Методическая разработка по программе Б. М. Неменского «Каждый народ художник», 4 класс, раздел «Европейские города средневековья».Тама урока: «Витражи в готических соборах»,
план-конспект по изобразительному искусству (изо)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_4kl.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Второй урок цикла по теме «Витражи»:
КОНСПЕКТ УРОКА 4 класс.
Тама урока: «Витражи в готических соборах».
Раздел программы Б. М. Неменского: «Каждый народ художник».
Тема по программе Б. М. Неменского: «Европейские города средневековья».
Цели:
Познакомить учащихся:
- С искусством средневековой Европы.
- С понятием стиль в искусстве.
- С готическим стилем средневековой архитектуры.
- С декоративными и композиционными особенностями готических витражей.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство с историческими рамками эпохи средневековья.
- Знакомство с декоративными архитектурными элементами готического стиля.
- Знакомство с искусством витража и витражными техниками средневековой Европы.
- Изучение материалов и техники выполнения витража на пластике.
- Самостоятельное выполнение композиции в готическом стиле в размер тетрадной обложки.
- Знакомство с новыми витражными материалами и техникой.
Развивающие:
- Развитие фантазии, стилизация формы при умении создавать художественный образ;
- Развитие композиционных навыков и воображения.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса.
- Приобретение практических навыков и творческого отношения к работе.
Воспитательные:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
- Пробудить интерес к декоративно прикладному искусству и в частности к витражному искусству.
- Формирование художественной грамотности учащихся при построении орнамента с использованием элементов готического стиля.
- Формирование навыков правильной организации рабочего места и аккуратности.
Объект деятельности: Обложка для тетради по истории (варианты орнаментов с использованием элементов готики).
Оборудование для учителя:
- Презентация «Искусство средневекового витража»
- Мультимедийный проектор, компьютер.
- Образцы витражей.
Оборудование для учащихся:
- Пластиковая обложка для тетради, бумага, карандаш, резинка, краски витражные, витражный контур.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Добрый день друзья, я рада вас видеть!
2. Тема нашего урока «Европейские города средневековья, витражи в готических соборах. Декорирование обложки витражной росписью.»
- «Что такое средневековье?» (варианты ответов учащихся).
Средневековье – название исторической эпохи 12-15век. Это понятие включает исторические процессы происходившие в Европе в этот период: крестовые походы, инквизиция, охота на ведьм, строительство соборов в новом архитектурном стиле – готика.
Архитектурный стиль – сходство в приемах строительства и декорирования сооружений (используемые строительные материалы, конструкции, формы здания, его пропорции, декоративные украшения). Архитектурный стиль соответствует культуре того или иного исторического периода. Так периоду средневековья в Европе (12-15в.) соответствует стиль готики.
Мы уже знаем, что расцвет искусства витража пришелся на период средневековья эпоху рыцарей и готических соборов.
- Почему так произошло?
Новые архитектурные приемы позволили перенести всю тяжесть сводов на внешние стены. Конструкция зданий позволила делать большие окна. Разноцветные стекла витражей создавали особую мистическую атмосферу в храме так характерную для средневековой эпохи.
3. Давайте посмотрим презентацию:
- Введение (слайд 1)
- Беседа (слайд 2)
Мы помним, что витраж – это произведение декоративно-изобразительного искусства орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма...
В начале Средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах встречаются витражи и с реалистическими сюжетами - каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописца по стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежало зодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полном согласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековья придавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцвета витражей. Лучшими в мире считаются французские витражи. Сама форма храма устремленная в высь к небу сформировала характерные стрельчатые проемы окон. Круглый витраж на центральной стене собора получил название готической розы.
Витражами украшались также дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты - исторические, любовные.
Примерно к 1100 году относится трактат германского монаха Теофила, в котором монах подробно описывает процесс создания витражного окна. Сначала стекло варили в специальных печах, используя в роли тиглей керамические горшки. В процессе варки окрашивая стеклянную массу в определенный цвет. Для этого окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий цветовой спектр оттенков. Затем изготавливали плоский стеклянный лист. Готовые стекла нарезали раскаленным железным прутом на фигурные пластинки в соответствии с подготовленным рисунком и раскладывали на деревянной доске с эскизом будущего произведения. Затем стекла в несколько приемов расписывали красками и последовательно обжигали в печи. Готовые детали витража скрепляли между собой свинцовой проволокой, концы которой припаивали друг к другу, и заключали в деревянную, а позже металлическую оконную раму. В результате получался витраж, в котором мозаичный набор фигурных стекол сочетался с росписью деталей красками. Позже такие витражи получили название комбинированных. Такая технология была очень долгой и трудоемкой, но позволила создать настоящие шедевры.
Современные материалы значительно облегчили и упростили творческий процесс. Доступность современных витражных материалов и техник позволит нам использовать их на уроках изобразительного искусства в школе.
Для первого этапа работы мы используем витражный контур. Контур выпускают в тюбиках, он легко выдавливается и наносится по линиям каркаса согласно эскизу.
Современные краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства. Краски имеют жидкую консистенцию, для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для большей прозрачности можно применить бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и краска. Краски устойчивы к выцветанию, работы выполненные ими довольно долговечны. Что очень важно, краски водорасстворимые, нетоксичные и разрешены для использования в детском творчестве.
5. Практическая работа.
Задачи:
- Изучение техники выполнения эскиза витража в заданный размер
- Самостоятельное выполнение декоративной композиции в готическом стиле.
- Декорирование обложки в технике витражной росписи.
Этапы работы:
- Прорисовка эскиза витража с учетом стиля и размера обложки.(карандаш)
- Раскладка композиции по цветам с учетом логики цветопередачи.
- Выполнение контура витража согласно эскизу.
- Заливка витражной краской деталей одного цвета (движемся от центра к краям).
6. Анализ работ (выставка). Оценка за каждую работу может быть выставлена коллективно с классом или учителем в конце урока.
7. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока ИЗО "Каждый народ художник.Пустыня" ( 4 класс)
Конспект открытого урока ИЗО "Каждый народ художник.Пустыня" ( 4 класс) УМК "Школа России"...
Презентация к открытому уроку ИЗО "Каждый народ художник. Пустыня" 4 класс
Презентация к открытому уроку ИЗО "Каждый народ художник. Пустыня" 4 класс ( УМК "Школа России"...
Каждый народ - художник. Страна восходящего солнца.
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме "Страна восходящего солнца" по программе "Школа России"...
Методическая разработка «Адаптированная программа по русскому языку для ученика 2 класса с тяжелыми нарушениями речи»
Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (по заключению ПМПК)...
Каждый народ - художник.
Презентация составлена к уроку изобразительного искусства в 4 классе по программе Неменского Б.М....
Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)
Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...
Методическая разработка «Рабочая программа по родному (русскому) языку для 3 класса
Рабочая программа " Родной (русский) язык 3 класс...