Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Чомахидзе  Анастасия Николаевна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_2-3.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 458

с углублённым изучением немецкого языка

Невского района Санкт-Петербурга

_______________________________________________________________________________

ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

2 класс

Пояснительная записка

Место учебного предмета  в учебном плане

Учебный предмет изобразительное искусство относится к образовательной области «Искусство»    

В соответствии с учебным планом школы в 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Количество часов в неделю  по программе                                    1

Количество часов в неделю по учебному плану                            1

Количество часов в год                                                                     34

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы, разработанной Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой. Москва, Просвещение, 2020.

Учебно-методический комплект:

Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс. Москва, Просвещение, 2012.

Реализация рабочей программы по изобразительному искусству предусматривает возможность применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 г. № 373;

2.Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ № 458;

3.Учебного плана и календарного  учебного графика ГБОУ СОШ № 458 на 2022-2023 учебный год.

4.Локального акта ГБОУ СОШ №458 «Положение о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей).

Цели предмета:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою гражданскую позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Основные задачи данного  предмета:

  • Закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство,
  • продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания

   произведений в этих видах искусства.

  • Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра,

   продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.

  • Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.
  • Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.
  • Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников,

   представленных в музее.

  • Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Изменения в  примерную программу  Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой не вносились.

Формы и методы  организации учебного процесса и их сочетание

Формы организации учебного процесса – основной формой организации учебного процесса является урок. На уроке используются следующие виды работы: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

Методы организации учебного процесса

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется на основе системно-деятельностного подхода,  который обеспечивает:

- формирование готовности обучающихся  к саморазвитию и непрерывному образованию;

-проектирование и конструирование развивающей образовательной среды  образовательного учреждения;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей здоровья обучающихся.

Таким образом, системно-деятельностный подход ставит своей задачей ориентировать ученика не только на освоение знаний, но, в первую очередь, на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В связи с этим, во время учебных занятий учащихся необходимо вовлекать в различные виды деятельности (беседа, дискуссия, экскурсия, творческая работа, исследовательская (проектная) работа и др.), которые обеспечивали бы высокое качество знаний,  развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учеников.

При обучении изобразительному искусству используются следующие образовательные технологии:

- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)- расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности;

- здоровьесберегающие образовательные технологии обучения позволяют обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- проблемно-задачная технология способствует развитию умственных способностей учащихся, заставляет формулировать проблемный вопрос, проблемную ситуацию, самостоятельно и обоснованно выбирать план решения. Она обеспечивает более прочное и системное усвоение знаний. Развивает аналитическое мышление, позволяет формировать мотивацию учащихся к учению и развитию, ориентирует на комплексное применение знаний.

- игровые технологии делают процесс обучения интересным и занимательным, использование дидактических игр создает у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.

- проектная технология -  заключается в стимулировании  интереса учеников к их самостоятельной деятельности, постановке перед ними целей и проблемы, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

Реализация данной рабочей программы предусматривает применение дистанционных образовательных технологий с использованием следующих порталов дистанционного обучения:

-  Академия наук .http://www.youtube.com/user/  Видеофильмы.

Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность,  развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать современный человек.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 2 класса

Обучающийся научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике, художественном конструировании;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые формы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • изображать пейзажи, людей, выражая к ним свое отношение;
  • применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Формы организации учебного процесса и их сочетание

  • Традиционные уроки;
  • Урок открытия новых знаний.
  • Урок изучение нового материала;
  • Парная (практикум по работе с природным материалом и др.);
  • Групповой (выполнение проектно-творческих заданий);
  • Коллективная (общеклассная).

Формы и средства контроля

  1. Индивидуальная  (творческая работа);
  2. Групповая (выставка).

Критерии и нормы оценочной деятельности

Отметка «5» ставится если,

- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

 Отметка «4» ставится если,

- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее

характерное.

Отметка «3» ставится если,

- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

Отметка «2» ставится если,

- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

- не справляется с поставленной целью.

Учебно – тематический план

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная

11

2

В гостях у чародейки зимы

12

3

Весна-красна! Что ты нам принесла?

5

4

В гостях у солнечного лета

6

ИТОГО

34

Календарно-тематическое  планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Корректировка

Формы контроля

Прогнозируемый результат

Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр.

Учебник: стр. 6–11

2.09

Текущий контроль

Групповая Выставка

Узнают жанры и виды изобразительного искусства, смысл понятий: натюрморт, жанровая живопись, пейзаж, произведения живописи, литературы, связанные с лет-

ней тематикой, их авторов; научатся различать своеобразие художественных средств и приемов разных видов искусства при воплощении летних мотивов, сверять свои действия с памяткой; освоят технику рисования красками, правила работы
и обращения с художественными материалами; смогут самостоятельно организовать свое рабочее место, свободно ориентироваться на страницах учебника и творческой тетради; выполнят тематический рисунок «Мой отдых летом»

Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет

Учебник: стр. 12–17

8.09

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают, какими художественными средствами живописцы в пейзажах выражают свое отношение к природе, варианты композиционных схем построения пейзажей, особенности рисования акварелью. Научатся ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, решать композиционные задачи, сравнивать свою композицию с имеющимися схемами, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже, использовать выразительные свойства раздельного мазка, контраста и нюанса, выполнят творческий рисунок на заданную тему.

 Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы.

Учебник: стр. 18–24

16.09

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают о богатстве цветов сокровищ, находящихся в недрах земли, о красоте, созданной ювелирами, особенностях новых художественных материалов (полудрагоценные и драгоценные камни, жемчуг) и некоторых техниках и приемах (шитье) создания произведений декоративно-прикладного искусства. Научатся составлять декоративные композиции на основе народных орнаментов России, различать оттенки и формы каменных кристаллов, создавать нужные оттенки красок путем смешивания их на палитре, передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, ориентироваться на позиции других людей, отличные от собственной; адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

4

В мастерской мастера-гончара.

Орнамент народов мира: форма изделия и декор  

Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, светотень, штрих.

Учебник: стр. 25-32

23.09

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают об общности гончарного искусства мастеров народов мира, особенностях мотивов и балхарских и греческих узоров, используемых для украшения керамической посуды, правила рисования орнамента на керамических сосудах разной формы, смысл понятий «керамика», «гончар», «меандр», «пальметта». Освоят первичные знания о мире декоративно-прикладного искусства, формах их бытования в повседневной жизни. Научатся сравнивать изделия декоративно-прикладного творчества, выявляя закономерности в построении узора, рисовать элементы орнамента керамики Дагестана, Греции, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций: изображать силуэт симметричного предмета (сосуда), намечать основные его части (горловые, тулово, поддон), украшать орнаментом

5

Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция:
линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт.

Разноцветные краски осени
в сюжетной композиции и натюрморте.

Цветовой круг: основные и составные  цвета.

Учебник: стр. 33–43

30.09

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; композиция), суть понятия натюрморт, основы композиционного построения натюрморта.

Расширят свое представление об особенностях таких видов изобразительного искусства, как графика, живопись. Научатся определять картины-натюрморты среди картин других жанров; составлять простейшие композиции из двух-трех предметов; технике и приемам создания рисунков-натюрмортов (графических и живописных); выражать в творческой работе свое эмоционально-ценностное отношение к природным и рукотворным формам

6

В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров.

Учебник: стр. 44–46

7.10

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают об особенностях графических произведений изобразительного искусства, отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов; сравнивают различные виды изобразительного искусства (графики, живописи).

Научатся объяснять смысл понятий: силуэт, ритм, техническим приемам работы графитным карандашом, передавать настроение в творческой работе с помощью тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру, выбирать выразительные средства для создания образа цветов при рисовании с натуры.

7

Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов.

Учебник: стр. 47–49

14.10

Текущий контроль.

Групповая Выставка

Узнают отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов, понятия «составные и основные цвета», контрастные цвета», «дополнительные цвета» как взаимодействие цветов (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый) создает ощущение особой яркости цвета. Научатся работать с цветовым кругом, выполнять упражнения на цветовые контрасты, пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи в собственной художественно-творческой деятельности.

8

Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: расположение объемных  предметов на плоскости, композиция  и цвет.

Учебник: стр. 50–53

21.10

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Углубят представление о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи. Узнают как отражена в народной игрушке связь природы
и человека, что цвет играет существенную роль в художественном облике игрушки, какую роль играют геометрические знаки в композиции орнамента и какую они несут смысловую нагрузку. Научатся приемам кистевой росписи, передавать ритм и соотношение элементов декоративной композиции, передавать контраст цвета, контраст форм, выразительность силуэта, искать и придумывать новые выразительные вариации для расширения темы

9

Загадки белого и черного Графика: линия, силуэт и симметрия.

Учебник: стр. 54–58.

11.11

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Получат представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека. Узнают о символике цвета, знаках-символах природных стихий в искусстве вышивки. Научатся передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением, понимать символику цвета, находить соответствие красного цвета в произведении искусства реальному цвету
в натуре, объяснять символическое значение красного цвета в реальной жизни; определять и называть оттенки красного цвета.

10

В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия  и декор. Кистевой мазок.

Учебник: стр. 64–67

18.11

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Расширят представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине, свой активный словарь, познакомившись с обозначениями тончайших оттенков красного цвета. Узнают о цветовом круге из 12 цветов, правила получения разных оттенков краски путем ее смешения с другими. Научатся называть все оттенки цветового круга, видеть и различать цвета в изображении с натуры, передавать форму и цвет предметов, расположение и соотношение ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры, получать разные оттенки красного цвета, выполнять натурную постановку предметов, рисовать декоративный натюрморт из двух-трех предметов сближенных цветов

11

Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет.

Учебник: стр. 68–71

28.11

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают о том, как черный и белый цвета проявляются в природе и в искусстве, о значении симметрии, основные способы получения симметричного изображения, освоят основы изобразительного языка графики. Познакомятся с таким средством художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция. Научатся изображать симметричную форму предметов, применять пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных, выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы.

12

Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски.

Учебник: стр. 72–77

2.12

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, правилах выполнения технического приема – гжельского мазка с тенями. Научатся называть оттенки синего цвета, выполнять кистевую роспись, сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета, повторять за народным мастером из Гжели элементы росписи (фигурные и растительные).

13

Цвета радуги в новогодней ёлке. Декоративная  композиция.

Учебник: стр. 78–81

9.12

Текущий контроль.

Групповая Выставка

Узнают отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов; о правилах построения композиции пейзажа, способах рисования кистью деревьев, кустарников. Научатся читать и рисовать композиционные схемы зимнего пейзажа, составлять разные оттенки синего цвета, передавать градации синего цвета, располагать элементы пейзажной композиции, использовать приемы гжельского живописного мазка, намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах, изображать деревья, кусты, добиваясь выразительности, рисовать картины зимнего леса, пользуясь необходимыми приемами работы с красками, кистью, рисовать, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа; изображать зимний лес, используя выразительные свойства художественного материала.

14

Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорция, симметрия, ритм

Учебник: стр. 82–87

16.12

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз. Овладеют художественно-графическими умениями в передаче пропорций и выражения лица, умением применять цвет для достижения своего замысла. Научатся действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций, выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеется или сердится, спокоен или гневается.

15

Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.

Учебник: стр. 88–93

23.12

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают отдельные произведения выдающихся отечественных художников, посвященные новогодним праздникам, их авторов. Углубят представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве, о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах. Научатся передавать настроение (праздника), эмоции с помощью цвета и использования различных художественных материалов, приёмов работы с ними, передавать форму и цвет предметов, расположение и соотношение ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры, использовать предварительный цветовой эксперимент на палитре, цветовой контраст как основное выразительное средство в передаче праздничного новогоднего настроения.

16

Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении.

Учебник: стр. 94–97

13.01

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Познакомятся с отдельными произведениями выдающихся отечественных архитекторов, художников: К. Юона, Т. Мавриной, А. Косова, И. Сандырева. Научатся объяснять термины: архитектура храм(церковь),купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма, различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику, читать композиционную схему одноглавого храма; овладеют художественно-графическим умением в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали); научатся выполнять графические зарисовки разных куполов симметричной формы.

17

Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца.

Учебник: стр. 98–102

20.01

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают произведения русских художников. Углубят представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа. Научатся составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа место для неба, снежного покрова, леса, деревьев), воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; сравнивать пейзажи живописцев, находить в них общее и различное, называть месторасположение линии горизонта в пейзажах, выражать в творческой работе свое отношение к красоте родной природы.

18

Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок.

Учебник: стр. 103–107

27.01

Текущий контроль.

Групповая Выставка

Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи, Дейнеки А. А., вариантами расположения фигурок ребят на фоне зимнего пейзажа.

Научатся сравнивать собственные наблюдения природы с зимним пейзажем, увиденным на картине, «читать» композиционные схемы зимнего пейзажа с фигурками людей, передавать пропорции и общее строение человеческой фигуры, делать набросок кистью, стараясь уловить главное в силуэте, определять цветовую гамму, соответствующую замыслу (солнечный или пасмурный день), подбирать нежные цвета на палитре, смешивая яркие цвета с белой гуашью.

19

Русское поле. Воины- богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне.

Учебник: стр. 108–112

3.02

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают содержание терминов: изразец, муравленый изразец, познакомятся с памятниками древнерусской архитектуры, с композиционными схемами размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике. Углубят представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец). Научатся «читать» композиционные схемы, продолжат освоение творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации), отличать оттенки муравленой картинки. Овладеют художественно-графическими навыками кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

20

Русский календарный праздник «Масленица» в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы возрождения природы: импровизация

Учебник: стр. 113–116

10.02

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают содержание терминов: опечье, печурка, под, устье, шесток, значение печи в жизни наших предков, их обычаев и представления о мироздании. Научатся составлять сюжетно-декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям, выбирать цветовую гамму для композиции, помня, что цвет может играть символическую роль и не совпадать с цветом реального или природного явления. Овладеют художественно-графическими умениями в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

21

Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости.

Учебник: стр. 117–121

17.02

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Познакомятся с отдельными произведениями выдающихся отечественных художников, их авторами. Овладеют художественно-графическими умениями: способностью передавать в рисунке формы, пропорции, общее строение предмета. Научатся передавать пропорции
и общее строение человеческой фигуры в движении, объяснять термины:
 кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук; выбирать материалы соответственно творческому замыслу, изображать (по выбору) один из сюжетов: богатырь на коне в дозоре, или выступивший в поход на боевом коне, или стоящий на родной земле и готовый принять бой, сверять изображение костюма и доспехов русских воинов в своей работе с таблицей «Костюм и доспехи русского воина».

22

«А сама-то величава, выступает, будто пава…». Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация.

Учебник: стр. 122–124

3.03

Текущий контроль.

Групповая Выставка

Познакомятся с традициями празднования Масленицы. Углубят представление о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор – одного из центральных событий масленичных гуляний, о композиционных схемах расположения элементов узора на квадрате и на прямоугольнике. Овладеют художественно-графическими умениями: способами изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета. Научатся выполнять декоративную композицию по мотивам народных узоров, передавать настроение колоритом рисунка, украшать саночки, импровизируя образы-символы лучистого солнышка, земли.

23

Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки.

Учебник: стр. 125–129

10.03

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Познакомятся с предметами старинного быта
(старинной русской утварью), с художественным обликом домашней утвари. Расширят свои представления о натюрморте. Овладеют художественно-графическими умениями в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе – дальше). Научатся называть предметы
(братина, ендова, скобкарь, горшок, корчага, крынка, чаша), в живописном натюрморте и определять их назначение, видеть образ художественной вещи в произведениях современной живописи, при выполнении натурной постановки натюрморта, определять место предметов на плоскости (какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше, какие загорожены).

24

Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.

Учебник: стр. 130–134

17.03

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Познакомятся с главными элементами женского народного костюма, их названием и назначением, последовательностью надевания каждой части ансамбля одежды. Овладеют художественно-графическими приемами рисования по мотивам декора народного костюма. Научатся решать задачи на вариацию и импровизацию орнамента; объяснять термины:
сарафан, рубаха, душегрея, головной девичий убор – венец, коруна; рисовать фигуру красной девицы в народной одежде, соблюдать симметрию, использовать выразительные средства декоративно-прикладного и народного искусства (выразительность силуэта, цвет, ритм, богатое узорочье).

25

Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображения.

Учебник: стр. 135–136

7.04

Текущий контроль.

Групповая Выставка

Получат начальное представление о художественном образе – «продукте» литературного и изобразительного творчества, его метафоричности. Закрепят полученные ранее навыки работы гуашью (мелками), смешивая цвета и создавая живую связь красок на рисунке. Научатся строить композицию, исходя из собственного замысла, подбирать на палитре красивое сочетание цветов, которые будут использованы в композиции, создавать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане». Овладеют художественно-графическими умениями (с помощью цвета, соотношения главных частей композиции).

26

Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия.

Учебник: стр. 137–141

14.04

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Узнают о приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами). Расширят представления об изобразительных и выразительных возможностях оттенков красок. Познакомятся с творчеством художника А. Саврасова,
И. Левитана. Научатся пере- давать особенности соотношения цветовых оттенков начала весны, смешивать краски на палитре для получения нужных оттенков, свободно размещать главные элементы композиции пейзажа, передавать цветовыми пятнами и линиями радость пробуждения природы весной, определять, какие цвета могут передавать настроение, выделять в композиции пейзажа композиционный центр. Овладеют художественно-графическими умениями в передаче красок ранней весны.

Познакомятся с графическими техниками, отдельными пейзажами, выполненными российскими художниками. Узнают об отличительных особенностях монотипии. Овладеют художественно-графическими умениями в технике монотипии, научатся объяснять смысл понятий: колорит, монотипия.

27

Тарарушки из села Полоховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация.

Учебник: стр. 142–144

21.04

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Получат представление о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух). Расширят словарный запас: планета, полет космический, космос, вселенная, Солнечная система, атмосфера. Узнают о разных видах изображений (знак-символ, реальное, абстрактное, декоративное). Овладеют художественно-графическими умениями (свободный выбор приема для передачи космического пейзажа). Научатся подбирать цвета для воплощения своего замысла, смешивать на палитре цвета для получения нужных оттенков, передавать свои воображаемые космические впечатления.

28

Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок.

Учебник: стр.145-149

28.04

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Научатся сопоставлять пейзажный образ расцветающей  весенней природы в искусстве со своими наблюдениями в природе. Акцентируют внимание на приметах поздней осени ( яркие, чистые цвета, зелени травы и деревьев, цветов) в произведениях художников. Овладеют художественно-графическими умениями в технике монотипии.

29

Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура.

Учебник: стр.150–152

5.05

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Познакомятся с полохов-майданским художественным промыслом, игрушками и орнаментами, которыми они украшаются. Узнают цветовую гамму, используемую для раскраски игрушек. Научатся художественно-графическим умениям в передаче ритма, цветового контраста, связывать узор с украшаемым предметом, выполнять элементы узора(большую розу и бутон), вариации по мотивам народной росписи; понимать знаково-символический язык народной игрушки, называть в  росписи «тарарушек» цветовой контраст (красный – синий, зеленый – оранжевый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый); учитывать стилистику декоративного образа игрушки.

30

Братья наши меньшие. Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму.

Учебник: стр.153–156

12.05

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Познакомятся с искусством мастеров-резчиков пряничных досок. Получат представление о многообразии искусства мастеров-резчиков и пекарей, о характере творческой деятельности мастера. Узнают об обрядовой роли пряников в русском быту. Овладеют художественно-графическими умениями в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т.п.) в технике графического рисунка для пряничной доски, продолжат совершенствовать графические навыки. Научатся выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы, выполнять изображения с учетом стилизации образа коня, птицы и др. в декоративном рисунке, применять ритм штрихов в разном направлении, сочетание черного и белого.

31

Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект «Доброе дело само себя звалит».

Учебник: стр. 157–166.

19.05

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Получат первоначальное представление о скульптуре как объемном изображении. Узнают суть терминов скульптура, памятник, рельеф, горельеф, о выразительных возможностях скульптурной формы, роли скульптурного материала в раскрытии замысла художника. Овладеют художественно-графическими навыками в передаче выразительного силуэта. Научатся различать разные виды скульптурных произведений, выполнять композицию для памятной доски в честь героев-защитников Отечества, использовать свой рисунок для лепки рельефного изображения памятной доски.

32

Резервный урок

Текущий контроль.

Индивидуальная  Творческая работа

Знают технику работы с графическими материалами. Овладеют художественно-графическими навыками при изображении домашних животных, умениями применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных, передавать образ животного, настроение. Научатся создавать выразительный образ домашнего животного и передавать свое отношение к нему; выбирать и использовать различные приемы художественного языка графики для передачи собственного замысла.

33

Резервный урок

Текущий контроль.

Групповая Выставка

Познакомятся с образцами растительного орнамента народов мира
(Турция, Индия, Египет, Иран, Китай, Франция), музеем Эрмитаж. Узнают о видах орнаментов, богатстве и разнообразии выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет), композиционных закономерностях орнамента, позволяющих мастерам создавать множество вариантов композиции даже одного мотива (мотивы: «перец», «лотос», «древо жизни»). Научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности декоративно-прикладного искусства в исполнении декоративной композиции.

34

Резервный урок

Содержание учебного предмета

Мир изобразительных (пластических) искусств

(9 часов)

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря,); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).

Художественный язык изобразительного искусства

(10 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью

(15 часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Перечень учебно-методических средств обучения:

Основная литература

Дополнительная литература

Для учителя:

- Программа по изобразительному искусству для второго класса Т.Я. Шпикаловой (УМК «Перспектива»).

- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : методическое пособие. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2012.

Для учащихся:

- Учебник по изобразительному искусству для 2 класса, авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, изд-во «Просвещение» Москва, 2012 г.

1.Тетрадь на печатной основе для 2 класса,  авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.(версия для печати)

2.Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.

3. Ходушина, Н. П. Ребёнок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.

4.Контрольно-измерительные материалы .2 класс

Технические средства обучения

MULTIMEDIA-поддержка курса:                                                                                            

Классная доска;

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Интерактивная доска.

Документ-камера.

2. Технологические карты. Математика. www.prosv.ru/umk/perspektiva

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. (Сайт: http://school-collection.edu.ru )

4. Страница сайта «Просвещение», программа «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva

- Инфоурок. https://infourok.ru/videouroki/muzyka. Библиотека видеоуроков по программе.

- Российская Электронная  Школа .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...