Урок изобразительного искусства во 2 классе "ГОРОДЕЦ"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Куликова Евгения Васильевна

В материале представлен конспект урока по теме "Городец" и презентация, позволяющая наглядно познакомить учащихся с городецкой росписью и самостоятельно выполнить роспись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник, 2-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Тема: Народные промыслы России. Городецкая         роспись.

Цели по линиям развития: 

1ЛР: Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать. Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка». Овладеть приёмами работы гуашью.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.

Зрительный ряд: фотографии и рисунки изделий городецкого промысла; учебные схемы: этапы росписи цветов, городецкого петуха, изготовления тарелки.

        

Этапы урока

Содержание

Формирование

УУД

Примерные действия учителя

Примерные действия учеников

1. Создание проблемной ситуации

Учитель читает историю:

– Давным-давно в одной деревушке жила-была Варвара-краса, длинная коса. И была у неё удивительная вещица. Днём она на стене красовалась, глаз радовала, вечером на лавочке размещалась, девице в работе помогала. А гости придут, глянут на вещицу и ну хвалить и Варвару, и её отца с матушкой.

– Итак, как использовали эту вещицу?

– Что вас удивляет?

– Вы можете себе представить, каким он должен быть?

– Украшали ею стены; с её помощью выполняли какую-то работу; хвалились перед гостями.

– Что один предмет можно использовать по-разному.

Вопрос предполагает затруднение.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

2.

Формули-рование проблемы

– Значит, какой вопрос возникает?

– Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?

3.  Выдвиже-ние гипотез

– Может быть, у вас есть какие-то предположения?

Предполагают. Учитель принимает все варианты. Возможно, записывает на доске.

4.  

Поиск решения проблемы (ОНЗ)

1. Работа по учебнику на с. 36. Рассматривание разделочных досок и прялки. 

– Что необычного в этих предметах?

– Какие элементы росписи вы видите?

– Какие цвета использовали мастера?

– Найдите в учебнике название этой росписи. Как вы думаете, почему её так назвали?

Всё верно, городецкая роспись родилась в Поволжье по берегам реки Узоры. Крестьяне привозили свои изделия на ярмарку в село Городец, поэтому роспись стали называть городецкой.

Более подробно о городецкой росписи нам расскажет Арина.

1. Дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы. 

– Красивая форма и необычная роспись.

– Цветы, птицы, лошадки.

– Чёрный цвет для птиц, коней, красный и голубой для цветов, жёлтый и оранжевый для фона, зелёный и коричневый для листьев, чёрный и белый для прорисовки мелких деталей.

 – Городецкая роспись. Название, скорее всего, связано с местностью, где родилась эта роспись.

Сообщение о росписи.

Примерный текст сообщения:

Городецкая роспись берёт начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание жёлтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.

2. Учитель предлагает рассмотреть этапы росписи цветов на с. 37 учебника или с. 26–27 в Рабочей тетради и составить план работы над цветком.

2. Ученики рассматривают рисунки и составляют план:

1. Толстой кистью нарисовать основные фигуры: круг и два нижних листочка, используя красную или синюю и зелёную краски. Подсушить подмалёвок.

2. Тонкой кистью чёрной краской выполнить прорисовку формы цветка.

3. Тонкой кистью белой краской уточнить форму всех элементов.

3. Учитель предлагает детям выполнить в альбоме синий или красный цветок в стиле городецкой росписи.

3. Выполняют.

5. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. 

- Так каким же должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?

Отвечают.

6.  Применение знаний (продуктив-ные задания)

Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме рисунок декоративного петуха, изучив схему на с. 26–27 в Рабочей тетради.

– Помните, что сначала рисуем цветные пятна, используя кисть № 6–8, потом доводим острые углы формы более тонкой кистью № 2–3, расписываем их сначала чёрным, а затем белым цветом тонкой кистью.

Выполняют.

7. Итог урока. Рефлексия

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность.

Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

Отвечают.

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

8.  Домашнее задание

– Принести альбом, карандаш, гуашь, кисти № 2, 6, Рабочую тетрадь.

Записывают в дневники.

 

2-й урок темы

1.  Актуализа-ция знаний.

- Вспомним проблему прошлого урока.

Учитель демонстрирует изображения изделий народных промыслов: филимоновская, дымковская и богородска игрушки, хохломская и гжельская посуда, городецкие прялки.

– Изделия каких промыслов вы видите на изображениях?

– Чем отличаются изделия городецких мастеров?

– Какие цвета характерны для росписи?

– Из каких элементов состоит г.роспись?

 - Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?

Отвечают по материалам прошлого урока.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

2.

Поиск решения проблемы (ОНЗ).

1. Учитель предлагает детям рассмотреть изображения городецких изделий.

Каковы особенности композиции (расположения элементов росписи) росписи городецких мастеров?

- Где располагаются основные фигуры (кони и птицы)? А где цветы?

1. Ученики рассматривают рисунки, отвечают на вопросы.

– Кони и птицы располагаются в центре, иногда центр смещён, а цветы часто располагаются по кругу и охватывают центральные фигуры.

2. Работа в рабочей тетради на с. 28-29. Составление плана действий.

- Сегодня мы представим себя городецким мастером. Наша задача – расписать тарелку. Попробуем сделать это обычный бытовой предмет не только полезным, но и красивым.

- Рассмотрите рисунки на странице тетради. Расскажите, в каком порядке будем выполнять работу.

План работы:

1. Придумать и наметить на заготовке свою композицию, расположить на заготовке фигуры петушка и цветов.

2. Написать основные цветные пятна.

3. Добавить к круговому орнаменту листочки.

4. Выполнить детальную роспись чёрной и белой краской.

3. Учитель предлагает выполнить композицию своей тарелки на подготовленной заранее заготовке жёлтого или жёлто-оранжевого цвета.

Мастер следует строго по плану.

Скажи, мастера, когда вы будете делать тенёвку и разживку  элементов орнамента?

Выполняют.

- Тенёвка и разживка делаются тогда, когда высохнет основная краска на изделии.

3.  Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

Итак, можно ли сказать, что мы решили поставленную проблему: доказали, что один и тот же предмет может быть и полезным и красивым.

Не в полной мере. Необходимо оживить  рисунок с помощью чёрной и белой красок и тоненькой кисточки.

4.  Применение знаний (продуктивные задания)

Учитель предлагает детям выполнить детальную роспись композиции чёрной и белой краской.

Выполняют.

5.  Итог урока. Рефлексия.

- Покажите работы друг другу. Давайте устроим выставку народных умельцев. Покажем наши изделия.

Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

 Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

6.  Домашнее задание

– Принести альбом, карандаш, акварель, кисти № 4, 6, Рабочую тетрадь.

Записывают в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные промыслы России

Слайд 2

Проблемный вопрос Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения , и для работы ?

Слайд 3

Народные промыслы России

Слайд 4

Чем отличаются изделия городецких мастеров? Какие цвета характерны для городецкой росписи? Из каких элементов состоит городецкая роспись?

Слайд 6

Основы композиции Схемы узоров Последовательность выполнения гирлянды

Слайд 7

Задание для Мастера

Слайд 8

Рабочая тетрадь с. 28 - 29

Слайд 9

Придумать и наметить на заготовке свою композицию, расположить на заготовке фигуры петушка и цветов . 2. Написать основные цветовые пятна. 3 . Добавить к круговому орнаменту листочки. 4 . Выполнить детальную роспись черной и белой краской . План работы:

Слайд 10

Принести альбом, карандаш, акварель, кисти № 4, 6, Рабочую тетрадь. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Презентация к уроку изобразительного искусства. "Жанр изобразительного искусства Портрет"

Портрет В изобразительном искусстве  — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...