РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по предмету математика 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санталовская средняя школа» Ясногорского района Тульской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по предмету математика
3 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
- положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
- понимание значения математических знаний в собственной жизни;
- понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
- восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
- уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
- начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
- осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
- осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
- интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
- выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
- самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
- адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
- самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные:
- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
- выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
- понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- стремление полнее использовать свои творческие возможности;
- общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
- осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
- умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
- согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
- контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные:
Какие умения нужно сформировать:
– Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
– Представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
– Находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
– Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно; умножение и деление в пределах 100 — устно и письменно на однозначное число; деление с остатком в пределах 100;
– Устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления;
– Использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения;
– Находить неизвестный компонент арифметического действия;
– Выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора;
– Использовать при решении задач и в практических ситуациях единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (час, минута, секунда), стоимости (копейка, рубль); уметь преобразовывать одни единицы данной величины в другие (в пределах 1000);
– Знать и объяснять единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр;
– Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события;
– Сравнивать предметы и объекты на основе измерения величин; сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»;
– Выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
– Называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); сравнивать величины, выраженные долями;
– Решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное);
– Знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события;
– Решать задачи в одно-два действия: моделировать и представлять задачу графически, планировать ход решения, записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализировать решение (искать другой способ решения), записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
– Конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
– Сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
– Находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);
– Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-трехшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
– Классифицировать объекты по одному-двум признакам;
–Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
– Структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными;
– Составлять план выполнения учебного задания и следовать ему.
2.Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
3.Тематическое планирование
Раздел | Тема | Количество часов | Тема | Количество часов | |
1.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. Обозначение геометрических фигур буквами. «Странички для любознательных». Входная контрольная работа . Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Входная диагностическая работа. | 5 | |||
2.Табличное умножение и деление | Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. Закрепление. Решение задач. Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3. Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. Таблица умножения и деления на 3. Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. Порядок выполнения действий. Порядок выполнения действий. Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». Закрепление. Таблица умножения на 3. Решение задач. «Странички для любознательных». Проверочная работа № 2 по теме «Табличное умножение и деление». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 1. Контрольная работа № 1 по теме «Табличное умножение и деление». Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. Закрепление. Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. Закрепление пройденного. Таблица умножения. Задачи на увеличение числа в несколько раз. Решение задач на увеличение числа в несколько раз. Решение задач. Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. Задачи на кратное сравнение. Решение задач на кратное сравнение. Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. Закрепление. Решение задач. Проверочная работа № 3 по теме «Решение задач». Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. Закрепление. Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. Решение задач на кратное сравнение. Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. Нахождение значения выражений. решение задач. Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. «Странички для любознательных». Математический диктант № 2. Проверочная работа № 4 по теме «Умножение и деление. Решение задач». Работа над ошибками. Повторение пройденного . Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Повторение пройденного . решение задач. | 28 | |||
3.Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | Площадь. Единицы площади. Квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника. Практическая работа по измерению площади прямоугольника с помощью квадратного сантиметра. Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. решение задач. Площадь прямоугольника. Закрепление. Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. Закрепление. Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. Квадратный дециметр. Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. Решение задач. Таблица умножения. Решение задач. Квадратный дециметр. Квадратный метр. Практическая работа по измерению площади отдельных предметов с помощью метра. Квадратный метр. Решение задач. «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 3. Промежуточная диагностика. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения». Умножение на 1. Умножение на 0. Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. Деление нуля на число. Решение задач. Умножение на 1и на 0. Деление нуля на число. решение задач. «Странички для любознательных». Контрольная работа № 3 по теме «Табличное умножение и деление». Доли. Окружность. Круг. Практическая работа по изображению окружности с помощью циркуля, карандаша). Диаметр окружности (круга). Проверочная работа № 5 по темам «Таблица умножения и деления. Решение задач». Контрольная работа № 4 за 2 четверть. Диаметр окружности (круга). решение задач. Единицы времени. Закрепление. Единицы времени. «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 4. Таблица умножения и деления. Решение задач | 29 | |||
4.Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3 Случаи деления вида 80 : 20. Умножение суммы на число. Умножение суммы на число. Закрепление. Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение двузначного числа на однозначное. решение задач. Умножение суммы на число. решение задач. Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных». Деление суммы на число. Деление суммы на число. Закрепление. Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. Решение задач. Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Решение уравнений. Закрепление пройденного. Проверочная работа № 6 по теме «Внетабличное умножение и деление». Закрепление. Решение уравнений. «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. Математический диктант № 5. Контрольная работа № 5 по теме «Внетабличное умножение и деление». Внетабличное умножение и деление. Анализ работы над ошибками. Деление с остатком. Деление с остатком. Закрепление. Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. Задачи на деление с остатком. Случаи деления, когда делитель больше остатка. Проверочная работа № 7 по теме «Деление с остатком». Проверка деления с остатком. Наш проект «Задачи-расчёты». «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. Тест №2 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 27 | |||
5.Числа от 1 до 1000. Нумерация | Устная нумерация чисел в пределах 1000 Устная нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление. Разряды счётных единиц. Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление. Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. Решение задач и уравнений Контрольная работа № 6 по темам «Решение задач и уравнений. Деление с остатком». Сравнение трёхзначных чисел. Математический диктант № 6. Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. Проверочная работа № 8 по теме «Нумерация чисел в пределах 1000». Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения». Контрольная работа № 7 за 3 четверть. Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. Решение задач. Единицы массы. «Странички для любознательных». | 15 | |||
6.Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | Приёмы устных вычислений. Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200. Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560–90. Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140. Закрепление. Приёмы письменных вычислений. Письменное сложение трёхзначных чисел. Письменное сложение трёхзначных чисел. Решение уравнений. Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились». Виды треугольников. Проверочная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание». Закрепление. Решение задач. «Странички для любознательных». Тест № 4 «Верно? Неверно?» Закрепление. Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел Контрольная работа № 8 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». | 10 | |||
7.Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | Приёмы устных вычислений вида: 180 • 4, 900 : 3. Приёмы устных вычислений вида: 240 • 4, 203 • 4, 960 : 3. Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. Виды треугольников. Практическая работа по изображению Разных видов треугольников с помощью циркуля, линейки, Карандаша. «Странички для любознательных». Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. Решение задач. Решение задач и уравнений. Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление. Повторение. Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Задачи. Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление. Геометрические фигуры. Закрепление. Проверочная работа № 10 по теме «Умножение многозначного числа на однозначное». Приём письменного деления на однозначное число. Повторение. Приём письменного деления на однозначное число. Проверка деления. Задачи. Деление многозначного числа на однозначное Проверочная работа № 11 по теме «Деление многозначного числа на однозначное». Знакомство с калькулятором Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Задачи. Математический диктант № 7 Повторение и закрепление. Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000 Контрольная работа № 9 «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000». | 15 | |||
8.Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» | Итоговая диагностическая работа. Нумерация. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Задачи. Математический диктант № 8. Контрольная работа № 10 за год. Геометрические фигуры и величины. Умножение и деление. Задачи. Геометрические фигуры и величины. Тест № 5 «Проверим себя и оценим свои достижения». Правила о порядке выполнения действий. Задачи. Геометрические фигуры и величины. Задачи и уравнения. | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Школа Юных Математиков (1-2 класс)
Данная программа является программой дополнительного образования.Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образо...
Рабочая программа дополнительного образования "В мире математики" начальная школа
Данная программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с приме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального образования по предмету «Английский язык» 2 класс для учащихся с ОВЗ
УМК Для работы по данной программе используется:- учащимися- УМК для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка «Английский язык» 2 класс Верещаг...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4739592) учебного предмета «Математика» для 2 класса начального общего образования
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 2 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1020152) учебного предмета «Математика" для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
laquo;Математика" для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3311318) учебного предмета «Математика» для обучающихся 1– 4 классов
Программа по математике на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3229926) учебного предмета «Математика» для обучающихся 3 класса
Программа по математике на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевы...