Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. 4 класс Неменский
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Конспект урока и презентация на тему: "Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура."
по программе Б. Неменского 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotika.doc | 46.5 КБ |
gotika.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.
Задачи: дать представление об образе готических городов западной средневековой Европы.
Образовательные:
- Познакомить с образом и декором готических соборов.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей.
- Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.
- Продолжить работы над развитием образного, эмоционального восприятия.
- Продолжить развитие творческих способностей, композиционного мышления.
- Продолжить работу над развитием навыка конструирования.
Воспитательная:
- Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.
- воспитывать интерес к архитектуре средневековья.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
Для учителя:
- компьютер
- проектор
- экран
- указка
- фотографии соборов, рисунки соборов.
Для учеников:
- краски гуашь,
- пастель
- лист А3
- карандаш, ластик
- вода
- ножницы
Структура урока:
1. Орг.момент.
2. Осн. часть:
3. Практическая работа.
4. Итог урока.
ХОД УРОКА
- Орг. Момент.
- Основная часть.
Постановка цели урока.
Сегодня и мы с вами познакомимся с искусством и архитектурой Средневекового города Западной Европы.
Объяснение нового материала.
Отправляемся на 700 лет назад в Европу. СЛАД 1 В это время по всей Западной Европе стали вырастать города. Они вырастали на перекрестках дорог, на берегах судоходных рек, там где было удобно устраивать ярмарки. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые закрывались каждую ночь. Днем же город был открыт для торговли. СЛАД 2
Ширина улиц средневекового города сильно варьировалась. Наиболее широкая улица 7-8 метров, а меленькие не более 2 метров или метр. Одна из улиц Брюсселя «Улица одного человека», т.к. двое не могли тут разойтись. Уличное движение составляли пешеходы, животные и повозки.
Тесно прижатые друг к другу дома с двускатными крышами образовывали сплошные стены из узких улочек. Каждый старался построить свой дом по-своему.. самые красивые и богатые постройки выходили на центральную площадь.. здесь возвышался громадный собор, который мог вместить всех жителей.
По сравнению с современным городом население средневекового было немногочисленным. Лишь немногие города, такие как Лондон и Париж, насчитывали несколько десятков жителей. СЛАД 3
Первоначально единственным общественным сооружением в городе был собор. Вокруг него размещались лавки ремесленников и торговцев. Соборная колокольня определяла городское время, а ее тревожный звон возвещал о бедствии, пожаре, эпидемии. СЛАД 4
Готические соборы возводили из камня. Но каменная стена как бы исчезла, от нее остался только каркас – столбы с опорами и арками. Стена превратилась в ажурные каменные конструкции, словно преодолев земное притяжение, устремилась у небу. СЛАД 5
СЛАД 6 Готический собор строился не на холме и не на утесе ( как на Руси). Это храм для городской жизни. Он вырос своими величавыми башнями и острым шпилем среди тесных и кривых улочек. В нижней части его фас ада, обращенного на площадь, расположены порталы – входы. Это неглубокие стрельчатые арки со скульптурами святых.
СЛАД 7 Соборы были украшены витражами. Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство окна. Сюжетами были картины из Библии или сцены событий из жизни людей. Витражи пропускали разноцветные лучи и наполняли воздух прозрачной красочностью ожившей сказки.
СЛАД 8 Особое значение имел витраж – готическая роза. Это большое окно с ажурным переплетом на фасаде собора, высоко над входом.
СЛАД 9,10 В те времена скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей.
СЛАД 11 На этом слайде вы видите убранство Готического Собора во Флоренции (Италия). Вы можете заметить, что на стенах в сравнении с русской церковью чего-то не хватает? (икон) а вот свечи так же ставят, хотя чуть иначе. А что же заменило иконы? (Скульптура)
СЛАД 12 Перед вами купол храма он также расписан фресками, как и русский.
СЛАД 13, 14 Вы видим готический храм в разрезе. Вид сверху похож на русский храм, а вот основная конструкция различна. Основной принцип работы конструкции таков: свод не опирается на стены, давление свода передают на арки и на колонны. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Стрельчатые арки становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь. Часто на месте опоры ставили остроконечные шпили башенки.
СЛАД 15 рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, рыцари, священники, ученые и мастера – люди разных профессий и занятий – одевались по-разному. Одежда богатых была разноцветной и украшалась вышивками. Бедняки не имели права одеваться ярко. По костюму, его цвету и украшениям можно было сразу сказать, кто этот человек, чем занимается. В готическом костюме, как и в архитектуре преобладали вертикальные линии, подчеркивалась устремленность вверх, способность жить земной жизнью, но иметь в душе мир духовный. Костюм предавал человеку волшебный облик. Не случайно волшебников рисуют как персонажей этой эпохи.
Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в юбки с огромными шлейфами. Верх одежды был очень узким, это удлиняло фигуру и делало ее тоньше. Обувь шили из цветной кожи, носок был заострен и удлинен. Острые головные уборы представляли единообразие с заостренными башнями и шпилями соборов.
3. Практическая работа.
Конструирование и расписывание средневекового готического собора.
Сконструируем силуэт средневекового собора. Сложим лист расположенный вертикально пополам, а потом еще раз пополам. Когда развернем лист окажется поделен на 4 части вертикальными линиями. Сложите боковые четвертинки еще раз пополам по вертикали.
На месте двух центральных половинок будет располагаться крыша собора. Она может быть разной формы.
Справа и слева от крыши расположатся башни. Выберете подходящую форму для них.
Осталось вырезать силуэт собора.
Выполним набросок украшений нашего собора. Это обязательно : портал, готическая роза, окна с витражами. Остальной декор составят линии и арки.
Закрасим собор одной или двумя цветами, если хотите сделать шпили другого цвета. Лучше выбрать светлые тона: серый, голубой, охру.
На следующем уроке мы украсим высохшие соборы витражами, а так же прорисуем узоры пастелью или фломастерами.
4. Подведение итогов.
Как выглядел средневековый европейский город ( это крепость, которая закрывается на ночь, а днем на центральной площади возле собора идет активная торговля)
-В чем отличие готического города от русского? ( На Руси храм расположен на холме, а здесь в городе)
- Что есть общего? ( города обносились стеной, крепостью)
_ приведите примеры соответствия архитектуры и одежды. Остроносые головные уборы и обувь – единообразие с заостренными шпилями соборов).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анимированный кроссворд "Средневековая Европа"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3762731","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Методические рекомендации по разгадыванию анимирова...
конспект к уроку "Средневековые готические костюмы.Ремесленные цеха." ИЗО, 4 класс.
На уроке мы будем изображать средневековых людей для нашего большого панно, чтобы убедительно изобразить людей средневековья. Мы должны узнать, как одевались люди в те далекие времена.Мужчины но...
Средневековая Европа
Учащиеся познакомятся с традициями и архитектурой Средневековой Европой...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Образ и костюм человека эпохи Средневековья» и мультимедийная презентация) 4 класс
дисциплина: изобразительное искусство Тема урока: «Образ и костюм человека эпохи Средневековья» ....
Средневековая Европа
Наглядный материал к уроку окружающего мира в 4 классе...
Презентация "Замки в средневековой Европе"
Презентация "Замки в средневековой Европе"...
Тема: «Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура»
Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с образом готических городов средневековой Европы. Выполнение творческой работы в парах «Готический собор».Задачи:Образовательна...