Урок первичного предъявления новых знаний при постановке и решении проектных задач.
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
В статье автором раскрывается технология обучения младших школьников решению проектных задач на уроках изобразительного искусства через формирование универсальных учебных действий. В статье предлагается технологическая карта урока первичного предъявления новых знаний при постановке и решении проектных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Мордвинова О.В.,
учитель изобразительного искусства МАОУ СОШ №5 г.о. Балашиха
Аннотация: В статье автором раскрывается технология обучения младших школьников решению проектных задач на уроках изобразительного искусства через формирование универсальных учебных действий. В статье предлагается технологическая карта урока первичного предъявления новых знаний при постановке и решении проектных задач.
Ключевые слова: технология проектных задач, развитие универсальных учебных действий, образовательный «продукт», уроки изобразительного искусства.
Современный учитель изобразительного искусства всегда находится в поиске эффективных технологий, развивающих творческие способности обучающихся, формирование навыков саморазвития и самообразования. Я стараюсь внедрять в свою работу, что-то новое, интересное. Узнав о технологии постановки и решении проектных задач, я заинтересовалась ей.
Проектно-задачная технология обучения (авторы А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова) является базовой образовательной технологией формирования универсальных учебных действий в начальной школе. Принципиально носит групповой характер.
Основная цель проектных задач направлена не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного «продукта».
В проектной задаче должна быть описана проблемная ситуация, а само задание формулируется детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, возможных вариантов конечного «продукта» было несколько. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации.
Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
Решение проектной задачи означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
В ходе решения проектных задач у младших школьников (1-4 классы) формируются следующие способности:
- видеть проблему; анализировать свою работу;
- ставить и удерживать цели;
- составлять план своей деятельности;
- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- взаимодействовать, отстаивать свою позицию, принимать точки зрения других.
Проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе (5-9 классы).
Приведем пример проектной задачи по изобразительному искусству:
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «РУССКАЯ ИЗРАЗЦОВАЯ ПЕЧЬ»
Тема | Русская изразцовая печь. |
Цель | Создать условия для обучения детей приемам украшения русской изразцовой печи; познакомить с видами изразцов. |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемый результат | Предметные: научить создавать узор на изразцах, украшать русскую печь. Личностные УУД: формирование навыков работы красками, умение использовать различные виды узоров для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению. Метапредметные УУД: Регулятивные: самостоятельно продумывать замысел и создавать узор, находить выразительные свойства художественного материала (гуаши); оценивать результат своего труда. Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; понимать назначение линии симметрии в изобразительном искусстве и в природе. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждать индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности. |
Современные образовательные технологии |
|
Методы | Объяснительно – иллюстративный, практический. |
Оборудование | Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под. ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2011 Художественные материалы: гуашь, кисти, макет печки. Зрительный ряд: мультимедийная презентация «Русская изразцовая печь», видеоролик |
Организация пространства | Индивидуальная, парная, фронтальная работа |
Карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя. Задания для учащихся. Деятельность учеников |
УУД |
I.Организаци-онный этап | Волшебный, живописный мир! Теперь знакомы мы с тобой! В нем чувств и красок, жанров пир! Он полон красотою! - Здравствуйте, ребята. (Проверяет их готовность к уроку) | Личностные УУД: понимать значение знаний для человека и принимать его; стремиться хорошо учиться и участвовать в делах школы. |
II. Мотивация учебной деятельности учащихся Постановка цели и задач урока.. | На сегодняшний урок мы получили задание: оформить декорацию – русскую изразцовую печь - для спектакля первоклассников на Новый год. - Можем мы сразу выполнить задание? ( -Нет.) - Почему? ( - Мы не знаем, что такое изразцовая печь. Не знаем, что рисовать и как рисовать.) -Назовите тему нашего урока. (- Русская изразцовая печь.) -Какие цели урока мы поставим перед собой? (-Узнать, как сделать изразец. -Выполнить проектную задачу: оформить изразцовую печь.) - Оцените свои знания, которые получили на предыдущих уроках и личный опыт, и проверьте, достаточно ли их для того, чтобы выполнить | Личностные УУД: проявлять интерес к новому учебному материалу; принимать другие мнения и высказывания, ува-жительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. Коммуникативные УУД уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. Познавательные УУД ориентироваться в сво- |
нашу работу. У вас на партах лежат оценочные листы. Поставьте «+» напротив понятий и действий, о которых вы знаете, и «-», если не знаете. Посоветуйтесь в группах и через минуту проверим, что у вас получилось. 1. Печь + -Где печь часто встречается? - В сказках. 2. Функции печи + - Грела, кормила, лечила, спальное место. 3. Изразец - - Не знаем. 4. Способы оформления изразца - - Не знаем. 5. Как оформить декорацию - - Не знаем. | ей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя делать выводы; на основе полученной информации, принимать несложные прак-тические решения. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока после предвари-тельного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. | |
III. Актуализация знаний.
| - А где мы можем получить информа-цию о том чего не знаем? (- В учебнике, у учителя, в интернете, у родителей.) - Откройте учебник на стр.72 и найдите информацию об изразце. (Изразец – глиняная обожженная яркая плитка.) - Достаточно ли мы узнали? (-Нет. Мы не знаем, что такое изразцовая печь, как украшали изразцы, как делали изразцы.) | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации в учебнике; анализировать объекты, выделять главное, дополнять и расширять имеющиеся знания; извлекать необходимую информации из просмотренных презентации и фильма. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | – Я вам помогу. (Презентация) Перед вами русская изразцовая печь. Что вы можете сказать о ней (Красивая, расписная...) Появились изразцовые печи в 16 веке. Их сооружали в царских дворцах и боярских теремах. Печку складывали из камня, а потом украшали изразцами. Слово изразец происходит от слова «образить», что значит украсить. Мастера, так старались, что у них получались настоящие произведе-ния декоративно-прикладного искусства. На изразцах изображали сказочных птиц, животных, мифических существ, единорогов и даже сценки из жизни людей. - А хотите узнать, как же делали изразцы? Давайте посмотрим учебный фильм. (Видео) - Что нового вы узнали из фильма? Что делали с изразцами после обжига? (Расписывали) -Посмотрите, какие по цвету бывают изразцы: -красные (терракотовые) - из обожженной глины - синие – гжельские - зеленые – муравленые (травушка-муравушка) - многоцветные Изразцы покрывали цветными глазурями и еще раз обжигали, они становились яркими и блестящими. | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу урока; учиться высказывать своё предположение на основе коллективного обсуждения заданий. Коммуникативные УУД вступать в беседу и обсуждение, доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других; уметь сотрудничать уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Личностные УУД: развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных за-дач; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру . |
V. Первичная проверка понимания. | Игра с орнаментами. Перед вами эскизы изразцов. Что общего между ними? (Узоры и орнаменты.) На какие три группы можно их разделить? Посоветуйтесь в парах, подумайте. (Геометрический, растительный, зооморфный) Собирают всем классом. Физкультминутка | Коммуникативные УУД при работе в паре, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения, слушать друг друга, принимать позицию партнера. Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия. Личностные УУД: овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятель-ности, уметь использовать их. |
VI. Закрепле-ние нового. Практическая работы. | -Теперь мы с вами готовы выполнить наш мини-проект? (- Да, готовы.) У вас на партах лежат плиточки из соленого теста, сегодня это наши изразцы. Что мы будем с ними делать? (- Расписывать.) Что нам для этого потребуется?
- Посоветуйтесь в паре и распишите изразцы в едином стиле (одна цветовая гамма, один вид орнамента) | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Парами подходят и прикрепляют изразцы. - Нравится вам печь? Красивая? - Что мы делали на уроке? (Украшали печь, расписывали изразцы) - С каким видом декоративно-прикладного искусства познакомились? (- Изразцом) - Что нового узнали? Какую цветовую гамму использовали для росписи? - Что было сложного? Вам было интересно? - Я желаю вам всегда получать удовольствие от своей работы! | Личностные УУД: понять значимость своего труда, знаний для человека. Регулятивные УУД: учиться совместно с другими давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта. |
Вывод: Использование мною технологии постановки и решения проектных задач позволяет привлечь учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влияет на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает интерес. А созданные коллективно «продукты» можно использовать для оформления школьных праздников.
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта «Решение проектной задачи «Детский магазин». Закрепление знаний об обозначении мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и ь»
Цель: Обобщить способы письма и чтения, формировать орфографическое действие, решать проектную задачу. ...
Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)
Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопостовля...
Урок математики 3 класс. Тема: "Деление вида а:1, а:а" Тип урока: "Первичное предъявление знаний"
Перед учителями, работающими по ФГОС НОО стоит важнейшая задача - это формирование совокупности "универсальных учебных действий", а не только освоение учащимися конкретных предметных з...
4 класс Русский язык УМК «Школа России» Тема урока: «Неопределённая форма глагола». Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи
4 класс Русский языкУМК «Школа России»Тема урока: «Неопределённая форма глагола».Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс
: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель: использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...
Презентация "Постановка и решение проектных задач"
- Особенности проектных задач.-Алгоритм разработки проектных задач.- Время и место проектных задач в образовательном процессе.- Критерии согласно которым задача считается проектной.- Структура проектн...