Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. 4 класс Неменский
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Ильенко Елена Владимировна

Конспект урока и презентация на тему: "Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура."

по программе Б. Неменского 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotika.doc46.5 КБ
Office presentation icon gotika.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.

Задачи: дать представление об образе готических городов западной средневековой Европы.

Образовательные: 

  1. Познакомить с образом и декором готических соборов.

Развивающие: 

  1. Развивать  память, внимание, учащихся; кругозор детей.
  2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
  3. Продолжить работы над развитием образного, эмоционального восприятия.
  4. Продолжить развитие творческих способностей, композиционного мышления.
  5. Продолжить работу над развитием навыка конструирования.

Воспитательная: 

  1. Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.
  2. воспитывать интерес к архитектуре средневековья.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

Для учителя: 

  1. компьютер
  2. проектор
  3. экран
  4. указка
  5. фотографии соборов, рисунки соборов.

Для учеников: 

  1. краски гуашь,
  2. пастель
  3. лист А3
  4. карандаш, ластик
  5. вода
  6. ножницы

Структура урока:

1. Орг.момент.

2. Осн. часть:

3. Практическая работа.

4. Итог урока.

ХОД УРОКА

  1. Орг. Момент.
  2. Основная часть.

Постановка цели урока.

        Сегодня и мы с вами познакомимся с искусством и архитектурой Средневекового города Западной Европы.

Объяснение нового материала.

        Отправляемся на 700 лет назад в Европу. СЛАД 1 В это время по всей Западной Европе стали вырастать города. Они вырастали на перекрестках дорог, на берегах судоходных рек, там где было удобно устраивать ярмарки. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые закрывались каждую ночь. Днем же город был открыт для торговли. СЛАД 2

        Ширина улиц средневекового города сильно варьировалась. Наиболее широкая улица 7-8 метров, а меленькие не более 2 метров или метр. Одна из улиц Брюсселя «Улица одного человека», т.к. двое не могли тут разойтись. Уличное движение составляли пешеходы, животные и повозки.

        Тесно прижатые друг к другу дома с двускатными крышами образовывали сплошные стены из узких улочек. Каждый старался построить свой дом по-своему.. самые красивые и богатые постройки выходили на центральную площадь.. здесь возвышался громадный собор, который мог вместить всех жителей.

         По сравнению с современным городом население средневекового было немногочисленным. Лишь немногие города, такие как Лондон и Париж, насчитывали несколько десятков жителей. СЛАД 3

        Первоначально единственным общественным сооружением в городе был собор. Вокруг него размещались лавки ремесленников и торговцев. Соборная колокольня определяла городское время, а ее тревожный звон возвещал о бедствии, пожаре, эпидемии. СЛАД 4

        Готические соборы возводили из камня. Но каменная стена как бы исчезла, от нее остался только каркас – столбы с опорами и арками. Стена превратилась в ажурные каменные конструкции, словно преодолев земное притяжение, устремилась у небу. СЛАД 5

        СЛАД 6  Готический собор строился не на холме и не на утесе ( как на Руси). Это храм для городской жизни. Он вырос своими величавыми башнями и острым шпилем среди тесных и кривых улочек. В нижней части его фас ада, обращенного на площадь, расположены порталы – входы. Это неглубокие стрельчатые арки со скульптурами святых.

СЛАД 7  Соборы были украшены витражами. Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство окна.  Сюжетами были картины из Библии или сцены событий из жизни людей.  Витражи пропускали разноцветные лучи и  наполняли воздух прозрачной красочностью ожившей сказки.

СЛАД 8 Особое значение имел витраж – готическая роза. Это большое окно с ажурным переплетом на фасаде собора, высоко над входом.

СЛАД 9,10 В те времена скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей.

СЛАД 11 На этом слайде вы видите убранство Готического Собора во Флоренции (Италия). Вы можете заметить, что на стенах в сравнении с русской церковью чего-то не хватает? (икон) а вот свечи так же ставят, хотя  чуть иначе. А что же заменило иконы? (Скульптура)

СЛАД 12 Перед вами купол храма он также расписан фресками, как и русский.

СЛАД 13, 14 Вы видим готический храм в разрезе. Вид сверху похож на русский храм, а вот  основная конструкция различна. Основной принцип работы конструкции таков: свод  не опирается на стены, давление свода передают на арки и на колонны. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Стрельчатые арки становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь. Часто на месте опоры ставили остроконечные шпили башенки.

СЛАД 15  рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, рыцари, священники, ученые и мастера – люди разных профессий и занятий – одевались по-разному. Одежда богатых была разноцветной и украшалась вышивками. Бедняки не имели права одеваться ярко.  По костюму, его цвету и украшениям можно было сразу сказать, кто этот человек, чем занимается. В готическом костюме, как и в архитектуре преобладали вертикальные линии, подчеркивалась устремленность вверх, способность жить земной жизнью, но иметь в душе мир духовный.  Костюм предавал человеку волшебный облик.  Не случайно волшебников рисуют как персонажей этой эпохи.

Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в юбки с огромными шлейфами. Верх одежды был очень узким, это удлиняло фигуру и делало ее тоньше. Обувь шили из цветной кожи, носок был заострен и удлинен. Острые головные уборы представляли единообразие с заостренными башнями и шпилями соборов.

3.   Практическая работа.

Конструирование и расписывание средневекового готического собора.

Сконструируем силуэт средневекового собора. Сложим лист расположенный вертикально пополам, а потом еще раз пополам.  Когда развернем лист окажется поделен на 4 части вертикальными линиями.  Сложите боковые четвертинки еще раз пополам по вертикали.

На месте двух центральных половинок будет располагаться крыша собора.  Она может быть разной формы.

Справа и слева от крыши расположатся башни. Выберете подходящую форму для них.

Осталось вырезать силуэт собора.

Выполним набросок украшений нашего собора. Это обязательно : портал, готическая роза, окна с витражами.  Остальной декор составят линии и арки.  

Закрасим собор одной или двумя цветами, если хотите сделать шпили другого цвета. Лучше выбрать светлые тона: серый, голубой, охру.

На следующем уроке мы украсим высохшие соборы витражами, а так же прорисуем узоры пастелью или фломастерами.

4.  Подведение итогов.

Как выглядел средневековый европейский город ( это крепость, которая закрывается на ночь, а днем на центральной площади возле собора идет активная торговля)

-В чем отличие готического города от русского? ( На Руси храм расположен на холме, а здесь  в городе)

- Что есть общего? ( города обносились стеной, крепостью)

_ приведите примеры соответствия архитектуры и одежды. Остроносые головные уборы и обувь – единообразие  с заостренными шпилями соборов).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анимированный кроссворд "Средневековая Европа"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3762731","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Методические рекомендации по разгадыванию анимирова...

конспект к уроку "Средневековые готические костюмы.Ремесленные цеха." ИЗО, 4 класс.

На уроке мы будем изображать средневековых людей для нашего большого панно, чтобы убедительно изобразить людей средневековья. Мы должны узнать, как одевались люди в те далекие времена.Мужчины но...

Средневековая Европа

Учащиеся познакомятся с традициями и архитектурой Средневековой Европой...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Образ и костюм человека эпохи Средневековья» и мультимедийная презентация) 4 класс

дисциплина:  изобразительное искусство Тема урока:     «Образ и костюм человека  эпохи Средневековья» ....

Средневековая Европа

Наглядный материал к уроку окружающего мира в 4 классе...

Презентация "Замки в средневековой Европе"

Презентация "Замки в средневековой Европе"...

Тема: «Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура»

Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с образом готических городов средневековой Европы. Выполнение творческой работы в парах «Готический собор».Задачи:Образовательна...