РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» для школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа № 5» обучающихся с РАС, вариант 8.2 и авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство» с использованием УМК «Школа России», Адаптированной основной общеобразовательной программы ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ИРБИТ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы от __________ № ____
СОГЛАСОВАНА с заместителем директора по УВР___________ (Пищало Е.В. | РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №___от_________ 2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся
с расстройствами аутистического спектра
Ирбит 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка..................................................................................3
2. Общая характеристика курса........................................................................6
3. Место курса в учебном плане.......................................................................7
4. Ценностные ориентиры содержания курса.....................................................7
5. Результаты изучения учебного предмета..........................................................8
6. Учебно - тематическое планирование...............................................................11
7. Содержание курса................................................................................................16
8. Планируемые результаты.............................................................................19
9. Материально - техническое обеспечение учебного предмета...................22
Источники...........................................................................................................24
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» для школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа № 5» обучающихся с РАС, вариант 8.2 и авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство» с использованием УМК «Школа России», Адаптированной основной общеобразовательной программы ОУ.
Программа отражает содержание курса «Изобразительное искусство» школьников с РАС с учетом их особых образовательных потребностей. Вариант 8.2. предполагает, что обучающийся с расстройствами аутисического спектра получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (с одним первым дополнительным классом) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет ( с двумя первыми дополнительными классами) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП. Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.
Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, включение специальных технологий, методов и приемов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области изучения. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе обучения направлено на достижение следующих целей:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание уважения к культуре народов России и других стран;
- готовность и способность выражать свою позицию в искусстве и через искусство.
Данная программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета у детей данной категории:
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
- развитие наглядно-образного, вербально-логического мышления детей с РАС.
В основе реализации адаптированной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося с ограниченными
- возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Содержание обучения включает программный материал оптимальной степени сложности, требующей от ученика достаточного интеллектуального напряжения, но безусловно доступный как по темпу, так и по характеру деятельности. Содержание предусматривает обогащение и систематизацию словаря, развитие речи средствами всех учебных дисциплин, обеспечивает формирование положительных мотиваций к учению, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора, дополнительную подготовку к освоению родного языка и математики, знакомство с явлениями природы. Такое содержание дает возможность достаточно частого осуществления предметно-практической деятельности, усвоения теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта, организации наблюдений природных явлений, родного слова, математических отношений и т. д.
Система педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОВЗ в данной программе планируется через:
- организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимся с РАС с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для обучающегося с РАС;
- профилактику и коррекцию социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающегося, уровня и динамики его психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с РАС, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянную помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянную актуализацию знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- развитие и отработку средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
- педагогическую поддержка, направленную на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
-обеспечение взаимодействия семьи и школы (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
- использование современных педагогических технологий: игровой технологии, технологии сотрудничества, педагогической поддержки, деятельностного подхода, проектной технологии и приёмов коррекционно - развивающего обучения.
Коррекционная направленность
Настоящая рабочая программа учитывает особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, которые проявляются в специфике речевого развития. У учащихся отмечается недостаточность представлений об окружающей действительности, бедность личного практического опыта, трудности в анализе природных и социальных явлений, переносе знаний в другие ситуации. Контингент учащихся неоднороден по уровню сформированности таких процессов, как восприятие, внимание, мышление. В связи с этим программа курса направлена не только на формирование знаний, но и имеет коррекционную направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики. Включает коррекцию мыслительной деятельности, других психических процессов, коррекцию развития личности. Позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В связи со спецификой развития навыков социального взаимодействия обучающихся школы объективно мотивированным представляется усиление социального аспекта.
1. Максимальное внимание к развитию аналитико-синтетической деятельности развитию речемыслительной деятельности.
2. Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения представления об окружающей действительности.
3. Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст (связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно). - Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- Человечество как многообразие народов;
- Экологическое воспитание;
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России;
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
-Здоровый образ жизни;
- Ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
4. Формирование навыков учебной работы.
Программа призвана оказать обучающимся содействие в определении и коррекции отношения к самим себе, помочь понять свои возможности, убедиться в наличии потенциальных способностей.
Особенности реализации
Образовательный процесс по окружающему миру организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
- урок—место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
- урок - презентация - место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
- урок - диагностика - место для проведения проверочной или диагностической работы;
- урок-проектирования-место для решения проектных задач;
-учебное занятие (практики)- место для индивидуальной работы учащихся над проблемами орфографического характера.
Самостоятельная работа обучающихся дома имеет следующие линии:
-.задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
-задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующих навыков на трех уровнях (формальном, рефлексивном, ресурсном);
-творческие задания для обучающихся, которые хотят расширить свои знания и умения (задания выбираются и выполняются по желанию.
Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
- включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Планируемые результаты оканчивающих начальную школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
2. Общая характеристика курса
Программа направлена на достижение планируемых результатов и реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Программа разработана в целях конкретизации образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к темам дополнительного содержания.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей с РАС в качестве достаточно понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа с использованием собственных фотографий, поиском разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность к распознаванию эмоций у себя и окружающих - являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
3. Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 168 ч. В 1 классе и в 1 подготовительном— 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели): во 2—4 классах отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности осознавать собственные эмоции и эмоции окружающих. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
5. Результаты изучения учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с РАС адаптированной программы по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Освоение адаптированной программы по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» (вариант 8.2.), созданной на основе требований ФГОС НОО, обеспечивает достижение обучающимися с РАС трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные:
- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;
- овладение начальным уровнем культуры пользования словарями.
Предметные:
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
6. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА - 168 часов
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Виды художественной деятельности | ||
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его услов ность, передача общего через еди ничное. Человек, мир природы в реальной жизни – образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: выражение отношения к природе, человеку и обществу средствами художественного языка. Фотография и произведе ние изобразительного искусства – сходства и различия. Виды худо жественной деятельности: рису нок, живопись, скульптура, архи тектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. | Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создаёт художественный образ. В художественном образе сосредоточенны реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорит» художник. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор). | Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. |
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? | ||
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Цвет – основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами. Образ человека в живописи. Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, острые, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приёмы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов. Объём – основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетический характер народной культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Разнообразие декоративных форм в природе. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учётом местных условий). Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж – и региональные музеи. | Интернациональный язык искусства. Композиция – основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в графике и живописи (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое и т.д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем «Земля – наш общий дом». Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и их эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации (возможны темы: «Осень в парке», «Осенний лес»). Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамичные композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов. Изучение свойства цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета (примерные темы: «Цветы для мамы», «Цветущие цветы», «Воздушные шары», «Разноцветные бабочки» и т.п.), тёплые и холодные цвета (примерные темы: «Дворец Снежной королевы», «Изумрудный город», «Город Солнца», «Цветочный город»). Передача с помощью цветов тёплый или холодный гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики и т.п. (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа). Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа (примерные темы: «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Закат»). Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом, - «Человек и человеческие взаимоотношения». Образ человека в разных культурах мира. Представления народов о красоте человека, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов персонажей русских народных сказок (например, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Алёнушка, Иван-Царевич и т.п.). Создание женских и мужских образов античного мира, Средневековья, стран Востока. Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, автопортрета, мамы и т.д.). Примерные темы композиции: «Мать и дитя», «Я и моя семья», «Мои друзья» и т.д. Приёмы работы различными графическими материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа. Создание с помощью линий, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, человека, животного. Примерные задания: образы деревьев – старое, крючковатое, молодое, нежное; величавое, мощное, раскидистое (образы: «Дуб-богатырь», «Берёзка – девица красавица»). Образы животных: разъярённых и ласковых, например, кошки, собаки и т. д. Примерные темы композиций: «Зимний лес», «Лес Снегурочки», «Лес Деда Мороза», «Кошка – охотница» и т д. Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающими природу, человека, животных. Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, фантастических существ, сказочных замков; выражение их характера. Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр натюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа-характера предметов (например, олицетворение предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, царевны и т.д.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежды, например платка). Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Приём трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими животных, человека, мифологических персонажей. Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа. Представление о разнообразии материалов для художественного моделирования и конструирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды – «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приёмы работы с различными материалами (пластилин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, домик улитки и т.д. Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объёме или выполнение эскизов на плоскости. Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (примерные задания: изображение любимой игрушки, иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для кухни или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги, коробочек транспорта и т.д.). Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий (например, сказочного зоопарка, в котором форма и декор домиков для животных передают черты его обитателя). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы с использованием простых геометрических и растительных форм. Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приёма трансформации формы для выразительности характеристики персонажа. Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка» и др.). Конструирование макета костюма сказочного персонажа. Образы архитектуры разных эпох и народов. Композиция на темы городской жизни или иллюстрации к мифам Античности и сказкам Средневековья с изображением человека в городской среде (на фоне зданий). Коллективная работа (создание макета мемориального комплекса «Защитникам Отечества»). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы. Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой» (коллективная или индивидуальная работа). Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (на примере русского искусства). Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством, - «Родина моя – Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объёме), использование элементов декора. Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве. Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев и т.д. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов народной культуры (конь, петух, птица Сирин, Древо жизни и др.). Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т.д.). Изготовление эскизов украшения прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов-знаков. Эскизы народных костюмов. Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа (коллективные или индивидуальные работы). Знакомство с произведениями изобразительного искусства, изображающими сцены праздников и труда народа. Проявления художественной культуры вокруг нас: музеи искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музеи и т.д.). Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж – и региональные музеи. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций. Произведения разных видов и жанров изобразительных (пластических) искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Жанры изобразительного искусства: портрет, натюрморт, пейзаж. | Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и их эмоциональные состояния. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного. Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать своё отношение к персонажу. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, ужаса и т.д. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint). Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Изображать графическими средствами реальных и фантастических птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов. Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре. Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объёме. Использовать приёмы трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных. Изображать в объёме выразительные образы человека, литературного персонажа. Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Наблюдать постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, домик улитки и т.д. Различать разнообразие форм предметного быта. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации и т.д. Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина. Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк и т.д. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. Понимать роль художника в театре. Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов. Выполнять простые макеты. Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о его героях. Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Создавать графическими или живописными средствами композиции пейзажа с входящими в него постройками. Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России называть известные центры художественных ремёсел России. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России (с учётом местных условий). Изображать многофигурные сцены. Эмоционально откликаться на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отражённых в произведениях изобразительного искусства, и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности. Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказах, небольшом сочинении. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру, эмоциональному состоянию. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. |
7. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты».
Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас».
Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник».
Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогая детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» обучающиеся при получении начального общего образования в МБОУ «Школа № 5» будут сформированы основы художественной культуры:
- представление о специфике изобразительного искусства,
- потребность в художественном творчестве и в общении с искусством,
- первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности:
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
9. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1-4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необх. кол-во | Примечания |
ОШ | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1. | ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ | Д | Примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства |
2. | Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра | Д | |
3. | Учебно-методические комплекты к программе по выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства | К | При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
4. | Учебники по изобразительному искусству | К | |
5. | Учебно-методические комплекты к программе по выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства | К | При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
6. | Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства) | Д | |
7. | Методические журналы по искусству | Д | Федерального значения |
8. | Учебно-наглядные пособия | Ф Д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф |
9. | Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства | Д | |
10. | Энциклопедии по искусству, справочные пособия | Д | по одной каждого наименования |
11. | Альбомы по искусству | Д | по одному каждого наименования |
12. | Книги о художниках и художественных музеях | Д | по одной каждого наименования |
13. | Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры | Ф | Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки |
14. | Словарь искусствоведческих терминов | П | |
2. Печатные пособия | |||
15. | Портреты русских и зарубежных художников | Д | Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
16. | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
17. | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | Д | |
18. | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | |
19. | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д | |
20. | Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | К | |
3. Информационно-коммуникационные средства | |||
21. | Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники | Д | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). Возможно использование следующих программ: Cake-walkProAudio 8, 5 и 9 Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo// |
22. | Электронные библиотеки по искусству | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). |
23. | Игровые художественные компьютерные программы | Д | |
4. Технические средства обучения (ТСО) | |||
24. | Акустическая система | Д | |
25. | Ноутбук | Д |
|
26. | Слайд проектор | Д | |
27. | Мультимедиа проектор | Д | |
28. | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций | Д | |
29. | Экран навесной | Д | |
30. | Вэб-камера | Д | |
5. Экранно-звуковые пособия | |||
31. | Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям | Д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса |
32. | Видеофильмы: - по памятникам архитектуры - по художественным музеям - по видам изобразительного искусства - по творчеству отдельных художников - по народным промыслам - по декоративно-прикладному искусству - по художественным технология | Д | По одному каждого наименования |
6. Учебно-практическое оборудование | |||
33. | Комплекты резцов для линогравюры | К | |
34. | Краски акварельные | К | |
35. | Краски гуашевые | К | |
36. | Тушь | К | |
37. | Ручки с перьями | К | |
38. | Бумага А3, А4 | К | |
39. | Бумага цветная | К | |
40. | Фломастеры | К | |
41. | Восковые мелки | К | |
42. | Пастель | Ф | |
43. | Сангина | К | |
44. | Уголь | К | |
45. | Кисти беличьи № 5, 10, 20 | К | |
46. | Кисти щетина № 3, 10, 13 | К | |
47. | Емкости для воды | К | |
48. | Стеки (набор) | К | |
49. | Пластилин / глина | К | |
50. | Клей | К | |
51. | Ножницы | К | |
52. | Рамы для оформления работ | К | Для оформления выставок |
53. | Подставки для натуры | П | |
7. Модели и натурный фонд | |||
62. | Муляжи фруктов (комплект) | Д | |
54. | Муляжи овощей (комплект) | Д | |
55. | Гербарии | Ф | |
56. | Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | Д | |
57. | Гипсовые геометрические тела | Д | |
58. | Гипсовые орнаменты | Д | три-четыре вида |
59. | Маски античных голов | Д | два вида |
60. | Античные головы | Д | четыре вида |
61. | Модуль фигуры человека | П | |
62. | Капители | Д | дорическая |
63. | Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | П | |
64. | Драпировки | П | |
65. | Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) | П | |
8. Игры и игрушки | |||
66. | Конструкторы | Ф | Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона) |
67. | Театральные куклы | Д | |
68. | Маски | Д | |
9. Специализированная учебная мебель | |||
69. | Столы рисовальные | К | |
70. | Стулья | К | |
71. | Стеллажи для книг и оборудования | Д | |
72. | Мебель для хранения таблиц и плакатов. | Д | Кассетницы, плакатницы |
73. | Стеллажи для хранения детских художественных принадлежностей | П |
Источники
- 1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5. Примерные адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
8. Методические рекомендации и письма МОиН РФ по контролю и оценке результатов обучения в 1- 4 классах.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
11. Локальные акты образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой. ...
Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой. Программа построена в с...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Литературное чтение» для школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Окружающий мир» для школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образоват...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...