Методическая разработка по программе Б. М. Неменского «Каждый народ художник», 4 класс, раздел «Европейские города средневековья».Тама урока: «Витражи в готических соборах»,
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Столяренко Юлиана Федоровна
Следующий урок из цикла "Витражи" раскрывает тему через исторический готический витраж. Эпоха средневековой готики явилась эпохой расцвета витражного искусства.Презентация - исторический экскурс по готическим соборам дает обобщеное представление о развитии витражного искусства.
Повышение эффективности цикла уроков при помощи современных технологий  еще одна основная задача из новых подходов в обучении. В данном случае, наглядно показан целый блок проектной работы. При помощи разработки презентации в программе Power Pointe зрительно проиллюстрирована вся история витражного искусства. Здесь  же будет показан ход технологического процесса.
Это будет понятный и современный способ демонстрации зрительного ряда
и наглядная демонстрация  выполнения всех этапов работы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_4kl.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Второй урок цикла по теме «Витражи»:

КОНСПЕКТ  УРОКА 4 класс.

Тама урока: «Витражи в готических соборах».

Раздел  программы  Б. М. Неменского: «Каждый народ художник».

Тема  по программе  Б. М. Неменского: «Европейские города средневековья».

Цели:     

Познакомить учащихся:

  • С искусством средневековой Европы.
  • С понятием стиль в искусстве.
  • С готическим стилем средневековой архитектуры.
  • С  декоративными и композиционными особенностями готических витражей.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с историческими рамками эпохи средневековья.
  • Знакомство с декоративными архитектурными  элементами готического стиля.
  • Знакомство с искусством витража и витражными техниками средневековой Европы.
  • Изучение материалов и техники выполнения витража на пластике.
  • Самостоятельное выполнение композиции  в готическом стиле в размер тетрадной обложки.
  • Знакомство с новыми витражными материалами и техникой.

Развивающие:

  • Развитие фантазии, стилизация формы при умении создавать художественный образ;
  • Развитие композиционных навыков и воображения.
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса.
  • Приобретение практических навыков и творческого отношения к работе.

Воспитательные:

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
  • Пробудить интерес к декоративно прикладному искусству и в частности к витражному искусству.
  • Формирование художественной грамотности учащихся при построении орнамента с использованием элементов готического стиля.
  • Формирование навыков правильной организации рабочего места и аккуратности.

Объект деятельности: Обложка для тетради по истории (варианты орнаментов с использованием элементов готики).

Оборудование для учителя:

  • Презентация «Искусство средневекового  витража»
  • Мультимедийный проектор, компьютер.
  • Образцы витражей.

Оборудование для учащихся:

  • Пластиковая обложка для тетради, бумага, карандаш, резинка, краски витражные, витражный контур.

 Ход урока.

 1. Организационный момент.

Добрый день друзья, я рада вас видеть!

2. Тема нашего урока «Европейские города средневековья, витражи в готических соборах. Декорирование обложки витражной росписью.»

- «Что такое средневековье?» (варианты ответов учащихся).

Средневековье – название исторической эпохи 12-15век. Это понятие включает исторические процессы происходившие в Европе в этот период: крестовые походы, инквизиция, охота на ведьм, строительство соборов в новом архитектурном стиле – готика.

Архитектурный стиль – сходство в приемах строительства и декорирования сооружений  (используемые строительные материалы, конструкции, формы здания, его пропорции, декоративные украшения). Архитектурный стиль соответствует культуре того или иного исторического периода. Так периоду средневековья в Европе (12-15в.) соответствует стиль готики.

Мы уже знаем, что расцвет искусства витража пришелся на период средневековья эпоху рыцарей и готических соборов.

- Почему так произошло?

Новые архитектурные приемы позволили перенести всю тяжесть сводов на внешние стены. Конструкция зданий позволила делать большие окна. Разноцветные стекла витражей создавали особую мистическую атмосферу в храме так характерную для средневековой эпохи.

3. Давайте посмотрим презентацию:

  • Введение (слайд 1)
  • Беседа (слайд 2)

Мы помним, что витраж  – это произведение декоративно-изобразительного искусства орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма...

В начале Средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах встречаются витражи и с реалистическими сюжетами - каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописца по стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежало зодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полном согласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековья придавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцвета витражей. Лучшими в мире считаются французские витражи. Сама форма храма устремленная в высь к небу сформировала характерные стрельчатые проемы окон. Круглый витраж на центральной стене собора получил название готической розы.

Витражами украшались также дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты - исторические, любовные.

Примерно к 1100 году относится трактат германского монаха Теофила, в котором монах  подробно описывает процесс создания витражного окна. Сначала стекло варили в специальных печах, используя в роли тиглей керамические горшки. В  процессе варки окрашивая стеклянную массу в определенный цвет. Для этого окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий цветовой спектр оттенков. Затем изготавливали плоский стеклянный лист. Готовые стекла нарезали раскаленным железным прутом на фигурные пластинки в соответствии с подготовленным рисунком и раскладывали на деревянной доске с эскизом будущего произведения. Затем стекла в несколько приемов расписывали красками и последовательно обжигали в печи. Готовые детали витража скрепляли между собой свинцовой проволокой, концы которой припаивали друг к другу, и заключали в деревянную, а позже металлическую оконную раму. В результате получался витраж, в котором мозаичный набор фигурных стекол сочетался с росписью деталей красками. Позже такие витражи получили название комбинированных. Такая технология была очень долгой и трудоемкой,  но позволила создать настоящие шедевры.

Современные материалы значительно облегчили и упростили  творческий процесс. Доступность современных витражных материалов и техник позволит нам использовать их на уроках изобразительного искусства в школе.

Для первого этапа работы мы используем витражный контур. Контур выпускают в тюбиках, он легко выдавливается и наносится по линиям каркаса согласно эскизу.

Современные краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства. Краски имеют жидкую консистенцию, для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для большей прозрачности  можно применить бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и краска. Краски устойчивы к выцветанию, работы выполненные ими  довольно долговечны. Что очень важно, краски водорасстворимые,   нетоксичные и разрешены для использования в детском творчестве.

5. Практическая работа.

Задачи:

  • Изучение техники выполнения эскиза витража в заданный размер
  • Самостоятельное выполнение  декоративной композиции в готическом стиле. 
  • Декорирование обложки в технике витражной росписи.

Этапы работы:

-  Прорисовка эскиза витража с учетом стиля и  размера обложки.(карандаш)

-  Раскладка композиции по цветам с учетом логики цветопередачи.

-  Выполнение контура витража согласно эскизу.

-  Заливка витражной краской деталей одного цвета (движемся от центра к краям).

6. Анализ работ (выставка). Оценка за каждую работу может быть выставлена коллективно с классом или  учителем в конце урока.

7. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока ИЗО "Каждый народ художник.Пустыня" ( 4 класс)

Конспект открытого урока ИЗО "Каждый народ художник.Пустыня" ( 4 класс) УМК "Школа России"...

Презентация к открытому уроку ИЗО "Каждый народ художник. Пустыня" 4 класс

Презентация к открытому уроку ИЗО "Каждый народ художник. Пустыня" 4 класс ( УМК "Школа России"...

Каждый народ - художник. Страна восходящего солнца.

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме "Страна восходящего солнца" по программе "Школа России"...

Методическая разработка «Адаптированная программа по русскому языку для ученика 2 класса с тяжелыми нарушениями речи»

Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (по заключению ПМПК)...

Каждый народ - художник.

Презентация составлена к уроку изобразительного искусства в 4 классе  по  программе Неменского Б.М....

Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)

Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...