ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИГРУШКОЙ статья
статья по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Обмен опытом работы в подготовотельном классе ДШИ по знакомству с народной игрушкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обмен опытом работы | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИГРУШКОЙ.
Колупаева А. С.
В настоящее время возникает всё большая необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, любил свою Родину, гордился бы ею. Народное искусство способствует развитию у детей патриотических чувств и духовности, оно обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
Необходимо донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях. Для этого лучше обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к декоративному творчеству, в котором отражается самобытность русского народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д.
Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством, она не потеряла своей привлекательности для детей младшего школьного возраста и в наши дни. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева, глины или ткани. Игрушки своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю. Технология изготовления народной игрушки всегда простая, доступная детскому восприятию.
Знакомство младших школьников с народной игрушкой развивает интерес к истории своего народа, связи поколений, приводят к желанию не только повторить то или иное изделие, но и сделать его лучше. Использование декоративных элементов и народных традиции на уроках позволяет сделать их более интересными, привлекательными для учащихся, расширяет их кругозор, воспитывает художественный вкус.
Работа по приобщению младших школьников к русской национальной культуре начинается с первых уроков и продолжается на всём этапе обучения. На своих уроках я стараюсь пробудить интерес к изучению истории, развить творческие способности, научить работе с различными материалами, для этого подбираю задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности. На начальных этапах обучения рисунку, знакомясь с линией, пятном дети выполняют элементы декоративной росписи, которые впоследствии используются для украшения в композиционных работах. Затем, на уроках рисунка и живописи рисуют отдельные предметы или натюрморты с народными игрушками, старинными предметами быта, знакомимся с их названием, функциональным предназначением, историей промысла. На уроках лепки ребята знакомятся с русской глиняной игрушкой, с приёмами лепки, учатся её украшать, в процессе работы рассказывают потешки, загадки и прибаутки. Работа над исторической композицией или иллюстрацией к сказке, начинается со знакомства с русским фольклором, народным костюмом, всевозможной утварью, бытом, делаются отдельные зарисовки. Также проводится беседы о русских праздниках таких как Рождество, Масленица, Пасха, о том как праздновали их наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.
Очень важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит у нас путём включения школьников в практическую деятельность по изготовлению традиционных изделий. Практика показывает, что подготовка к подобного рода мероприятиям и участие в них способствует развитию у школьников фантазии, эстетического и интеллектуального потенциала, самооценки и способности оценивать умения других, перенимать лучшее, развивать и реализовывать свои идеи. Одновременно происходит знакомство с национальной культурой – обычаями, бытом, искусством.
Большое значение для развития детей играет знакомство с подлинными образцами народной игрушки историко-педагогического музея игрушки города Сергиева Посада.
Сотрудничая с музеем игрушки нашего города, мы можем более полно и грамотно познакомить детей с игрушками народных умельцев.
Проводя цикл занятий в стенах музея по знакомству с историей создания русской игрушки, дети не только узнают много интересного, нового, но и имеют возможность сделать зарисовки наиболее понравившихся образцов.
Таким образом, понимание декоративно-прикладного искусства как результата творчества многих поколений, способного пробудить творческий потенциал дошкольника и заложить интерес к дальнейшему познанию народных традиций, определило эффективность педагогического процесса, направленного на ознакомление школьников с русской культурой и их приобщение к народным традициям.
Знакомство с историей создания народной игрушки даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Игрушка несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа, учит видеть и понимать окружающую жизнь.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
С раннего детства каждый человек связан с наследием мировой культуры, в качестве которого выступает народная игрушка. С игрушки начинается эстетическое освоение ребенком окружающего мира. Наши дети должны хорошо знать не только историю государства Российского, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....
«Ах, ты, русская игрушка»
«Ах, ты, русская игрушка». Интегрированный праздник...
Творческое развитие личности ребенка на примере знакомства с русскими народными промыслами.
Предлагаемая презентация поможет учителю приобщить учащихся к истокам русской народной культуры , познакомить с элементами художественной росписи , изучить богатство и самобытность русского народа....
Знакомства с русскими народными инструментами.
Разработка урока с презентацией о музыкальных народных инструментах....
занятие "Знакомство с дымковской игрушкой"
Теоретическое занятие по знакомству детей с дымковской игуршкой. В занятии ипользованы средства активизации детей: наглядный материал (картинки, иллюстрации, игрушки, по возможности видеоматериа...
Занятие по внеурочной деятельности для детей с нарушением интеллекта «Знакомство с народной игрушкой Матрёшкой с применением здоровьесберегающих технологий»
Данное занятие призвано в игровой форме познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – Матрёшкой, символом русского народного искусст...