"ВКЛЮЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА В КОМПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В ОТДЕЛЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ"
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Актуальность. В настоящее время интерес к истории куклы в вепсском народном костюме возрождается мастерами домов народного творчества. В школьные программы не включены уроки по знакомству с искусством малочисленных народов России, но есть темы, которые знакомят учащихся с русскими традициями, обычаями, обрядами, зодчеством и промыслами, а также по изготовлению народных игрушек.
Работа в изостудии с детьми разных возрастов может стать и становится мощным средством транслирования традиционной художественной культуры и духовных ценностей народа. Задача разработки и внедрения занятий по теме «Вепсская кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве» как средство развития интереса к русской традиционной культуре является весьма актуальной.
Юным художникам предлагается поразмышлять над тем, почему наших предков тряпичная кукла сопровождала всю жизнь? Для чего еще до рождения младенца у его будущей колыбели появлялась кукла? Младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость — все жизненные этапы человек проживал в присутствии кукол и при их активном участии. Даже после смерти кукла была рядом, сопровождая усопшего в иной мир.
Костюм современных кукол не является летописью жизни наших предков, не говорит с нами языком цвета, формы, орнамента, и не раскрывает глубоко скрытые тайны и законы красоты, в нем сложно проследить связь с художественным прошлым нашего народа с его настоящим и будущим. Учащиеся изостудии зададутся вопросом, какую роль русская национальная кукла играла на каждом этапе жизни человека и в чем роль современной куклы? Ответят на вопрос: почему и сегодня дети рассказывают секреты и делятся с куклами своим тайными желаниями, их любят, уважают, берегут. Задумаются над тем, как наши предки находили силы, в свободную минутку заниматься творчеством. Именно беседы о роли куклы в жизни человека и включение изображения куклы-оберега в композиции учащихся стало темой нашего исследования.
Цель исследования. Разработка занятий «Кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве» для работы с разновозрастной аудиторией младших школьников в отделениях дополнительного образования общеобразовательных школ на основе исследования вепсской куклы как вида игрушки.
Задачи исследования
1. Анализ литературы по куклам в народном костюме как способ передачи знаний о русской народной культуре.
2. Разработка теоретической части занятий «Кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве»
3. Апробация занятия «Кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве» и анализ ее результатов.
Методы исследования
1. Анализ научной литературы
2. Изучение музейных коллекций.
3. Педагогический эксперимент (наблюдение и анализ творческой деятельности разновозрастной аудитории в процессе апробации).
4. Анализ творческих работ участников разновозрастной группы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные занятия «Кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве» могут быть адаптированы для различных ступеней этнохудожественного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ВКЛЮЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА В КОМПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В ОТДЕЛЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Рыбина Кристина Александровна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 206 Центрального района Санкт-Петербурга
АННОТАЦИЯ
Актуальность. В настоящее время интерес к истории куклы в вепсском народном костюме возрождается мастерами домов народного творчества. В школьные программы не включены уроки по знакомству с искусством малочисленных народов России, но есть темы, которые знакомят учащихся с русскими традициями, обычаями, обрядами, зодчеством и промыслами, а также по изготовлению народных игрушек.
Работа в изостудии с детьми разных возрастов может стать и становится мощным средством транслирования традиционной художественной культуры и духовных ценностей народа. Задача разработки и внедрения занятий по теме «Вепсская кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве» как средство развития интереса к русской традиционной культуре является весьма актуальной.
Юным художникам предлагается поразмышлять над тем, почему наших предков тряпичная кукла сопровождала всю жизнь? Для чего еще до рождения младенца у его будущей колыбели появлялась кукла? Младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость — все жизненные этапы человек проживал в присутствии кукол и при их активном участии. Даже после смерти кукла была рядом, сопровождая усопшего в иной мир.
Костюм современных кукол не является летописью жизни наших предков, не говорит с нами языком цвета, формы, орнамента, и не раскрывает глубоко скрытые тайны и законы красоты, в нем сложно проследить связь с художественным прошлым нашего народа с его настоящим и будущим. Учащиеся изостудии зададутся вопросом, какую роль русская национальная кукла играла на каждом этапе жизни человека и в чем роль современной куклы? Ответят на вопрос: почему и сегодня дети рассказывают секреты и делятся с куклами своим тайными желаниями, их любят, уважают, берегут. Задумаются над тем, как наши предки находили силы, в свободную минутку заниматься творчеством. Именно беседы о роли куклы в жизни человека и включение изображения куклы-оберега в композиции учащихся стало темой нашего исследования.
Цель исследования. Разработка занятий «Кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве» для работы с разновозрастной аудиторией младших школьников в отделениях дополнительного образования общеобразовательных школ на основе исследования вепсской куклы как вида игрушки.
Задачи исследования
1. Анализ литературы по куклам в народном костюме как способ передачи знаний о русской народной культуре.
2. Разработка теоретической части занятий «Кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве»
3. Апробация занятия «Кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве» и анализ ее результатов.
Методы исследования
1. Анализ научной литературы
2. Изучение музейных коллекций.
3. Педагогический эксперимент (наблюдение и анализ творческой деятельности разновозрастной аудитории в процессе апробации).
4. Анализ творческих работ участников разновозрастной группы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные занятия «Кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве» могут быть адаптированы для различных ступеней этнохудожественного образования.
Гипотеза исследования: включение изображения народных кукол в композиции учащихся будет являться эффективным, если: 1. В содержании преподавания раскрывается роль и место куклы в народной культуре, игрушка позиционируется как духовный феномен народа. 2. Учитываются особенности работы с разновозрастной аудиторией. 3. Формируются знания о традиционной кукле и о народном костюме, их роли в изобразительном искусстве. 4. Четко и пошагово разработан алгоритм практической творческой работы с включением изображения народной куклы. 5. Обустроен класс для рисования. 6. Разработаны наглядные методические пособия, подобрана специальная литература, образцы, презентации и фильмы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
кукла, игровая кукла, кукла-оберег, композиция
ВВЕДЕНИЕ
По мнению Л. Н. Толстого, познание человеком достижений народной культуры является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. Развивая взгляды Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинский считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания. Осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому для развития педагогической науки обязательно возвращение к истокам этнических культур.
По образному выражению А. С. Макаренко, игрушка — это «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.
В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря.
В сборнике статей Н. Д. Бартрама рассматриваются вопросы происхождения и истории детской игрушки, ее образовательного, развивающего, а также ритуального и символического значения.
Н. М. Церетелли считал, что игрушка есть определенная педагогическая установка. Изучение того, чем играл ребенок того или другого класса, в ту или другую эпоху, может бросить довольно яркий свет на всю педагогическую систему.
В книге «Русская народная игрушка» автора С. В. Россихиной пишется о большом разнообразии видов игрушек, существовавших в Древней Руси, и о своеобразных приемах их изготовления свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Наблюдения Е. А. Коссаковской были основаны на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье. Исследование показало, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
В книге Г. Л. Дайн «Русская народная игрушка» игрушка описывается как самобытное явление материальной и духовной культуры народа. Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления.
Игрушка, по мнению Г. Л. Дайн, О. А. Квасовой, В. С. Мухиной, Т. М. Разиной, всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные.
Куклы северо-запада были игровыми. Обрядовой куклой зафиксирована свадебная кукла, которая была шитой, а не вязанной ниточками и точно повторяла все элементы женского костюма.
В коллекции РЭМ в настоящее время хранятся 3 игровые куклы (две одетые, одна без одежды), сделанные в 1970-1995 годах. Кукла «Tȁtȕižеn», входила в «кукольный набор», она была приобретена в 1981 году в вепсской деревне Ребов Бокситогорского района Ленинградской области.
«Кукольный набор» сделан девочкой 6 лет в 1975 году, в него входит: кукла игровая, без одежды, несколько платьев, постельные принадлежности (матрас, подушки, покрывало). Размер куклы — чуть меньше мизинца взрослого человека. Конструкция куклы: голова, тело, ручки и женские формы (не такие гипертрофированные, как это преподносится в некоторых авторских куклах), выполнены из одной и той же хлопчатобумажной ткани.
«Вепсская кукла», породившая со временем невероятное количество копий с необыкновенными легендами, сказками и всевозможными вариациями: «кормилка вепсская», «капустница», «рванка» являются игровой куколками. Миф о вепсской обрядовой кукле развенчивает ведущий специалист Российского Этнографического Музея, кандидат исторических наук, Л.В. Королькова в клубе "Параскевна" при РЭМе. Королькова опровергает факт, что куклу делали из обрывков изношенной одежды и перематывали нитками, выдерганными из этих лоскутков. Не находят подтверждения и изначальное выставление её на окошко, «для зазывания сватов» и много других ритуальных действий, якобы совершаемых при изготовлении. Обереги — явления семейного круга, они никогда не делались на продажу или впрок.
Игрушки и игры имели такое же важное образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т. д., что служило средством воспитания, стимулом к дальнейшему развитию чувств, склада ума. Выбрать игрушку сегодня трудно, дети отдают предпочтение не традиционным, а современным. Их потенциал оценить сегодня трудно. На рынке отсутствуют ценностные ориентиры. Дети включают изображения современных игрушек в самостоятельные творческие композиции. Образы этих игрушек, часто противоречивы, представление о хорошем и плохом, добре и зле деформируется.
Игрушка — великое изобретение человечества, вобравшее в себя опыт людей многих поколений и воплощающее основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи становится лишена смысла. Как носитель культурных ценностей, игрушка, ее образ в детских работах — незаменимый помощник в деле воспитания ребенка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретические занятия строятся на обобщении сведений о кукле в русском народном костюме как разновидности дидактической игрушки в рамках разработки занятия «Кукла-оберег в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве» для работы с разновозрастной аудиторией младших школьников в отделениях дополнительного образования общеобразовательных школ.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа через детское творчество не случайна. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Важно сохранить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, воспитать чувство принадлежности к родной культуре. Поэтому главной задачей этнохудожественного образования мы видим обогащение детей знаниями о народной культуре, формирование этнического самосознания через изобразительное искусство.
В теоретической части занятия происходит знакомство детей с народными и современными куклами. Дети формулируют разные определения понятия «кукла». В словаре С. И. Ожегова кукла — детская игрушка в виде фигурки человека; в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером; фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы можно разделить на три группы: обрядовые, куклы-обереги, игровые.
Раскрывается значение обрядов в жизни наших предков. Практически любой обряд исполнялся с участием или в присутствии кукол, специально для этого изготовленных. Предлагается поразмышлять над тем, какими свойствами обладают куклы, сделанные своими руками из подручных материалов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Дети узнают, что обрядовую куклу сжигали или топили в воде после того, как она выполнила свое предназначение. Например, в южнорусском обряде (на Троицын день) крещения и похорон девушки делали из растений куклу-кукушку, которую одевали в сарафан, повязывали платок и под громкое пение прощались с ней, закапывая в огороде.
Кукол-русалок, которые, по народному верованию, способствовали урожаю, хоронили так: девушки клали куклу из соломы в «гроб», с громкими песнями несли ее к реке и бросали в воду. Такие действия проводили во время засухи, чтобы вызвать дождь.
Одним из самых распространенных был обряд Кувада. Его совершали при родах для того, чтобы оградить новорожденного от посягательств нечистого духа.
Лихоманки — их делали сразу несколько штук (от 12 до 100). Названия куклам давали соответствующие: Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея и др. Эти куклы вешали за печкой, каждая из них приманивала ту нечисть, по имени которой ее назвали. Поэтому Лихоманок старались сделать побольше. 15 января каждого года оберег сжигали и делали новых Лихоманок.
В других случаях куклой могли пользоваться всю жизнь, тогда в ней совмещали обе функции — обрядовую и обереговую.
Например, обрядовая кукла Неразлучники — символ семьи. Она состоит из двух фигурок, у которых одна рука общая — никуда друг без друга нельзя деться. Неразлучников дарили молодым на свадьбу в знак их близости, единства и взаимности. Эта кукла хранилась всю жизнь, а когда в семье появлялись дети, то между фигурками вешали цветные веревочки или маленьких куколок.
Кубышка — Травница — была сделана из мешочка с лекарственными травами. Играя с такой куклой, дети избавлялись от болезней и хворей. Крупеничка, или Зернушка, была ответственна за достаток в доме, сохранность собранного урожая, приумножение богатства. Ее делали из мешочка с зерном, которое на будущий год использовали для посева. Крупеничку наши предки относили в амбар, чтобы весь урожай был под ее неусыпным надзором. Также куклы принимали участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников.
Учащиеся формулируют вывод: народные куклы, как и современные, были разными, но каждая из кукол-оберегов занимала самое почетное место в доме, и пользовались уважительным отношением всех членов семьи. Нередко куклы передавались по наследству из поколения в поколение.
Славянские куклы-обереги защищали от порчи, сглаза и всяких напастей, заботились о здоровье членов семьи и обеспечивали благополучие в доме. У славян были куклы на все возможные жизненные ситуации. Детям предлагается подумать над предназначением каждой из них: Крупеничка — хранительница семейного быта, заботилась о достатке и сытости; Кубышка или Травница — сохраняла хорошую энергетику в доме и у проживающих в нем людей; Десятиручка — помощница хозяйкам в работе по дому; Толстушка — предназначалась для женщин, которые не могли забеременеть; Подорожница — заботилась о благополучии тех, кто находился в дальней дороге.
Школьники размышляют о предназначение игровой куклы в своей жизни. О разнице в игрушках для мальчиков и девочек. О том, почему раньше куклами играли и девочки, и мальчики? Почему для самых маленьких изготавливали особые куклы? Куклы, развивающие мелкую моторику и двигательные функции. Например, маленькие куклы, надевающиеся на палец, или кукольные подвески в виде гирлянды из маленьких узелков. Какие-то куклы тренируют ловкость, например те же напалечные фигурки или куклы с основой на деревянной палочке. Такие куклы можно было крутить в руках, держа за палочку, — так девочки приобретали навыки прядения, а руки мальчиков готовились к плетению лаптей. Для этих целей изготавливали кукол-хороводниц, а для мальчишек — бойцов, на руках которых были закреплены маленькие мешочки.
В отличие от современных кукол все игровые куклы древних славян не имели лица. Дети выдвигают свои версии о том, почему вместо лица был просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил, которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши. Такая кукла не могла ожить и навредить ребенку.
Простейшая фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная на талии, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа.
Юные художники строят версии: почему сегодня можно выбросить куклу не задумываясь о последствиях. Ведь наши предки считали это грешным делом, поэтому их бережно складывали в сундук.
Играя в куклы, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Современная кукла сегодня не является символом продолжения рода и залогом семейного счастья. Их изготавливают по поводу и без, в то время как наши предки создавали куклы к празднику, вкладывая душу.
Дети собирались целыми группами зимой в амбаре или избе, летом — на улице. Каждый участник приносил с собой коробейку с куклами, все роли распределялись между собой, и начиналось действие. Так разыгрывалась даже свадьба со всеми ее этапами, при этом строго соблюдалась последовательность. Руководить таким мероприятием могли как взрослые, так и уже обученные этим играм дети.
При выполнении практической части дети делятся на группы и выбирают материал для работы из теоретической части. На выбор: кубышка, травница, крупеничка, зернушка; десятиручка, толстушка, подорожница. Цель – создание плоскостной композиции с изображением народной куклы. В результате работы дети из своих рисунков и рисунков одногруппников формируют коллекцию рисунков разных видов кукол, объясняют их значение, ищут параллели с современными игрушками.
ВЫВОДЫ
С помощью кукол решаются задачи формирования гендерной, социальной и этнокультурной принадлежности, социальной, групповой сплоченности, желательных стандартов поведения. Представленные в статье материалы позволяют утверждать, что эти функции народные куклы не теряют, а современные претерпевают изменения. Кукла отличается от других вещей, которые имеют чисто утилитарное применение, особую роль кукла имеет в обряде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Вепсский центр фольклора. Филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Дом народного творчества». [Электронный ресурс]. URL: http://vepscentre.ru/vepsskiy-muzey (дата обращения: 13.01.2020)
- Национальный музей Республики Карелия. Шёлтозерский вепсский этнографический музей им.Р.П. Лонина. [Электронный ресурс]. URL: http://nmrk.karelia.ru/site/section/45
- Шестой Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры: сборник работ лауреатов. — М.: Институт Наследия, 2020.— 1202 с. — Электрон. текст. дан. (объем 20 Мб).— URL: http://heritage-institute.ru/?post_ type=books&p=23855, С.6 — 43.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи
Чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить дет...
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м...
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
«Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»
В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Презентация для детей младшего школьного возраста . Техника безопасности на уроках физической культуры
Презентация для детей младшего школьного возраста "Техника безопасности на уроках физической культуры"....
Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....