Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи
статья по чтению (1,2,3,4 класс) по теме

Козлицкая Ирина Владимировна

Чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить детей младшего школьного возраста. Для этого можно использовать  уроки  чтения и литературы,  внеклассного чтения, русского языка, уроки развития речи и экспериментальный курс «Речь и культура общения».   Культура звуковой стороны речи школьника достигается не только на занятиях по специально отведённому для этого предмету «родной язык». Большую роль в формировании выразительной речи детей играют все предметы учебного плана. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tvorcheskaya_rabota_Osnovnye_sredstva_vyrazitelnosti.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 пос. Каменский Красноармейского района Саратовской области».

«Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи».

                                                                      Творческая работа

                                                                 учителя начальных классов

                                                                Козлицкой И.В.

2005 учебный год.

                               

ПЛАН

1. ВСТУПЛЕНИЕ. Почему учащиеся читают недостаточно выразительно.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Обучение детей младшего школьного возраста выразительному чтению.

      1. Формирование умения использовать интонационные средства речевой выразительности.

А) Основной тон высказывания – окраска голоса.

Б) Изменение степени громкости как одно из важных коммуникативных свойств речи.

В) Темп или темпо - ритм речи.

2. Знакомство младших школьников с неязыковыми средствами выразительности устной речи –  жестами и мимикой.

3.  Формирование у детей умений, связанных с анализом текста, как основой выразительного чтения.

А) Умение разбираться в эмоциональном настрое

произведения.

Б) Умение представлять в своём воображении картины, события, лица.

В) Умение постигать смысл событий и выражать к ним своё отношение.

Г) Умение пользоваться паузой и логическим ударением.

4. Использование «памяток» при подготовке к выразительному чтению.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Межпредметные связи и их роль в обучении детей выразительному чтению.

Специальные обследования детей младшего школьного возраста, проведённые в разные годы Т. Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30 до 40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики (Горбушина Л.). Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение места логических ударений (З. Агейкина).

Некоторые школьники  эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а нередко именно это составляет основу рассказа («Акула» Л.Н.Толстого, «Ванька» А.Чехова, «Слепой музыкант» В.Короленко и др.). К сожалению, бывает так, что дети смеются там, где надо плакать или  остаются равнодушными. Очень мал их эмоциональный багаж. Часто младший школьник не может сказать, какое он чувство переживает, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у детей воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.

Отсутствие выразительного чтения или наличие ложной выразительности свидетельствуют об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неумении ребёнка определять задачу чтения   и выбирать в соответствии с ней конкретную интонацию. И действительно, если школьник не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.

Прежде чем просить ребёнка выразительно прочитать текст, мы должны убедиться в том, понял ли он тему, основное содержание и смысл текста. Сумел ли проникнуться чувствами, которые выразил автор в своём произведении; пережил ли сам эти события, поставив себя на место героев; представил ли ясно, чётко, что же случилось и что следует донести до слушателей.

Для того чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями. Это, во-первых, умение пользоваться интонационными средствами речевой выразительности (окраской голоса, громкостью, темпом речи). Во-вторых, владение неязыковыми средствами выразительности (жестами и мимикой). В-третьих, это умения, связанные с анализом текста. Данная последовательность определяет ступени в обучении выразительному чтению, от простого – к сложному.

Средство выразительности звучащей речи – интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определённый запас слов, употребляют их в разговоре в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и т.д. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путём. При обучении грамоте, а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознаётся и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.

Специфика работы в начальной школе такова, что именно здесь «начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно». (Бочаров Г.К.)

Трудность работы заключается в том, что обучать интонационной речи приходится сразу, одновременно, от звуков и фонем до выразительной речи. И чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею.

Устная речь имеет следующие интонационные средства выразительности (или основные средства выразительности – ОСВ):

основной тон высказывания или окраска голоса;

громкость речи;

темп речи (или темпо - ритм речи).

Названные средства выразительности чтения и рассказывания определяются главным образом содержанием и основной мыслью речевого произведения, авторскими оценками, настроением говорящего. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить детей младшего школьного возраста. Для этого можно использовать  уроки  чтения и литературы,  внеклассного чтения, русского языка, уроки развития речи и экспериментальный курс «Речь и культура общения» (авторы – составители: Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская и другие).

А) Учитель начинает работу с формирования у детей знаний о многообразии видов тона в зависимости от выраженных в высказывании чувств и мыслей:

-Прочитайте отрывки из любимой вами сказки (отрывки могут быть записаны на доске, на плакате, на карточках). Вспомните название сказки, её героев и автора. Обратите внимание на выделенные слова. О каком интонационном средстве выразительности они вам напомнили? Произнесите реплики диалога подходящим тоном. Какие чувства вы старались выразить?

На доске: «Касторкой, - презрительно захохотала Сова на чердаке…»

                 «Буратино, умоляю тебя – зажмурься, зажми нос и выпей…»

  «У вас нет никаких способностей к математике, -

   с    огорчением сказала девочка, - займёмся диктантом…»

Дети вместе с учителем подводят итог: « В зависимости от содержания высказывания, чувств и настроения говорящего речь может быть произнесена самыми разнообразными видами тона: презрительно, строго,

 с укоризной, умоляюще, радостно, печально, с юмором».  Дети вспоминают о том, какое важное значение имеет интонация в общении между людьми: иногда человек говорит как будто совсем безобидные слова, но почему-то другой человек обижается, даже может возникнуть ссора.  И  всё потому, что слова эти произносятся не тем тоном. Таким образом, - обобщает учитель, -основной тон высказывания – окраска голоса, которая помогает лучше передать свою мысль, свои чувства и своё отношение к тому, с кем говоришь.

Для того чтобы дети могли иметь перед глазами зрительную опору, можно сравнить окраску голоса с радугой. Цвета радуги меняются от красного до фиолетового, от яркого до тёмного, так и окраска голоса меняется от радостной до печальной. Это сравнение отображается на альбомном листе и служит опорой-подсказкой на следующих уроках. (Приложение №1.)

Б) Необходимо познакомить детей и с таким средством выразительности, как громкость речи, так как изменение степени громкости выступает как одно из важных коммуникативных средств (свойств) речи. Эти изменения громкости, как правило, связаны со смыслом и значением речевого произведения и помогают говорящему в раскрытии основной мысли высказывания. Тихий голос свидетельствует о желании быть услышанным только тем лицом, к кому непосредственно обращена речь, о деликатности  говорящего, его робости, мягкости; тихий голос также может передавать угрозу, предупреждение, взволнованность. Громкий голос нередко отражает весёлое настроение, иногда – боязнь быть непонятым или получить отказ; настойчивость, гнев, волнение и многое другое.

Чтобы показать выразительную роль изменения громкости, можно использовать сопоставительный анализ звучащих образцов. Например, на уроке музыки дети вспоминают песню «Неваляшки».

- Как мы будем её исполнять – громко или тихо, радостно или печально? Почему? А теперь представьте себе, что вы укладываете спать младшую сестрёнку (или куклу). Можно ли петь громко? Почему нельзя? Попробуйте спеть с нужной громкостью.

После анализа ещё двух-трёх отрывков из детских стихов, песен, а также пословиц («Криком изба не рубится, шумом дело не спорится» и других), подвожу итог: в зависимости от ситуации, обстоятельств разговора, мы можем говорить громче или тише. Изменение громкости зависит и от того, что мы хотим выразить в своей речи. Например, когда у нас весёлое, радостное настроение, мы говорим  не только весело, но и громко. А тихий голос может передавать робость, мягкость, ласковость. Тут же детям можно показать образец разметки стихотворения для выразительного чтения с учётом того, что дети уже  познакомились с окраской голоса и громкостью.

ТИШЕ, ЖАБЫ!                               тихо, тоном предупреждения

НИ ГУ-ГУ!

ХОДИТ ЦАПЛЯ                              тихо, тоном испуга

НА ЛУГУ!

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ,             совсем тихо, шёпотом, тоном    

НАБЕРИТЕ В РОТ ВОДЫ…         предупреждения  

Таким образом  к первой схеме-опоре «Окраска голоса» добавляется вторая схема-опора «Громкость», на которой могут быть изображены мальчик, кричащий в рупор, и женщина, укачивающая малыша. (Приложение № 2.)  

В) Темп, как и громкость, является интонационным средством выразительности устного слова, когда замедление или ускорение произнесения отдельных частей высказывания используется говорящими в целях повышения действенности речи. Выбор темпа определяется содержанием, назначением, замыслом высказывания, а также условиями общения. В связи с формированием у школьников понятия «темп речи» провожу работу по разучиванию скороговорок, так как упражнения в произношении скороговорок способствуют выработке отчётливой, разборчивой, внятной устной речи. Например, дети соревнуются друг с другом, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.

-Играл Егорка с Игорьком – скатились с горки кувырком.

-У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

Помогут сформировать знания о темпе речи и пословицы.

-Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? О каких недостатках устной речи говорится в них?

          ЗА ТВОИМ ЯЗЫКОМ НЕ ПОСПЕЕШЬ БОСИКОМ.

           СЛОВО ЗА СЛОВОМ  НА ТАРАКАНЬИХ НОЖКАХ ПОЛЗЁТ.

          ЛЕПЕЧЕТ, КАК СОРОКА.

          БОРМОЧЕТ, ЧТО ГЛУХАРЬ.

          ПИЩИТ, КАК ЦЫПЛЁНОК.

-Чему учат эти пословицы? Нет ли среди нас «сорок» и «глухарей»?

       Далее учитель учит детей определять зависимость изменения темпа высказывания от его содержания и основной мысли, от чувств и настроения рассказчика, а также формирует умение выразительно читать готовые тексты и произносить собственные высказывания. Например, дети слушают сочинение девочки «Скучное воскресенье» сначала в замедленном, соответствующем содержанию темпе, а затем в ускоренном. После обсуждения делается вывод о том, что и медленный темп – средство выразительности речи. Темп замедляется, когда хочется выразить плохое настроение, скуку, подчеркнуть однообразие происходящих событий. Здесь же знакомлю детей с третьей схемой-опорой ОСВ –  «Темп речи», на которой изображены ракета, летящая ввысь, и ползущая черепаха. (Приложение № 3).  

Кроме интонационных средств,  существуют ещё и неязыковые средства выразительности устной речи. Это жесты и мимика. Жесты могут употребляться и во время молчания, и сопровождать речь. Они подразделяются на указательные, изобразительные, эмоциональные, этикетные и так далее. Мимика (выражение лица), как и основной тон высказывания, может отражать самые разнообразные чувства и настроения говорящего: радость, горе, печаль, испуг, страх, обиду и тому подобное. Практика показывает, что школьники часто вообще не используют жесты и мимику, либо используют их неумело. Например, рассказывают о весёлом, но с «каменным» выражением лица, и  наоборот, о грустном, печальном – с усмешкой на лице.

Вся работа над жестами и мимикой может состоять из трёх этапов.

         ПЕРВЫЙ ЭТАП – «БЕЗ СЛОВ». Задача этого этапа – познакомить детей с различными видами жестов и мимики, употребляемых в ситуациях, когда можно «сказать» без слов. Показываю детям схемы-рисунки с изображением различных видов мимики. Нужно определить, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок. (Приложение № 4). Далее описываю ситуации, а дети с помощью жестов и мимики изображают соответствующие действия и состояния участников этих ситуаций.

        Например, прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?

ВТОРОЙ ЭТАП – «ЖЕСТ, МИМИКА И СЛОВО». На этом этапе выясняется вспомогательная по отношению к слову функция неязыковых средств: что скажешь? Как покажешь? Как выразишь мимикой? Например, встречаются два знакомых мальчика. Как они будут здороваться, приветствовать друг друга?

ТРЕТИЙ ЭТАП – «СЛОВО, ЖЕСТ И МИМИКА». На этом этапе жесты и мимика рассматриваются уже как средства выразительности устной речи. Например, предлагаю разыграть понравившиеся отрывки сказок, правильно используя необходимые  жесты и мимику.

«…Ваня взял карандаш и написал: «Жил-был король…» Тут Ваня ЗАДУМАЛСЯ И ПОДНЯЛ ГЛАЗА К ПОТОЛКУ. Леночка заглянула в тетрадку и прочла, что написал Ваня…»

        Для того  чтобы научиться читать выразительно, учащиеся должны овладеть не только интонационными средствами выразительности, но и умениями, которые формируются в процессе анализа произведения. Из ряда умений, связанных с анализом текста, можно выделить:

А) умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, его героев, автора;

Б) умение представлять в своём воображении картины, события, лица, выражающиеся с помощью так называемых «словесных картин»;

В) умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним своё определённое отношение;

Г) умение пользоваться паузой и логическим ударением;

Д) умение определять задачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и у читателя.

Умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, его героев, автора не приходит сразу, над ним надо работать постоянно. Очень важно развивать у детей способности находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотносить его с поступком, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

Например, учащиеся читают произведение  Д. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка». Учитель спрашивает: «Когда мы читали об оставшейся в замёрзшей полынье одинокой Серой Шейке и встрече её с Лисой, какое чувство у вас вызывала судьба уточки? (Её было жаль.) А какие чувства испытывала  Серая Шейка? (Чувство страха, одиночества, она очень боялась лисы.) Работая с текстом при повторном чтении, мы соотносим героев с их поступками, определяем эмоциональное состояние каждого по ремаркам-словам, например: Серая Шейка в тексте названа «бедной», «беззащитной». Определили, что заяц ей сочувствует, а лиса злорадствует и радуется беде уточки. Это можно установить путём анализа отрывков текста. В произведении отношения лежат на поверхности, их легко определить по словам автора.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение детей. Эти умения формируются с помощью такого известного приёма, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста. Чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание текста, уметь выбрать в соответствии с предлагаемой темой отрывок текста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить «краски»), представить её мысленно, затем свериться с текстом (проверяя себя) и, наконец, нарисовать её словами.

Словесное рисование проводится после анализа текста, с преобладанием коллективной работы во втором классе и с постепенным увеличением доли самостоятельной работы к четвёртому классу.

Для того,   чтобы помочь детям выразить своё отношение к героям произведения, на уроках используется таблица-памятка «Глаголы эмоционального состояния» (Приложение № 5), в которой 142 глагола эмоционального состояния и отношения разделены на подгруппы с различными значениями:

-глаголы, обозначающие тяжёлое душевное состояние;

-хорошее душевное состояние;

-возбуждённое состояние;

-неловкость, неуверенность в себе;

-храброе, уверенное состояние;

-удивление;

-положительное отношение;

-отрицательное отношение;

-переживание, сочувствие.

Применение этих глаголов позволяет существенно обогатить речь учащихся, помогает им передавать чувства и переживания людей и животных – героев произведений, их эмоциональное состояние. Использовать таблицу «Глаголы» можно на уроках русского языка (синонимы-антонимы), при подготовке к сочинениям, на уроках чтения при определении основного тона высказывания.

 Например, после чтения сказки «Айога» прошу детей найти в таблице глаголы, которые обозначают чувства родителей девочки (сердиться, возмущаться, обидеться), чувства самих детей по отношению к ней (недолюбливать). Эти чувства надо постараться передать при повторном чтении.

Развитию речи учащихся и умению выразительно читать служит и другое пособие – «Словарик настроений». В этом пособии (таблице) записаны прилагательные, обозначающие разные виды настроений. Они разделены на группы для удобства поиска. Например, при чтении стихотворения Плещеева А.Н. «Мой садик» прошу детей найти в таблице слова, рисующие настроение автора (весёлое, бодрое, настроение любования, светлое).

-Докажите, что вы правы, выборочным чтением отрывков. Постарайтесь при чтении вслух передать голосом это настроение, подумайте о соответствующей мимике. (Приложение №  6).

Чтобы научить детей выразительно читать и рассказывать, важно сформировать у них умение пользоваться паузой и логическим ударением. Наблюдения за паузой могут вестись на материале любого произведения, как прозаического, так и стихотворного, попутно с изучением темпа или ещё раньше, на уроках обучения грамоте. Сначала дети знакомятся с паузой в конце предложения. Затем упражняются в постановке пауз между словосочетаниями, знакомятся  с  поэтической и психологической паузами (используемыми при смене мыслей, настроения).

Чтобы дети поняли, что такое логическое ударение, уже с первого класса можно проводить специальные упражнения на интонирование одного и того же предложения:

-Всё вторит весело громам!

           -Всё вторит весело громам!

                       -Всё вторит весело громам!

-Какая мысль подчёркивается в каждом случае?

Постепенно подвожу детей к выводу, что выделение голосом при чтении важных слов и словосочетаний называется логическим ударением.

В дальнейшем дети учатся слышать логические ударения в чтении учителя, товарищей. Они самостоятельно ищут слово, которое надо прочесть с логическим ударением, выбирают вариант логического ударения, чтобы он соответствовал авторскому замыслу. После ознакомления с паузой и логическим ударением детям можно предложить таблицу со знаками разметки текста:

1. Ударение в слове: дли′нный, длина′.

2. Логическое ударение: слово подчёркивается чертой.

3. Паузы обозначаются: короткая   ¦ , средняя  , длительная   ║.

4. Замечания о темпе, окраске голоса, громкости чтения записываются словами  на полях текста (закладке, кальке) карандашом: читать быстро, медленно, весело, тихо.

Сложным, но необходимым, является следующее умение – определять в тексте основную задачу чтения (какое отношение вызвать у аудитории). Задача чтения – это «осознанное  желание вызвать у слушающих определённое отношение к содержанию текста…» (Т.Завадская).

Степень осознания задачи чтения находится в прямой зависимости от понимания учениками ситуаций, в которых оказываются герои произведения. Уже ученики вторых классов под руководством учителя способны осознать простейшие задачи чтения при анализе произведений, содержание которых совпадает с жизненным опытом детей.

Например, читается «Волшебное слово» В.Осеевой. Рассматривается первый эпизод: разговор Павлика со стариком. Определяется эмоциональное состояние мальчика (он сердит, разговаривает со стариком грубо, считает виноватыми всех окружающих). Рисуется словесная картина «Разговор Павлика со стариком». Выясняется отношение детей к Павлику (он неправ, очень груб, его поведение не вызывает симпатии). После этого определяется задача чтения этого эпизода: читая слова Павлика, рассказывающего о своих «несчастьях» старику, мы должны показать своё осуждение мальчика за грубость. И только после определения задачи чтения пробуется соответствующая ей интонация: Павлик говорит резко, грубо бубнит, возмущается. Здесь же следует оговорить и использование  неязыковых средств выразительности: мимики и жестов. Например: Павлик старается не смотреть в глаза старику, поворачивается к нему боком, спиной, показывая тем самым своё нежелание разговаривать. Брови у мальчика сдвинуты, губы надуты.

В третьем и четвёртом классах ученики всё чаще встречаются в художественных произведениях с такими ситуациями, которых не было в их личном опыте. Это более сложная ступень в осознании задачи чтения, которая становится доступной учащимся начальной школы благодаря специальному анализу.

Уже во втором классе на уроках чтения можно начинать учить детей простейшему анализу произведения с помощью специальной «Памятки» (Приложение № 7). Работу лучше всего начинать с анализа стихотворений, так как они небольшие по объёму. Сначала анализ проводится «цепочкой», то есть дети по очереди читают пункты «Памятки» и с помощью учителя и товарищей пытаются раскрыть их.  

     Постепенно детям предоставляется большая доля самостоятельности, и уже в третьем  классе младшие школьники легко справляются с анализом стихотворного произведения при подготовке к выразительному чтению. Эта же  «Памятка» может быть использована и при анализе чтения своего товарища: получилось ли чтение выразительным? Почему? Что удалось, а над чем ещё надо поработать? На какие средства выразительности устной речи обратить большее внимание?

В четвёртом классе, в связи с возросшей скоростью чтения и сформированными умениями анализировать текст, можно ввести другую «Памятку» - «Как подготовиться к выразительному чтению прозаического текста».

1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон (окраску голоса), темп чтения, громкость; пометь паузы, логические ударения.

6. Сначала прочитай текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен в выборе ОСВ. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

    Культура звуковой стороны речи школьника достигается не только на занятиях по специально отведённому для этого предмету «родной язык», включающему, как мы видим, целый комплекс знаний, умений и навыков. Большую роль в формировании выразительной речи детей играют все предметы учебного плана.

Например, уроки пения и слушания музыки, на которых ведётся работа над правильным произношением звуков речи, обращается внимание на артикуляцию, вырабатывается чувство ритма, темпа, силы и тембра голоса. На этих уроках дети усваивают многие необходимые представления, понятия и их словесное обозначение, например: темп – быстрый, медленный, сила звучания – громко, тихо, чёткость и ясность произношения, различные динамические оттенки. Наконец, такие понятия, как тон, интонация. Особенно ценно, что на уроках музыки даются представления о тембре, как эмоциональной окраске исполнения: торжественное, грустное, радостное, бодрое звучание. Полученные знания и умения дети переносят на речевую практику.

Так, на первом уроке по теме «Что такое музыкальная речь» второклассники слушают знакомую им песню Л.Бетховена «Сурок». Школьники должны почувствовать и осознать выразительное значение мелодии, гармонии медленного темпа и негромкого звучания. Пусть ребята подумают над тем, почему эта песня звучит так печально, какова основная мысль произведения.

При изучении темы «Интонация» в третьем классе также привлекается опыт учащихся, приобретённый ими на других школьных занятиях, что позволяет осуществить выявление сходного и различного между разговорной речью и речью музыкальной. Исполнение таких песен, как «Скворушка прощается» Т.Попатенко, «Болтунья» С.Прокофьева, белорусской народной песни «Перепёлочка» и других, подводит ребят к пониманию того, что интонационная осмысленность присуща и музыке. Музыкальная интонация усиливает выразительность текста в песне.

 Мелодия – это «душа» музыки, поэтому при исполнении мелодии необходимо стремиться к её предельной выразительности, выделяя смысловые вершины, подчёркивая логические ударения во фразах.

Положительное влияние на формирование выразительной речи оказывают и занятия в кружке «Кукольный театр», к участию в котором я привлекаю детей, начиная со второго полугодия первого класса. Занятия в кружке помогают решить многие задачи: это и работа над текстом литературного произведения, обогащение духовного мира и эмоциональной сферы ребёнка, и взаимосвязь всех видов речевой деятельности.

 Кроме того, ощутимо развивается личность ребёнка, совершенствуются навыки выразительного рассказывания. Часто те дети, которые стесняются выступать перед аудиторией, свободно чувствуют себя за ширмой и совершенно преображаются, озвучивая лису или медведя, осознанно изменяя тембр голоса, его силу и темп.

Большую помощь по обучению детей выразительной речи могут оказать и уроки риторики, которые вернулись сейчас в некоторые школы как обязательный предмет. Многие школьники получают риторические знания о том, как стать хорошими собеседниками, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией. Никто, надеемся, не будет возражать, что и в повседневной жизни, и на учебных занятиях или праздничных встречах мы с особым интересом слушаем того, кто говорит чисто и правильно, кто умеет грамотно выразить своё мнение, не путается в мыслях и словах.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы.

При обучении младших школьников выразительности речи и чтения, рассказывания необходимо соблюдать постепенность, последовательность, помня о комплексности задачи и сложности её выполнения.

Речь усваивается детьми в процессе общения с окружающими взрослыми, и прежде всего с учителем и товарищами по классу, причём общение должно быть активным, организованным, при полной заинтересованности участников общения.

Представления детей об окружающей действительности, жизненный опыт детей должны постоянно пополняться, развиваться путём наблюдения окружающей жизни, бесед, рассказов и выразительного чтения учителя, так как это является основой содержательности их речи.

Систематическое обучение языку, ознакомление с его законами и нормами – необходимое условие успешного развития выразительной речи

                                           ЛИТЕРАТУРА.

         1. АБДУЛЛИН Э.Б., БЕЙДЕР Т.А., ВЕНДРОВА Т.Е. И ДРУГИЕ. «МУЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ». МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ  Д.Б.КАБАЛЕВСКИЙ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1985.

2. АНТОНОВА Л.Г. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. «УРОКИ РИТОРИКИ». ПОПУЛЯРНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ. – ЯРОСЛАВЛЬ, «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ», 1997.

3. ГОРБУШИНА Л.А. «ОБУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ». – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1981.

4. МИХАЙЛОВА М.А. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. – ЯРОСЛАВЛЬ, «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ», 1997.

5. ОМОРОКОВА М.И. «ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ». – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990.

6. ПОРТНЯГИНА М.А. «ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГЛАГОЛОВ ЭМОЦИОНЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ОТНОШЕНИЯ». – Ж. «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», 1990, № 1.

7. РУДАКОВА В.П. «КРУЖОК «КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»». – Ж. «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», 2005, № 3.

8. ШПУНТОВ А.И. «РАБОТА НАД СРЕДСТВАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА». – Ж. «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 1, 1981; № 4,1989; № 1, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика обученности детей младшего школьного возраста.

Диагностика обученности детей младшего школьного возраста. При использовании диагностики оценка обучающегося нравственна, т.к. в таблицах по диагностике прослеживается динамика обученности конкретного...

Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...

«Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»

В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...

"ВКЛЮЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА В КОМПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В ОТДЕЛЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ"

Актуальность. В настоящее время интерес к истории куклы в вепсском народном костюме возрождается мастерами домов народного творчества. В школьные программы не включены уроки по знакомству с искусством...

консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».

Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В.  для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...

Статья на тему: "Интерактивные кубы – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста"

Интерактивные кубы IMO-LEARN – один из новых вариантов интерактивного оборудования, разработанный для эффективного внедрения в образование интерактивных методов обу...


 

Комментарии

Козлицкая Ирина Владимировна

В статье указаны номера приложений, которые будут прикреплены позже.

Никитина Наталья Борисовна

Большое спасибо за Вашу статью! Действительно в наше время дети читают с неохотой, родители не могут их увлечь чтением, и вся ответственность во многом перекладывается на плечи учителя. Мало научить чтению, ведь умения проникнуть и прочувствовать произведение в младшем школьном возрасте приобретаются только при выразительном чтении.