АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
рабочая программа по русскому языку
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа № 5» обучающихся с РАС, вариант 8.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.doc | 380.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ИРБИТ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы от __________ № ____
СОГЛАСОВАНА с заместителем директора по УВР___________ (Пищало Е.В. | РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №___от_________ 2018 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся
с расстройствами аутистического спектра
Ирбит 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка..................................................................................3
2. Общая характеристика курса........................................................................6
3. Место курса в учебном плане.......................................................................7
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык».........................7
5. Результаты изучения учебного предмета..........................................................8
6. Учебно - тематическое планирование...............................................................11
7. Содержание курса................................................................................................20
8. Планируемые результаты.............................................................................25
9. Материально - техническое обеспечение учебного предмета..................29
Источники..........................................................................................................31
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа № 5» обучающихся с РАС, вариант 8.2.
Программа 1 класса (первый год обучения) ориентирована на авторский метод создания «Личного букваря» Н.Б. Лаврентьевой, который обеспечивает осознанное отношение школьника с РАС к процессу обучения, позволяя формировать осмысленные навыки чтения и письма, которые активно используются ребенком в жизни и в учебной деятельности.
Программа 1 дополнительного класса (второй год обучения) ориентирована на учебник «Русский язык» системы учебников «Школа России» и соответствующую ему рабочую программу, но адаптирует ее к особым образовательным потребностям школьников с РАС.
Программа отражает содержание курса обучения русскому языку школьников с РАС с учетом их особых образовательных потребностей. Вариант 8.2. предполагает, что обучающийся с расстройствами аутисического спектра получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (с одним первым дополнительным классом) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет ( с двумя первыми дополнительными классами) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП. Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.
Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, включение специальных технологий, методов и приемов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Обучение русскому языку стимулирует речевое, эмоциональное, когнитивное развитие детей с РАС, улучшает коммуникативные навыки и, таким образом, содействует их социализации.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Основными целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- развитие устной и письменной коммуникации;
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, способности к осмысленному чтению и письму;
- овладение способностью пользоваться письменной и устной речью для решения задач, связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных потребностей;
- развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- развитие умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Данная программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета у детей данной категории:
- восполнение пробелов речевого развития, выработка у обучающихся направленности на дифференцированное восприятие языковых средств, на накопление элементарных практических наблюдений за звуковыми, лексическими, синтаксическими явлениями языка.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В основе реализации адаптированной программы по русскому языку лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Содержание обучения включает программный материал оптимальной степени сложности, требующей от ученика достаточного интеллектуального напряжения, но, безусловно, доступный как по темпу, так и по характеру деятельности. Содержание предусматривает обогащение и систематизацию словаря, развитие речи средствами всех учебных дисциплин, обеспечивает формирование положительных мотиваций к учению, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора, дополнительную подготовку к освоению родного языка и математики, знакомство с явлениями природы. Такое содержание дает возможность достаточно частого осуществления предметно-практической деятельности, усвоения теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта, организации наблюдений природных явлений, родного слова, математических отношений и т. д.
Система педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОВЗ в данной программе планируется через:
- организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимся с РАС с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для обучающегося с РАС;
- профилактику и коррекцию социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающегося, уровня и динамики его психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с РАС, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянную помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянную актуализацию знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- развитие и отработку средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
- педагогическую поддержка, направленную на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
-обеспечение взаимодействия семьи и школы (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
- использование современных педагогических технологий: игровой технологии, технологии сотрудничества, педагогической поддержки, деятельностного подхода, проектной технологии и приёмов коррекционно - развивающего обучения.
Рабочая программа учебного предмета адаптирована и предполагает внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение количества времени отводимых на изучение сложных тем курса;
- включение контрольно - измерительных материалов в соответствии с нормами их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Планируемые результаты оканчивающих начальную школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
2. Общая характеристика курса
Обучение русскому языку детей с РАС так же, как и обучение школьников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, предполагает овладение умениями правильно читать и писать, что требует формирования у детей первоначальных представлений о языке, его лексике и грамматике, развития фонематического слуха, отработки графических навыков, обогащения словарного запаса и речевых умений. Особые образовательные потребности обучающихся с РАС определяют специфику содержания и общей характеристики данного курса.
При обучении русскому языку школьников с РАС требуются специальные методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения учениками навыков чтения и письма. Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при дальнейшем обучении, поэтому в характеристике курса для школьников с РАС необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает специальную логику и последовательность процесса обучения грамоте детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий.
Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Персонификация образовательного процесса позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации.
Данным требованиям соответствует метод создания «Личного букваря» (Лаврентьева Н.Б.) и соответствующий учебник. Обучение русскому языку и литературному чтения с использованием «Личного букваря» обеспечивает осознанное отношение школьника с РАС к процессу обучения, позволяя формировать осмысленные навыки чтения и письма, которые активно используются ребенком в жизни и в учебной деятельности.
Изучение русского языка в первом подготовительном классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность определяется темпом обучаемости детей с РАС, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.
3. Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 подготовительном и в 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
5. Результаты изучения учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с РАС адаптированной программы по учебной дисциплине «Русский язык» оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Освоение адаптированной программы по учебной дисциплине «Русский язык» (вариант 8.2.), созданной на основе требований ФГОС НОО, обеспечивает достижение обучающимися с РАС трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, анализировать звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио- и графическим сопровождением.
— Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно-практической, учебной и различных внеурочных видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; использование словесной речи (в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач.
- Умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, стремления к улучшению качества собственной речи.
- Овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками.
- Сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений.
- Овладение техникой чтения вслух (реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи) и про себя; владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в обсуждении текста, оценивание поступков героев.
- Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
6. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА - 772 часа
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Фонетика | |||
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения | Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания. Звуки речи. Смыспоразличительная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове, фиксацией звуков фишками. Количество и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак). Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыспоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука (гласные, твёрдые и мягкие согласные). Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н—м, р—л, с—ш и др.). Подбирать слова с заданным звуком. Различать звуки неродной речи. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. | |
Графика | |||
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Знакомство с русским алфавитом. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (переход к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (про-говаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании | Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. Функция букв е, ё, ю, я. Буквы, обозначающие согласные звуки. Функция букв ь и ь. Русский алфавит. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов Овладение способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения. Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Два вида чтения - орфографическое и орфоэпическое. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами | Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (з—с, ж—ш, с—ш, з—ж, р—л, ц—ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о—а, и—у, п—т, л—м, х—ж, ш—т, в—д и т. д.). Объяснять функцию букв ь и ь. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определённую последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения. Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое — по целям. Читать орфоэпически правильно. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи | |
Письмо | |||
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса | Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта. Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает | Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, выделенные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Списывать с печатного и письменного текста. Переносить слова по слогам. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы | |
Слово и предложение | |||
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка | Слово как объект изучения, материал для анализа. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов. Понимание значения слова в контексте. Включение слов в предложение. Наблюдение над родственными словами (без введения терминологии). Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Коррекция предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки | Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия). Группировать слова, сходные по значению и звучанию. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений | |
Орфография | |||
Знакомство с правилами правописания и их применение:
• перенос слов по слогам без стечения согласных. Знаки препинания в конце предложения | Раздельное написание слов. Гласные после шипящих в ударных слогах (жи—ши, ча-ща, чу-щу). Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения. Деление слов на слоги | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу— щу. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | |
Развитие речи | |||
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений | Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Использование прочитанных слов для построения связного рассказа. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера по материалам собственных игр, занятий, наблюдений | Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение | |
Систематический курс (560 ч) | |||
Фонетика и орфоэпия (20 ч) | |||
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - - согласный; гласный ударный -- безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий -- глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова | Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый мягкий, парный — непарный; согласный звонкий - глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова | Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»). Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные; согласные твёрдые — мягкие, звонкие - глухие). Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых — мягких, звонких — глухих. Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв). Объяснять принцип деления слов на слоги. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму | |
Графика (5 ч) | |||
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словами, справочниками, каталогами | Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словами, справочниками, каталогами | Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков (буквы е, ё, и, ю, я, ь). Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Объяснять функцию букв ь и ъ. Использовать алфавит для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации | |
Лексика (20 ч) | |||
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов | Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Наблюдать за использованием в тексте синонимов. Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении. Оценивать уместность слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи. | |
Состав слова (морфемика) (25 ч) | |||
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу | Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его. Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. Объяснять значение слова - давать Развернутое толкование его значения. Различать родственные слова и формы слова. Объяснять роль и значение суффиксов/приставок. Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами. Моделировать слова заданного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в слове... приставка, как в слове... окончание, как в слове...») | |
Морфология (118 ч) | |||
Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение осознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение склонений имён существительных (1, 2 и 3-е склонение). Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и мес- тоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но и их роль в речи. Частица не, её значение | Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение осознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение склонений имён существительных (1, 2 и 3-е склонение). Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но и их роль в речи. Частица не, её значение | Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имён существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам, спряжениям). Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматическими характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет). Сравнивать имена существительные: находить лишнее имя существительное (не имеющее каких-либо грамматических признаков, общих с другими существительными). Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений. Трансформировать текст, изменяя время глагола. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | |
Синтаксис (47 ч) | |||
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений | Различение предложения/ словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании. Наблюдать: находить в тексте повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Объяснять способы нахождения главных членов предложения. Наблюдать: находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов предложения. Сравнивать простые и | |
Орфография и пунктуация (195 ч) | |||
Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:
| Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами | Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой. Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Оценивать свои возможности при выборе упражнений на закрепление орфографического материала. Оценивать результат выполнения орфографической задачи | |
Развитие речи (75 ч) | |||
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавли-вание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения | Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения | Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями не русского языка. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана. Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение; осознавать особенности каждого типа. Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность. Составлять устные монологические высказывания: словесный отчёт о выполненной работе, рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Сочинять письма, поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на прочитанную книгу. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки. Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений) | |
Резерв 68 часов |
7. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста. Создание небольших собственных текстов по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом- образом и послогового чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием написания корней (корм — кормить — кормушка, лес — лесник — лесной). Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные.
Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). 1, 2, 3-е склонение, определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3му склонению. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных падежах.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правильное употребление местоимений в речи (меня, мною, у него, с ней, о нем).
Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Лексика (изучается во всех разделах курса). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Выделение голосом важного по смыслу слова в предложении.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечисления), а, но и без союзов. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами, запятая при перечислении. Умение составить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях. Умение составить сложное предложение и поставить запятую перед союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
-сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
-сочетания чк—чн, чт, щн;
-перенос слов;
-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
-проверяемые безударные гласные в корне слова;
-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
-непроизносимые согласные;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
-разделительные ъ и ь;
-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
-безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
-безударные окончания имён прилагательных;
-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
-не с глаголами;
-мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);
-мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
-безударные личные окончания глаголов;
-раздельное написание предлогов с другими словами;
-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
-знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения, эмоциональное осмысление происходящих событий: с какой целью, с кем и где происходит общение, отношение к происходящему.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Понятие об изложении и сочинении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок.
8. Планируемые результаты
В результате изучения курса русского языка обучающиеся для обучающихся с расстройствами аутисического спектра научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В результате изучения курса русского языка у выпускников МБОУ «Школа 5», освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
-различать звуки и буквы;
-характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
-знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико - графический (звукобуквенный) разбор слова с помощью учителя по предложенному алгоритму, оценивать правильность проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
-соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
-находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
-выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
-оценивать уместность использования слов в тексте;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
-определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
-определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
-определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
-проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
-находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
-различать предложение, словосочетание, слово;
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
-определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
-различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
-различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
-применять правила правописания (в объёме содержания курса);
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
-писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-подбирать примеры с определённой орфограммой;
-при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
-оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-выражать собственное мнение и аргументировать его;
-самостоятельно озаглавливать текст;
-составлять план текста;
-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
-создавать тексты по предложенному заголовку;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
-пересказывать текст от другого лица;
-составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
9. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Завершенная линия учебников, утвержденных надзорными органами (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.): 1. Лаврентьева Н.Б. «Личный букварь» – смысловое чтение и письмо. 2. «Прописи»: учебн. пособие / В.Н. Рослякова, Е.Н. Круглова, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева. 3. Сборник рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы/под руководством А.А. Плешакова. - М.: Просвещение. 2011. 4. Русский язык. 1 кл. : учеб. / Т.Г. Рамзаева. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа– 95, [1] c : ил. | К | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ |
Печатные пособия | ||
Комплект для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по русскому (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по русскому языку (в том числе в цифровой форме). | Д Ф Д Д Ф Д | Многоразового использования |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия. | П | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Пиктограммы и набор цветных магнитов для составления визуального расписания урока. Наборы картинок с изображениями предметов, в названиях которых изучаемые буквы находятся в начале, середине, конце слова (количество наборов соответствует числу учащихся). Магнитная доска. Экспозиционный экран. Видеомагнитофон. Телевизор. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Сканер, принтер лазерный (струйный, струйный цветной), цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом. | Д Д Д Д Д Д/П Д Д | Размер не менее 150×150 см С диагональю не менее 72 см. При наличии необходимых средств |
Экранно – звуковые пособия | ||
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности) | Д
Д Д Д | При наличии технических средств |
Источники
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5. Примерные адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке рабочих программ.
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
8. Методические рекомендации и письма МОиН РФ по контролю и оценке результатов обучения в 1- 4 классах.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
11. Локальные акты образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов (VII вида)
Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучения учащихся 1 класса 7 вида....
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра 1 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекцио...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» для школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Литературное чтение» для школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Окружающий мир» для школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образоват...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2)
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся...