Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процесс в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 год (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г.). Примерной программы начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373); авторской программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» (образовательная система «Гармония»).
Цель: развитие культуры творческой личности школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_klass_2015-2016.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
Рассмотрено Руководитель МО _________ Протокол № _____ от «__»_____20 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________ «__»_________20 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия №3» _______ Приказ № _______ от «__»_________20 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для обучающихся 2 «Б» класса
Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год
Разработчик: Захарова Л. В.,
учитель начальных классов
вторая квалификационная категория.
г. Рубцовск, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009; Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процесс в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 год (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г.); основной образовательной программы начального общего образования МБОУ«Гимназия №3»; учебного плана МБОУ «Гимназия №3»на 2015 – 2016 учебный год. Действующего положения о рабочей программе по учебному предмету муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»; годового календарного графика; Примерной программы начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373); авторской программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» (образовательная система «Гармония»).
Цель: развитие культуры творческой личности школьника
Задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
- сформировать первые навыки творчества;
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Учебные пособия (УМК) для учащихся:
1. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2012 и послед.
2. Творческая папка для учащихся к учебнику 2 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012 и послед.
Учебные пособия (УМК) для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений Т. А. Копцева Изобразительное искусство Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
- Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век.
На предмет «Изобразительное искусство», который находится в инвариантной части учебного плана, во 2 классе учебным планом гимназии выделено 34 часа, (1 час в неделю; 34 учебные недели). С учетом годового календарного графика в программу добавлен 1 резервный час. (урок №35)
В соответствии с этим реализуется типовая программа по изобразительному искусству Т.А. Копцевой.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход.
Контроль качества усвоения материала
Контрольно - оценочная деятельность по данной программе осуществляется на основании Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия№3» и «Методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Формы оценки образовательных результатов обучающихся:
Викторины
Кроссворды.
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Тестирование.
Формы работы:
-групповая (парная);
- работа в малых группах;
- индивидуальная;
-фронтальная;
-коллективная;
-дифференцированный подход к учащимся;
-учебные занятия;
-построение учебных диалогов;
Основные формы и виды организации образовательного процесса:
урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
Используемые методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- метод стимулирования интереса к учению;
- метод самоконтроля;
- метод самостоятельной деятельности учащихся:
- исследовательский;
- эвристический (частично- поисковый);
- сравнения
-метод моделирования
- рассказ, объяснение, беседа
-наблюдение, игровой;
Используемые технологии:
игровые технологии
технология создания ситуации успеха на уроке
личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)
системно - деятельностный подход
Содержание учебного предмета (34 ч) + 1 ч резерв
Содержание программы 2 класса «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем» раскрывается через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля:
I модуль
Художник и мир природы. Наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего отношения к ним через разные виды художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную.
II модуль
Художник и мир животных. Наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего отношения к ним через разные виды художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную.
III модуль
Художник и мир человека. Наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную.
IV модуль
Художник и мир искусств. Рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусства: театре, кино, литературе, музыке, через такие
виды художественной деятельности, как изображение, декор, конструкция
1-й блочно-тематический модуль
«Художник и мир природы» (8 ч)
Урок 1. Творческая папка художника
Урок 2. Лучезарное солнце
Урок 3. Деревья-долгожители
Урок 4. Необычные цветы
Урок 5. Камни-самоцветы
Урок 6. Бусы из ягод и гирлянды цветов
Урок 7. День и ночь
Урок 8. Мир природы дарит нам материалы для творчества
2-й блочно-тематический модуль
«Художник и мир животных»(9 ч)
Урок 1. Тайны подводного царства
Урок 2. Динозавры
Урок 3. Черепахи
Урок 4. Насекомые-гиганты
Урок 5. Мамонт
Урок 6. Следы на снегу
Урок 7. Животные в зоопарке
Урок 8. Фантастические животные
Урок 9. Новогодний подарок
3-й блочно-тематический модуль
Художник и мир человека» (11 ч)
Урок 1. Ты – художник
Урок 2. Семейный праздник
Урок 3. Портрет
Урок 4. Парный портрет
Урок 5. Портрет пожилого человека
Урок 6. Художник рисует высоких людей
Урок 7. Чудеса света
Урок 8. Необычные скульптуры
Урок 9. Башня до небес
Урок 10. Каждый народ – художник
Урок 11. Красота вещей
4-й блочно-тематический модуль
«Художник и мир искусства» (6 ч)
Урок 1. В мире книг
Урок 2. В мире музыки
Урок 3. Кукольный театр
Урок 4. Музей под открытым небом
Урок 5. Санкт-Петербург – город-музей
Урок 6. Государственный Эрмитаж
Резерв (1 ч – Урок №35)
Авторская программа будет реализована без изменений.
Тематический поурочный план.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания урока | Дата проведе-ния | Кор-рек-ция | Основные виды деятельности обучающихся | Информа-ционные ресурсы | Учебное оборудование | |||||||
Художник и мир природы 8 ч Личностные УУД: У обучающихся будут сформированы: - эмоционально-ценностное отношение к природе; - толерантное принятие разнообразия культурных явлений; Обучающиеся научатся: - анализировать и оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе; Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: - принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Познавательные УУД: Обучающиеся научатся: - проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы; - осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям; Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: - вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; - обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности; - высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу; | ||||||||||||||
1 | 1-я четверть Творческая папка художника | Выбор композиции оформления рисунка. Выполнение рисунка по собственному замыслу. | Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями. Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества. Рассматривают творческую папку ученика как форму хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка — возможные формы хранения творческих работ. Анализируют рисунки на свободную тему, выполненные учениками в учебнике, которые отражают сферу интересов ученика.Делают вывод о том, что обложка творческой папки или альбома для рисования — визитная карточка автора-художника. Творческое задание. Выполняют рисунок на свободную тему или на тему «Как я провёл лето» любым графическим материалом. Оформляют рисунок на обложку творческой папки | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
2 | Лучезарное солнце | Использование композиции в выразительных целях. Выполнение оригинального рисунка на тему «Лучезарное солнце» | Знакомятся с содержанием учебника. Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ солнца представлен оригинально. Рассматривают детские рисунки, отмечают выразительные качества рисунка: умение детей по своему изобразить солнечные лучи. Творческое задание Изображают лучезарное солнце на восходе, в зените или на закате. Придумывают своей работе оригинальное название | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
3 | Деревья – долгожители. | Основные виды изобразительного искусства (живопись, графика). Выполнение иллюстрации, используя выразительные возможности художественных материалов. | Знакомятся с деревьями-долгожителями (дубом, баобабом и др.), поражающими своими размерами. Узнают о том, что в Древней Руси дуб считался священным деревом из-за своей прочности и долголетия. Анализируют образ дуба в творчестве разных художников (живописцев, графиков) и в детском изобразительном творчестве. Сравнивают иллюстрации художников к стихотворениям А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный...» и Н. Заболоцкого «Одинокий дуб».Знакомятся с приёмами изображения дерева углём (сангиной, соусами или пастелью): торцом, плашмя, растиркой. Творческое задание Изображают дерево-великан с использованием разных графических материалов. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
4 | Необычные цветы | Пропорции изображаемых объектов. Выполнение иллюстрации, используя выразительные возможности художественных материалов. | Знакомятся с разнообразием растительных форм в природе, с цветами-гигантами: «тёплый цветок», «красная чаша» или др. Сравнивают размеры гигантских цветов. Анализируют иллюстрации к сказкам, в которых человек изображается меньше цветка (X. К. Андерсен «Дюймовочка», Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес» или др.).Творческое задание Изображают иллюстрации к любой сказке, в которой главный герой меньше цветка | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
5 | Камни- самоцветы | Тёплые и холодные цвета, светлые и тёмные оттенки одного цвета. Техника акварели «по-сырому» Симметрия. Выполнение симметричного изображения вазы. | Знакомятся с природной красотой уральских самоцветов. Анализируют иллюстрации к сказке П. Бажова «Каменный цветок».Узнают о многообразии зелёных оттенков малахитового камня: светлые и тёмные, тёплые и холодные. Знакомятся с приёмами получения малахитовых переливов цвета: в технике акварели «по сырому» или в результате смешения разноцветных жгутиков пластилина. Творческое задание. Создают образ малахитовой вазы. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
6 | Бусы из ягод и гирлянды цветов | Тёплые и холодные цвета. Создание ритмично организованная композиция. Стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония. | Знакомятся с ритмическим чередованием природных форм: ягоды, листья или цветы на ветке. Узнают о том, что такое ритм и кто такой ювелир. Сравнивают выразительность цветового оформления ювелирного украшения, выполненного в тёплой и холодной цветовой гамме. Анализируют бусы, выполненные на основе цветового круга. Творческое задание Изготавливают эскизы бус с использованием тёплой и холодной цветовой гаммы (в технике лепки, аппликации и т. д.). | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
7 | День и ночь | Графическая композиция. Контраст. Выполнение графической композиции, используя выразительность чёрно-белого контраста. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что природа-художница создаёт выразительные небесные картины. Анализируют выразительность ночных пейзажей, содержание стихов о ночи, звёздах и луне. Узнают об особенностях контраста белого и чёрного цвета, выразительности графических техник: тушь и перо, палочка на белой бумаге; о рисунке белыми, серебряными, золотыми глеевыми ручками на чёрном листе бумаги (чёрным — по белому, белым — по чёрному). Творческое задание Выполняют композиции «Ночь», «Лунный свет», «Ночь — день» с использованием графических материалов. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
8 | Мир природы дарит нам материалы для творчества | Основные виды изобразительного искусства (архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Выполнение композиции на тему «Дом». | Знакомятся с богатствами Земли, природными экологическими строительными материалами. Узнают о том, что животные —искусные строители (соты, муравейник, гнездо, берлога и др.). Анализируют форму традиционных жилищ жителей разных широт. Творческое задание Выполняют тематический рисунок «Аист на крыше», «Птенцы в гнезде» или др., изготавливают гнездо из веточек деревьев, возможна лепка из глины или изображение композиции или макета на тему «Дом-гнездо», «Сказочный дом», «Дом, в котором я бы хотел жить» из природных или других материалов. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
Художник и мир животных 9 ч. Личностные УУД: Обучающийся научится: -оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности; У обучающихся будут сформированы: - эмоционально-ценностное отношение к животным; - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к животным; Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: - принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Познавательные УУД: Обучающийся научится: -проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы; - осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям; Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: - участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих животных; | ||||||||||||||
9 | Тайны подводного мира | Выполнение иллюстрации, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм идр. | Знакомятся с богатством природных форм подводного мира. Разгадывают загадки про обитателей подводного мира. Анализируют архитектурные постройки, напоминающие по форме раковину, гроты, морские звёзды или др.Творческое задание. Изображают сказочный подводный дворец для русалочки или изображают с натуры разные по форме раковины моллюсков. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
10 | 2-я четверть Динозавры | Выполнение творческой работы на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы». | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, кто такие динозавры. Сочиняют сказки «Я в царстве динозавров». Анализируют форму хищных и травоядных динозавров. Узнают о том, что самый большой динозавр — диплодок. Знакомятся с собраниями палеонтологического музея, который хранит окаменелые останки динозавров. Творческое задание создают композиции на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы» | ЭОР | ||||||||||
Интерактивная доска, проектор | ||||||||||||||
11 | Черепахи | Основные виды художественной деятельности (графика, скульптура). Выполнение оригинальной композиции на заданную тему. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, какие бывают черепахи. Отгадывают загадки, сочиняют загадки, рассказы, сказки о черепахах. Знакомятся с мифами о черепахах. Анализируют выразительность графических и объёмных изображений черепах. Выявляют влияние разных размеров и форм листа на замысел рисунка. Творческое задание. Иллюстрируют литературные произведения о черепахах (загадки, рассказы, мифы, сказки) или лепят индивидуальную или коллективную композицию «Три поколения черепах» | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
12 | Насекомые - гиганты | Формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) Разнохарактерные линии, точки и штрихи Выполнение ажурного рисунка крыльев насекомых, используя разнохарактерные линии и штрихи. | Знакомятся с содержанием учебника. В результате игровой ситуации осуществляют «путешествие на машине времени в прошлое».Узнают о том, кто такая меганевра. Сравнивают большие объекты с маленькими. Анализируют иллюстрации разных художников к произведению Д. Свифта «Путешествие Гулливера», к сказке Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».Узнают об использовании формата листа в выразительных целях (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Анализируют выразительные средства графики (линию, точку, штрих, пятно); приёмы изображения ажурных крыльев стрекозы. Творческое задание. Выполняют сюжетную композицию «Я встретил гигантское насекомое» | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
13 | Мамонт | Способы работы различными художественными материалами для передачи замысла рисунка. Выполнение иллюстрации к своим сказкам «В царстве мамонтов» или к стихотворении. Г. Дядиной «Мамонт» | Знакомятся с содержанием. Благодаря игровой ситуации «путешествуют на машине времени в прошлое». Узнают о том, кто такой мамонт. Знакомятся с разными версиями исчезновения мамонтов: одна из них — охота человека. Анализируют наскальные рисунки со сценами охоты на мамонта, узнают о том, что останки мамонта хранятся в палеонтологическом музее. Сочиняют небольшие сказки «Я в царстве мамонтов». Анализируют ювелирные украшения из бивней мамонта и иллюстрации разных художников, воспроизводящих образ мамонта. Творческое задание. Иллюстрируют свои сказки «В царстве мамонтов» или стихотворение Г. Дядиной «Мамонт» или выполняют эскизы ювелирных украшений (гребень, браслет или др.), др. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
14 | Следы на снегу | Выразительные возможности графических материалов и ритм. Выполняют иллюстрацию к стихотворению С. Маршака «Белая страница» или др. | Знакомятся с природными ритмами — сменой времён года. Делают вывод о том, что ритм — это чередование, повторение чего-либо. Анализируют следы на снегу, оставленные различными животными. Анализируют выразительность иллюстраций разных художников к стихотворению С. Маршака «Белая страница». Творческое задание Иллюстрируют стихотворение С. Маршака «Белая страница» или стихотворение Леры Габович «Был зайка серенький...» или др. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
15 | Животные в зоопарке | Виды изображений: графические, живописные и скульптурные. Создание зарисовок животных. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что заповедники, национальные парки, зоопарки — места сохранения животных от вымирания. Вспоминают о содержании Красной книги. Анализируют наброски с натуры животных, выполненные В. Ватагиным, а также выразительность детских иллюстраций о животных в зоопарке. Создают зарисовки животных, глядя на иллюстрации в учебнике. Творческое задание Создают иллюстрацию к стихотворению или рисунок по представлению после посещения зоопарка или др. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор Интерактивная доска, проектор | |||||||||
16 | Фантастические животные | Создание образа фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов. | Знакомятся с содержанием учебника, анализируют образы дракона в творчестве разных художников: И. Билибина, В. Васнецова или др. Высказывают свои суждения об иконографическом сюжете «Борьба Георгия Победоносца со змеем».Узнают о том, что дракон в славянской мифологии — символ тёмных сил зла, а в китайской культуре дракон — символ счастья. Анализируют цвет как средство выражения: светлый — тёмный. Знакомятся с приёмами создания образа дракона из проволоки. Творческое задание Создают образ дракона с использованием проволоки или других материалов, например гуаши, фломастеров или пластилина. | ЭОР | ||||||||||
17 | 3-я четверть Новогодний подарок | Создание оригинальной упаковка для новогодних подарков, используя конструктивные возможности листа бумаги.. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о животных —символах Нового года по восточному и славянскому календарям. Анализируют выразительность праздничных упаковок для новогодних подарков. Знакомятся с этапами выполнения сумочки или упаковки для новогоднего подарка, с приёмами украшения новогоднего подарка. Творческое задание. Изготавливают сумочки для новогодних подарков или упаковку (конверт) для открыток или др. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
Художник и мир человека 9 ч. Личностные УУД: Обучающийся научится: - оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников; У обучающегося будут сформированы: - эмоционально-ценностное отношение к семье, людям; к искусству; - художественный вкус; - толерантное принятие разнообразия культурных явлений; Познавательные УУД: Обучающийся научится: - проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы; - осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям ; Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: -принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: Обучающиеся научатся: -участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения -проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях -участвовать в сюжетноигровых ситуациях, исполнять ту или иную роль - проявлять толерантность к традициям разных народов страны и мира. | ||||||||||||||
18 | Ты – художник. | Создание эскиза пригласительного билета или афиши для выставки детского рисунка (праздника, концерта, спектакля, театральной постановки, циркового представления) | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что афиша — объявление о выставке, о том, что содержание рисунка на афише отражает основную идею выставки. Анализируют содержание афиши и пригласительного билета персональной и коллективной выставки детского изобразительного творчества. Творческое Задание. Создают эскиз пригласительного билета или афиши для выставки детского рисунка (праздника, концерта, спектакля, театральной постановки, циркового представления) | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
19 | Семейный праздник | Приёмы выделения в рисунке главного средствами композиции: ближе — больше, дальше — меньше, первый и второй планы. Создание сюжетной композиции «Любимый семейный праздник». | Знакомятся с содержанием учебника. Вспоминают особенности празднования дня рождения как важного семейного праздника. Узнают об именинах. Рождестве. Анализируют образ Богоматери в изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле» и др.). Сравнивают образ Богоматери на иконах. Вспоминают о народных (национальных) праздниках проводов зимы и встречи весны. Творческое задание Изображают сюжетную композицию «Любимый семейный праздник» или др | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
20 | Портрет | Портрет и автопортрет. Пропорции. Изобразительные приёмы выражения отношения к портретируемому через изображение глаз, улыбки, красивой причёски и др. Изображение портрета или автопортрета в окружении предметов, свидетельствующих об интересах и увлечениях портретируемого. | Знакомятся с содержанием учебника. Вспоминают о том, что такое портрет, что на автопортрете художник изображает себя. На примере анализа фаюмского портрета высказывают свою точку зрения по поводу утверждения о том, что глаза — зеркало души. Повторяют выразительные средства графики (точку, линию, пятно, штрих) и приёмы изображения портрета. Обращают внимание на необходимость учёта основных пропорций в изображении частей человеческого лица. Творческое задание Изображают портрет или автопортрет в окружении предметов, свидетельствующих об интересах и увлечениях портретируемого. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
21 | Парный портрет | Образы жениха и невесты в изобразительном искусстве. Пропорции человеческой фигуры. Изображение жениха и невесты. | Знакомятся с содержанием учебника. Анализируют образы жениха и невесты в изобразительном искусстве (А. Матвеев «Автопортрет с женой», Ю. Пименов «Свадьба на завтрашней улице» или др.), изображение человека во весь рост в детских рисунках. Знакомятся с основными пропорциями человеческой фигуры. Изучают композицию фотокадра: ближе — больше, дальше —меньше, цвет как средство выражения в портрете. Творческое задание. Изображают жениха и невесту. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
22 | Портрет пожилого человека | Цвет как средство выражения в портрете. Выразительные средства графики (точка, линия, пятно, штрих) и приёмы изображения портрета пожилого человека, лицо которого в морщинках. Передача в самом общем виде пропорции человеческого лица, фигуры. Изображение пожилого человека. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о празднике — Дне пожилого человека. Анализируют портреты Рембрандта «Портрет старика в красном», «Портрет старушки». Знакомятся с изобразительными приёмами выражения отношения к портретируемому через композицию, выделение главного с помощью света, изображение глаз, доброго или уставшего взгляда или др. Вспоминают основные пропорции фигуры человека. Творческое задание. Изображают пожилого человека. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
23 | Художник рисует высоких людей | Приёмы изображения человека во весь рост (метод «от одежды» и методы «пластического изображения»), основные пропорции при изображении фигуры очень высокого человека. Выполнение иллюстрации к стихотворению С.Михалкова «Дядя Стёпа» или др. | Знакомятся с содержанием учебника. Анализируют иллюстрации к стихотворению С. Михалкова «Дядя Стёпа», образы людей-великанов в сказках разных народов мира. Вычленяют приёмы изображения: сравнение высокого человека с предметным окружением в рисунках. Высказывают свои суждения о добрых поступках человека (на примере анализа произведений С. Михалкова или др.). Вычленяют выразительные средства графики (точку, линию, пятно, штрих). Творческое задание Выполняют иллюстрацию к стихотворению С.Михалкова «Дядя Стёпа» или др. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
24 | Чудеса света | Семь чудес света. Композиция «Чудо света». Передача в самом общем виде изображаемых объектов. Изображение композиции на тему «Мы едем, едем, едем в далёкие края...» или др. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о семи чудесах света Древнего мира. Выражают свои суждения о восьмом чуде света. Знакомятся с чудесами света разных стран мира и России. Анализируют способы выделения главного в изобразительной композиции: ближе — больше, дальше — меньше; приёмы загораживания; первый и второй планы. Вспоминают о том, что цвет можно использовать как средство художественного выражения. Анализируют выразительность тёплой и холодной гаммы цветов. Творческое задание. Изображают чудо света или композиции на тему «Мы едем, едем, едем в далёкие края...» или др. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
25 | Необычные скульптуры | Выразительные средства монументальной скульптуры. Лепка сказочного или мифологического героя. | Знакомятся с содержанием учебника, с образом (реконструкцией) Колосса Родосского. Сравнивают монументальные скульптуры «Родина-мать зовёт!» (Россия), «Родина-мать» (Украина), статуя Свободы (США), Статуя Христа Спасителя (Бразилия)и др. Вычленяют выразительные средства монументальной скульптуры: большой размер, величественную позу или жест и др. Знакомятся с образом бога солнца у древних славян (Ярило).Узнают приёмы создания каркаса памятника с использованием пластиковых коробок. Вспоминают основные пропорции фигуры человека. Творческое задание .Лепят сказочного или мифологического героя | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
26 | Башня до небес | Иллюстрация библейского сюжета о Вавилонской башне или изображение чудо - башни до небес или др. | Знакомятся с содержанием учебника, библейской историей о Вавилонской башне. Анализируют архитектурные образы Эйфелевой и Останкинской башен, сравнивают их высоту с дубайским небоскрёбом. Выявляют выразительность вертикально вытянутого формата, который даёт возможность показать развитие сюжета вверх, горизонтального — вширь. Творческое задание Иллюстрируют библейский сюжет о Вавилонской башне или изображают чудо-башню до небес или др. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
27 | 4-я четверть Каждый народ - художник | Россия —многонациональное государство. Особенности разных национальных костюмов. Выполнение рисунка на тему «Национальный танец» | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что каждый народ создаёт своё искусство, материальную и духовную культуру. Высказывают свои представления о собрании местного краеведческого музея. Узнают о том, что Россия —многонациональное государство. Анализируют особенности разных национальных костюмов. Творческое задание Изображают рисунок на тему «Национальный танец» или создают коллективную композицию. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
28 | Красота вещей | Натюрморт. Выполнение натюрморта с натуры или по представлению «Русские сувениры», «Голубая гжель», «Пасхальный стол», «Традиционная национальная посуда». | Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, что натюрморт — жанр изобразительного искусства. Анализируют жизнь вещей в натюрмортах художников В. Стожарова, М. Сарьяна, А. Головина и в детском изобразительном творчестве. Знакомятся с особенностями композиционного размещения предметов на листе, приёмами создания оптимальной композиции. Анализируют цвет как средство выражения в натюрморте. Творческое задание. Рисуют натюрморты с натуры или по представлению «Русские сувениры», «Голубая гжель», «Пасхальный стол», «Традиционная национальная посуда». | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
Художник и мир искусства 6 ч Личностные УУД: Обучающиеся научатся: -анализировать и оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. - осознавать значимые темы искусства и выражать к ним своё отношение; У обучающихся будет сформировано: -умение видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.); - желание общаться с искусством; Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: - принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Познавательные УУД: Обучающийся научится: - проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы; -осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям; Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: -участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; -проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях; -участвовать в сюжетноигровых ситуациях, исполнять ту или иную роль; | ||||||||||||||
29 | В мире книг | Создание шрифтовой композиции из букв имени художника.. | Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, что книга — источник информации. Анализируют обложки разных книг- альбомов по искусству, шрифтовые композиции на обложках детских журналов «Весёлые картинки», «Мурзилка» или др. Сравнивают оформление обложки творческих папок (или альбомов) для хранения рисунков, делают вывод о том, что слово-образ на обложке книги раскрывает замысел автора. Анализируют выразительные возможности тёплых и холодных цветов, контраста светлых и тёмных цветов на обложке книги. Творческое задание Создают шрифтовую композицию, состоящую из букв имени юного художника, или оформляют шрифтовой композицией обложку творческой папки. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
30 | В мире музыки | Колыбельная. Акварельная техника «по- сырому». Создание картины «Утро» в технике акварели «по-сырому». | Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, что колыбельная — это песня с убаюкивающей и нежной интонацией. Анализируют картины художников, похожие на сладкий сон, высказывают свои суждения по поводу выразительности акварельных изображений в технике «по-сырому». Знакомятся с приёмами получения цветных сонных, туманных, утренних пятен, с выразительными особенностями нюансного тёплого и холодного колорита. Творческое задание Создают картины «Утро» в технике акварели «по-сырому» | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
31 | Кукольный театр теней | Виды кукол. Создание куклы для кукольного спектакля. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что театр — синтез слова, музыки и изображения. На примере анализа кукол, хранящихся в музее Театра Сергея Образцова в Москве, узнают о тростевых, марионеточных и перчаточных куклах. Высказывают свои впечатления о посещении местного кукольного театра, школьных театрализованных постановок с участием кукол или др. Узнают приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. Творческое задание. Создают индивидуально или коллективно) куклу для кукольного спектакля | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
32 | Музей под открытым небом | Изображение красивого архитектурного сооружения. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что Кижи — это музей деревянного зодчества под открытым небом. Знакомятся с музеями деревянного зодчества во Владимире и других городах. Анализируют выразительность архитектуры храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, сравнивают его с деревянным храмом в Кижах. Узнают о работе художников-реставраторов, которые восстанавливают утраченные элементы архитектурных строений. Высказывают суждения о памятниках архитектуры родного селения, края, страны. Вспоминают приёмы работы в технике аппликации, анализируют этапы коллективной деятельности. Творческое задание. Изображают (индивидуально или коллективно) красивое архитектурное сооружение. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
33 | Санкт-Петербург-город музей | Создание композиции «Путешествие по Санкт- Петербургу», «Чтобы я хотел посмотреть в Санкт- Петербурге» или иллюстрация стихотворения о Санкт-Петербурге | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о Санкт-Петербурге. Выражают свои суждения по поводу мостов Санкт- Петербурга. Узнают о Петропавловской крепости. Анализируют произведения изобразительного искусства, посвящённые Северной столице. Вспоминают изобразительные приёмы выделения главного в композиции: ближе — больше, дальше — меньше, изображение первого и второго плана. Творческое задание. Изображают композиции «Путешествие по Санкт- Петербургу», «Чтобы я хотел посмотреть в Санкт- Петербурге» или иллюстрируют стихотворение о Санкт-Петербурге или др. | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
34 | Государственный Эрмитаж | Изображение интерьера сказочного дворца или рисунок того или иного зала музея или фасада здания Эрмитажа. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что Государственный Эрмитаж — крупнейший музей мира. Высказывают свои суждения о выразительности интерьеров дворцов Эрмитажа. Знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики и скульптуры, хранящимися в Эрмитаже (Рембрандт «Возвращение блудного сына»). Творческое задание Изображают интерьер сказочного дворца или выполняют рисунок того или иного зала музея или фасада здания Эрмитажа. Обсуждают содержание детских рисунков, созданных за год, или на с. 169—171 учебника. Участвуют в оформлении выставки детского рисунка. Наклеивают свой лучший рисунок на паспарту, изготовляют этикетку, возможно с использованием | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
35 | Резерв Государственный Эрмитаж | Изображение интерьера сказочного дворца или рисунок того или иного зала музея или фасада здания Эрмитажа. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что Государственный Эрмитаж — крупнейший музей мира. Высказывают свои суждения о выразительности интерьеров дворцов Эрмитажа. Знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики и скульптуры, хранящимися в Эрмитаже (Рембрандт «Возвращение блудного сына»). Творческое задание Изображают интерьер сказочного дворца или выполняют рисунок того или иного зала музея или фасада здания Эрмитажа. Обсуждают содержание детских рисунков, созданных за год, или на с. 169—171 учебника. Участвуют в оформлении выставки детского рисунка. Наклеивают свой лучший рисунок на паспарту, изготовляют этикетку, возможно с использованием | ЭОР | Интерактивная доска, проектор | |||||||||
Итого: | 34 ч + 1 ч = 35 ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые образовательные результаты
Личностные УУД
Обучающиеся научатся:
-анализировать и оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;
- осознавать значимые темы искусства и выражать к ним своё отношение;
- толерантно принимать разнообразия культурных явлений;
Обучающиеся будут накапливать:
опыт эмоционально-ценностных отношений к миру;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- желания общаться с искусством;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять авторский неповторимый изобразительный стиль,
- использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объём, фактуру и др. для достижения своих творческих замыслов;
- моделировать новые образы путём трансформации известных;
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы;
- осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям;
У обучающихся будут сформированы:
-представления о видах пластических искусств: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве (дизайне);
-об основных жанрах изобразительного искусства (портрете, пейзаже, натюрморте, анималистическом жанре),
-о региональных (краеведческом, художественном) и ведущих художественных музеях страны (Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее и др.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять поиск дополнительной информации с помощью взрослых;
-работать с дополнительными текстами;
-соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
-соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
-выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
-строить рассуждения о воспринимаемых произведениях.
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
-- принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы
- приумножать опыт творческой деятельности,
- создавать оригинальные замыслы творческой работы,
- ставить цели и задачи деятельности, искать оптимальные пути их решения;
-оценивать этапы и результаты творческой деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;
-осуществлять контроль по результату и способу действия;
-выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
-участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;
-проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях;
-участвовать в сюжетно игровых ситуациях, исполнять ту или иную роль;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-рассуждать о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека;
-обсуждать результаты своей художественно-творческой деятельности и сверстников;
- использовать возможности ИКТ и справочной литературы;
-контролировать действия других участников в процессе коллективной
творческой деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
-контролировать свои действия в коллективной работе;
-проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
-узнавать мнение друзей или одноклассников;
-вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно;
Предметные УУД
Обучающиеся научатся:
-различать изобразительные возможности разных художественных материалов;
- выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева);
- использовать сравнение как средство выражения своего отношение к большим размерам дерева: большой – маленький;
-различать основные виды изобразительного искусства (живопись, графику);
- передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов;
- различать тёплые и холодные цвета, светлые и тёмные оттенки одного цвета;
-получать разные оттенки цвета в технике акварели «по-сырому» или в результате смешения разных цветов пластилина;
- вычленять своеобразие образного языка декоративно-прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония);
- отличать предметы, созданные художником-ювелиром, от произведений живописи и
графики;
- выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста;
-отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов;
-навыки работы с различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, восковыми мелками, тушью, пером, гелевыми (шариковыми) ручками, фломастерами, маркерами, пластилином, цветной бумагой и др.;
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать основные виды изобразительного искусства (архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство);
У обучающегося могут быть сформированы:
- навыки изобразительных, конструктивных и декоративных видов творческой деятельности,
- навыки художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Литература и средства обучения:
-для учащихся:
1) Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2012 г.
-для учителя
1) Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век.
2) Программы общеобразовательных учреждений Т. А. Копцева Изобразительное искусство Программа 1 – 4 классы. поурочно-тематическое планирование. 1 – 4 классы. Cмоленск: Ассоциация XXI век, 2013
Интернет- ресурсы:
1. Интернет –ресурсы: http://www.umk-garmoniya.ru/about/
2. Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
- классная доска с набором магнитов
- мультимедийный проектор;
- фотокамера цифровая ( по возможности)
- компьютер;
- интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» ФГОС 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 2 класса составлена на основе авторской программы (Авторы: Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Образовательная с...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 - 4 класса на 2014 – 2018 учебные годы. Б.М.Неменский ( М.: «Просвещение», 2012г), стандарты второго поколения (М.:Просвещение, 2011г.)
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:·...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс. Образовательная система «Гармония»
Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя сод...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1- 4 КЛАССА НА 2017 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №8» г. Назаров...
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 2023-2024 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями:- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской...