Конспект урока ИЗО (к учебнику под редакцией Т.Я.Шпикаловой)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2, 4 класс)

Соглаева Елена Валентиновна

Конспект урока ИЗО для класса-комплекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2-4.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: КОСМИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ.

2 класс

ТЕМА УРОКА: ВОДА – ЖИЗНЬ.

4 класс

Педагогические цели: способствовать формированию представления о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух), расширению словарного запаса учащихся (планета, полет космический, космос, Вселенная, Солнечная система); создать условия для активизации творческого воображения детей, поощрения свободного выбора учащимися художественно-графических приемов.

Педагогические цели: расширят свои представления о плакате как об одном из видов графического искусства, особенностях цветового и композиционного решения плаката. Узнают приемы написания слов для плаката. Закрепят графические навыки в написании текста, навыки работы над композицией плаката по экологической тематике, используя разнообразные материалы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере – понимают значение искусства в жизни человека и общества; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; 

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально оценивают шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); овладевают художественным (эстетическим) вкусом; 

в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

 в эстетической деятельности – проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства;

 в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные: проявляют художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства; проявляют способность к художественному познанию мира; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

в познавательной сфере общеучебные – умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях плакатного искусства; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о плакате, средствах выразительности плаката.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи.

Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе.

 Метапредметные: проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно используют язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают художественной интуицией и памятью.

Тип урока: получение новых знаний (урок-образ).

Тип урока: закрепление полученных знаний и выработка умений

Форма урока: урок-путешествие.

Форма урока: урок-путешествие

Вид занятия: рисование по представлению.

Вид занятия: рисование по представлению.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.

Методы и формы обучения: практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: планета, атмосфера, полет космический, космос, Вселенная, Солнечная система

Основные понятия и термины: плакат, коллаж, фотомонтаж.

Оборудование: акварель, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, губка.

Оборудование: акварель, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, карандаши цветные, ножницы, клей.

Образовательные ресурсы:

1. Презентация «Космические фантазии».

Ход урока

2 класс

4 класс

I. Мотивирование   учебной деятельности (организационный момент).

1. Приветствие.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости. Поприветствуйте их.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

- Проверим, все ли готовы к уроку. Для этого отгадаем загадки.

Вдруг на нём в конце урока

Появились волны, море,

Пять медуз, два осьминога,

Лодка в голубом просторе.

А с утра был бел и чист

Ваш "мольберт" - альбомный... (лист)

Мою кисточку в воде.

А вода налита где?

Знает каждый первоклашка,

Что в стакан-... («непроливашку»)

Стройная девчушка

С головой лохматой

Купается в речушке,

И — прыг на берег-ватман! (кисточка)

Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит... (акварель и гуашь)

Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник - ... (карандаш)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю–
Где была пустота,

Там, глядишь, -красота!  (карандаши цветные)

Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

Пригодится... (ластик)

- У каждого на столе должна быть салфетка, губка, палитра.

- У учеников 4 класса клей и ножницы. Вспомните правила безопасной работы с ножницами.

(Лежат справа, кольцами к себе. Во время работы нельзя отвлекаться и поворачиваться, ходить по классу.)

II. Постановка учебной задачи.

СЛАЙД 1 На доске надпись   ПУТЕШЕСТВИЕ В _______

- Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие. А вот куда, вы должны догадаться сами, отгадайте мою загадку.

Состоит из точек свет,

Полна горница планет.

Там все знаки зодиака –

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью, и днём,

Туда смотрит астроном.

                        (Космос.)

  СЛАЙД 2  (После отгадывания появляется слово КОСМОС )  

- На чём же мы полетим? Ну, конечно, на космическом корабле!       

СЛАЙД 3 (Космический корабль.)

1. Беседа.

- Кто знает, что такое космос?

 «Космос» в переводе с древнегреческого означает «мир», «вселенная». Космосом называют обычно всё то, что находится «выше неба» - над землёй. Там, где царит вечный холод и совсем нет воздуха. «Вселенная» - это всё, что существует на Земле и вне её. Очень часто вселенную называют космосом. Можно сказать, что слова космос и вселенная одинаковые по значению.

 - Говорят, кто побывал в космосе, тех тянет туда вновь и вновь! Там- неземные тайны, там всё неведомо. Там такой простор!

- А как вы представляете себе космос? Что мы можем там увидеть?

- Может вы правы. Давайте посмотрим, что же там, в космосе? 

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь! (Звук ракеты)

- Слово космос вызывает у нас ощущение чего-то огромного, бесконечного, не поддающегося нашему сознанию. Космонавты, побывавшие в космосе, представили нашу Землю - нашим домом в космосе. А мы - жители этого дома.   Наш «космический дом» имеет почти 200 «квартир». Их называют странами. Одна из стран – Россия. В городе несколько домов образуют квартал. Есть «кварталы» и в космосе. Один из них называется Солнечной системой. Слово «солнечная» понятно каждому, значит, у Солнца. А вот слово «система» означает, что около Солнца находится не один космический дом, наша Земля, а несколько. Все они расположены в строгом порядке, как дома в городском квартале. Их называют планетами. СЛАЙД 4 (Солнечная система)

- Это наиболее крупные небесные тела. У каждой планеты свое имя: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они-то и составляют вместе с Землей основу Солнечной системы – наш «космический квартал». Как и Земля, планеты не стоят на месте. Каждая из них катится по своей дороге вокруг Солнца. И чем ближе к Солнцу, тем быстрее.

СЛАЙД 5 (Земля)

Распространённое название нашей планеты – Голубая планета. В действительности, как утверждают космонавты, из космоса наша планета выглядит не голубой, синей.

- Как вы думаете, почему? (Насыщенно синий цвет ей придаёт вода, покрывающая 71 % её поверхности.)

- А какой воды больше – солёной или пресной? (В океанах и морях Земли содержится 97 % всей воды на нашей планете, а в реках и озёрах – лишь 3%. Соответственно, солёной воды больше).

- А это значит, что пресную воду нужно беречь!

- Посмотрите, что это рядом с Землёй? Это её естественный спутник – Луна.

Мне кажется, я кого-то вижу. Подлетим поближе. Ой это же Лунатики.

- Слово космос вызывает у нас ощущение чего-то огромного, бесконечного, не поддающегося нашему сознанию. Космонавты, побывавшие в космосе, представили нашу Землю - нашим домом в космосе. А мы - жители этого дома.   Наш «космический дом» имеет почти 200 «квартир». Их называют странами. Одна из стран – Россия. В городе несколько домов образуют квартал. Есть «кварталы» и в космосе. Один из них называется Солнечной системой. Слово «солнечная» понятно каждому, значит, у Солнца. А вот слово «система» означает, что около Солнца находится не один космический дом, наша Земля, а несколько. Все они расположены в строгом порядке, как дома в городском квартале. Их называют планетами. СЛАЙД 4 (Солнечная система)

- Это наиболее крупные небесные тела. У каждой планеты свое имя: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они-то и составляют вместе с Землей основу Солнечной системы – наш «космический квартал». Как и Земля, планеты не стоят на месте. Каждая из них катится по своей дороге вокруг Солнца. И чем ближе к Солнцу, тем быстрее.

СЛАЙД 5 (Земля)

Распространённое название нашей планеты – Голубая планета. В действительности, как утверждают космонавты, из космоса наша планета выглядит не голубой, синей.

- Как вы думаете, почему? (Насыщенно синий цвет ей придаёт вода, покрывающая 71 % её поверхности.)

- А какой воды больше – солёной или пресной? (В океанах и морях Земли содержится 97 % всей воды на нашей планете, а в реках и озёрах – лишь 3%. Соответственно, солёной воды больше).

- А это значит, что пресную воду нужно беречь!

- Посмотрите, что это рядом с Землёй? Это её естественный спутник – Луна.

Мне кажется, я кого-то вижу. Подлетим поближе. Ой это же Лунатики.

III. Физкультминутка.

Давайте отдохнём. И повеселимся.

Пять лунатиков спали на Луне.

Пять лунатиков ворочались во сне.

Один лунатик упал во сне,

Четыре лунатика осталось на Луне.

Четыре лунатика спали на Луне…

… ноль лунатиков осталось на Луне.

IV.   Усвоение новых знаний и способов действий.

- Кто первым совершил полет в космос?  Когда это было?

СЛАЙД 6 (Ю.А.Гагарин) (Ю.А.Гагарин. 12 апреля 1961 года)

 - В этот день отмечается День космонавтики.

- Кто такие космонавты?

«Космонавт» - тот, кто совершает полёты в космическое пространство.

Находясь в космосе, космонавты работают, они проводят различные исследования и наблюдения.

- Вот и мы с вами отправились в космос с определённой целью. Ученики 2 класса будут космонавтами - художниками. Вы постараетесь передать цветом свои впечатления от космических далей. Ученики 4 класса будут космонавтами - экологами. Вам предстоит выполнить эскиз плаката на тему «Вода – жизнь». А наши гости будут космическими туристами. Они будут наблюдать за красотами космоса и за вашей работой.  

1. Беседа «Космические фантазии».

СЛАЙД 7

Космонавт Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос. Побывав в космическом пространстве, он написал много картин. В его работах много света, огромное количество цветных оттенков! А вот сколько их он увидел в космосе, давайте с вами подсчитаем.

- Я предлагаю вам прочитать его воспоминания, а вы, во время чтения, подчеркнёте названия цветов. Будьте внимательны!!!! (Самостоятельная работа)

Сначала виден серп темно- красного цвета. Затем в быстром темпе наступает просветление и к этим тонам добавляются оранжево-красные и желтые. Начинает формироваться основная гамма цветов космической зари, красные цвета светлеют, появляются голубые и синие оттенки, а затем фиолетовые и темно - фиолетовые, почти черные. Совсем нет зеленых тонов или даже полутонов. Переход от светло - желтых полутонов к светло-голубым проходит через белую краску, которая чередуется со светло - голубым. А затем опять идут голубые тона.

(Космонавты – художники работают самостоятельно)

- Найдите и прикрепите их к палитре.

- Сколько у вас получилось цветов?   (10 цветов)

1. Задание для самостоятельной работы

- Дорогие космонавты - экологи! Сегодня мы продолжим тему экологического плаката, которую начали на предыдущем уроке: «Вода - жизнь».

- Давайте сначала вспомним, что такое плакат? (Воспользуйтесь памяткой) (Самостоятельная работа)

Плакат -один из видов графики, главное назначение которого – реклама, информация, агитация, призыв.
Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

В искусство коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистамифутуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.

- Всё меньше и меньше на нашей планете земля остаётся чистой воды. Над ней нависла угроза загрязнения. Поэтому, глядя на эту острую проблему, мы сегодня и создадим экологический плакат в защиту нашей воды по предварительным эскизам прошлого урока.

Инструктаж по выполнению работы.

1. Мы выполняем плакат на тему «Вода – жизнь». Вы можете изменить или добавить в него какой–то призыв.

2.  Работа в коллаже объединяет фактурой, формой и цветом разные материалы, что-то подчёркивая, что-то дополняя.  Не надо использовать очень много материалов, чтобы не замусорить работу.

3 Подумайте о размещении текста, который должен быть ярким, хорошо читаемым и красиво совмещаться с изображением. Составьте слова из подобранных букв или напишите их маркером. Можно использовать заготовленные тексты, выполненные на компьютере.

4. ПОМНИ!!! Главное - плакат должен быть ярким и привлекательным, должен бросаться в глаза. Он должен агитировать, призывать или предостерегать.

СЛАЙД 8

А теперь рассмотрите космос глазами художников на их полотнах! Обратите внимание, есть ли эти оттенки в работах. (рассматриваем картины на презентации под музыку)

- Вспомните с уроков изображения пейзажа, с чего нам лучше начать выполнение работы? (смочить акварель и лист, добавлять сразу несколько цветов на сырой фон).

 - А теперь, я предлагаю вам посмотреть в иллюминатор, и посмотреть на планеты солнечной системы. Это вам поможет в работе. (просмотр видеофрагмента)

2. Формирование практических умений.

Творческая работа.

- А теперь закройте глазки ладошками, представьте свою работу. Представьте себя летящими среди звёзд. Придумайте свои космические впечатления. Передайте их в цвете. Вытяните руки вверх, потянитесь, как будто вы стараетесь достать звезды. А теперь приступайте к работе! Удачи вам! 

1. Формирование практических умений.

Творческая работа.

(Самостоятельная творческая работа учащихся)

IV. Итог урока. Рефлексия.

В завершении нашего путешествия, мы создали с вами выставку вашего космического пространства «НАША ВСЕЛЕННАЯ».

(Выставка детских работ, выявление ошибок, выставление оценок.)

- Какие новые «космические» слова вы узнали на уроке?

- Сможет ли плакат экологов привлечь наше внимание?

- Пришло время возвращаться. (Звук ракеты)

– Кому было интересно, и кто во всём разобрался, возьмёт золотую звезду.

– Кому было интересно, но что-то осталось непонятным – красную.

– Кому было не совсем интересно и не всё понятно – синюю.

СЛАЙД 9  Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"

Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой Класс: 1 «А» Тема урока: Джанни Родари "Приключение Чиполлино"Система РО Л.В.Занкова

Работа над сказкой развивает интерес к чтению через знакомство со сказкой,  вызывает  у детей положительные эмоции, воображение, фантазию, формируеть навык грамотного, внимательного чтения,...

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова

Работа над рассказом И.Куприна   развивает  воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;, чувственную сферу личности через сужде...

Конспект урока рефлексии по учебнику Л.Г. Петерсон “Математика”, 4 класс, часть III

Внедрение компьютерных технологий обучения требует изменений в технологии работы учителя.  Компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от “вещания” к творчес...

План-конспект урока №2 к учебнику Касаткиной

Сценарий урока "Формулы знакомства" к учебнику Касаткиной (второй урок)...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...