Урок первичного предъявления новых знаний при постановке и решении проектных задач.
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Мордвинова Оксана Вячеславовна

В статье автором раскрывается технология обучения младших школьников решению проектных задач на уроках изобразительного искусства через формирование универсальных учебных действий.  В статье предлагается технологическая карта урока первичного предъявления новых знаний при постановке и решении проектных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мордвинова О.В.,

учитель изобразительного искусства МАОУ СОШ №5 г.о. Балашиха    

          Аннотация: В статье автором раскрывается технология обучения младших школьников решению проектных задач на уроках изобразительного искусства через формирование универсальных учебных действий.  В статье предлагается технологическая карта урока первичного предъявления новых знаний при постановке и решении проектных задач.

          Ключевые слова: технология проектных задач, развитие универсальных учебных действий, образовательный «продукт», уроки изобразительного искусства.

Современный учитель изобразительного искусства всегда находится в поиске эффективных технологий, развивающих творческие способности обучающихся, формирование навыков саморазвития и самообразования. Я стараюсь внедрять в свою работу, что-то новое, интересное. Узнав о технологии постановки и решении проектных задач, я заинтересовалась ей.

Проектно-задачная технология обучения (авторы А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова) является базовой образовательной технологией формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Принципиально носит групповой характер.

Основная цель проектных задач направлена не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного «продукта».

В проектной задаче должна быть описана проблемная ситуация, а само задание формулируется детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, возможных вариантов конечного  «продукта» было несколько. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации.

Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

Решение проектной задачи означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.

В ходе решения проектных задач у младших школьников (1-4 классы) формируются следующие способности:

- видеть проблему; анализировать свою работу;

- ставить и удерживать цели;

- составлять план своей деятельности;

- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- взаимодействовать, отстаивать свою позицию, принимать точки зрения других.

Проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе (5-9 классы).

Приведем пример проектной задачи по изобразительному искусству:

УРОК  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «РУССКАЯ ИЗРАЗЦОВАЯ ПЕЧЬ»

 

Тема

Русская изразцовая печь.

Цель

Создать условия для обучения детей приемам украшения русской изразцовой печи; познакомить с видами изразцов. 

Задачи

Образовательные:

  • формирование эстетического отношения школьников к культуре родного края;
  • представление о вариантах  украшения  теремных палат (роспись, орнамент, изразцы);
  • сформировать умение использования  цветового контраста и гармонии цветовых оттенков для  создания  изразцов.

Развивающие:

  • развитие творчества, композиционного мышления;
  • развитие умения творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.

Воспитательные:

  • воспитание  интереса к миру прекрасного,  культуре своего народа;
  • воспитывание  художественного вкуса.

Планируемый результат

Предметные:

научить создавать узор на изразцах, украшать русскую печь.

Личностные УУД:

формирование навыков работы красками, умение использовать различные виды узоров для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: самостоятельно продумывать замысел и создавать  узор, находить выразительные свойства художественного материала (гуаши); оценивать результат своего труда.

Познавательные:  отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; понимать назначение линии симметрии в изобразительном искусстве и в природе.

Коммуникативные:   уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждать индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности.

Современные образовательные технологии

  • ИКТ,
  • проектно-задачная технология,
  • игровая,
  • технология  здоровьесбережения

Методы

Объяснительно – иллюстративный, практический.

Оборудование

Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под. ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2011

Художественные материалы: гуашь, кисти, макет печки.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация «Русская изразцовая печь», видеоролик

Организация пространства

Индивидуальная, парная, фронтальная работа

Карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя.

Задания для учащихся.

Деятельность учеников

 

УУД

I.Организаци-онный этап

Волшебный, живописный мир!

Теперь знакомы мы с тобой!

В нем чувств и красок, жанров пир!

Он полон красотою!

- Здравствуйте, ребята.

(Проверяет их готовность к уроку)

Личностные УУД:

понимать значение знаний для человека и принимать его; стремиться хорошо учиться и участвовать в делах школы.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся Постановка цели и задач урока..

На сегодняшний  урок мы получили задание: оформить декорацию – русскую изразцовую печь - для спектакля первоклассников на Новый год.

- Можем мы сразу выполнить задание?  ( -Нет.)

- Почему? ( - Мы не знаем, что такое изразцовая печь. Не знаем, что рисовать  и как рисовать.)

-Назовите тему нашего урока.

(- Русская изразцовая печь.)

-Какие цели урока мы поставим перед собой?

(-Узнать, как сделать изразец.

 -Выполнить проектную задачу: оформить изразцовую печь.)

- Оцените свои знания, которые получили на предыдущих уроках  и личный опыт, и проверьте,  достаточно

ли их для того, чтобы выполнить      

Личностные УУД: 

проявлять интерес к новому учебному материалу; принимать другие мнения  и  высказывания,  ува-жительно относиться к ним; делать  выбор,  какое  мнение принять. 

Коммуникативные УУД  

уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им.

Познавательные УУД ориентироваться в сво-

нашу работу.

У вас на партах лежат оценочные листы. Поставьте «+» напротив понятий и действий, о которых вы знаете, и  «-», если не знаете.   Посоветуйтесь в группах и через минуту проверим, что у вас получилось.

1. Печь  + 

            -Где печь часто встречается?

            - В сказках.

2. Функции печи  + 

            - Грела, кормила, лечила,

              спальное  место.

3. Изразец  -                         - Не знаем.

4. Способы оформления изразца  -

                                        - Не знаем.

5. Как оформить декорацию  -

                                      - Не знаем.

ей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя делать выводы; на основе полученной информации,  принимать несложные прак-тические решения. 

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель урока после предвари-тельного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

III. Актуализация знаний.

 

- А где мы можем получить информа-цию о том чего не знаем?

(- В учебнике, у учителя, в интернете, у родителей.)

 - Откройте учебник на стр.72 и найдите информацию об изразце.

(Изразец – глиняная обожженная яркая плитка.)

 - Достаточно ли мы узнали?

(-Нет. Мы не знаем, что такое изразцовая   печь, как украшали изразцы, как делали изразцы.)

 Познавательные УУД: 

осуществлять поиск нужной информации в учебнике; анализировать объекты, выделять главное, дополнять и расширять имеющиеся знания; извлекать  необходимую информации из просмотренных  презентации и фильма.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

– Я вам помогу.

(Презентация) Перед вами русская изразцовая печь. Что вы можете сказать о ней (Красивая, расписная...)

Появились изразцовые печи в 16 веке. Их сооружали в царских дворцах и боярских теремах. Печку складывали из камня, а потом украшали изразцами. Слово изразец происходит от слова «образить», что значит  украсить. Мастера, так старались, что у них получались настоящие произведе-ния декоративно-прикладного искусства. На изразцах изображали сказочных птиц, животных, мифических существ, единорогов и даже сценки из жизни людей.

- А хотите узнать, как же делали изразцы? Давайте посмотрим учебный фильм. (Видео)  

- Что нового вы  узнали из фильма? Что делали с изразцами после обжига? (Расписывали)

-Посмотрите, какие по цвету бывают

изразцы:

 -красные (терракотовые) - из обожженной глины

 - синие – гжельские

 - зеленые – муравленые (травушка-муравушка)

 - многоцветные 

Изразцы покрывали цветными глазурями и еще раз обжигали, они становились яркими и блестящими.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу урока;

учиться высказывать своё предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

Коммуникативные УУД вступать в беседу и обсуждение, доносить свою  позицию до  других, слушать и понимать речь  других; уметь   сотрудничать уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Личностные УУД:

развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных за-дач; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру .

V. Первичная проверка понимания.

Игра с орнаментами.

   Перед вами эскизы изразцов. Что общего между ними? (Узоры и орнаменты.) На какие три  группы можно их разделить? Посоветуйтесь в парах, подумайте.

(Геометрический, растительный, зооморфный) Собирают всем классом.

Физкультминутка

Коммуникативные УУД при работе в паре, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения, слушать друг друга, принимать позицию партнера.

Регулятивные УУД:  учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по  плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные УУД:

овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятель-ности, уметь использовать их.

VI. Закрепле-ние  нового.

Практическая работы.

-Теперь мы с вами  готовы выполнить наш мини-проект? (- Да, готовы.) 

У вас на партах лежат плиточки из соленого теста, сегодня это наши изразцы. Что мы будем с ними делать? (- Расписывать.)

Что нам для этого потребуется?

  • материал (гуашь)
  • форма (квадрат)
  • фон , границы
  • цвет
  • рисунок (грибы, ягоды, цветы)

- Посоветуйтесь в паре и распишите изразцы в едином стиле (одна цветовая гамма, один вид орнамента)

VII.

Рефлексия

учебной деятельности на уроке. 

Парами подходят и прикрепляют изразцы.

- Нравится вам печь? Красивая?

- Что мы делали на уроке? (Украшали печь, расписывали изразцы)

- С каким видом декоративно-прикладного искусства познакомились? (- Изразцом)

- Что нового узнали? Какую цветовую гамму использовали для росписи?

- Что было сложного? Вам было интересно?

 - Я желаю вам всегда получать удовольствие от своей работы!

Личностные УУД: понять значимость своего труда,  знаний для человека.

Регулятивные УУД:

учиться совместно с другими давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.

 Вывод: Использование мною технологии постановки и решения проектных задач позволяет привлечь учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влияет на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает интерес. А созданные коллективно «продукты» можно использовать для оформления школьных праздников.

        Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта «Решение проектной задачи «Детский магазин». Закрепление знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и ь»

Цель: Обобщить способы письма и чтения, формировать орфографическое  действие, решать проектную задачу.                          ...

Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовля...

Урок математики 3 класс. Тема: "Деление вида а:1, а:а" Тип урока: "Первичное предъявление знаний"

Перед учителями, работающими по ФГОС НОО стоит важнейшая задача - это формирование совокупности "универсальных учебных действий", а не только освоение учащимися конкретных предметных з...

4 класс Русский язык УМК «Школа России» Тема урока: «Неопределённая форма глагола». Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи

4 класс Русский языкУМК «Школа России»Тема урока: «Неопределённая форма глагола».Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...

Презентация "Постановка и решение проектных задач"

- Особенности проектных задач.-Алгоритм разработки проектных задач.- Время и место проектных задач в образовательном процессе.- Критерии согласно которым задача считается проектной.- Структура проектн...