Программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Макарова Ирина Олеговна

Рабочая программа предмета "Изобразительное искусство" для 2 класса на основе ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                                                   Утверждено

на МО учителей                                                                                                             директор школы

31 августа 2020                                                                                                              31 августа 2020

Протокол №1                                                                                                                 Приказ №69

Председатель МО                                                                                                          _______Е.В.Зонова

Сидорова З.М.

Программа по изобразительному искусству

2 класс

Учитель: Макарова И.О.

МБОУ «Нововоскресеновская СОШ»

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в  искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способность к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с  жизнью искусства, с жизнью человека.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки, и т. д.), постоянную смену художественных материалов.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:

  • использование различных художественных материалов, приёмов и техник;
  • изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
  • передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
  • выражение настроения художественными средствами;
  • компоновка на плоскости листа и в объёме задуманного художественного образа;
  • использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
  • использование знаний графической грамоты;
  • использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
  • передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Чем и как работает художник?

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чём говорит искусство?

8

4

Как говорит искусство

8

5

Резервные уроки

3

ИТОГО:

34 часа

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (34 ч)

п/п

Наименование разделов/

количество часов

Содержание программного материала

Универсальные учебные

действия

1

Чем и как работает художник?

(8 ч)

Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы;

овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

2

Реальность и фантазия.

(7 ч)

Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу.

Выполнять учебные действия в материализованной форме.

3

О чём говорит искусство?

(9 ч)

Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д.

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

4

Как говорит искусство?

(10 ч)

Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции.

Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное содержание в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения.

5

Резерв.

(3 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
  • называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
  • различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

Второклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:

  • способность к художественному познанию мира;
  • умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:

  • навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты

У второклассника продолжится формирование:

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
  • желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
  • обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
  • мотивации  и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты

У второклассника продолжаются процессы:

  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Раздел №1 «Чем и как работает художник?»

Знать:

  • чем и как работает художник;
  • как рисовать красками, мелками, тушью, гуашью;
  • как работать кистью;
  • как работать с пластилином;
  • что такое аппликация;
  • что такое цветовой круг;
  • что такое композиция.

Уметь:

  • рисовать красками, мелками, тушью, гуашью;
  • правильно работать кисточкой;
  • пользоваться пластилином;
  • выполнять аппликацию;
  • составлять простые цвета.

Развивать:

  • умение смешивать краски;
  • умение понимать красоту природы;
  • память, воображение;
  • умение сгибания, разрезания и склеивания бумаги.

Воспитывать:

  • любовь к Родине, к природе;
  • чувство прекрасного;
  • бережное отношение к произведениям искусства, к материалам и инструментам.

Раздел №2 «Реальность и фантазия»

Знать:

  • кто такой Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки;
  • знать природные формы.

Уметь:

  • всматриваться, видеть, быть наблюдательным;
  • работать с бумагой и ножницами;
  • рисовать гуашью, тушью, мелками.

Развивать:

  • умение фантазировать, видеть красоту в природе;
  • наблюдательность;
  • умение моделировать и конструировать;
  • умение работать в группе, паре.

Воспитывать:

  • любовь к Родине;
  • любовь к природе, чувство прекрасного;
  • бережное отношение к произведениям искусства;
  • бережное отношение к материалам и инструментам;
  • умение слушать;
  • аккуратность и добросовестность при выполнении заданного;
  • самостоятельность при выполнении работы.

Раздел №3 «О чём говорит искусство?»

Знать:

  • как Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки выражает человеческие мысли и чувства;
  • как могут говорить украшения;
  • как выразить характер человека через украшения;

Уметь:

  • изображать животных весёлыми, стремительными, угрожающими;
  • изображать противоположных по характеру сказочных героев;
  • изображать контрастные состояния природы;
  • выражать намерение человека через украшение;

Развивать:

  • умение создавать композицию
  • умение фантазировать, видеть красоту в природе;
  • наблюдательность;
  • умение моделировать и конструировать;
  • умение работать в группе, паре.

Воспитывать:

  • любовь к Родине, к природе;
  • чувство прекрасного;
  • бережное отношение к произведениям искусства;
  •  бережное отношение к материалам и инструментам;
  • умение слушать;
  • аккуратность и добросовестность при выполнении заданий;
  • самостоятельность при выполнении работы.

Раздел №4 « Как говорит искусство?»

Знать:

  • о чём может говорить искусство;
  • средства выразительности: цвета, линии, ритм пятен и линий, пропорции;
  • зачем нужны эти средства художнику;
  • тёплые и холодные цвета;
  • что такое ритм и движение пятен;
  • что такое характер линий.

Уметь:

  • актуализировать знания о цвете;
  • актуализировать знания о способах выражения художником настроения;
  • использовать тёплые и холодные цвета;
  • использовать ритм и движение пятен;
  • использовать характер линий.

Развивать:

  • умение создавать композицию;
  • умение фантазировать, видеть красоту в природе;
  • наблюдательность;
  • умение моделировать и конструировать;
  • умение работать в группе, паре.

Воспитывать:

  • любовь к Родине;
  • любовь к природе, чувство прекрасного;
  • бережное отношение к произведениям искусства;
  • бережное отношение к материалам и инструментам;
  • умение слушать;
  • аккуратность и добросовестность при выполнении заданного;
  • самостоятельность при выполнении работы.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодоление неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания  работ являются следующие параметры:

оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины.
  2. Кроссворды.
  3. Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
  4. Тестирование.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

для учителя:

  • Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
  • Набор таблиц по ИЗО.
  • Поурочные планы для 2 класса по программе Б. М. Неменского.

для ученика:

  • Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
  • Набор таблиц по ИЗО.

Условные обозначения в календарном планировании:

УВвНТ

урок введения в новую тему;

КЗУН

контроль знаний, умений и навыков;

К

комбинированный;

УУ

урок – удивление;

УП

урок – проект;

УВ

урок – выставка;

УФ

урок – фантазия;

УСТ

урок совместного творчества;

ОУ

обобщающий урок;

УПиС

урок повторения и систематизации;

УОиС

урок обобщения и систематизации знаний;

УИНЗ

урок изучения новых знаний.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Тип урока

Дата

 (по плану)

Дата

(по факту)

1

2

3

4

5

        ЧЕМ И КАК РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК? (8 Ч)        

1

«Цветочная поляна».

Три основных цвета - жёлтый, красный, синий.

УВвНТ

2

«Берёза

солнечным днём».

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

Урок - сказка

3

«Природная стихия».

Загадки чёрного и белого цветов. Изображение природных стихий крупными кистями: гроза, буря.

К

4

Изображение разноцветного дождя и ночного праздничного города.

Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» Для художников любой материал может стать выразительным. Изображение ночного праздничного города с помощью неожиданных материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы.

ОУ

5

«Линия-выдумщица».

Изображение и фантазия.

УУ

6

«Птицы в лесу».

Выразительные возможности акварельных красок.

К

7

«Звери в лесу».

Выразительность материалов для работы в объёме.

Урок - сказка

8

Игрушечный город.

Постройка и фантазия.

Создание макетов фантастических зданий. (Индивидуально - групповая работа.)

УФ

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 Ч)

9

«Автопортрет».

Изображение и реальность.

Урок - игра

10

«О чём я мечтаю»?

Выразительные возможности графических материалов. Изображение леса на листах бумаги по памяти.

Урок-сказка

11

Изображение сказочных, несуществующих животных: драконы, кентавры.

Украшение и фантазия.

УСТ

12

«Узоры на стекле».

Украшение и реальность.

К

13

Кокошник.

Человек и его украшения. (Сумочка, сарафан, воротничок, – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения.

К

14

Праздничная новогодняя ёлка.

К

15

Новогодние игрушки.

Братья-мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.

ОУ

О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? (9 Ч)

16

Мне грустно.

Мне радостно.

Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы.

К

17

Добрый волшебник.

Изображение характера человека: изображение доброго сказочного мужского образа.

К

18

Злой волшебник.

Изображение характера человека: изображение злого сказочного мужского образа.

К

19

Богатырские доспехи.

Воин и его доспехи. Выражение характера человека через узоры и цвет.

К

20

Портрет в зеркале.

Изображение характера человека: Злая мачеха (баба Бабариха, злая волшебница).

К

21

Портрет в зеркале.

Изображение характера человека: изображение сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Добрая волшебница).

К

22

Портрет сказочных героинь русских сказок.

Сказочные персонажи: Царевна - Лебедь, баба-Яга и др.

Образ сказочного героя, выраженный в портрете.

УП

23

24

«Дворец доброй феи и злой колдуньи».

Образ здания.

К

КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? (10 Ч)

25

Перо

Жар- птицы.

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. (Перо-жар птицы, угасающий костёр).

УВвНТ

26

«Тихий спокойный сон и яркий звонкий праздник».

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

К

27

«Ветка берёзы и дуба».

Линия как средство выражения: характер линий.

К

28

«Полёт мыльных пузырей».

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

К

29

«Подводный мир».

Линия как средство выражения: ритм линий.

К

30

«Дом-небоскрёб».

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.

УОиС

31

«Спящий великан».

Пропорции выражают характер.

К

32

Четвероногий герой.

Изображение характера животных. Выражение животного с ярко выраженным характером.

К

33

Оригами «Птички».

(Коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения.

УО

34

Обобщающий урок года.

Наши достижения. Я умею. Я могу.

Выставка детских работ.

УВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой

Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству в 4 классе (по программе Б.Неменского)

Представлена рабочая программа по изобразиттельному искусству  для 4 класса ( основная программа, по которой занимается класс "Гармония", программма по предмету  Б.Неменского),  занимаю...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...