Тема: "Европейские города Средневековья (окончание темы)" 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект по изобразительному искусству. Тема: "Европейские города Средневековья (окончание темы)"  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evropeyskie_goroda_srednevekovya_okonchanie_temy_4_klass.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.2021

База практики: Трубчевская СОШ №1

Класс: 4

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: ИЗО

Тема: Европейские города Средневековья (окончание темы)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: создание условий для расширения и систематизации знаний учащихся об образе жизни, ремеслах и постройками средневекового города.
Деятельностная: выполнение живописной работы в технике "витраж" на основе разработанного эскиза с опорой на зрительный ряд и собственные представления.

Задачи:

Образовательные:

1. Актуализировать и расширить знания учащихся овнешнем виде городских построек, образах готических храмов и специфике их оформления;

2. Познакомить с приёмами создания живописной композиции в технике "витраж";

3. Совершенствовать умение использовать цветовые сочетания как средство выразительности.

Развивающие:

1. Развивать индивидуальные творческие способности, чувствопрекрасного;

2. Развивать художественно-образное видение окружающего мира.

Воспитательные:

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение к объекту изображения;

2. Воспитывать толерантность, уважение к традициям народов мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

2. Умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;

3. Умение решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Метапредметные

Регулятивные:

1. Умение принимать и сохранять учебную задачу;

2. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

1. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве;

3. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

1. Умение формулировать собственное мнение и позицию;

2. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

3. Умение задавать вопросы.

Личностные:

1. Умение чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Оборудование:        
Для учителя: презентационный материал, иллюстративный материал.

Для учащихся: альбом, простой карандаш, краски, кисти, баночка для воды.

План урока:

  1. Этап мотивации – 3 мин
  1.  Приветствие
  2.  Эмоциональный настрой
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин
  2. Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин
  3. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин
  4. Этап реализация построенного проекта – 5 мин
  5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
  6. Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин

        

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Екатерина Витальевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

1.2. Эмоциональный настрой

- Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!

- Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки.

- Давайте мы не будем тратить время зря, и приступим все к работе.

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и творческих успехов!

Приветствуют учителя, садятся


Самоанализ
самоконтроль
взаимоконтроль

Л1

Л2

Р2

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- В какую эпоху вы мысленно перенеслись на прошлом уроке изобразительного искусства? (в эпоху Средневековья, X век)

- Какие виды ремёсел возникли в Европе X столетия? (добыча и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело, ювелирное искусство, усовершенствовалась обработка кожи, начали применять гончарный круг, развивалось мельничное дело, строительное, стеклодувное и многие другие)

- Что являлось центральным местом в городе, где мастера могли продавать свои изделия, а сами ремесленники получали заказы на свою продукцию? (рыночная площадь)

(1 слайд) Конечно, рыночная площадь.

- Как вы думаете, что могло продаваться  на рыночной площади в средние века?

- Какие товары могли продаваться на площадях с такими названиями, как – рыбная, железная, зерновая?

- Придумайте сами названия новых площадей, так, чтобы по их названию было понятно, чем здесь торгуют.

(2-4 слайды)

- Торговля шла и на улицах, где размещались дома ремесленников. Такой дом был одновременно и мастерской, и магазинчиком. За правилами торговли строго наблюдали старейшины города, в лавках на площади и на улочках города можно было торговать с рассвета до заката во все дни, кроме праздников и воскресений.

- Сколько насчитывалось жителей в европейских городах? (1-5 тыс. жителей, т.е. столько, сколько людей живёт сейчас в 4-5 современные 10- этажных домах)

(5-7 слайды)

- Средневековые города строили по берегам рек, вдоль крупных трактов или вокруг замков аристократов. Если город строили на дороге, то её участок в пределах города превращался в главную городскую улицу. Средневековый город был необычен тем, что вокруг его стен обычно устраивали сады и огороды, принадлежащие горожанам.

- Какой была наибольшая часть зданий в средневековых городах?Из чего строили дома? (деревянной, из дерева)

(8 слайд) Правильно, из дерева.

(9-11 слайды)

- А вы знали, что в средневековых городах не было номеров домов, на каждом доме над входом висел щит, а нём было нарисовано какое-нибудь изображение, например медведь или волк, лебедь или ястреб, полумесяц, звезда, золотой меч. По этим изображениям, которые получили название «эмблемы», и различали тогда дома. В наше время много значит фамилия домовладельца, но в ту пору фамилий ещё не было, а дом часто указывал на ремесло его владельца.

- Как вы думаете, какое изображение вывешивали над входом в булочную? (кренделя)

(12 слайд) Конечно, правильно.

- А как узнать, где находится лавка сапожника? (на доме будет висеть эмблема сапога)

- Улицы средневекового города были узкими или широкими? (узкими)

- О каких соборах мы на прошлом уроки с вами говорили и читали?

(о готических соборах)

- Что было вместо стен в соборе? (каркас – столбы, опоры и стрельчатые арки)

- Как называется главное окно собора? (роза готического собора – большое круглое окно с ажурным переплётом на фасаде собора, расположенное высоко над входом)

(13-16 слайды)

- Правильно, посмотрите на слайд. Так выглядят витражные окна готического собора.

- Откройте учебник на стр.130. Давайте прочитаем текст со слов «рассматривать городскую толпу очень интересно».

- Как по цвету одежды можно было узнать, из зажиточной семьи этот человек или из бедной? (одежда богатых людей была разноцветной, украшалась замечательными вышивками, а бедняки не имели права одеваться ярко)

- Как в одежде отражались черты готической архитектуры? Рассмотрите иллюстрации на стр.132-133. (в готическом костюме, как и в архитектуре, преобладали вертикальные линии, подчёркивалась устремлённость вверх, способность человека жить земной жизнью, но одновременно иметь в душе мир горний)

- К каким социальным слоям принадлежат люди, нарисованные здесь, - к богатым или бедным? (к зажиточным, богатым)

- Как это отражается в их одежде?

- Какие цвета использовали люди Средневековья для своей одежды – сочетаемые или контрастные?

- Как это показано в окружающей их обстановке?

- Вам встретилось новое слово – шпалера, на стр.133.

- Шпалера – это настенное украшение в виде ковров, ткани, тиснённой кожи.

- С каким видом художественного мастерства вы познакомились на прошлом уроке? (витраж)

(17 слайд)

- А что такое «витраж»? (витраж - узорные стеклянные окна или украшения  на стенах, предметах мебели и быта)

- Из чего делались витражи? (из цветных стёкол)

- Что вы рисовали на прошлом уроке? (эскиз витража)

Вспоминают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Самоконтроль

К1, К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Откройте свои альбомы, я пройду и посмотрю, какие изображения получились у вас на прошлом уроке.

- Я бы хотела, чтобы свою работу показал (а) …

(2-3 ученика)

- Как вы думаете, удалось ли … создать правильный эскиз витража?

- Какие существуют требования  при создании витража? (не должно быть крупных элементов, изображение должно занимать большую часть листа)

- Как ты считаешь, что следует изменить в твоей работе, чтобы приступить к работе в цвете, что нужно доработать? (разбить  крупные элементы на более мелкие, увеличить размер изображения)

Воспринимают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Самоконтроль

К1

К2
Пр2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Я предлагаю посмотреть рассмотреть примеры витражей. Обратите, пожалуйста, внимание на цветовые сочетания, размер элементов (частей).

(18-25 слайды)

- Я предлагаю вам составить изображение витража из отдельных элементов

(на доске разбросаны элементы, двум ученикам необходимо собрать из них изображение витража)

Самоконтроль

Р1
Пр1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Посмотрите на свои работы и подумайте, какие цветовые сочетания вы будете использовать?

- Витраж – это изображение, которое основано на контрастных сочетаниях цветов и оттенков: красный и синий, жёлтый и зелёный.

- В работе можно использовать не только краски гуашь, но и цветную бумагу.

- Я вам хочу напомнить, что у настоящего витража должен быть металлический каркас чёрного цвета, Это металлическая проволочная сетка, которая одновременно является рисунком изображения, его очертаниями, которые и заполняются цветными вставками. Не забудьте его прорисовать.

- Приступаем к работе в цвете.

Самоконтроль, взаимоконтроль

П1,П2,

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Учащиеся работают над изобразительной задачей с опорой на зрительный ряд и собственные образные представления.

Целевые обходы учителя:

1. Контроль организации рабочего места.

2. Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

3. Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Выполняют работу

Л1

К1

Р2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- О каком историческом периоде мы говорили на уроке? (средневековье) соборах мы сегодня говорили? (о готических соборах)

- Какие особенности расположения средневековых городов вы можете назвать? (города возникали вокруг замков аристократов, как правило, по берегам крупных рек, вокруг стен огорода обычно устраивали сады и огороды, принадлежащие горожанам)

- Какие виды ремёсел возникли в Европе X столетия? (добыча и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело, ювелирное искусство, усовершенствовалась обработка кожи, начали применять гончарный круг, развивалось мельничное дело, строительное, стеклодувное и многие другие)

- По каким признакам можно было узнать, кто живет в том или ином доме? (эмблемы)

- Что вы можете сказать об одежде жителя средневековья?

- Как по цвету одежды можно было узнать, из зажиточной семьи этот человек или из бедной? (одежда богатых людей была разноцветной, украшалась замечательными вышивками, а бедняки не имели права одеваться ярко)

- Как называется главное окно собора? (роза готического собора – большое круглое окно с ажурным переплётом на фасаде собора, расположенное высоко над входом)

- Что вы сегодня изображали? (витраж)

- Что такое витраж? (это цветные стекла, заполнившие пространство окна)

- Из чего делались витражи? (из цветных стёкол)

- Какие существуют требования  при создании витража? (не должно быть крупных элементов, изображение должно занимать большую часть листа)

- Продемонстрируйте результат своей работы.

- Какая из представленных работ могла бы стать украшением готического собора?

Критерии оценки:

1. Соответствие работы общей тематики урока, соблюдение алгоритма изображения.

2. Выразительность: подбор цветовых сочетаний и оттенков.

3. Композиционная целостность.

4. Завершённость работы.

- Спасибо за работу на уроке, до свидания. Уберите свои рабочие места.

Анализируют результат продуктивной деятельности, высказывают оценочные суждения

Самоанализ

Взаимопроверка

Пр3

Л2




                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. 4 класс Неменский

Конспект урока и презентация на тему: "Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура."по программе Б. Неменского 4 класс...

Методическая разработка по программе Б. М. Неменского «Каждый народ художник», 4 класс, раздел «Европейские города средневековья».Тама урока: «Витражи в готических соборах»,

Следующий урок из цикла "Витражи" раскрывает тему через исторический готический витраж. Эпоха средневековой готики явилась эпохой расцвета витражного искусства.Презентация - исторический экс...

Тема: "Европейские города средневековья" (4 класс)

Конспект по изобразительному искусству. Тема: "Европейские города средневековья" (4 класс)...

Технологическая карта урока ИЗО "Европейские города Средневековья. Образ средневекового жителя" (УМК Перспектива, 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования представлений об образе средневекового жителя  Европы; создание условий для проявления познавательной активности в процессе...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 4 класс, тема: "Европейские города Средневековья"

Цель урока: формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.Задачи урока:Дидактические:Сформировать пре...

Тема: «Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура»

Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с образом готических городов средневековой Европы. Выполнение творческой работы в парах «Готический собор».Задачи:Образовательна...

Технологическая карта урока ИЗО по теме: "Европейские города Средневековья" (УМК: "Школа России" 4 класс)

Цель:формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.Планируемые результаты:Предметные:1. Расширят пред...