой четверти? -С культурами каких стран мы уже познакомились в этой четверти? (Древняя Греция, Япония) | активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают свои знания | умение пользоваться полученной информацией |
3. Знакомство с новым материалом | Музыкальный эпиграф. Звучит музыка Средневековья.(И.С.Бах орган) -Где могла звучать эта музыка? (слайд 1) - Посмотрите, ребята, на слайд, где изображения замков. В каждом из них могла звучать эта прекрасная музыка. Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем говорить сегодня? (На доске иллюстрации соборов эпохи Средневековья). (слайд 2) - О Средневековье, эпохе средних веков. – Правильно. -А вы знаете, что же это за Средние века и почему они так называются? (слайд 3) Средние века- название, для эпохи, заключенной между историей Древнего мира и началом нового времени. - Правильно. Об этих периодах Древнего мира мы с вами говорили на предыдущих уроках. Назовите эти культуры. -Культура Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Китая А что вы представляете, когда идет разговор о средневековой культуре? (слайд 4)
-А почему именно рыцари и дамы? В средние века все большее значение приобретала любовная рыцарская поэзия. В ней воспевалась Прекрасная Дама, которой поклонялся рыцарь. Ради возлюбленной он совершал подвиги, с ее именем на устах сражался на военных турнирах. Ей же посвящал свои песни и стихи. Давайте ещё раз посмотрим на соборы и на костюмы. (слайд 5, 6,7) - Да, ребята, в готическом стиле мы наблюдаем тесное взаимодействие одежды и архитектуры. Стиль пламенеющей готики в архитектуре - уходящие высоко вверх крыши и шпили башен и замков, стрельчатые окна, розы на фасаде, строгие стены и разрезы окон с изысканными витражами. - Модная же линия тоже стала удлиненной. Конструкция платья усложнялась. Прямой величественный силуэт дополнялся головными уборами, напоминающими шпили башен и остроносой обувью.(слайд 8) Бывают приметы у каждого века, -Сформулируйте тему урока. И так, мы с вами отправляемся дальше, в путешествие, в мир моды средних веков. Ребята, а когда возникла мода? (слайд 9) В XIV и XV вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой. Разные поколения ранее одевались одинаково. (слайд 10) Короли и знать носили роскошную одежду из тонких тканей. (слайд 11) Крестьяне носили грубую и износостойкую одежду. (слайд 12)Однако теперь возник новый класс-класс преуспевающих горожан, стремившихся в щегольстве превзойти своих правителей. Стиль одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков ( считалось, что самой красивой отделкой костюма являлся мех, а не золото и драгоценные камни).(слайд 13) - Так, хорошо, ребята, а всем ли это было по нраву? Нет поэтому, власти принимают закон, строго регламентирующий стили одежды для каждого сословия. Отныне наряжаться в шелка и ценные меха ( а не в золото и драгоценные камни) стало привилегией аристократии. Небольшое сообщение учащимися о мужской и женской одежде. (слайд 14) - Давайте поговорим о том, какую одежду носили мужчины? Мужчины носили две одежды – одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая – котта, была без рукавов, с прорезями для рук, из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды – камизо. (слайд 15)Модным стал пурпуан - короткая куртка с узкими рукавами, иногда свисающими до пола. в 14 в. изменилась: появились узкие, плотно обтягивающие ноги шоссы – панталоны (штаны – чулки). (слайд 16) Завершал мужской костюм плащ. Дополняли наряд высокие фетровые шляпы различных фасонов. Украшенные мехом и павлиньими перьями и перчатки. (слайд 18) Картину средневекового мужского костюма дополняет боевое снаряжение воина и рыцаря. (слайд 20) На голову обычно надевали барбет – это широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок, или горж – это сшитая из ткани труба, расширенная по концам с разрезом спереди. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали. (слайд 21)И замужние женщины и мужчины носили завитые волосы, ниспадающие на плечи пышными локонами. Девушки заплетали волосы в длинные косы и укладывали их над ушами в виде баранки «бараний рог». Очень большое значение уделяли цвету одежды. (слайд 22) Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет. Синий и зеленый цвета были символами любви; синий – влюбленности; зеленый – верности, поэтому костюмы синего и зелёного цвета шили редко. (слайд 23) Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пёстрые и, как поле герба, состояли из двух либо даже четырёх цветов. -Молодцы, замечательно | самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель | умение самостоятельно определять круг учебных задач |
| Наблюдают, анализируют, аргументируют свое мнение, под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции | умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать | |
4. Педагогический показ | Ребята, посмотрите внимательно на доску. Сначала послушайте в какой последовательности вы будем выполнять работу.
Если же Вам предстоит выполнить костюм женщины, то вы начнете с выбора цвета и выполните фон платья. Следующим шагом будет головной убор, напоминающий башню собора. | наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы | умение следить и усваивать практические приёмы работы |
5. Постановка творческой задачи | Перед вами дворцовый зал. Пока он пуст, но появятся приглашённые гости, и зазвучит музыка, начнётся бал. (видео) Но, для того, чтобы появились гости - Вам нужно выполнить коллективную работу «Средневековый бал». Возьмите шаблон с изображением мужской или женской фигуры, обведите, дорисовав одежду. После того как вы выполните фигуру, мы ее вырежем и поместим в бальный зал. Приступаем к работе…….. - Итак, бал во дворце начинается!!! (Включаю соответствующую музыку) - Какие чувства Вас сопровождают? (Радость, величие, красота…) Анализ работ (выделение лучших). Ребята у вас получились шикарные герои и наш зал просто сразу ожил. На нашем балу будет всем весело. Здорово. Молодцы ребята! Вы подошли к выполнению задания творчески. Подобрали интересный материал. Спасибо за работу.
| принимают задачу общую и личную в групповой работе | умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, формирование ответственного творческого отношения к работе |
6. Практическая работа | Во время практической работы осуществляются целевые обходы: 1. Контроль и организация рабочего места; 2. Контроль правильности выполнения приемов работы; 3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4. Контроль объема и качества выполненной работы. Во время практической работы тихо звучит музыка. | самостоятельно или с группой выполняют задание | умение общаться в группе. |
7. Рефлексия |
| отвечают на вопросы учителя | умение правильно формулировать свои мысли |
8. Подведение итогов урока | Сегодня на уроке мы совершали путешествие в эпоху Средневековья. Закрепление материала Итак, давайте еще раз повторим, из чего состоит мужской и женский костюмы. (На доске таблички- название элементов женского и мужского костюмов). - Мужской костюм состоит из котты, камизо, пурпуэна, широких штанов и плаща. - женский костюм состоял из плотно облегающего платья. На голову надевали барбет, горж или вуаль. Оцените свои достижения на уроке (смайлики) (Выставление оценок) | осматривают выставку, оценивают достижения свои и других. | умение анализировать результаты труда своего и одноклассников |
Тема урока: «Костюм эпохи Средневековья» .
Цель: сформировать у детей представление об образе и костюме Средневековья.
Планируемые результаты:
личностные:
- понимание красоты в жизни человека;
-стремление к использованию художественных умений для создания красивых вещей;
метапредметные:
-умение работать в группе,согласовывать свою позицию с мнением группы
- умение работать в различных видах художественно-творческой деятельности, пользоваться разными художественными материалами; совершенствовать эстетический вкуса.
предметные:
- понимание связи одежды с архитектурой.
- использование приёмов различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства).
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
Оборудование урока:
для учителя: коллективное панно, презентация, шаблоны, технологическая карта, готовая работа, иллюстрации, слова, видео.
для учащихся: гуашь, чистые листы, простой карандаш, кисти, вода, тряпочка(салфетка), ножницы, клей.
Словарная работа: готика, собор, костюм, котта, камиза, пурпуэн, плащ, фетровая шляпа, барбет, горж, вуаль.
Предварительный просмотр:
Ход урока.
I. Орг. момент.
1.Приветствие учащихся;
2.Проверка готовности.
II. Объяснение новой темы « Костюм эпохи средневековья».
Музыкальный эпиграф. Звучит музыка Средневековья.(И.С.Бах орган)
-Где могла звучать эта музыка?
(слайд 1) - Посмотрите, ребята, на слайд, где изображения замков. В каждом из них могла звучать эта прекрасная музыка. Как вы думаете, о каком периоде истории мы будем говорить сегодня? (На доске иллюстрации соборов эпохи Средневековья).
(слайд 2) - О Средневековье, эпохе средних веков. – Правильно.
-А вы знаете, что же это за Средние века и почему они так называются?
(слайд 3) Средние века- название, для эпохи, заключенной между историей Древнего мира и началом нового времени.
- Правильно. Об этих периодах Древнего мира мы с вами говорили на предыдущих уроках. Назовите эти культуры.
-Культура Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Китая
А что вы представляете, когда идет разговор о средневековой культуре?
(слайд 4)
- О рыцарских турнирах.
- О культе Прекрасной Дамы:
- О замках
- О крестовых походах
-А почему именно рыцари и дамы?
В средние века все большее значение приобретала любовная рыцарская поэзия. В ней воспевалась Прекрасная Дама, которой поклонялся рыцарь. Ради возлюбленной он совершал подвиги, с ее именем на устах сражался на военных турнирах. Ей же посвящал свои песни и стихи.
-Давайте ещё раз посмотрим на соборы и на костюмы. (слайд 5, 6,7)
- Да, ребята, в готическом стиле мы наблюдаем тесное взаимодействие одежды и архитектуры. Стиль пламенеющей готики в архитектуре - уходящие высоко вверх крыши и шпили башен и замков, стрельчатые окна, розы на фасаде, строгие стены и разрезы окон с изысканными витражами.
- Модная же линия тоже стала удлиненной. Конструкция платья усложнялась. Прямой величественный силуэт дополнялся головными уборами, напоминающими шпили башен и остроносой обувью.(слайд 8)
Бывают приметы у каждого века,
Взгляни на одежду и дом человека,
В то время, как строили башни и шпили,
Такого же стиля костюмы носили.
И так, мы с вами отправляемся дальше, в путешествие, в мир моды средних веков.
Ребята, а когда возникла мода?
(слайд 9) В XIV и XV вв. возникло то, что мы уже с полным правом можем назвать модой. Разные поколения ранее одевались одинаково.
(слайд 10) Короли и знать носили роскошную одежду из тонких тканей. (слайд 11) Крестьяне носили грубую и износостойкую одежду.
(слайд 12)Однако теперь возник новый класс-класс преуспевающих горожан, стремившихся в щегольстве превзойти своих правителей. Стиль одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков ( считалось, что самой красивой отделкой костюма являлся мех, а не золото и драгоценные камни).(слайд 13)
- Ребята, а всем ли это было по нраву? Нет поэтому, власти принимают закон, строго регламентирующий стили одежды для каждого сословия. Отныне наряжаться в шелка и ценные меха ( а не в золото и драгоценные камни) стало привилегией аристократии.
Небольшое сообщение учащимися о мужской и женской одежде.
(слайд 14) - Давайте поговорим о том, какую одежду носили мужчины?
Мужчины носили две одежды – одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая – котта, была без рукавов, с прорезями для рук, из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды – камизо. (слайд 15)Модным стал пурпуан - короткая куртка с узкими рукавами, иногда свисающими до пола. в 14 в. изменилась: появились узкие, плотно обтягивающие ноги шоссы – панталоны (штаны – чулки).
(слайд 16) Завершал мужской костюм плащ. Дополняли наряд высокие фетровые шляпы различных фасонов. Украшенные мехом и павлиньими перьями и перчатки.
(слайд 17) Костюм украшали аксессуары (т.е. дополнение к одежде): к поясу подвешивали кошелек, на цепочке у пояса крепили кинжал, а через плечо на поясе – охотничий рог.
(слайд 18) Картину средневекового мужского костюма дополняет боевое снаряжение воина и рыцаря.
Женская одежда. А как же одевались женщины?
(слайд 19) Для готической женской моды характерно плотно прилегающее платье, обрисовывающее фигуру. Женщины накрывали голову тонкими покрывалами.
(слайд 20) На голову обычно надевали барбет – это широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок, или горж – это сшитая из ткани труба, расширенная по концам с разрезом спереди. Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали.
(слайд 21)И замужние женщины и мужчины носили завитые волосы, ниспадающие на плечи пышными локонами. Девушки заплетали волосы в длинные косы и укладывали их над ушами в виде баранки «бараний рог».
Очень большое значение уделяли цвету одежды. (слайд 22)
Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов.
В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет.
Синий и зеленый цвета были символами любви; синий – влюбленности; зеленый – верности, поэтому костюмы синего и зелёного цвета шили редко.
(слайд 23) Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пёстрые и, как поле герба, состояли из двух либо даже четырёх цветов.
-Молодцы, замечательно
Физкультминутка.
Когда красками рисую, Водить кистью по воображаемо-
Кажется, что побывал му полотну.
И в море, Волнообразные движения руками.
И в небе, Руки поднять высоко.
И в лесу я. Поднятыми руками показать колыхание верхушек деревьев.
Где я только не бывал! Широко развести руки. «Рисо-
Все, что видел, рисовал! вать» по воображаемому полотну.
III. Практическая работа.
Постановка художественной задачи.
(слайд 11) Перед вами дворцовый зал. Пока он пуст, но появятся приглашённые гости, и зазвучит музыка, начнётся бал. Но, для того, чтобы появились гости - Вам нужно выполнить коллективную работу «Средневековый бал». Возьмите шаблон с изображением мужской или женской фигуры, обведите, дорисовав одежду. После того как вы выполните фигуру, мы ее вырежем и поместим в бальный зал. Приступаем к работе……..
- И так, бал во дворце начинается!!! (Включаю соответствующую музыку)
- Какие чувства Вас сопровождают? (Радость, величие, красота…)
Во время практической работы осуществляются целевые обходы:
1. Контроль и организация рабочего места;
2. Контроль правильности выполнения приемов работы;
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
Во время практической работы тихо звучит музыка.
Анализ работ (выделение лучших). Ребята у вас получились шикарные герои и наш зал просто сразу ожил. На нашем балу будет всем весело. Здорово. Молодцы ребята! Вы подошли к выполнению задания творчески. Подобрали интересный материал. Спасибо за работу.
IV.Рефлексия
- Где мы побывали на уроке?
- Как вы объясните, что такое Средневековье?
- Вам понравились костюмы Средневековья?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какая часть урока вам понравилось больше всего?
- Что на уроке вызвало затруднение?
- Какими знаниями, полученными на этом уроке, вы бы хотели поделиться с друзьями?
V. Итог урока.
Сегодня на уроке мы совершали путешествие в эпоху Средневековья.
Закрепление материала
Итак, давайте еще раз повторим, из чего состоит мужской и женский костюмы.
(На доске таблички- название элементов женского и мужского костюмов).
- Мужской костюм состоит из котты, камизо, пурпуана, широких штанов и плаща.
- женский костюм состоял из плотно прилегающего платья, обрисовывающего фигуру. На голову надевали барбет, горж или вуаль.
Оцените свои достижения на уроке (смайлики)
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
урока по изобразительному искусству в 5 классе
Учитель: Махнычева И.Н.
Данный урок является шестым в разделе «Декор – человек, общество, время.», в курсе – 22 урок.
На уроке использовалось следующее оборудование:
1. Мультимедийный проектор, экран (презентация)
2. Смайлики (обратная связь)
3. Иллюстрации одежды, замков.
4. Словарная работа (устаревшие слова, обозначающие элементы одежды)
5. Рисунок бального зала
6. Шаблоны мужчины и женщины
7. Органная музыка И.С. Баха.
На уроке были использованы
Методы, используемые на уроке:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский.
- практическая работа.
- проблемно-поисковый метод.
С целью формирования интереса к учению использовала метод словесного стимулирования.
При построении урока использовались принципы:
научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.
Форма обучения: классно - урочная, работа в группах.
Задействованы на уроке наглядные (рисунки) и технические средства обучения (презентация).
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей среднего школьного возраста, в основной этап урока включены здоровьесберегающая технология: физминутка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект к уроку "Средневековые готические костюмы.Ремесленные цеха." ИЗО, 4 класс.
На уроке мы будем изображать средневековых людей для нашего большого панно, чтобы убедительно изобразить людей средневековья. Мы должны узнать, как одевались люди в те далекие времена.Мужчины но...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Образ и костюм человека эпохи Средневековья» и мультимедийная презентация) 4 класс
дисциплина: изобразительное искусство Тема урока: «Образ и костюм человека эпохи Средневековья» ....
"Образ и костюм человека эпохи Средневековья"
Тема урока: «Образ и костюм человека эпохи Средневековья» .Тип урока: открытие новых знаний Цель: Сформировать у детей представление об образе и костюме Средневековь...
"Готические костюмы Средневековья
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе (Школа России)...
конспект урока по изо 4 класс. «Готические костюмы Средневековья»
Конспект урока дисциплина: изобразительное искусство Тема урока: «Готические костюмы Средневековья»...
Образ и костюм человека эпохи Средневековья
конспекты по изо...
Технологическая карта урока ИЗО"Традиции эпохи средневековья" (УМК "Перспектива" ,4 класс)
Тип урока:"открытие" нового знанияЦель урока: формирования представлений о традициях эпохи средневековья; создание условий для проявления познавательной активности в процессе изучения культу...