Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК Перспектива
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Бегу Виктория Васильевна

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izobrazitelnoe_iskusstvo_2_klass_perspektiva.docx49.21 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА с. АКСАРКА

МОУ Школа с. Аксарка

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

от____________№________,

Сорокина А.Я. /                    /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР МОУ Школа с. Аксарка

Чепайкина А.Н. /                         /

Заместитель директора

по УМР МОУ Школа с.Аксарка

 Шаповалов А. В. /                      /

        УТВЕРЖДЕНО

            Приказ №_____

            от ___________ 20__ г

Рабочая программа

по изобразительному искусству

   

     Класс 2

     Всего часов на учебный год: 34 часа

     Количество часов в неделю: 1 час

 Составлена на основе  Основной общеобразовательной программой начального общего образования МОУ Школа с. Аксарка на   основе  авторской программы по изобразительному искусству Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой//– М., Просвещение, 2017, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.

УМК «Перспектива»

                                                                                                           

 Составитель: Бегу В.В.

Аксарка 2021

.

  1. Планируемые предметные результаты

Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

• будут  сформированы  основы  художественной культуры: представление  о  специфике  изобразительного  искусства,  потребность  в  художественном  творчестве  и  в  общении  с  искусством,  первоначальные  понятия  о  выразительных  возможностях  языка искусства;

• начнут  развиваться  образное  мышление,  наблюдательность  и  воображение,  учебно творческие  способности,  эстетические  чувства,  формироваться  основы  анализа  произведения   искусства;  будут  проявляться эмоционально ценностное отношение  к  миру,   явлениям  действительности и  художественный вкус;

• сформируются основы духовно нравственных ценностей личности — способности оценивать и  выстраивать на  основе традиционных  моральных норм   и  нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу,  государству, Отечеству,  миру  в  целом;  устойчивое представление о  добре  и  зле,  должном и  недопустимом, которые  станут  базой  самостоятельных поступков и  действий на основе  морального выбора,  понимания  и  поддержания  нравственных устоев,  нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе  о младших  и  старших, ответственности за  другого  человека;

• появится готовность и  способность к  реализации своего творческого потенциала в  духовной и  художественно продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру,  диалогичность;

• установится осознанное уважение и  принятие традиций, самобытных культурных ценностей,  форм   культурно исторической, социальной и духовной жизни родного края, на полнятся  конкретным  содержанием  понятия  «Отечество»,

«родная  земля»,  «моя   семья   и  род»,   «мой   дом»,   разовьётся принятие  культуры и  духовных   традиций многонационально го  народа Российской  Федерации,  зародится целостный,  социально ориентированный взгляд  на  мир  в его  органическом единстве и  разнообразии природы, народов, культур  и  религий;

• будут  заложены основы  российской  гражданской идентичности, чувства   сопричастности и  гордости за  свою  Роди ну,  российский народ  и историю России, появится осознание своей  этнической и национальной принадлежности, ответственности за  общее   благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют  практическими  умениями  и  навыками  в  восприятии  произведений  пластических искусств и  в  различных

видах  художественной  деятельности:  графике  (рисунке),  живописи,  скульптуре,  архитектуре,  художественном  конструировании,  декоративно прикладном искусстве;

• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё  отношение к  событиям и

явлениям  окружающего  мира,  к  природе,  человеку  и  обществу;  воплощать  художественные образы  в  различных  формах

художественно творческой деятельности;

• научатся применять художественные умения, знания  и представления о пластических искусствах для выполнения учебных  и  художественно практических  задач,  познакомятся  с  возможностями использования в творчестве различных ИКТ  средств;

• получат  навыки  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками,  научатся вести   диалог,  участвовать в  обсуждении

значимых  для   человека  явлений  жизни  и  искусства,  будут способны  вставать на  позицию другого  человека;

• смогут  реализовать собственный творческий потенциал, применяя  полученные  знания  и  представления  об  изобрази

тельном  искусстве  для  выполнения  учебных  и  художественно практических  задач,  действовать  самостоятельно  при  разрешении  проблемно творческих ситуций в  повседневной жизни.

В курсе изобразительного искусства добавлены темы по исследованию творчества художников и писателей Ямало-Ненецкого автономного округа; красоты и разнообразии природы Севера.

  1. Содержание курса

Содержание учебного курса

Тематическое планирование

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

АЗБУКА ИСКУССТВА

(ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача

их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Участие в различных видах изобразительной, декоративно- прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11ч)

1. Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные (1 ч)

2. Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет (1 ч)

3. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы (1ч)

4. В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор (1 ч)

5. Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень (1 ч)

6. Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт (1 ч)

7. Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст (1 ч)

8. В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров (1 ч)

9. В мастерской мастера-игрушечника.. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов (1 ч)

10. Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет (1 ч)

11. Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрии (1 ч)

В гостях у чародейки-зимы (12 ч)

12. В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок (1 ч)

13. Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет (1 ч)

14. Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски (1 ч)

15. Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция. Проект «Создаем новогоднюю маску. (1 ч)

16. Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм (1 ч)

17. Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет (1ч)

18. Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. Проект «Рисуем северного оленя» (1 ч)

19. Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца (1 ч)

20. Изразцовая русская печь. Сюжетно- декоративная композиция по мотивам народных сказок (1 ч)

21. Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей — защитников земли Русской в искусстве (1 ч)

22. Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация (1 ч)

23. Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости (1 ч)

Весна-красна! Что ты нам принесла? (11ч)

24. «А сама-то величава, выступает будто пава...» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация (1 ч)

25. Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки (1 ч)

26. Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа (1ч)

27. Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение (1 ч)

28. Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия (1 ч)

29. Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации

 (1 ч)

30. Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок (1 ч)

31. Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура (1 ч)

32. Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму (1 ч)

33. Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Рисование национальной сумочки с узорами. (1 ч)

34. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит (1ч)

  1. Календарно-тематическое планирование

Содержание (разделы, темы урока)

Кол-во час

Дата

план

факт

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная 11 ч

1

Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция.

1

03.09

2

Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет

1

10.09

3

 Самоцветы земли и мастерство ювелиров Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет,  нюансы.

1

17.09

4

 В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор

1

24.09

5

 Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень

1

01.10

6

Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт

1

08.10

7

Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст.

1

15.10

8

 В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров

1

22.10

9

В мастерской мастера-игрушечника. Красный цвет в природе и искусстве. Проект: декоративная композиция с вариациями знаков-символов

1

29.10

10

Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет

1

12.11

11

Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия

1

19.11

В гостях у чародейки-зимы 12 ч

12

В мастерской художника Гжели. Русская керамика, форма изделия и кистевой живописный мазок

1

26.11

13

Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет

1

03.12

14

Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица.  Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски

1

10.12

15

Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композицияПроект: создаём  новогоднюю маску.

1

17.12

16

Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм

1

24.12

17

Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет

1

14.01

18

Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении.Проект: рисуем «Северного оленя».

1

21.01

19

Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция. Импровизация по мотивам русского изразца

1

28.01

20

Изразцовая русская печь. Сюжетно- декоративная композиция по мотивам народных сказок

1

04.02

21

Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей — защитников земли Русской в искусстве

1

11.02

22

Народный календарный праздник .Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация

1

18.02

23

Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости

1

25.02

Весна-красна! Что ты нам принесла? 11

24

«А сама-то величава, выступает будто пава...» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация

1

04.03

25

Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки

1

11.03

26

Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа

1

18.03

27

Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение

1

01.04

28

Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия.

1

08.04

29

Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись,  повтор и импровизации.

1

15.04

30

Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок

1

22.04

31

Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура

1

29.04

32

Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму

1

06.05

33

Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.

1

13.05

34

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит.

1

20.05

Итого за  год

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству автор Шпикалова программа "Перспектива" ова 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе "Перспектива" автор Шпикалова...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса "Перспектива"...

рабочая программа по изобразительному искусству УМК " Перспектива" 1 класс

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравст...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса по УМК "Перспектива"

Рабочая программа составлена на основе программы "Перспектива" с учетом ФГОС НОО....

УМК "Перспектива" рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

Рабочая программа Изобразительное искусство УМК "ПЕРСПЕКТИВА" 4 класс. Автор Шпикалова Т. Я.Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования Рекомен...

рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования...