Тема: "Европейские города Средневековья (окончание темы)" 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Конспект по изобразительному искусству. Тема: "Европейские города Средневековья (окончание темы)" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evropeyskie_goroda_srednevekovya_okonchanie_temy_4_klass.docx | 39.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 08.04.2021
База практики: Трубчевская СОШ №1
Класс: 4
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: ИЗО
Тема: Европейские города Средневековья (окончание темы)
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Содержательная: создание условий для расширения и систематизации знаний учащихся об образе жизни, ремеслах и постройками средневекового города.
Деятельностная: выполнение живописной работы в технике "витраж" на основе разработанного эскиза с опорой на зрительный ряд и собственные представления.
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать и расширить знания учащихся овнешнем виде городских построек, образах готических храмов и специфике их оформления;
2. Познакомить с приёмами создания живописной композиции в технике "витраж";
3. Совершенствовать умение использовать цветовые сочетания как средство выразительности.
Развивающие:
1. Развивать индивидуальные творческие способности, чувствопрекрасного;
2. Развивать художественно-образное видение окружающего мира.
Воспитательные:
1. Формировать эмоционально-ценностное отношение к объекту изображения;
2. Воспитывать толерантность, уважение к традициям народов мира.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
2. Умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
3. Умение решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Метапредметные
Регулятивные:
1. Умение принимать и сохранять учебную задачу;
2. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
1. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве;
3. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные:
1. Умение формулировать собственное мнение и позицию;
2. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
3. Умение задавать вопросы.
Личностные:
1. Умение чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Оборудование:
Для учителя: презентационный материал, иллюстративный материал.
Для учащихся: альбом, простой карандаш, краски, кисти, баночка для воды.
План урока:
- Этап мотивации – 3 мин
- Приветствие
- Эмоциональный настрой
- Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин
- Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин
- Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин
- Этап реализация построенного проекта – 5 мин
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
- Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, дети. Меня зовут Екатерина Витальевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. 1.2. Эмоциональный настрой - Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! - Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. - Давайте мы не будем тратить время зря, и приступим все к работе. - Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и творческих успехов! | Приветствуют учителя, садятся | Самоанализ | Л1 Л2 Р2 К2 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - В какую эпоху вы мысленно перенеслись на прошлом уроке изобразительного искусства? (в эпоху Средневековья, X век) - Какие виды ремёсел возникли в Европе X столетия? (добыча и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело, ювелирное искусство, усовершенствовалась обработка кожи, начали применять гончарный круг, развивалось мельничное дело, строительное, стеклодувное и многие другие) - Что являлось центральным местом в городе, где мастера могли продавать свои изделия, а сами ремесленники получали заказы на свою продукцию? (рыночная площадь) (1 слайд) Конечно, рыночная площадь. - Как вы думаете, что могло продаваться на рыночной площади в средние века? - Какие товары могли продаваться на площадях с такими названиями, как – рыбная, железная, зерновая? - Придумайте сами названия новых площадей, так, чтобы по их названию было понятно, чем здесь торгуют. (2-4 слайды) - Торговля шла и на улицах, где размещались дома ремесленников. Такой дом был одновременно и мастерской, и магазинчиком. За правилами торговли строго наблюдали старейшины города, в лавках на площади и на улочках города можно было торговать с рассвета до заката во все дни, кроме праздников и воскресений. - Сколько насчитывалось жителей в европейских городах? (1-5 тыс. жителей, т.е. столько, сколько людей живёт сейчас в 4-5 современные 10- этажных домах) (5-7 слайды) - Средневековые города строили по берегам рек, вдоль крупных трактов или вокруг замков аристократов. Если город строили на дороге, то её участок в пределах города превращался в главную городскую улицу. Средневековый город был необычен тем, что вокруг его стен обычно устраивали сады и огороды, принадлежащие горожанам. - Какой была наибольшая часть зданий в средневековых городах?Из чего строили дома? (деревянной, из дерева) (8 слайд) Правильно, из дерева. (9-11 слайды) - А вы знали, что в средневековых городах не было номеров домов, на каждом доме над входом висел щит, а нём было нарисовано какое-нибудь изображение, например медведь или волк, лебедь или ястреб, полумесяц, звезда, золотой меч. По этим изображениям, которые получили название «эмблемы», и различали тогда дома. В наше время много значит фамилия домовладельца, но в ту пору фамилий ещё не было, а дом часто указывал на ремесло его владельца. - Как вы думаете, какое изображение вывешивали над входом в булочную? (кренделя) (12 слайд) Конечно, правильно. - А как узнать, где находится лавка сапожника? (на доме будет висеть эмблема сапога) - Улицы средневекового города были узкими или широкими? (узкими) - О каких соборах мы на прошлом уроки с вами говорили и читали? (о готических соборах) - Что было вместо стен в соборе? (каркас – столбы, опоры и стрельчатые арки) - Как называется главное окно собора? (роза готического собора – большое круглое окно с ажурным переплётом на фасаде собора, расположенное высоко над входом) (13-16 слайды) - Правильно, посмотрите на слайд. Так выглядят витражные окна готического собора. - Откройте учебник на стр.130. Давайте прочитаем текст со слов «рассматривать городскую толпу очень интересно». - Как по цвету одежды можно было узнать, из зажиточной семьи этот человек или из бедной? (одежда богатых людей была разноцветной, украшалась замечательными вышивками, а бедняки не имели права одеваться ярко) - Как в одежде отражались черты готической архитектуры? Рассмотрите иллюстрации на стр.132-133. (в готическом костюме, как и в архитектуре, преобладали вертикальные линии, подчёркивалась устремлённость вверх, способность человека жить земной жизнью, но одновременно иметь в душе мир горний) - К каким социальным слоям принадлежат люди, нарисованные здесь, - к богатым или бедным? (к зажиточным, богатым) - Как это отражается в их одежде? - Какие цвета использовали люди Средневековья для своей одежды – сочетаемые или контрастные? - Как это показано в окружающей их обстановке? - Вам встретилось новое слово – шпалера, на стр.133. - Шпалера – это настенное украшение в виде ковров, ткани, тиснённой кожи. - С каким видом художественного мастерства вы познакомились на прошлом уроке? (витраж) (17 слайд) - А что такое «витраж»? (витраж - узорные стеклянные окна или украшения на стенах, предметах мебели и быта) - Из чего делались витражи? (из цветных стёкол) - Что вы рисовали на прошлом уроке? (эскиз витража) | Вспоминают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя | Самоконтроль | К1, К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Откройте свои альбомы, я пройду и посмотрю, какие изображения получились у вас на прошлом уроке. - Я бы хотела, чтобы свою работу показал (а) … (2-3 ученика) - Как вы думаете, удалось ли … создать правильный эскиз витража? - Какие существуют требования при создании витража? (не должно быть крупных элементов, изображение должно занимать большую часть листа) - Как ты считаешь, что следует изменить в твоей работе, чтобы приступить к работе в цвете, что нужно доработать? (разбить крупные элементы на более мелкие, увеличить размер изображения) | Воспринимают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя | Самоконтроль | К1 К2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Я предлагаю посмотреть рассмотреть примеры витражей. Обратите, пожалуйста, внимание на цветовые сочетания, размер элементов (частей). (18-25 слайды) - Я предлагаю вам составить изображение витража из отдельных элементов (на доске разбросаны элементы, двум ученикам необходимо собрать из них изображение витража) | Самоконтроль | Р1 | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Посмотрите на свои работы и подумайте, какие цветовые сочетания вы будете использовать? - Витраж – это изображение, которое основано на контрастных сочетаниях цветов и оттенков: красный и синий, жёлтый и зелёный. - В работе можно использовать не только краски гуашь, но и цветную бумагу. - Я вам хочу напомнить, что у настоящего витража должен быть металлический каркас чёрного цвета, Это металлическая проволочная сетка, которая одновременно является рисунком изображения, его очертаниями, которые и заполняются цветными вставками. Не забудьте его прорисовать. - Приступаем к работе в цвете. | Самоконтроль, взаимоконтроль | П1,П2, | |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Учащиеся работают над изобразительной задачей с опорой на зрительный ряд и собственные образные представления. Целевые обходы учителя: 1. Контроль организации рабочего места. 2. Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда. 3. Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. | Выполняют работу | Л1 К1 Р2 | |
7. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - О каком историческом периоде мы говорили на уроке? (средневековье) соборах мы сегодня говорили? (о готических соборах) - Какие особенности расположения средневековых городов вы можете назвать? (города возникали вокруг замков аристократов, как правило, по берегам крупных рек, вокруг стен огорода обычно устраивали сады и огороды, принадлежащие горожанам) - Какие виды ремёсел возникли в Европе X столетия? (добыча и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело, ювелирное искусство, усовершенствовалась обработка кожи, начали применять гончарный круг, развивалось мельничное дело, строительное, стеклодувное и многие другие) - По каким признакам можно было узнать, кто живет в том или ином доме? (эмблемы) - Что вы можете сказать об одежде жителя средневековья? - Как по цвету одежды можно было узнать, из зажиточной семьи этот человек или из бедной? (одежда богатых людей была разноцветной, украшалась замечательными вышивками, а бедняки не имели права одеваться ярко) - Как называется главное окно собора? (роза готического собора – большое круглое окно с ажурным переплётом на фасаде собора, расположенное высоко над входом) - Что вы сегодня изображали? (витраж) - Что такое витраж? (это цветные стекла, заполнившие пространство окна) - Из чего делались витражи? (из цветных стёкол) - Какие существуют требования при создании витража? (не должно быть крупных элементов, изображение должно занимать большую часть листа) - Продемонстрируйте результат своей работы. - Какая из представленных работ могла бы стать украшением готического собора? Критерии оценки: 1. Соответствие работы общей тематики урока, соблюдение алгоритма изображения. 2. Выразительность: подбор цветовых сочетаний и оттенков. 3. Композиционная целостность. 4. Завершённость работы. - Спасибо за работу на уроке, до свидания. Уберите свои рабочие места. | Анализируют результат продуктивной деятельности, высказывают оценочные суждения | Самоанализ Взаимопроверка | Пр3 Л2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. 4 класс Неменский
Конспект урока и презентация на тему: "Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура."по программе Б. Неменского 4 класс...
Методическая разработка по программе Б. М. Неменского «Каждый народ художник», 4 класс, раздел «Европейские города средневековья».Тама урока: «Витражи в готических соборах»,
Следующий урок из цикла "Витражи" раскрывает тему через исторический готический витраж. Эпоха средневековой готики явилась эпохой расцвета витражного искусства.Презентация - исторический экс...
Тема: "Европейские города средневековья" (4 класс)
Конспект по изобразительному искусству. Тема: "Европейские города средневековья" (4 класс)...
Технологическая карта урока ИЗО "Европейские города Средневековья. Образ средневекового жителя" (УМК Перспектива, 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования представлений об образе средневекового жителя Европы; создание условий для проявления познавательной активности в процессе...
Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 4 класс, тема: "Европейские города Средневековья"
Цель урока: формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.Задачи урока:Дидактические:Сформировать пре...
Тема: «Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура»
Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с образом готических городов средневековой Европы. Выполнение творческой работы в парах «Готический собор».Задачи:Образовательна...
Технологическая карта урока ИЗО по теме: "Европейские города Средневековья" (УМК: "Школа России" 4 класс)
Цель:формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.Планируемые результаты:Предметные:1. Расширят пред...