Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2-3.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 458
с углублённым изучением немецкого языка
Невского района Санкт-Петербурга
_______________________________________________________________________________
ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2 класс
Пояснительная записка
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет изобразительное искусство относится к образовательной области «Искусство»
В соответствии с учебным планом школы в 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы, разработанной Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой. Москва, Просвещение, 2020.
Учебно-методический комплект:
Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс. Москва, Просвещение, 2012.
Реализация рабочей программы по изобразительному искусству предусматривает возможность применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 г. № 373;
2.Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ № 458;
3.Учебного плана и календарного учебного графика ГБОУ СОШ № 458 на 2022-2023 учебный год.
4.Локального акта ГБОУ СОШ №458 «Положение о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей).
Цели предмета:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою гражданскую позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Основные задачи данного предмета:
- Закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство,
- продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания
произведений в этих видах искусства.
- Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра,
продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.
- Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.
- Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.
- Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников,
представленных в музее.
- Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Изменения в примерную программу Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой не вносились.
Формы и методы организации учебного процесса и их сочетание
Формы организации учебного процесса – основной формой организации учебного процесса является урок. На уроке используются следующие виды работы: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Методы организации учебного процесса
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей здоровья обучающихся.
Таким образом, системно-деятельностный подход ставит своей задачей ориентировать ученика не только на освоение знаний, но, в первую очередь, на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В связи с этим, во время учебных занятий учащихся необходимо вовлекать в различные виды деятельности (беседа, дискуссия, экскурсия, творческая работа, исследовательская (проектная) работа и др.), которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учеников.
При обучении изобразительному искусству используются следующие образовательные технологии:
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)- расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности;
- здоровьесберегающие образовательные технологии обучения позволяют обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- проблемно-задачная технология способствует развитию умственных способностей учащихся, заставляет формулировать проблемный вопрос, проблемную ситуацию, самостоятельно и обоснованно выбирать план решения. Она обеспечивает более прочное и системное усвоение знаний. Развивает аналитическое мышление, позволяет формировать мотивацию учащихся к учению и развитию, ориентирует на комплексное применение знаний.
- игровые технологии делают процесс обучения интересным и занимательным, использование дидактических игр создает у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.
- проектная технология - заключается в стимулировании интереса учеников к их самостоятельной деятельности, постановке перед ними целей и проблемы, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
Реализация данной рабочей программы предусматривает применение дистанционных образовательных технологий с использованием следующих порталов дистанционного обучения:
- Академия наук .http://www.youtube.com/user/ Видеофильмы.
Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать современный человек.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 2 класса
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике, художественном конструировании;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые формы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, людей, выражая к ним свое отношение;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Формы организации учебного процесса и их сочетание
- Традиционные уроки;
- Урок открытия новых знаний.
- Урок изучение нового материала;
- Парная (практикум по работе с природным материалом и др.);
- Групповой (выполнение проектно-творческих заданий);
- Коллективная (общеклассная).
Формы и средства контроля
- Индивидуальная (творческая работа);
- Групповая (выставка).
Критерии и нормы оценочной деятельности
Отметка «5» ставится если,
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Отметка «4» ставится если,
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Отметка «3» ставится если,
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Отметка «2» ставится если,
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью.
Учебно – тематический план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная | 11 |
2 | В гостях у чародейки зимы | 12 |
3 | Весна-красна! Что ты нам принесла? | 5 |
4 | В гостях у солнечного лета | 6 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Корректировка | Формы контроля | Прогнозируемый результат |
Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр. Учебник: стр. 6–11 | 2.09 | Текущий контроль Групповая Выставка | Узнают жанры и виды изобразительного искусства, смысл понятий: натюрморт, жанровая живопись, пейзаж, произведения живописи, литературы, связанные с лет- ней тематикой, их авторов; научатся различать своеобразие художественных средств и приемов разных видов искусства при воплощении летних мотивов, сверять свои действия с памяткой; освоят технику рисования красками, правила работы | ||
Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет Учебник: стр. 12–17 | 8.09 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают, какими художественными средствами живописцы в пейзажах выражают свое отношение к природе, варианты композиционных схем построения пейзажей, особенности рисования акварелью. Научатся ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, решать композиционные задачи, сравнивать свою композицию с имеющимися схемами, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже, использовать выразительные свойства раздельного мазка, контраста и нюанса, выполнят творческий рисунок на заданную тему. | ||
Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. Учебник: стр. 18–24 | 16.09 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают о богатстве цветов сокровищ, находящихся в недрах земли, о красоте, созданной ювелирами, особенностях новых художественных материалов (полудрагоценные и драгоценные камни, жемчуг) и некоторых техниках и приемах (шитье) создания произведений декоративно-прикладного искусства. Научатся составлять декоративные композиции на основе народных орнаментов России, различать оттенки и формы каменных кристаллов, создавать нужные оттенки красок путем смешивания их на палитре, передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, ориентироваться на позиции других людей, отличные от собственной; адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности. | ||
4 | В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, светотень, штрих. Учебник: стр. 25-32 | 23.09 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают об общности гончарного искусства мастеров народов мира, особенностях мотивов и балхарских и греческих узоров, используемых для украшения керамической посуды, правила рисования орнамента на керамических сосудах разной формы, смысл понятий «керамика», «гончар», «меандр», «пальметта». Освоят первичные знания о мире декоративно-прикладного искусства, формах их бытования в повседневной жизни. Научатся сравнивать изделия декоративно-прикладного творчества, выявляя закономерности в построении узора, рисовать элементы орнамента керамики Дагестана, Греции, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций: изображать силуэт симметричного предмета (сосуда), намечать основные его части (горловые, тулово, поддон), украшать орнаментом | |
5 | Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: Разноцветные краски осени Цветовой круг: основные и составные цвета. Учебник: стр. 33–43 | 30.09 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; композиция), суть понятия натюрморт, основы композиционного построения натюрморта. Расширят свое представление об особенностях таких видов изобразительного искусства, как графика, живопись. Научатся определять картины-натюрморты среди картин других жанров; составлять простейшие композиции из двух-трех предметов; технике и приемам создания рисунков-натюрмортов (графических и живописных); выражать в творческой работе свое эмоционально-ценностное отношение к природным и рукотворным формам | |
6 | В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. Учебник: стр. 44–46 | 7.10 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают об особенностях графических произведений изобразительного искусства, отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов; сравнивают различные виды изобразительного искусства (графики, живописи). Научатся объяснять смысл понятий: силуэт, ритм, техническим приемам работы графитным карандашом, передавать настроение в творческой работе с помощью тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру, выбирать выразительные средства для создания образа цветов при рисовании с натуры. | |
7 | Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. Учебник: стр. 47–49 | 14.10 | Текущий контроль. Групповая Выставка | Узнают отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов, понятия «составные и основные цвета», контрастные цвета», «дополнительные цвета» как взаимодействие цветов (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый) создает ощущение особой яркости цвета. Научатся работать с цветовым кругом, выполнять упражнения на цветовые контрасты, пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи в собственной художественно-творческой деятельности. | |
8 | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: расположение объемных предметов на плоскости, композиция и цвет. Учебник: стр. 50–53 | 21.10 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Углубят представление о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи. Узнают как отражена в народной игрушке связь природы | |
9 | Загадки белого и черного Графика: линия, силуэт и симметрия. Учебник: стр. 54–58. | 11.11 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Получат представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека. Узнают о символике цвета, знаках-символах природных стихий в искусстве вышивки. Научатся передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением, понимать символику цвета, находить соответствие красного цвета в произведении искусства реальному цвету | |
10 | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и декор. Кистевой мазок. Учебник: стр. 64–67 | 18.11 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Расширят представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине, свой активный словарь, познакомившись с обозначениями тончайших оттенков красного цвета. Узнают о цветовом круге из 12 цветов, правила получения разных оттенков краски путем ее смешения с другими. Научатся называть все оттенки цветового круга, видеть и различать цвета в изображении с натуры, передавать форму и цвет предметов, расположение и соотношение ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры, получать разные оттенки красного цвета, выполнять натурную постановку предметов, рисовать декоративный натюрморт из двух-трех предметов сближенных цветов | |
11 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. Учебник: стр. 68–71 | 28.11 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают о том, как черный и белый цвета проявляются в природе и в искусстве, о значении симметрии, основные способы получения симметричного изображения, освоят основы изобразительного языка графики. Познакомятся с таким средством художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция. Научатся изображать симметричную форму предметов, применять пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных, выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. | |
12 | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. Учебник: стр. 72–77 | 2.12 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, правилах выполнения технического приема – гжельского мазка с тенями. Научатся называть оттенки синего цвета, выполнять кистевую роспись, сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета, повторять за народным мастером из Гжели элементы росписи (фигурные и растительные). | |
13 | Цвета радуги в новогодней ёлке. Декоративная композиция. Учебник: стр. 78–81 | 9.12 | Текущий контроль. Групповая Выставка | Узнают отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов; о правилах построения композиции пейзажа, способах рисования кистью деревьев, кустарников. Научатся читать и рисовать композиционные схемы зимнего пейзажа, составлять разные оттенки синего цвета, передавать градации синего цвета, располагать элементы пейзажной композиции, использовать приемы гжельского живописного мазка, намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах, изображать деревья, кусты, добиваясь выразительности, рисовать картины зимнего леса, пользуясь необходимыми приемами работы с красками, кистью, рисовать, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа; изображать зимний лес, используя выразительные свойства художественного материала. | |
14 | Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорция, симметрия, ритм Учебник: стр. 82–87 | 16.12 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз. Овладеют художественно-графическими умениями в передаче пропорций и выражения лица, умением применять цвет для достижения своего замысла. Научатся действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций, выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеется или сердится, спокоен или гневается. | |
15 | Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. Учебник: стр. 88–93 | 23.12 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают отдельные произведения выдающихся отечественных художников, посвященные новогодним праздникам, их авторов. Углубят представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве, о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах. Научатся передавать настроение (праздника), эмоции с помощью цвета и использования различных художественных материалов, приёмов работы с ними, передавать форму и цвет предметов, расположение и соотношение ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры, использовать предварительный цветовой эксперимент на палитре, цветовой контраст как основное выразительное средство в передаче праздничного новогоднего настроения. | |
16 | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. Учебник: стр. 94–97 | 13.01 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Познакомятся с отдельными произведениями выдающихся отечественных архитекторов, художников: К. Юона, Т. Мавриной, А. Косова, И. Сандырева. Научатся объяснять термины: архитектура храм(церковь),купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма, различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику, читать композиционную схему одноглавого храма; овладеют художественно-графическим умением в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали); научатся выполнять графические зарисовки разных куполов симметричной формы. | |
17 | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. Учебник: стр. 98–102 | 20.01 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают произведения русских художников. Углубят представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа. Научатся составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа место для неба, снежного покрова, леса, деревьев), воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; сравнивать пейзажи живописцев, находить в них общее и различное, называть месторасположение линии горизонта в пейзажах, выражать в творческой работе свое отношение к красоте родной природы. | |
18 | Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок. Учебник: стр. 103–107 | 27.01 | Текущий контроль. Групповая Выставка | Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи, Дейнеки А. А., вариантами расположения фигурок ребят на фоне зимнего пейзажа. Научатся сравнивать собственные наблюдения природы с зимним пейзажем, увиденным на картине, «читать» композиционные схемы зимнего пейзажа с фигурками людей, передавать пропорции и общее строение человеческой фигуры, делать набросок кистью, стараясь уловить главное в силуэте, определять цветовую гамму, соответствующую замыслу (солнечный или пасмурный день), подбирать нежные цвета на палитре, смешивая яркие цвета с белой гуашью. | |
19 | Русское поле. Воины- богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Учебник: стр. 108–112 | 3.02 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают содержание терминов: изразец, муравленый изразец, познакомятся с памятниками древнерусской архитектуры, с композиционными схемами размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике. Углубят представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец). Научатся «читать» композиционные схемы, продолжат освоение творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации), отличать оттенки муравленой картинки. Овладеют художественно-графическими навыками кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции. | |
20 | Русский календарный праздник «Масленица» в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы возрождения природы: импровизация Учебник: стр. 113–116 | 10.02 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают содержание терминов: опечье, печурка, под, устье, шесток, значение печи в жизни наших предков, их обычаев и представления о мироздании. Научатся составлять сюжетно-декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям, выбирать цветовую гамму для композиции, помня, что цвет может играть символическую роль и не совпадать с цветом реального или природного явления. Овладеют художественно-графическими умениями в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции. | |
21 | Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. Учебник: стр. 117–121 | 17.02 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Познакомятся с отдельными произведениями выдающихся отечественных художников, их авторами. Овладеют художественно-графическими умениями: способностью передавать в рисунке формы, пропорции, общее строение предмета. Научатся передавать пропорции | |
22 | «А сама-то величава, выступает, будто пава…». Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. Учебник: стр. 122–124 | 3.03 | Текущий контроль. Групповая Выставка | Познакомятся с традициями празднования Масленицы. Углубят представление о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор – одного из центральных событий масленичных гуляний, о композиционных схемах расположения элементов узора на квадрате и на прямоугольнике. Овладеют художественно-графическими умениями: способами изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета. Научатся выполнять декоративную композицию по мотивам народных узоров, передавать настроение колоритом рисунка, украшать саночки, импровизируя образы-символы лучистого солнышка, земли. | |
23 | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. Учебник: стр. 125–129 | 10.03 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Познакомятся с предметами старинного быта | |
24 | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. Учебник: стр. 130–134 | 17.03 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Познакомятся с главными элементами женского народного костюма, их названием и назначением, последовательностью надевания каждой части ансамбля одежды. Овладеют художественно-графическими приемами рисования по мотивам декора народного костюма. Научатся решать задачи на вариацию и импровизацию орнамента; объяснять термины: | |
25 | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображения. Учебник: стр. 135–136 | 7.04 | Текущий контроль. Групповая Выставка | Получат начальное представление о художественном образе – «продукте» литературного и изобразительного творчества, его метафоричности. Закрепят полученные ранее навыки работы гуашью (мелками), смешивая цвета и создавая живую связь красок на рисунке. Научатся строить композицию, исходя из собственного замысла, подбирать на палитре красивое сочетание цветов, которые будут использованы в композиции, создавать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане». Овладеют художественно-графическими умениями (с помощью цвета, соотношения главных частей композиции). | |
26 | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. Учебник: стр. 137–141 | 14.04 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Узнают о приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами). Расширят представления об изобразительных и выразительных возможностях оттенков красок. Познакомятся с творчеством художника А. Саврасова, Познакомятся с графическими техниками, отдельными пейзажами, выполненными российскими художниками. Узнают об отличительных особенностях монотипии. Овладеют художественно-графическими умениями в технике монотипии, научатся объяснять смысл понятий: колорит, монотипия. | |
27 | Тарарушки из села Полоховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация. Учебник: стр. 142–144 | 21.04 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Получат представление о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух). Расширят словарный запас: планета, полет космический, космос, вселенная, Солнечная система, атмосфера. Узнают о разных видах изображений (знак-символ, реальное, абстрактное, декоративное). Овладеют художественно-графическими умениями (свободный выбор приема для передачи космического пейзажа). Научатся подбирать цвета для воплощения своего замысла, смешивать на палитре цвета для получения нужных оттенков, передавать свои воображаемые космические впечатления. | |
28 | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. Учебник: стр.145-149 | 28.04 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Научатся сопоставлять пейзажный образ расцветающей весенней природы в искусстве со своими наблюдениями в природе. Акцентируют внимание на приметах поздней осени ( яркие, чистые цвета, зелени травы и деревьев, цветов) в произведениях художников. Овладеют художественно-графическими умениями в технике монотипии. | |
29 | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. Учебник: стр.150–152 | 5.05 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Познакомятся с полохов-майданским художественным промыслом, игрушками и орнаментами, которыми они украшаются. Узнают цветовую гамму, используемую для раскраски игрушек. Научатся художественно-графическим умениям в передаче ритма, цветового контраста, связывать узор с украшаемым предметом, выполнять элементы узора(большую розу и бутон), вариации по мотивам народной росписи; понимать знаково-символический язык народной игрушки, называть в росписи «тарарушек» цветовой контраст (красный – синий, зеленый – оранжевый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый); учитывать стилистику декоративного образа игрушки. | |
30 | Братья наши меньшие. Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму. Учебник: стр.153–156 | 12.05 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Познакомятся с искусством мастеров-резчиков пряничных досок. Получат представление о многообразии искусства мастеров-резчиков и пекарей, о характере творческой деятельности мастера. Узнают об обрядовой роли пряников в русском быту. Овладеют художественно-графическими умениями в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т.п.) в технике графического рисунка для пряничной доски, продолжат совершенствовать графические навыки. Научатся выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы, выполнять изображения с учетом стилизации образа коня, птицы и др. в декоративном рисунке, применять ритм штрихов в разном направлении, сочетание черного и белого. | |
31 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект «Доброе дело само себя звалит». Учебник: стр. 157–166. | 19.05 | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Получат первоначальное представление о скульптуре как объемном изображении. Узнают суть терминов скульптура, памятник, рельеф, горельеф, о выразительных возможностях скульптурной формы, роли скульптурного материала в раскрытии замысла художника. Овладеют художественно-графическими навыками в передаче выразительного силуэта. Научатся различать разные виды скульптурных произведений, выполнять композицию для памятной доски в честь героев-защитников Отечества, использовать свой рисунок для лепки рельефного изображения памятной доски. | |
32 | Резервный урок | Текущий контроль. Индивидуальная Творческая работа | Знают технику работы с графическими материалами. Овладеют художественно-графическими навыками при изображении домашних животных, умениями применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных, передавать образ животного, настроение. Научатся создавать выразительный образ домашнего животного и передавать свое отношение к нему; выбирать и использовать различные приемы художественного языка графики для передачи собственного замысла. | ||
33 | Резервный урок | Текущий контроль. Групповая Выставка | Познакомятся с образцами растительного орнамента народов мира | ||
34 | Резервный урок |
Содержание учебного предмета
Мир изобразительных (пластических) искусств
(9 часов)
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря,); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).
Художественный язык изобразительного искусства
(10 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
(15 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Перечень учебно-методических средств обучения:
Основная литература | Дополнительная литература |
Для учителя: - Программа по изобразительному искусству для второго класса Т.Я. Шпикаловой (УМК «Перспектива»). - Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс : методическое пособие. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2012. Для учащихся: - Учебник по изобразительному искусству для 2 класса, авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, изд-во «Просвещение» Москва, 2012 г. | 1.Тетрадь на печатной основе для 2 класса, авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.(версия для печати) 2.Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973. 3. Ходушина, Н. П. Ребёнок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995. 4.Контрольно-измерительные материалы .2 класс |
Технические средства обучения | MULTIMEDIA-поддержка курса: |
Классная доска; Компьютер; Мультимедийный проектор; Интерактивная доска. Документ-камера. | 2. Технологические карты. Математика. www.prosv.ru/umk/perspektiva 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. (Сайт: http://school-collection.edu.ru ) 4. Страница сайта «Просвещение», программа «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva - Инфоурок. https://infourok.ru/videouroki/muzyka. Библиотека видеоуроков по программе. - Российская Электронная Школа . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...