Конспект открытого урока по предмету ИЗО /3 класс /тема "Мамин платок"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Конспект открытого урока
учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ с. Хилково
Красноярского района
Самарской области
Куликова Анна Анатольевна
УМК: "Школа России"
Класс: 3
Учебник: Изобразительное искусство. 3 класс. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская.
Тема: Мамин платок.
Цель: научить детей создавать рисунок платка с использованием деревянных печатей для набивки орнамента на ткань.
Задачи:
- образовательная – учащиеся должны знать историю платка, правила расположения орнамента на рисунке платка;
- развивающая – учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, определять последовательность выполнения работы;
- воспитательная – воспитывать аккуратность и опрятность в работе, прививать любовь к народным художественным промыслам и интерес к творческой деятельности.
Используемые технологии
- игровая технология
- здоровье сберегающая технология
- технология сотрудничества
- информационно – коммуникационная технология
- технология интегрированного обучения
Оборудование: прямоугольный лоскут х/б ткани для платка, акриловые краски для ткани, кисти, штампы, баночки с водой, ванночки с губкой, резиновый молоток (для постукивания по штампу), ткань-подложка под основу работы, один законченный вариант работы, иллюстрации платков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока по предмету ИЗО /3 класс /тема "Мамин платок" | 2.47 МБ |
Технологическая карта урока ИЗО /3 класс/ тема "Мамин платок" | 27.1 КБ |
Анализ открытого урока | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
УМК: "Школа России" Класс: 3 Учебник: Изобразительное искусство. 3 класс. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Тема: Мамин платок. Цель: научить детей создавать рисунок платка с использованием деревянных штампов для набивки орнамента на ткань. Учитель: Куликова Анна Анатольевна ГБОУ СОШ с. Хилково Красноярский район Самарская область | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Цели | Познакомить учащихся с работой художника по тканям – художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; учить отличать платок от ткани (замкнутая композиция в квадрате, ограниченная, как правило, по краям кантом или каким-то линейным орнаментом, часто композиционным акцентом служит его центральная часть); создавать орнаментального штампа роспись платка, развивать творческие способности, изобразительные навыки, умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать художественный вкус; интерес к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества, интерес к профессии. |
Планируемые | Предметные: познакомятся с работой художника по тканям – художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; научатся отличать платок от ткани, использовать орнамент для росписи платка, освоят технологию набивки. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); Регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы, взаимодействовать в творческой группе достигая цели; Личностные: ответственно относится к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству. |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Платок, ручная набойка, композиция, композиционный центр, ритм, штамп-набойка |
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Форма организации | Универсальные | Промежуточный |
Организационный момент. | Мотивация Подготовка материала. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места. Все ли готовы к уроку? - На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно поработали. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно. | Здороваются, отвечают на вопрос, слушают учителя. | Фронтальная | Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают | Устные ответы |
Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Открытие нового знания. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Мы уже немало говорили, какое важное значение имеет труд художника для нашего дома и предметов, которые нас окружают в повседневной жизни. Кто помнит, как звучит тема четверти? - Искусство в нашем доме. - Каждый художник немного волшебник. с помощью красок и фантазии он может раскрасить мир своим творчеством и хорошим настроением. Своим волшебством художник украшает нашу жизнь. Какими профессиональными качествами и знаниями должен обладать художник по тканям? Слайд №1 (ответы детей). Давайте вспомним, в каких вещах или предметах нашего дома можно видеть труд художника? (ответы детей). - Вы назвали в своих ответах одежду. А можно ли назвать одежду частью искусства? Почему? (ответы детей) -Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (ответы детей) - Сегодня мы поговорим об одежде, а точнее, об одной из деталей одежды, головном уборе – платке. (в классе развешаны платки разного назначения) Учитель обращает внимание детей к платкам. | Тема занятия формулируется обучающимися. | Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих впечатлениях, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о платке. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы; участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать соб ственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата, формулируют ответы на вопросы. | Устные ответы | ||
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы | - Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания. Его носили сначала поверх головного убора, потом стали носить на волосах. Спрос на платки был огромным. Нарядный платок перешел из прошлого и в современные дни. (Слайд 3-7) С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павлово-Посадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев. Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства. (Слайд 8-9) - Платок – тоже вид декоративного искусства. На нем художник создает свой неповторимый узор. (Слайд 10-11) - Как же появляется узор на платке? Как вы думаете, как художник создает узор? (всматривается в природу, любуется цветами и листьями, потом выбирает нужные детали и упрощает их). - Из деталей, чередуя их между собой, художник создает узор. Так появляется эскиз украшения платка. Если он понравится художнику, то на фабрике по этому эскизу изготовят платок. - А можно ли платку, надетому женщиной, что-либо узнать о ней самой? Например, ее настроение? - В зависимости от настроения люди одеваются по-разному, и платки тоже надевают разные. Как вы думаете, какой платок наденет женщина, если у нее хорошее настроение? А если ей грустно? Физкультминутка (девочки примеряют платки и с мальчиками вместе пританцовывают под музыку и частушки о платках). - Некоторые платки носят часто, а некоторые хранят бережно, надевают в особых случаях. Что вы можете о них сказать, чем они отличаются? ( в будни носят скромные платки, а в праздники – яркие, нарядные). - Представьте, что мы на выставке платков. Вглядитесь в них. - Орнамент, какого вида вы видите на этих платках? (растительный и геометрический). - Какая часть орнамента основная в платке? (в центре). - В некоторых платках нет такого центра, узор идет по краю, а иногда и вовсе без определенного порядка. - Поле платка не сохранило первоначальный черный цвет – его красят и красным, синим, зеленым, бордовым, оставляют белым. - Главная героиня платка - роза. Но сейчас мы можем встретить не только розу, но и другие цветы, бабочек, птиц и т.д. | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации или слайды, платки, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы. Обучающиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. | Фронтальная | Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих впечатлениях, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о платке. Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы; участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение | Устные ответы | |
Коллективный поиск ответа | – Чем платок отличается от ткани? Рассмотрите узорную ткань и платок. Вывод: платок – квадратный; имеет замкнутую композицию, ограниченную, как правило, по краям каким-то линейным орнаментом, часто композиционным акцентом служит его центральная часть | Участвуют | Фронтальная | Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение. Личностные: проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии | Устные ответы | |
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Коллективный поиск ответа на вопрос | -Для того чтобы сделать платок, необходимо сначала представить человека, который будет его носить. Затем нарисовать форму платка, обычно это квадрат. - Придумать композицию. Композиция – гармоничное расположение элементов. - Найти композиционный центр. Композиционный центр – это самый интересный участок изображения, который несет смысловую нагрузку. - Ритм - еще одно важное средство композиции. Чередование одинаковых элементов в определенной последовательности называется ритмом. - Помни, все элементы композиции должны дополнять друг друга. - Давайте рассмотрим особенности размещения рисунка на платках с помощью иллюстраций, которые весят на доске. (Обсуждение иллюстраций). - Рисунок платка может быть оформлен в теплой цветовой гамме, в холодной цветовой гамме, может быть оформлен контрастными цветами. - Мы же с вами сегодня будем рисовать платок в теплой цветовой гамме. - Какие же это теплые цвета? - Самое главное, не использовать много разных цветов. Используйте три основных цвета и их оттенки. - Вот какой платок получился у меня. (Показать свой рисунок). | Обучающиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели. | Фронтальная | Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение. Личностные: проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии | Устные ответы |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Коллективный поиск ответа | В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе. | Обучающиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников. | Фронтальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении. Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию, производить | Устные ответы |
Первичное закрепление нового знания. | Сообщение теоретических сведений «Про изводство узорной ткани» | . Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений | ||||
Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Практическая работа по набивке рисунка на ткань | - Итак, можете приступить к созданию узора платка с помощью шаблонов, штампов и красок для ткани. - Подумайте над видом орнамента, его расположением, не забудьте, в какой цветовой гамме он должен быть, для кого вы рисуете свой платок. Будьте внимательны аккуратны. Придерживайтесь пунктам инструкции по выполнению работы. | Правильность выполнения заданий проверяется с помощью | Индивидуальная, групповая | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норми правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении. Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию, производить (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Выполнение набивки рисунка на ткань в соответствии с инструкцией |
Включение в систему знаний и умений. | Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание). | |||||
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Аналитическая деятельность | Ребята, вам понравился наш урок? - Расскажите, для кого ваш платок и куда его можно надеть? Выставление оценок - Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу! Не забудьте убрать свои рабочие места. | Обсуждение обучающимися своих успехов в достижении цели урока. | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. | Оценивание учащихся. Устные ответы |
Домашнее задание | Придумать и нарисовать узор в стиле Павлово-Посадских платков. Рисунок выполнить на листе A3 | Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности | Индивидуальная | Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Наблюдение |
Предварительный просмотр:
Анализ открытого урока
Учитель: Куликова Анна Анатольевна
ГБОУ СОШ с. Хилково Красноярского района Самарской области
3 класс, Изобразительное искусство, УМК «Школа России» / Изобразительное искусство 3 класс, авт. Н.А. Горячева, Л.А. Неменская
тема урока: Мамин платок, 03.10.2018г.
Основные цели
Образовательная, воспитательная, развивающая цели присутствуют. Цели, поставленные учителем и практические цели, поставленные учениками достигнуты.
Организация урока. Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, применяемых методов поставленной цели соответствуют структуре и содержанию урока.
Педагог применяет следующие способы мотивации. Беседа с учащимися, демонстрация объекта искусства. Рассказ о технологии изготовления набивного платка. Демонстрация художественных материалов и инструментов для изготовления платка.
Соответствие требованиям ФГОС
Урок соответствует требованиям ФГОС.
Развитие УУД (универсальных учебных действий).
Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, готовы к сотрудничеству.
Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.
Применены современные технологии: ИКТ, исследовательская, проектная, здоровьесберегающая.
Содержание урока
Правильно освещен учебный материал с научной точки зрения и соответствует возрасту учащихся.
Урок соответствует, содержанию и требованиям образовательной программы.
Организация работы на уроке способствует развитию самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики присутствует).
Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей отслеживается.
Методика проведения урока
Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности, формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов прослеживается в ходе урока.
Педагог применял методы репродуктивной и исследовательской, практической деятельности. Количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, и др.) соответствует определенной части урока. Дети активно взаимодействовали друг с другом и с учителем в течении всего урока.
Деятельность учащихся преобладает в сравнении с деятельностью педагога. Объем самостоятельной работы учащихся соответствует норме. Дети работают в группах по 4 человека. Каждая группа работает по разработанному плану инструкции. Все дети обеспечены раздаточным материалом для выполнения практической работы. Учитель корректирует действия учащихся в процессе освоения технологии украшения платка.
Для получения новых знаний педагог применяет методы сравнения, наблюдения, чтение и анализ информации.
Использует диалог в качестве формы общения.
Использует нестандартные ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
Обратная связь между учеником и учителем наблюдается на протяжении всего урока.
Учитель грамотно сочетает разные формы работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
Соблюдается принцип дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
Целесообразно применяет средства обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
Использует демонстрационные, наглядные материалы с целью мотивации для решения поставленной задачи. Количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия соответствует.
Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений. Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
Психологические моменты в организации урока
Учитель принимает во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению.
Учебная деятельность направлена на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания, практических навыков при освоении технологии набивки узора на ткань.
Присутствует чередование заданий разной степени сложности. Виды учебной деятельности разнообразны.
Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели. Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
Для эмоциональной разгрузки учащихся при переходе от одного вида деятельности к другому применялись паузы (физкультминутка).
Домашнее задание, составлено с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора вида творческого задания дифференцировано по уровню сложности.
Каждому ученику дана инструкция по выполнению задания.
На этапе рефлексии произошло обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока. Учащиеся считают урок интересным и познавательным.
Выводы:
В итоге поставленная цель была достигнута. На мой взгляд учитель провел интересный урок, смог заинтересовать учеников, которые в ходе работы смогли выполнить роспись платка в технологии набивки рисунка. В конце урока дети получили готовый продукт (платок в набивной технике).
Зам. директора УВР: _________________ /Н.В. Бурлуцкая/
мп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов
План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов . Презентация прилагается....
Тема: «Хорошо спрятанная котлета». Г. Остер. Конспект открытого урока по предмету “Чтение и развитие речи” во 2 классе
Тема: «Хорошо спрятанная котлета». Г.Остер.Цель: создать условия для формирования умения читать по ролям.Задачи: дидактические:...
Конспект открытого урока по предмету: окружающий мир (Плешаков) 4 класс. Тема: «Мастера печатных дел»
Конспект открытого урока по предмету окружающий мир (Плешаков)4 классТема: «Мастера печатных дел»...
Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» 3 класс «Перспективная начальная школа»
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».Тип урока: «открытие» новых знаний....
Конспект открытого урока по предмету Мир природы и человека во 2 классе "Дикие животные. Заяц".
Данный материал окажет помощь учителям начальных классов при подготовке к урокам по изучению учащимися раздела "Животные". Урок направлен на уточнение и расширение представления учащихся о з...
Конспект открытого урока по предмету « Окружающий мир» во 2 классе на тему «Правила вежливости»
Разработка открытого урока по предмету « Окружающий мир» во 2 классе на тему «Правила вежливости»...
Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы».
Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы» проводился для детей с интелект...