УМК "Перспектива" рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа Изобразительное искусство УМК "ПЕРСПЕКТИВА" 4 класс. Автор Шпикалова Т. Я.Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_4_klass_-_izo.docx | 75.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета Приказ по школе
Протокол № ____ от _____________г № ___от _______г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
по «Изобразительному искусству»
для 4 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области
Бурцевой Анжелы Александровны
Период реализации программы: 1.09.2014 г. по 29.05. 2015 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Общая характеристика учебного предмета, курса.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
- Цели и задачи:
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- - содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;
- - способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
- - способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
- Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, рас-положенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;
- приказа МБОУ ООШ от ______________ года №_____ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих про-грамм учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова
- Сведения о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» 4 класс составлена на основе:
- примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, М. «Просвещение», 2014 год.
- Информация об используемом учебнике.
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство».Учебник.4 класс. М. «Просвещение», 2014 г.
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство». Творческая тетрадь. 4 класс. М. «Просвещение», 2014 г.
- Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
- Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы «Изобразительное искусство» 4 класс полностью соответствует авторской программе Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В., Макаровой Н. Р.
- Особенность курса
Содержание программы «Изобразительное искусство» 4 класс направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразитель-ном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
- Основные содержательные линии курса.
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях
пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: об-
разы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере
культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные сред-
ствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живо-
писного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пла-
стическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор
объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и мо-
делирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания вы-
разительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, выре-
зание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка,
песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и де-
коративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведе-
ниями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ).
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и
диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,
тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и
второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление
о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных компози-
ций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма
в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма эле-
ментов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных
состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи раз-
ных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразитель-
ных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например,
А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например,
Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных наро-
дов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи
родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной
культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов
и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление
о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его мате риального окру-
жения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по па-
мяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопла-
стики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации,
скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна,
объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: кол-
лажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной
пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и
природных материалов .Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего
отношения к произведению.
- Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год (35 недель).
1.11. Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты)
1.12. Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
1.13. Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся 4 класса должны
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ИЗО
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
«Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля» - 8 часов | ||
Рассматривать произведения мастеров декоративно- прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. | «Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | Знать изученные понятия. |
Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | Правильно делать наброски и зарисовки. | |
Наблюдать приемы композиционного построения пейзажа. Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет | Уметь рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. |
Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи | Выполнять декоративную композицию |
Птицы- символ света, счастья, добра. | ||
Конь– символ солнца, плодородия и добра. | ||
Использовать средства выразительности живописи и графики. | Связь поколений в традиции Городца. | Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий. |
Знатна русская земля своими мастерами и талантами . | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | |
«На дворе осень – погод восемь» - 8 часов | ||
Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет | |
Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники. | Движение – жизни течение. | |
Пейзаж с изображением людей и техники в движении. | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция | |
Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений | Соблюдение пропорций при рисовании человека. |
Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды. | «Двенадцать братьев друг за другом бродят..» | |
Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». | Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. | |
Колорит. Экспериментирование с красками. | Новогоднее настроение | Уметь правильно смешивать краски. |
Выполнять проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | Твои новогодние поздравления | Аккуратность в работе. |
«Что было, видели деды; что будет, увидят внуки» - 9 часов | ||
Наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия | |
Работать с понятиями: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | Зимние картины. Сюжетная композиция | Правильно использовать средства выразительности. |
Рисование натюрморта. | Ожившие вещи | Соблюдать композицию. |
Актуализировать понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. | Выразительность формы предметов | Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. |
Работа с понятиями: портрет, батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу. | Русское поле. Бородино | Аккуратность в работе. |
Работа с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит. | « Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» | Правильно определять сюжет рисунка. |
Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. |
Народная расписная картинка- лубок | ||
Знакомство , чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих | |
«Повернись к мирозданию!» 9 часов | ||
Выполняют проект экологического плаката | Вода- живительная стихия | Аккуратность в работе. |
Повернись к мирозданию! | ||
Вспомнить значение понятий «пейзаж», «композиция», «колорит», «цветовая гамма» | Русский мотив | Правильно подбирать цветовую гамму. |
Выполняют эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю» или эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. | Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве | Точность передачи образа. |
Рисование образов – символов. | Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют | |
Орнаменты народов мира, региональное разнообразие и особенности | Орнаментальный образ в веках | Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент. |
Знакомство с музеями. | Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. | Знать наиболее знаменитые картины данных музеев. |
- РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) КУ – комбинированный урок К – урок контроля, оценки и коррекции знаний | Н – наблюдение С – самостоятельная работа ПР – практическая работа КР – контрольная работа | с/к - самоконтроль в/к - взаимоконтроль ф/к – фронтальный контроль т/к - тематический контроль и/к - итоговый контроль |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы содержания | Формы контро-ля | УУД | Дата проведения | Дата фактического проведения |
«Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля» - 8 часов | |||||||||
1. | «Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | 1 | КУ | Знать изученные понятия. | Рассматривать произведения мастеров декоративно- прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. | Ф/К | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | ||
2. | Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | 1 | КУ | Правильно делать наброски и зарисовки. | Рассматривать произведения мастеров декоративно- прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. | Ф/К | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | ||
3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет | 1 | КУ | Уметь рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. | Наблюдать приемы композиционного построения пейзажа. Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. | И | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
4 | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи | 1 | ОНЗ | Выполнять декоративную композицию | Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. | П/Р | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | ||
5 | Птицы- символ света, счастья, добра. | 1 | КУ | Выполнять декоративную композицию . | Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. | Ф/К | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
6 | Конь– символ солнца, плодородия и добра. | 1 | КУ | Выполнять декоративную композицию | Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. | В/К | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
7 | Связь поколений в традиции Городца. | 1 | КУ | Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий. | Использовать средства выразительности живописи и графики. | Т/К | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||
8 | Знатна русская земля своими мастерами и талантами . | 1 | КУ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Использовать средства выразительности живописи и графики. | Ф/К | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | ||
«На дворе осень – погод восемь» - 8 часов | |||||||||
9 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет | 1 | КУ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. | В/К | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
10 | Движение – жизни течение. | 1 | КУ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники. | С/К | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | ||
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция | 1 | ОНЗ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Пейзаж с изображением людей и техники в движении. | С/Р | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | ||
12 | Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений | 1 | КУ | Соблюдение пропорций при рисовании человека. | Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | Ф/К | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | ||
13 | «Двенадцать братьев друг за другом бродят..» | 1 | КУ | Соблюдение пропорций при рисовании человека. | Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды. | Ф/К | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам | ||
14 | Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. | 1 | КУ | Соблюдение пропорций при рисовании человека. | Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». | Ф/К | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | ||
15 | Новогоднее настроение | 1 | КУ | Уметь правильно смешивать краски. | Колорит. Экспериментирование с красками. | В/К | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | ||
16 | Твои новогодние поздравления | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Выполнять проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | Ф/К | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | ||
«Что было, видели деды; что будет, увидят внуки» - 9 часов | |||||||||
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти | Ф/К | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения | ||
18 | Зимние картины. Сюжетная композиция | 1 | КУ | Правильно использовать средства выразительности. | Работать с понятиями: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | Ф/К | Аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | ||
19 | Ожившие вещи | 1 | ОНЗ | Соблюдать композицию. | Рисование натюрморта. | Ф/К | Определять наиболее эффективные способы достижения результата. | ||
20 | Выразительность формы предметов | 1 | КУ | Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. | Актуализировать понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. | С/К | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | ||
21 | Русское поле. Бородино | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Работа с понятиями: портрет, батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу. | Ф/К | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
22 | « Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» | 1 | КУ | Правильно определять сюжет рисунка. | Работа с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит. | Н | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
23 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома | 1 | КУ | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. | С/Р | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам | ||
24 | Народная расписная картинка- лубок | 1 | ОНЗ | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. | Н | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | ||
25 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих | 1 | КУ | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | Знакомство , чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства | Ф/К | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | ||
«Повернись к мирозданию!» 9 часов | |||||||||
26 | Вода- живительная стихия | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Выполняют проект экологического плаката | Ф/К | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам | ||
27 | Вода – живитель-ная стихия | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Выполняют проект экологического плаката | Ф/К | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | ||
28 | Повернись к мирозданию! | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Выполняют проект экологического плаката | Ф/К | Овладение способностью при-нимать и сохранять цели и зада-чи учебной деятельности, поис-ка средств ее осуществления. | ||
29 | Русский мотив | 1 | КУ | Правильно подбирать цветовую гамму. | Вспомнить значение понятий «пейзаж», «композиция», «колорит», «цветовая гамма» | Ф/К | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
30 | Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве | 1 | КУ | Точность передачи образа. | Выполняют эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю» или эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. | Ф/К | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
31 | Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют | 2 | КУ | Точность передачи образа. | Рисование образов – символов. | Ф/К | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | ||
32 | Орнаментальный образ в веках | 1 | КУ | Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент. | Орнаменты народов мира, региональное разнообразие и особенности | Ф/К | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
33 | Орнаментальный образ в веках | 1 | КУ | Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент. | Орнаменты народов мира, региональное разнообразие и особенности | Ф/К | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
34 | Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. | КУ | Знать наиболее знаменитые картины данных музеев. | Ф/К | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||||
35 | Обобщающий урок | КУ | Знать пройденный материал. | Обобщение полученных знаний. | С/Р | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Программа курса Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 2014 год.
- Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 4 класс. М. «Просвещение» 2014 год.
- Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
- Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство».
- Технические средства (проектор, компьютер, интерактивная доска)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...