Конспект урока ИЗО (к учебнику под редакцией Т.Я.Шпикаловой)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2, 4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: КОСМИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ. 2 класс | ТЕМА УРОКА: ВОДА – ЖИЗНЬ. 4 класс |
Педагогические цели: способствовать формированию представления о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух), расширению словарного запаса учащихся (планета, полет космический, космос, Вселенная, Солнечная система); создать условия для активизации творческого воображения детей, поощрения свободного выбора учащимися художественно-графических приемов. | Педагогические цели: расширят свои представления о плакате как об одном из видов графического искусства, особенностях цветового и композиционного решения плаката. Узнают приемы написания слов для плаката. Закрепят графические навыки в написании текста, навыки работы над композицией плаката по экологической тематике, используя разнообразные материалы. |
Планируемые результаты обучения: Предметные: в познавательной сфере – понимают значение искусства в жизни человека и общества; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – эмоционально оценивают шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности. Личностные: проявляют художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства; проявляют способность к художественному познанию мира; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. | Планируемые результаты обучения: Предметные: в познавательной сфере общеучебные – умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях плакатного искусства; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о плакате, средствах выразительности плаката. Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе. |
Метапредметные: проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно используют язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают художественной интуицией и памятью. | |
Тип урока: получение новых знаний (урок-образ). | Тип урока: закрепление полученных знаний и выработка умений |
Форма урока: урок-путешествие. | Форма урока: урок-путешествие |
Вид занятия: рисование по представлению. | Вид занятия: рисование по представлению. |
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная. | Методы и формы обучения: практический, творческий; фронтальная, индивидуальная. |
Основные понятия и термины: планета, атмосфера, полет космический, космос, Вселенная, Солнечная система | Основные понятия и термины: плакат, коллаж, фотомонтаж. |
Оборудование: акварель, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, губка. | Оборудование: акварель, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, карандаши цветные, ножницы, клей. |
Образовательные ресурсы: 1. Презентация «Космические фантазии». |
Ход урока
2 класс | 4 класс |
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент). 1. Приветствие. - Сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости. Поприветствуйте их. 2. Проверка готовности учащихся к уроку. - Проверим, все ли готовы к уроку. Для этого отгадаем загадки. Вдруг на нём в конце урока Появились волны, море, Пять медуз, два осьминога, Лодка в голубом просторе. А с утра был бел и чист Ваш "мольберт" - альбомный... (лист) Мою кисточку в воде. А вода налита где? Знает каждый первоклашка, Что в стакан-... («непроливашку») Стройная девчушка С головой лохматой Купается в речушке, И — прыг на берег-ватман! (кисточка) Нанесет она узор Очень трепетный и нежный Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный, Зеленеющий апрель – Всё раскрасит... (акварель и гуашь) Он бывает очень острым И рисует ярко, пестро. Грифелёк со всех сторон Древесиной окружен. Это друг надежный ваш И художник - ... (карандаш) Жмутся в узеньком домишке Там, глядишь, -красота! (карандаши цветные) Вы простым карандашом Нарисуйте школу, дом, А цветным карандашом Свой листок раскрасьте. Чтоб подправить всё потом, Пригодится... (ластик) - У каждого на столе должна быть салфетка, губка, палитра. - У учеников 4 класса клей и ножницы. Вспомните правила безопасной работы с ножницами. (Лежат справа, кольцами к себе. Во время работы нельзя отвлекаться и поворачиваться, ходить по классу.) | |
II. Постановка учебной задачи. СЛАЙД 1 На доске надпись ПУТЕШЕСТВИЕ В _______ - Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие. А вот куда, вы должны догадаться сами, отгадайте мою загадку. Состоит из точек свет, Полна горница планет. Там все знаки зодиака – Водолея, девы, рака. Светятся и ночью, и днём, Туда смотрит астроном. (Космос.) СЛАЙД 2 (После отгадывания появляется слово КОСМОС ) - На чём же мы полетим? Ну, конечно, на космическом корабле! СЛАЙД 3 (Космический корабль.) 1. Беседа. - Кто знает, что такое космос? «Космос» в переводе с древнегреческого означает «мир», «вселенная». Космосом называют обычно всё то, что находится «выше неба» - над землёй. Там, где царит вечный холод и совсем нет воздуха. «Вселенная» - это всё, что существует на Земле и вне её. Очень часто вселенную называют космосом. Можно сказать, что слова космос и вселенная одинаковые по значению. - Говорят, кто побывал в космосе, тех тянет туда вновь и вновь! Там- неземные тайны, там всё неведомо. Там такой простор! - А как вы представляете себе космос? Что мы можем там увидеть? - Может вы правы. Давайте посмотрим, что же там, в космосе? Посмотрите на меня! Ваш экскурсовод сегодня я. Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь! (Звук ракеты) | |
- Слово космос вызывает у нас ощущение чего-то огромного, бесконечного, не поддающегося нашему сознанию. Космонавты, побывавшие в космосе, представили нашу Землю - нашим домом в космосе. А мы - жители этого дома. Наш «космический дом» имеет почти 200 «квартир». Их называют странами. Одна из стран – Россия. В городе несколько домов образуют квартал. Есть «кварталы» и в космосе. Один из них называется Солнечной системой. Слово «солнечная» понятно каждому, значит, у Солнца. А вот слово «система» означает, что около Солнца находится не один космический дом, наша Земля, а несколько. Все они расположены в строгом порядке, как дома в городском квартале. Их называют планетами. СЛАЙД 4 (Солнечная система) - Это наиболее крупные небесные тела. У каждой планеты свое имя: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они-то и составляют вместе с Землей основу Солнечной системы – наш «космический квартал». Как и Земля, планеты не стоят на месте. Каждая из них катится по своей дороге вокруг Солнца. И чем ближе к Солнцу, тем быстрее. СЛАЙД 5 (Земля) Распространённое название нашей планеты – Голубая планета. В действительности, как утверждают космонавты, из космоса наша планета выглядит не голубой, синей. - Как вы думаете, почему? (Насыщенно синий цвет ей придаёт вода, покрывающая 71 % её поверхности.) - А какой воды больше – солёной или пресной? (В океанах и морях Земли содержится 97 % всей воды на нашей планете, а в реках и озёрах – лишь 3%. Соответственно, солёной воды больше). - А это значит, что пресную воду нужно беречь! - Посмотрите, что это рядом с Землёй? Это её естественный спутник – Луна. Мне кажется, я кого-то вижу. Подлетим поближе. Ой это же Лунатики. - Слово космос вызывает у нас ощущение чего-то огромного, бесконечного, не поддающегося нашему сознанию. Космонавты, побывавшие в космосе, представили нашу Землю - нашим домом в космосе. А мы - жители этого дома. Наш «космический дом» имеет почти 200 «квартир». Их называют странами. Одна из стран – Россия. В городе несколько домов образуют квартал. Есть «кварталы» и в космосе. Один из них называется Солнечной системой. Слово «солнечная» понятно каждому, значит, у Солнца. А вот слово «система» означает, что около Солнца находится не один космический дом, наша Земля, а несколько. Все они расположены в строгом порядке, как дома в городском квартале. Их называют планетами. СЛАЙД 4 (Солнечная система) - Это наиболее крупные небесные тела. У каждой планеты свое имя: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они-то и составляют вместе с Землей основу Солнечной системы – наш «космический квартал». Как и Земля, планеты не стоят на месте. Каждая из них катится по своей дороге вокруг Солнца. И чем ближе к Солнцу, тем быстрее. СЛАЙД 5 (Земля) Распространённое название нашей планеты – Голубая планета. В действительности, как утверждают космонавты, из космоса наша планета выглядит не голубой, синей. - Как вы думаете, почему? (Насыщенно синий цвет ей придаёт вода, покрывающая 71 % её поверхности.) - А какой воды больше – солёной или пресной? (В океанах и морях Земли содержится 97 % всей воды на нашей планете, а в реках и озёрах – лишь 3%. Соответственно, солёной воды больше). - А это значит, что пресную воду нужно беречь! - Посмотрите, что это рядом с Землёй? Это её естественный спутник – Луна. Мне кажется, я кого-то вижу. Подлетим поближе. Ой это же Лунатики. III. Физкультминутка. Давайте отдохнём. И повеселимся. Пять лунатиков спали на Луне. Пять лунатиков ворочались во сне. Один лунатик упал во сне, Четыре лунатика осталось на Луне. Четыре лунатика спали на Луне… … ноль лунатиков осталось на Луне. IV. Усвоение новых знаний и способов действий. - Кто первым совершил полет в космос? Когда это было? СЛАЙД 6 (Ю.А.Гагарин) (Ю.А.Гагарин. 12 апреля 1961 года) - В этот день отмечается День космонавтики. - Кто такие космонавты? «Космонавт» - тот, кто совершает полёты в космическое пространство. Находясь в космосе, космонавты работают, они проводят различные исследования и наблюдения. - Вот и мы с вами отправились в космос с определённой целью. Ученики 2 класса будут космонавтами - художниками. Вы постараетесь передать цветом свои впечатления от космических далей. Ученики 4 класса будут космонавтами - экологами. Вам предстоит выполнить эскиз плаката на тему «Вода – жизнь». А наши гости будут космическими туристами. Они будут наблюдать за красотами космоса и за вашей работой. | |
1. Беседа «Космические фантазии». СЛАЙД 7 Космонавт Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос. Побывав в космическом пространстве, он написал много картин. В его работах много света, огромное количество цветных оттенков! А вот сколько их он увидел в космосе, давайте с вами подсчитаем. - Я предлагаю вам прочитать его воспоминания, а вы, во время чтения, подчеркнёте названия цветов. Будьте внимательны!!!! (Самостоятельная работа) Сначала виден серп темно- красного цвета. Затем в быстром темпе наступает просветление и к этим тонам добавляются оранжево-красные и желтые. Начинает формироваться основная гамма цветов космической зари, красные цвета светлеют, появляются голубые и синие оттенки, а затем фиолетовые и темно - фиолетовые, почти черные. Совсем нет зеленых тонов или даже полутонов. Переход от светло - желтых полутонов к светло-голубым проходит через белую краску, которая чередуется со светло - голубым. А затем опять идут голубые тона. (Космонавты – художники работают самостоятельно) - Найдите и прикрепите их к палитре. - Сколько у вас получилось цветов? (10 цветов) | 1. Задание для самостоятельной работы - Дорогие космонавты - экологи! Сегодня мы продолжим тему экологического плаката, которую начали на предыдущем уроке: «Вода - жизнь». - Давайте сначала вспомним, что такое плакат? (Воспользуйтесь памяткой) (Самостоятельная работа) Плакат -один из видов графики, главное назначение которого – реклама, информация, агитация, призыв. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д. В искусство коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п. - Всё меньше и меньше на нашей планете земля остаётся чистой воды. Над ней нависла угроза загрязнения. Поэтому, глядя на эту острую проблему, мы сегодня и создадим экологический плакат в защиту нашей воды по предварительным эскизам прошлого урока. Инструктаж по выполнению работы. 1. Мы выполняем плакат на тему «Вода – жизнь». Вы можете изменить или добавить в него какой–то призыв. 2. Работа в коллаже объединяет фактурой, формой и цветом разные материалы, что-то подчёркивая, что-то дополняя. Не надо использовать очень много материалов, чтобы не замусорить работу. 3 Подумайте о размещении текста, который должен быть ярким, хорошо читаемым и красиво совмещаться с изображением. Составьте слова из подобранных букв или напишите их маркером. Можно использовать заготовленные тексты, выполненные на компьютере. 4. ПОМНИ!!! Главное - плакат должен быть ярким и привлекательным, должен бросаться в глаза. Он должен агитировать, призывать или предостерегать. |
СЛАЙД 8 А теперь рассмотрите космос глазами художников на их полотнах! Обратите внимание, есть ли эти оттенки в работах. (рассматриваем картины на презентации под музыку) - Вспомните с уроков изображения пейзажа, с чего нам лучше начать выполнение работы? (смочить акварель и лист, добавлять сразу несколько цветов на сырой фон). - А теперь, я предлагаю вам посмотреть в иллюминатор, и посмотреть на планеты солнечной системы. Это вам поможет в работе. (просмотр видеофрагмента) 2. Формирование практических умений. Творческая работа. - А теперь закройте глазки ладошками, представьте свою работу. Представьте себя летящими среди звёзд. Придумайте свои космические впечатления. Передайте их в цвете. Вытяните руки вверх, потянитесь, как будто вы стараетесь достать звезды. А теперь приступайте к работе! Удачи вам! | 1. Формирование практических умений. Творческая работа. (Самостоятельная творческая работа учащихся) |
IV. Итог урока. Рефлексия. В завершении нашего путешествия, мы создали с вами выставку вашего космического пространства «НАША ВСЕЛЕННАЯ». (Выставка детских работ, выявление ошибок, выставление оценок.) - Какие новые «космические» слова вы узнали на уроке? - Сможет ли плакат экологов привлечь наше внимание? - Пришло время возвращаться. (Звук ракеты) – Кому было интересно, и кто во всём разобрался, возьмёт золотую звезду. – Кому было интересно, но что-то осталось непонятным – красную. – Кому было не совсем интересно и не всё понятно – синюю. СЛАЙД 9 Спасибо всем за работу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"
Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...
Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой Класс: 1 «А» Тема урока: Джанни Родари "Приключение Чиполлино"Система РО Л.В.Занкова
Работа над сказкой развивает интерес к чтению через знакомство со сказкой, вызывает у детей положительные эмоции, воображение, фантазию, формируеть навык грамотного, внимательного чтения,...
Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова
Работа над рассказом И.Куприна развивает воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание учащихся к описанным событиям;, чувственную сферу личности через сужде...
Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика", 1-й класс (программа "Школа-2100"). Тема: «Уравнение».
Тема: «Уравнение»....
Конспект урока рефлексии по учебнику Л.Г. Петерсон “Математика”, 4 класс, часть III
Внедрение компьютерных технологий обучения требует изменений в технологии работы учителя. Компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от “вещания” к творчес...
План-конспект урока №2 к учебнику Касаткиной
Сценарий урока "Формулы знакомства" к учебнику Касаткиной (второй урок)...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...