Тема: "Европейские города средневековья" (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект по изобразительному искусству. Тема: "Европейские города средневековья" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evropeyskie_goroda_srednevekovya_4_klass.docx574.78 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 01.04.2021

База практики: Трубчевская СОШ №1

Класс: 4

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: ИЗО

Тема: Европейские города средневековья

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: создать условия для знакомства учащихся с образом жизни, ремеслами и постройками  средневекового города.
Деятельностная: выполнить эскиз витража с опорой на зрительный ряд и собственные представления.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с внешним видом городских построек, образами готических храмов и изучить специфику их оформления;

2. Познакомить с терминами «средневековье», «готика», «витраж», «средневековый город»;

3. Формировать умение выполнять изобразительную работу по плану;

4. Совершенствовать графические приемы работы при построении орнаментальной композиции.

Развивающие:

1. Развивать индивидуальные творческие способности, чувствопрекрасного;

2. Развивать художественное видение окружающего мира.

Воспитательные:

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;

2. Воспитывать толерантность, уважение к традициям народов мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

2. Умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;

3. Умение решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Метапредметные

Регулятивные:

1. Умение принимать и сохранять учебную задачу;

2. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

1. Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

2. Умениеосуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве;

3. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

1. Умение формулировать собственное мнение и позицию;

2. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

3. Умение задавать вопросы.

Личностные:

1. Умение чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Оборудование:        
Для учителя: презентационный материал, иллюстративный материал.

Для учащихся: альбом, простой карандаш.

План урока:

  1. Этап мотивации –3 мин
  1.  Приветствие
  2.  Эмоциональный настрой
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин
  2. Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин
  3. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин
  4. Этап реализация построенного проекта – 5 мин
  5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
  6. Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин

        

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1.  Приветствие

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Екатерина Витальевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

1.2. Эмоциональный настрой

- Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!

- Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки.

- Давайте мы не будем тратить время зря, и приступим все к работе.

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и творческих успехов!

Приветствуют учителя, садятся


Самоанализ
самоконтроль
взаимоконтроль

Л1

Л2

Р2

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- О культуре и искусстве, какой страны мира вы узнали много нового на последнем уроке? (о Древней Греции)

- Как сами жители Древней Греции называли свою страну? (Эллада)

- Какие достижения Эллады люди используют до сих пор? (водяные мельницы, будильник, одометр, карта)

- Сейчас вы услышите стихотворение-загадку. В этом стихотворение вам встретятся две строчки, в конце которых надо хором произнести название страны.

В стране нас встречают Афин колоннады.

Какое название носит имя? (Эллада)

Прекрасны в стране чистых рек водопады,

И вьются по веткам лозы винограда.

Прекрасна жара когда, солнце отрада,

Прекрасны вечерние мир и прохлада.

Придумана здесь была Олимпиада,

Где каждый сильнейший достоин наград,

Здесь нам салютует корабль канонадой,

На нём аргонавтов мы видим бригаду.

В театры все греки шагают отрядом,

Чтоб лично увидеть богов на эстрадах.

Представить себе вам все это бы надо,

Тогда будет вечно пред вами (Эллада)

- Теперь мы перенесёмся на несколько веков вперёд, в эпоху, которая называется Средневековьем, или в Средние века. Повторите это новое для вас слово «Средневековье» и запомните его.

Вспоминают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Самоконтроль

К1,К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- В каком веке мы живем?

- Сегодня мы с вами всего на один школьный урок перенесемся в X в., в Европу, где начинают возникать первые города. Особенности архитектуры этого времени, жизнь горожан, их одежда, жилища, искусство, праздники и традиции станут темой для вашей работы на двух ближайших уроках.

- Итак, Европа X столетия. Как раз в это время здесь начинается возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров новой культуры и искусства. (3 слайд)

- Какие важные изменения произошли в это время в Европе, что породило создание городов? Оказывается, возникло большое количество разнообразных ремесел. Это, например, добыча и обработка металлов, прежде всего кузнечное (4 слайд) и оружейное дело, (5 слайд ) ювелирное искусство.

- Разнообразнее стала выделка тканей от плотного сукна для военных нужд и для мешков с продуктами до тонких дорогих материй для богатых горожан, для балов и развлечений.

- Благодаря появлению большого числа модников (6-7 слайд) усовершенствовалась обработка кожи, (8 слайд) из которой стали шить одежду и обувь, делать мебель и другие хозяйственные предметы.

- Расширилось производство глиняных изделий, начали применять гончарный круг. (9 слайд)

- А еще развивалось мельничное дело, (10 слайд) строительное, (11 слайд) стеклодувное (12 слайд) и многие другие.

- Какие виды ремесел развивались в Европе X в.? (добыча и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело, ювелирное искусство, усовершенствовалась обработка кожи, еще развивалось мельничное дело, строительное, стеклодувное)

- Людям нужны были города с большими рынками, где мастера могли бы продавать свои изделия, а сами ремесленники получали бы заказы на свою продукцию. Поэтому появление городов стало новым и важным явлением в развитии человечества. Города, в свою очередь, породили новую архитектуру, новую моду, появились новые праздники и традиции.

(13-14 слайд) Центральным местом в городе была рыночная площадь, неподалёку от которой располагался главный городской собор.

Размеры европейских городов были весьма невелики,как правило, в городах насчитывалось всего 1-5 тыс. жителей, т.е. столько, сколько людей живёт сейчас в 4-5 современные 10- этажных домах.

- Наибольшая часть зданий в средневековых городах была деревянной,

(15 слайд) и, в отличие от русских городов, дома вплотную примыкали друг к другу. Улицы делали очень узкими, а верхние этажи домов нередко строили так, что они выдавались в виде выступов над нижними и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Из-за этого узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца.

Воспринимают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Самоконтроль

К1

К2
Пр2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Сегодня вы познакомитесь с новым архитектурным направлением, узнаете, как украшались средневековые соборы, и сами попробуете выполнить такое украшение.

- В  центре средневекового  собора обычно возводился  самый большой собор.

- Откройте учебник на с. 127-128, прочитайте описание внешнего вида средневекового собора («постройка большого собора…»)

(16 слайд) Готика - архитектурный стиль, характеризующий остроконечными сводами в сочетании с ажуром, статуями и витражами.

- На 129 стр. изображён готический собор.

(читают до слов «…со скульптурами святых»)

-Какойвид художественного мастерства называется витражом?

(17-21 слайды) Витраж - узорные стеклянные окна или украшения  на стенах, предметах мебели и быта.

- Из чего делались витражи? (из стёкол цветных)

- Рассмотрите на с.131 примеры витражей. Опишите приведённые узоры.

Самоконтроль

Р1
Пр1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Началом изготовления витража является его контур, или, как его называют специалисты, профиль. Это металлическая проволочная сетка, которая одновременно является рисунком изображения, его очертаниями, которые и заполняются цветными вставками.

- Какие материалы вам понадобятся для создания профиля и для заполнения его ячеек-самого витража? (карандаш, бумага)

- Какой изобразительный материал из тех, что есть у вас, подойдёт для изготовления профиля для витража? (карандаш)

- Какой материал понадобится для заполнения ячеек профиля? (гуашь, кисть).

- Работу в цвете мы будем выполнять на следующем уроке.

- На слайде представлены примеры рамок для различных окон. Обратите своё внимание, вы можете выбрать из представленных рамок, а можете придумать свою форму для витража. (22 слайд)

- Только перед началом выполнения работы вам следует определиться с изображением, котороестанет основой витража.

- Это может быть простейший рисунок одного предмета, например листок дерева, цветок, рыбка или композиция из нескольких элементов-декоративный орнамент, пейзаж. Даже целый рисунок подводного мира, изображение животного, нескольких птиц и т.д. Темой для рисунка также могут стать и сказочные персонажи.

- Для того чтобы более четко представить себе будущее изображение, сделайте его эскиз на листке бумаги. Получится своего рода черновик будущего витража. Этот эскиз может быть по размеру поменьше, чем тот, который будет выполняться «начисто».

- На эскизе вам следует прорисовать все детали и места соединения элементов разных цветов. При этом следует придерживаться одного правила: в витраже не должно быть очень крупных составных частей.

Самоконтроль, взаимоконтроль

П1,П2,

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Учащиеся работают над изобразительной задачей с опорой на зрительный ряд и собственные образные представления.

Целевые обходы учителя:

1. Контроль организации рабочего места.

2. Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

3. Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Выполняют работу

Л1

К1

Р2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- О каких соборах мы сегодня говорили? (о готических соборах)

- Что было вместо стен в соборе?

- Как называется главное окно собора?

- Что вы сегодня изображали? (витраж)

- Что такое витраж? (это цветные стекла, заполнившие пространство окна)

- Можно ли в нашем городе увидеть витраж?

- Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо за работу на уроке, до свидания. Уберите свои рабочие места.

Анализируют результат

Самоанализ

Взаимопроверка

Пр3

Л2





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. 4 класс Неменский

Конспект урока и презентация на тему: "Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура."по программе Б. Неменского 4 класс...

Методическая разработка по программе Б. М. Неменского «Каждый народ художник», 4 класс, раздел «Европейские города средневековья».Тама урока: «Витражи в готических соборах»,

Следующий урок из цикла "Витражи" раскрывает тему через исторический готический витраж. Эпоха средневековой готики явилась эпохой расцвета витражного искусства.Презентация - исторический экс...

Тема: "Европейские города Средневековья (окончание темы)" 4 класс

Конспект по изобразительному искусству. Тема: "Европейские города Средневековья (окончание темы)"  4 класс...

Технологическая карта урока ИЗО "Европейские города Средневековья. Образ средневекового жителя" (УМК Перспектива, 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования представлений об образе средневекового жителя  Европы; создание условий для проявления познавательной активности в процессе...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 4 класс, тема: "Европейские города Средневековья"

Цель урока: формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.Задачи урока:Дидактические:Сформировать пре...

Тема: «Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура»

Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с образом готических городов средневековой Европы. Выполнение творческой работы в парах «Готический собор».Задачи:Образовательна...

Технологическая карта урока ИЗО по теме: "Европейские города Средневековья" (УМК: "Школа России" 4 класс)

Цель:формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.Планируемые результаты:Предметные:1. Расширят пред...