Авторская программа для Школы Искусств , художественное отделение
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Актуальностью данной программы является в том ,что можно объединять детей с выдающимися способностями и природными данными, с детьми, чьи способности еще не достаточно ярко выражены.
Значимость и уникальность курса «Изобразительное искусство» определяется развитием способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У детей развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Учатся эмоционально оценивать. Изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost.docx | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №94» Московского и Кировского районов города Казани
Рабочая программа
по предмету изобразительное искусство
преподавателя
Пилюгиной Инны Олеговны
Казань
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена на основе:
1. Дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы художественной направленности, модифицированного вида, однопрофильного содержания;
2. Положением о «Школе искусств» в составе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №94» Московского района г. Казани.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2011
4. Программа Б.М. Неменского, Л.А.Неменской, Н.А. Горяева и др. «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 класс./ под ред. Неменского Б.М» М.: «Просвещение», 2012г. г. К учебнику Изобразительное искусство: каждый народ - художник: 4 класс / Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г
5. Учебный план «Школы искусств» МБОУ «Гимназия №94» на 2020 – 2021 учебный год
Актуальностью данной программы является в том ,что можно объединять детей с выдающимися способностями и природными данными, с детьми, чьи способности еще не достаточно ярко выражены.
Значимость и уникальность курса «Изобразительное искусство» определяется развитием способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У детей развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Учатся эмоционально оценивать. Изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Цели программы: формирование духовной -художественно культуры детей, т. е. отношения приобретённых поколениями. Формирования нравственно-эстетического взгляда на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма; развитие у младшего школьника интереса к внутреннему миру человека, осознания своих внутренних переживаний.
Задачи: современного образования подготовить грамотную личность: умеющую самостоятельно мыслить, решать проблемы, работать с информацией, быть коммуникабельной.
Развивающие
- развитие интереса детей к занятиям
Образовательные
- формирование у учащихся нравственно-этическое понятие на прекрасное в жизни и в искусстве
- овладение образным языком изобразительного искусства при помощи художественных знаний, умений и навыков.
-формирование навыков самовыражения ребенка посредством элементов хореографии, согласно возрастным особенностям;
Воспитательные
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- формирование художественного вкуса ребенка, стремления к прекрасному;
- воспитание трудолюбия, чувства товарищества, взаимопомощи.
Содержания программы по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Изобразительное искусство является базовым предметом в начальной школе. Содержание программы направлено на развитие художественного образования: ознакомление и овладение способами художественной деятельности , приобщение к искусству как духовному опыту поколений, развитие индивидуальных и творческих способностей ребенка, на формирование художественного и эмоционально-образного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности в начальной школе. Изучаются закономерности изобразительного искусства для ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве. Это дает возможность не свести его изучение к узко технологической стороне.
Учебный план
Сроки реализации программы: 2020 – 2021 учебный год
На изучение курса плану МБОУ «Гимназия №94» на 2020 – 2021 учебный год на 4 год обучения отводится 6 ак.часов в неделю, что составляет 204 учебных часа.
I четверть – 54 часа
II четверть – 42 часов
III четверть – 60 часов
IV четверть – 48 часов
Итого : 204 часа
Предмет | Часы в неделю | |
1 | Рисунок | 2 |
2 | Скульптура | 1 |
3 | Живопись | 1 |
4 | Композиция | 1 |
5 | ДПИ | 1 |
Всего: | 6 |
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает основы изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются во взаимодействие с другими искусствами, а также в связи с жизнью общества и человека.
Выделяются три основных вида художественной деятельности :
●изобразительная художественная деятельность;
●декоративная художественная деятельность;
●конструктивная художественная деятельность.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет художественно-творческую деятельность, эстетическое восприятие произведений искусства. Изобразительное искусство включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.
Технологии, методы и формы решения поставленных задач
Для успешности работы используются разные формы и методы организации работы: урок-игра, урок-путешествие, урок с использованием ИКТ, самооценка работы, работа с учебником и тетрадью. Художественная деятельность школьников на уроках имеет разнообразные формы выражения: изображение на плоскости , в объёме; декоративная , конструктивная работа; восприятие явлений действительности , произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Курс реализует следующие типы уроков:
●урок открытия новых знаний;
●урок- рефлексия;
●урок общеметодологической направленности;
●урок развивающего контроля
На уроках используют разные формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, которые предусмотрены программой и позволят реализовывать поставленные задачи.
Основная форма - урок продолжительностью 45 минут. Проводятся заочные экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные педагогические технологии – информационно – коммуникоативные технологии, элементы других технологий : здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологи технология тестового контроля, метод проектного обучения.
Выделяются три основных вида художественной деятельности :
●изобразительная художественная деятельность;
●декоративная художественная деятельность;
●конструктивная художественная деятельность.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у детей качеств, отвечающих представлениям об человечности и культурной полноценности в восприятии мира.
Дети изучают искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть мира. Ребенок открывает многообразие культур разных народов , объединяющие всех людей. Природа и жизнь являются базой формируемого отношения к миру.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном быте, в жизни общества, значение искусства в развитии школьника — главный смысловой стержень курса.
Программа должна дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается привлечение жизненного опыта. Работа на основе наблюдения , переживания окружающей реальности. Выражению своего отношения к действительности служит источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть прожита учеником, это возможно в деятельной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, можно понять через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо осваивать художественно-образный язык, средства художественной выразительности.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник).Что дает возможность показать единство сторон жизни человека в искусстве, раскрыть диалог между художником и зрителем,. Учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства.
В реализации данной программы участвуют дети 4 класса гимназии. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в группах, количество обучающихся в группе составляет 10-15 человек.
Обучение детей изобразительному искусству направлено на достижение комплекса результатов:
•будут формироваться основы художественной культуры: представления об искусстве, потребность в художественном творчестве;
• начнут развиваться наблюдательность и воображение, образное мышление, творческие способности, эстетические чувства;
формироваться основы анализа произведений искусства, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей,;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, деятельности, открытость миру, разовьется трудолюбие;
•установится принятие традиций и уважение, форм культурно - исторической, духовной жизни родного края, овладеют понятиями «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», «моя страна», «Родина» , разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации;
зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы гражданства, чувства гордости за свою Родину.
Обучающиеся:
• овладеют навыками восприятия произведений искусства; научатся давать оценку явлениям окружающего детей мира; смогут читать образную природу искусства;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми, научатся вести диалог со сверстниками, участвуя в обсуждении важных явлений жизни и искусства;
• научатся различать жанры, виды искусства;
• будут использовать выразительные средства искусства для воплощения художественно-творческого замысла в своих работах; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.
Учащиеся должны знать:
●основные виды и жанры изобразительных искусств;
●основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
●выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
●наиболее крупные художественные музеи России;
●известные центры народных художественных ремесел России;
Учащиеся должны уметь:
●пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
●видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
●видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
●создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Рисунок | 68 | 17 | 51 |
2 | Живопись | 34 | 10 | 24 |
3 | Композиция | 34 | 10 | 24 |
4 | ДПИ | 34 | 2 | 32 |
5 | Скульптура | 34 | 4 | 30 |
Итого: | 204 |
Программа учебного предмета разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
«Рисунок»
4 класс- 2 ак. часа в неделю (в году 34 недель, итого 68 часов)
Цель: художественно-эстетическое развитие ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету.
Задачи:
-освоение терминологии предмета «Рисунок»;
-приобретение умений изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
-формирование умения создавать художественный образ в рисунке;
-приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками‚ эскизами;
-формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры, на которых они расположены.
В заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна».
«Живопись»
1 ак. час в неделю(итого 34 часа)
Цель: учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи:
-приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ,
-дать знания свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
-ознакомить с разнообразными техниками живописи;
- овладеть знаниями художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
-научить видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайлъ»,
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы. В программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
«Композиция»
4 класс 1 ак. часа в неделю (в году 34 недель, итого 34 часов)
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи:
-развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
-последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
-знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
-изучение выразительных возможностей тона и цвета;
-формирование навыков самостоятельной работы о подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
-формирование умения создавать художественный образ в композиции;
-формирование навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
Программа учебного предмета «Композиция» художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории построения композиции в листе.
Учебный предмет «Композиция» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося. Содержание учебного предмета «Композиция» ставит общие исполнительские задачи: обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
«Скульптура»
4 класс 1 ак. часа в неделю (в году 34 недель, итого 34 часов)
Цель: учебного предмета «Скульптура» являются:
- Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; Формирование у детей начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества,
Задачи:
- знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: отеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика масса).
- знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
- формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,
«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
- формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
- формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
- формирование умения работать с натуры и по памяти.
- формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
- формирование конструктивного и пластического
Учебный предмет «Скульптура» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Особенностью программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность обучающихся.
«ДПИ»
4 класс 1 ак. часа в неделю (в году 34 недель, итого 34 часов)
Цель: учебного предмета «ДПИ» является художественно- эстетическое развитие личности.
Задачи :
-формирование способности понимать принципы создания предметов декоративно-прикладного искусства;
-развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
-знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами декоративной композиции;
Программа «ДПИ» направлена на развитие творческих способностей, формирование навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса обучающихся. Программа учебного предмета «ДПИ» определяет общую направленность преподавания. Объем знаний, навыков и умений, обучающихся по разделам, определяются преподавателям.
Особенностью предмета «ДПИ» является практико-ориентированная направленность.
Знания, умения и навык, приобретенные обучающимися на уроках прикладной композиции, позволяют наиболее успешно создавать художественные проекты для работы в материале.
Формы и методы контроля, система оценок.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится на уроке, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
1. Зачет творческий просмотр;
2. Экзамен творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных
работ)
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в вице творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Ожидаемые результаты: грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов; грамотно передавать оттенки локального цвета; грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами; композиционно располагать изображение на листе; грамотно передавать пропорции и объем простых предметов; грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей. грамотно компоновать сложные натюрморты; грамотно строить цветовые гармонии; грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения; грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость; грамотно передавать материальность различных фактур .
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») при условии невыполнения одного-двух пунктов
данных критериев;
3 («удовлетворительно») при невыполнении трех-четырех пунктов
Календарно-тематический план
Количество часов | ||||
№ | 1 четверть | теория | практика | |
Вводная беседа о рисунке. Организация работы. | 2 | сентябрь | ||
Графические изобразительные средства. Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Типы линий. .Выполнение тональных растяжек. | 12 | сентябрь | ||
Рисование листьев. Работа в тоне. | 4 | октябрь | ||
Вводная беседа о живописи. Методы работы с акварелью. Упражнения заливке цвета. Передача тональной насыщенности цвета от светлого к темному (метод лессировки, заливка)Передача тональной насыщенности цвета от светлого к темному (метод лессировки, заливка) | 1 | 2 | сентябрь | |
Основы цветоведения. Цветовые растяжки (переход от одного оттенка цвета к другому). Закрепление темы. Этюд бабочки. | 2 | сентябрь | ||
Основы цветоведения. Изучение основных, дополнительных и составных цветов. Цветовой спектр. | 4 | октябрь | ||
Знакомство с графикой. Типы линий. Оптические иллюзии. | 1 | 4 | октябрь | |
«Как прекрасен этот мир» | 4 | сентябрь | ||
Аппликация «Фрукты» | 1 | 6 | сентябрь | |
Декор осенних листьев. | 2 | октябрь | ||
Украшение из полимерной глины. | 1 | 4 | сентябрь | |
Лепка животного или птицы из скульптурного пластилина. | 4 | октябрь | ||
Итого | ||||
2 четверть | ||||
Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия. | 2 | 2 | ноябрь | |
Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт. | 2 | 2 | ноябрь | |
Зарисовки птиц и животных. | 6 | |||
Понятие «локальный цвет предмета»; этюд натюрморта из 2-3 предметов, различных по цвету ( плоскостное изображение) | 1 | 2 | ноябрь | |
Понятие: «теплые, холодные, дополнительные цвета» | 2 | ноябрь | ||
Понятие о контрастных цветах. Тематический натюрморт на контрастные цветовые отношения (плоскостное изображение) | 2 | декабрь | ||
Основные цвета, составные и дополнительные . Эмоциональная характеристика цвета | 1 | 2 | декабрь | |
Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс | 4 | ноябрь | ||
Открытка в технике «декупаж» | 1 | 2 | декабрь | |
Поделка из солёного теста. | 4 | декабрь | ||
Полуобъёмное изображение. Рельеф. Дерево. | 1 | 2 | ноябрь | |
Лепка по воображению. «Герои сказок» | 2 | 2 | декабрь | |
3 четверть | ||||
Линейные зарисовки геометрических предметов. | 2 | январь | ||
Светотеневая зарисовка простых по форме предметов. | 2 | 3 | январь | |
Изучение основных пропорций фигуры человека. | 1 | 3 | февраль | |
Зарисовки фигуры человека. | 1 | 2 | ||
Изучение основных пропорций лица человека. | 1 | 1 | январь | |
Портрет. Выполнение набросков и зарисовок портретов друзей. | 4 | март | ||
Разложение локального цвета на составляющие. Техника «пуантель». Упражнение на работу «мазками» - оптическое смешение. Этюд яблока. | 2 | 2 | январь | |
Изучение техники «Аля-прима». Этюд овощей на светлом фоне. | 1 | 2 | февраль | |
Знакомство с техникой «по сырому». Этюд фруктов на цветовом фоне. | 1 | 2 | январь | |
Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». | 2 | 2 | март | |
Ритм в композиции станковой | 2 | 4 | март | |
Весенняя открытка. Срапбукинг. | 4 | март | ||
Поделка из солёного теста. Роспись изделия. | 6 | февраль | ||
Лепка по воображению. Стилизация цветов. | 5 | март | ||
Полимерная глина. Памятная медаль. | 5 | март | ||
4 четверть | ||||
Зарисовки птиц и животных мягкими материалами по представлению. | 2 | 2 | апрель | |
Зарисовка мягкой игрушки. | 4 | май | ||
Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах. | 2 | 2 | май | |
Натюрморт из двух предметов быта. | 4 | апрель | ||
Понятие «светотень». Этюд 2-х простых по форме предметов на светлом фоне. | 2 | 2 | май | |
Понятие «блик, рефлекс». Этюд лимона на разных цветных фонах | 2 | 2 | апрель | |
Композиционный центр в композиции станковой | 2 | 2 | май | |
Выразительные средства композиции станковой | 2 | 2 | апрель | |
«Солёное тесто». Полуобъёмная композиция. | 4 | май | ||
Объёмные геометрические тела из бумаги. | 4 | май | ||
Рельеф. «В лесу.» | 4 | апрель | ||
Роспись посуды. | 4 | май | ||
Итого: | 204 |
Список рекомендованной литературы
1. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. М.: Просвещение, 1992
2.Закон «Об образовании» РФ.
3.Методическое пособие для учителя: под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М Неменского «Каждый народ- художник» -4 класс Москва. «Просвещение.»,2004
4. Поурочное планирование изобразительное искусство.4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А.Неменской/авт.-сост. Н.В.Бабакова. – Волгоград:Учитель, 2013. – 188 с.
5.Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ- художник- М. «Просвещение.»,2008
6.Изобразительное искусство Развитие цветового восприятия у школьников (описание опыта, конспекты уроков)-1-6 классы. Авторы составители СА. Казначеева, СА БандарёваВолгорад .Издательство «Учитель» -2009
7.В помощь преподавателю « Изобразительное искусство». Занимательные материалы. Терминологические диктанты. Кроссворды. Тесты. Викторины 1-7 классы Волгоград. Издательство «Учитель» -2010
8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977 1.
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
10. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобразительное искусство, 1986: №1, 1988: №2
11. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996
12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996
13. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997
14. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. АСТ, 2005
15. Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985
16. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву АМ, Агар, 1999
Оборудование и приборы
1.Магнитная доска.
2.Компьютер с принтером.
3.Проектор.
4.Карандаш, кисти разных размеров, гуашь, акварель, цветная бумага, картон, ножницы, клей, пластилин
Список дополнительной литературы для учащихся:
1.И. Агапова « 200 лучших игрушек из бумаги» - Москва, Просвещение,2008
2.Джейн Дженкинс «Узоры и мотивы из бумажных лент: интересные идеи» - Контэйн, 2009, перевод с английского У.Сапциной
3.Е.Немешаева «Фантазии из природных материалов» - Санкт-Петербург, Детство пресс, 2008
4.С.В.Сокольникова «Оригами» - Санкт-Петербург, Детство пресс, 2008
Медиаресурсы и Интернет-ресурсы
Электронные учебные пособия:
1.Интернет- ресурсы. . http://www.proshkolu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://pedsovet.su/
2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное...
Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».
Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства...
Авторская программа дополнительного образования (кружка) "Художественное слово" (3 года обучения)
Пояснительная записка Обучение чтению, формирование выразительности речи, умение понять,прочувствовать произведение – задачи, которые являются актуальнымина протяж...
Авторская программа детского образовательного объединения «Глинка» по курсам декоративно-прикладного искусства: «Глиняная игрушка и художественная керамика», «Гончар».
Предлагаемая программа детского объединения «Глинка» по курсу декоративно-прикладного искусства «Глиняная игрушка и художественная керамика» позволяет вы-явить творческие спосо...